Розин Александр.
 
8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1982 г. - 1986 г.
 
 
10. Хроника БС в 1985 г.
 
На начало года на боевой службе (БС) находились - 1 БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Способный» (бортовой 505), 1 СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Разумный» (бортовой 640, к-3р. Писанко С.В.), 1 МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Заряд» (к-л. Попелковский С.В.) и 1 БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Николай Вилков» (бортовой 066, к-2р. Симонович Валерий Витальевич). Подводный флот был представлен 1 ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-325» с 305 экипажем под командованием Ю.Н.Сысуева.
 
7 января через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыла ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-213» (к-2р. В.А.Огородников). Шла из ПМТО Камрань (СРВ) куда заходила для пополнения запасов и предоставления отдыха личному составу перед переходом в зону ответственности 8-й ОпЭск ВМФ.   20 декабря 1984 г. при несении вахты на кормовой надстройке  заснул матрос Сизов, упал за борт и утонул. Через 15 минут водолазами он был поднят на поверхность, но спасти его не удалось. Расследование показало, что основными причинами происшествия стали: неудовлетворительный распорядок дня на подводной лодке, не позволявший личному составу нормально высыпаться, и неумение погибшего матроса плавать. После контрольного выхода 27 декабря 1984 г. «Б-213» убыла 4 января 1985 г. в составе 8-й ОПЭСК для выполнения задач боевой службы. На переходе в Индийском океане с подводной лодки исчез матрос. Поиски результатов не дали.
9-10 января в Индийский океан через Малаккский пролив вошла очередная американская АУГ с атомным авианосцем «Carl Vinson» CVN-70. Идя на станцию в Аравийском море, он в пути настиг советскую дизельную подводную лодку пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-213» несколько ранее вошедшую в Индийский океан по тому же маршруту. С авианосца был запущен противолодочный вертолет S-61/SH-3 Sea King, чтобы отследить подводную лодку, но, когда он сбросил буй, тот был расстрелян из стрелкового оружия с борта советского сторожевика пр.1135 (НАТО - Krivak).  
13 января через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыл СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Горделивый» (К-2р. Лазарев Валерий Александрович). На 8 месячную БС вышел в октябре 1984 г. заходил в ВМБ Камрань, откуда отправился в Индийский океан.
17 января Индийский океан покинула ПБПЛ пр.1886 (Ugra) «Иван Вахрамеев» (бортовой  807, к-3р. Шаров) выполнявшая межфлотский переход на ТОФ к месту базирования в ПМТО Камрань (Вьетнам). 21 января 1985 г. пересекли экватор на 104.7 вост. долготы.
18-19 января на станции в Аравийском море прибывший авианосец «Carl Vinson» CVN-70 сменил находившийся там авианосец «Independence» CV-62. В период с 19 января по 12 апреля 1985 г.  «Carl Vinson» работал в основном на юго-западе от 20ºN, 60ºE, к востоку от острова Аль-Масира (Оман). Участвовал в целом ряде учений и маневрах - с французами (23-24 января) и с англичанами (27-28 января). С Оманом - Beacon Flash 85-3 и 85-4 (16-19 февраля), Beacon Flash 85-5 (23-26 марта). За время нахождения там, самолеты авианосца перехватили 98 советских (Ан-12, Ил-38, Ил-62, Ил-76) и 16 иранских самолетов (Lockheed P-3F Orion, Lockheed C-130 Hercules).
26 января через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыла ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-320» (капитан 1 ранга В. Т. Аникин). На БС вышла из ПМТО Камрань.
В конце января обогнув Африканский континент в Индийский океан, прибыл БРЗК пр. 1826 (НАТО - Balzam) «Прибалтика» (бортовой номер ССВ-80, капитан 3 ранга В.А. Терещенко) выполняющий межфлотский переход с Балтики на ТОФ. Еще находясь на Балтике 29 декабря 1984 г. корабль включён в состав 38 отдельной бригады разведывательных кораблей ОСНАЗ КТОФ. 9 января 1985 г. начали переход из Балтийска во Владивосток. При переходе выполнял задачи в Атлантическом океане и осуществил деловой заход в порт Луанда (Ангола). Перешел к о.Сокотра, а уже оттуда вышел для слежения за американским атомным авианосцем «Carl Vinson» CVN-70 до его ухода из Аравийского моря.
В январе через Суэцкий канал в Индийский океан  прибыла плавмастерская  пр.304 (НАТО - Amur) «ПМ-156» выполнявшая переход после ремонта в Польше к месту базирования.  Старший перехода - кап.3 ранга Выборнов Михаил Петрович (с 1985 г. командир 513 группы судового обеспечения (ГСО)). В поход вышли  21 декабря 1984 г. заходили в п. Тартус (Сирия), по прибытию зашли в  ПМТО на арх. Дахлак (Эфиопия), в феврале покинули Индийский океан и 25 февраля прибыли в ПМТО Камрань (Вьетнам). 
30 января - 7 февраля американская атомная подводная лодка «Indianapolis» SSN-697 действующая в Индийском океане с ноября 1984 г. находилась с визитом в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling).
11-17 февраля самолеты с американского атомного авианосца «Carl Vinson» CVN-70 отслеживали первую советскую атомную ракетную подводную лодку класса Charlie (пр.670).
26 февраля через Суэцкий канал на БС Индийский океан прибыли БПК пр.1134А (НАТО - Kresta)  «Маршал Тимошенко» (бортовой 691, к-3р. Сергеев Владимир Валентинович) СФ и БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Николай Фильченков» ЧФ, на борту которого находился усиленный 882 ОБМП (командир батальона - майор Лисовский А.А., ЗпоПЧ - майор Киевич В.Я., НШ - майор Росляков О.Ю.). «Маршал Тимошенко» первым из кораблей 1-го ранга Северного флота прошел Суэцким каналом в Красное море, в Порт-Саид прибыл 24 февраля. Перед этим  20 февраля в точке якорной стоянки из-за неисправности донно-забортной арматуры было затоплено кормовое машинно-котельное отделение. Старшина машинной команды решил проверить маховик кингстона. Кораблю уже было десять лет, и все эти годы он ходил по морям практически без ремонта, и, конечно, за это время кое-что «прикипело», в том числе и этот маховик. Мичман все сделал правильно, подставил упор, но никем не подстраховался, как требовала инструкция. Когда он нажал на маховик, то произошел надрыв. Менее чем за пять минут вода поднялась под верхнюю площадку отделения. Для устранения неисправностей в отделение и за борт в водолазном снаряжении спускались командир БЧ-5 капитан 2 ранга В.П.Варфоломеев (впоследствии заместитель командира 7 ОПЭСК по ЭМЧ), командир МКГ ст. лейтенант И.Р.Лукьянов, командир ЭТГ капитан-лейтенант А.И. Ножницкий. Грамотными действиями аварийной партии и машинной команды аварию удалось взять под контроль и устранить. Через несколько суток техническая готовность корабля была восстановлена.
3-5 марта самолеты с американского атомного авианосца «Carl Vinson» CVN-70 отслеживали вторую советскую атомную ракетную подводную лодку класса Charlie (пр.670). 
17 марта через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыла АПЛ пр.671 (НАТО - Victor) «К-314» (экипаж «К-454» - капитан 1 ранга В.А.Качанов). От берегов Вьетнама и до Малаккского пролива атомоход сопровождал МПК пр. 1124 «МПК-170» (капитан 3 ранга Николаенко С. К.)  из 114-й брк ОВР Камчатской флотилии разнородных сил, который в то время базировался на Камрань входя в состав 300-го ДН ОВР. В отличие от однотипных АПЛ СФ работавших в регионе ранее, тихоокеанцы всю БС работали без подменного экипажа. Резервный экипаж Лапшина, прервав боевую подготовку, с конца сентября по ноябрь занимался ремонтом автомобильной дороги в Павловске от КПП до штаба флотилии!
19 марта досрочно завершив БС, Индийский океан покинула ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-213» (к-2р. В.А.Огородников). За короткое время на субмарине погибли два моряка. После проверки штабом 8-й ОПЭСК подводная лодка «Б-213» досрочно была возвращена в основную базу, не выполнив задачи боевой службы. От Малаккского пролива до берегов Вьетнама субмарину сопровождал МПК пр. 1124 «МПК-170» (капитан 3 ранга Николаенко С. К.)  из 114-й брк ОВР Камчатской флотилии разнородных сил, который в то время базировался на Камрань входя в состав 300-го ДН ОВР. По возвращению с БС в Камрань командира сняли, лодку принял командир 611 резервного экипажа Чарков. Но и ему не повезло, при переходе в Союз, в конце марте 1985 г. они якобы залезли в чужие «терводы» и уже дома Чаркова тоже сняли. Инцидент с подводной лодкой вошел в выступление 2 ноября 1985 г. главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова - «на одной из ПЛ за 15 суток до выхода заменили 20% личного состава и даже: командира(!). И в таком составе лодка вышла с базы ТОФ в Индийский океан. Результат: погибли 2 человека, пришлось возвратить ПЛ в базу как неподготовленную.»
В марте под руководством представителей Главной Инспекции МО СССР были проведены двусторонние учения по  высадке на плав демонстративного десанта в районе боевых действий архипелага Дахлаг. В наступлении  находился 882 ОБМП КЧФ (командир батальона - майор Лисовский А.А., ЗпоПЧ - майор Киевич В.Я., НШ - майор Росляков О.Ю.) действующий с БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Николай Фильченков». В обороне - БМП 55 ДиМП КТОФ, командир - подполковник Беркавский В.П. Об этом эпизоде правда в сильно искаженном варианте (время похода, БДК с СФ) упоминается в статье Андрея Зинчука и Василия Золотова «830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный Киркенесский краснознаменный полк ВВС СФ. Краткая история» со слов командира экипажа вертолета Ка-25 подполковника в отставке Виталия Анатольевича Ларионова: «В сентябре-октябре 1986 г. мой экипаж: я и штурман к-н Думанов С.Д. - ходил вместе с экипажем командира отряда м-ра Мулюкова С.Н.- штурман к-н Потяшов В.Н. через Суэцкий канал, Красное море к о. Сокотра на БПК «Маршал Тимошенко». Там проходили учения Генштаба. Наш корабль был штабной, на нём находился заместитель начальника Генштаба. Вместе с нами шли 2 БДК (больших десантных корабля) СФ, которые даже высаживали десант на побережье Эфиопии. Привлекалась к учению и стратегическая авиация.»
В марте-апреле в порту Аден с визитом был БПК пр.1134А (НАТО - Kresta)  «Маршал Тимошенко» СФ.
8 апреля через Суэцкий канал, завершив БС Индийский океан покинул БПК пр.1134А (НАТО - Kresta)  «Маршал Тимошенко» (бортовой 691, к-3р. Сергеев Владимир Валентинович) СФ и БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Николай Фильченков» ЧФ, на борту которого находился усиленный 882 ОБМП.
12 апреля на станции в Аравийском море прибывшая американская АУГ с авианосцем «Constellation» CV-64 сменила АУГ с атомным авианосцем «Carl Vinson» CVN-70. «Carl Vinson» направился к Австралии. 19-26 апреля он отдыхал в Фримантле (19 км к юго-западу от Перта), после чего пару дней работал с австралийским флотом и 30 апреля через пролив Ломбок покинул Индийский океан, направившись в ВМБ Субик-Бей.
В апреле завершив БС, Индийский океан покинула ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-325» с 305 экипажем под командованием Ю.Н.Сысуева. За время нахождения в Индийском океане с августа 1984 г. на 10 суток зашли в ПМТО Дахлак, дважды стояли у о.Сокотра, дважды были в Адене (4 и 7 суток). Находились в основном в Аравийском море, вели слежение за авианосцами. Служба продолжалась 9 месяцев.
В апреле завершив БС, Индийский океан покинула ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-320» (капитан 1 ранга В. Т. Аникин).
23 апреля завершив БС, Индийский океан покинул МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Заряд» (к-л. Попелковский С.В.). За время БС заходили в Аден. Домой пришли 26 мая.
23 апреля через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыл МТЩ пр.266 (НАТО - Yurka) «Мичман Павлов» (бортовой 723, капитан 3 ранга Николаев Алексей Леонидович). На БС вышли 5 апреля.
16 мая через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыли ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-15» (к-3р. А.Е.Наумчик) и БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)  «БДК-90» (к.2 р. Вежнавец А.П.) на борту рота морской пехоты 165 ПМП ТОФ под командованием к-н Охотник В. И. БДК вышел на БС 4 апреля, заходили в ПМТО Камрань, оттуда в Индийский океан шли вместе с «Б-15».
28 мая через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыл БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Строгий» (бортовой 545).
1-5 июня с визитом в Бомбее (Индия) находился СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Горделивый» (К-2р. Лазарев Валерий Александрович).
6 июня завершив БС, Индийский океан покинул БРЗК пр. 1826 «Прибалтика»» (бортовой номер ССВ-80, капитан 3 ранга В.А. Терещенко) выполняющий межфлотский переход с Балтики на ТОФ. Во Владивосток прибыли  16 июня 1985 г., пройдя 35000 миль за 160 суток. Оценка за БС  "отлично".
11 июня завершив БС, Индийский океан покинул БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Николай Вилков» (бортовой 066, к-2р. Симонович Валерий Витальевич).  На борту батальон морской пехоты 390 полка морской пехоты под командованием капитана В.П.Бернавского. Домой пришли 2 июля 1985 г.
14 июня завершив БС, Индийский океан покинули БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Способный» (бортовой 505) и СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Горделивый» (К-2р. Лазарев Валерий Александрович). БПК за время БС трижды с визитами заходил в Аден. Идя домой в районе Корейского пролива на корабле произошло ЧП. Два матроса не поладили между собой, один другого - бачковым ножом пырнул. Тот, который нож в ход пустил, наверное испугался что зарезал насмерть и сиганул за борт - это на ходу корабля. Скорее всего его затянуло под винты. Три дня два корабля искали хоть что-то на поверхности воды, прочесывая район происшествия, по приказу все матросы, свободные от вахт на верхней палубе тщетно всматривались в серые волны. Все выполненные на "отлично" задачи БС пошли насмарку. Во Владивосток пришли 1 июля. У СКР «Горделивый» тоже было не все ладно. На БС посетил два иностранных порта. По итогам проверки за год на 10 ОПЭСК получил оценку - «неудовлетворительно».
Летом 1985 г. у острова Сокотра с кораблем управления пр.05964 (НАТО - Vytegrales) «Даурия» (бортовой 506, Пилипчук А.Е.) ЧФ, столкнулся другой корабль эскадры, какой пока не знаю. Юрий Биленко служивший тогда на «Даурии» вспоминал: «БПК подходил к нам чтобы заправиться водой и под звук оркестра протаранил нас и отрезал кусок борта. Адмирал кричал им полный назад, а они продолжали нас резать как ножом по маслу. Воды они так и не получили, а им надо было идти на Сейшельские острова. А мы собирались уже домой, отрезали кусок борта, перевязали концами. закрыли проход по левому шкафуту и пошли на ПМТО. За ночь когда менялись с другим кораблем нам сварщики с плавмастерской сделали новый борт и мы пошли домой. А красили его уже на переходе в Союз.»
С 22 по 26 июня 1985 г. в порт Мапуту (Мозамбик) с визитом находились БПК «Строгий» и ККС «Борис Бутома» под флагом капитана 1 ранга Н.Н.Берегового. Визит был приурочен к 10-летниму юбилею образования НРМ (25 июня 1985 г.) в целях военно-политической и моральной поддержки правящего в Мозамбике режима. 24 июня БПК «Строгий» посетил председатель партии Фрелимо, президент НРМ, маршал С.М.Машел. На борту высокого гостя встречал капитан 1 ранга Н.Н. Береговой. От имени советских моряков он поздравил главу государства и народ Мозамбика с 10-й годовщиной независимости Республики. Президент С.М. Машел,  выступая перед экипажем корабля, отметил, что народы Советского Союза и Мозамбика объединяют общие благородные цели, тесная дружба и  сотрудничество. Президента НРМ сопровождали члены Политбюро ЦК партии Фрелимо - министр национальной обороны Мозамбика генерал армии А.Ж. Чипанде, министр иностранных дел Ж. А. Чиссано, начальник Генерального штаба Народных сил освобождения генерал-полковник С.М. Маботе и командующий ВМС генерал-лейтенант П.Г. Одала. В ходе визита моряки-тихоокеанцы возложили венок к памятнику героям Мозамбика, приняли участие в юбилейных торжествах, познакомились с учебой и службой мозамбикских военных моряков, выступили с концертами перед студентами университета и трудящимися предприятий, совершили экскурсии по городу.
Для БПК «Строгий» этот визит стал последним посещением иностранного порта в его биографии. В ряде источников ошибочно сообщается, что в перед этим БПК  в ходе БС заходил в Севастополь для ремонта. В Севастополь он заходил в ходе БС 2 декабря 1977 г. по 16 октября 1978 г.  имея бортовой номер 100, а в ходе упоминаемой службы он таких переходов не выполнял, тем более что в Индийский океан он прибыл только в середине мая 1985 г. Ошибка пошла гулять из-за неточности допущенной в справочнике С.С.Бережной «СОВЕТСКИЙ ВМФ 1945-1995 Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы» «Морская коллекция» № 1 1995 г. - «В 1985 г. корабль нес боевую службу в Южно-Китайском море и Индийском океане в составе 8 ОПЭСК, после чего прошел в Севастополе краткий неотложный ремонт. На обратном пути, следуя во Владивосток, 22-26 июня 1985 г. БПК «Строгий» (бортовой № 100) под флагом заместителя командира 8-ой ОПЭСК капитана 1 ранга Н. Н. Берегового вместе с танкером «Борис Бутома» нанес официальный визит в п. Мапуту (Мозамбик).» И позднее В.В.Костриченко, А.А.Простокишин «Поющие фрегаты» Большие противолодочные корабли проекта 61. ж.Морская коллекция № 1 1999 г. или «Тихоокеанская эскадра. 10-я ОпЭск» Москва 2013 г. в Приложении №2 «…БПК зашел, возвращаясь на Дальний Восток из Севастополя, где прошел краткий неотложный ремонт.»
10 августа 1985 г.  через Суэцкий канал, в Индийский океан прибыл ПСКР пр.11351 (НАТО - Krivak) «Дзержинский» (капитан 1 ранга Рагоньян Левон Ардашевич) выполнявший межфлотский переход из Севастополя во Владивосток  после постройки. Из Севастополя вышел видимо 5 августа.  7 сентября через Малаккский пролив покинул Индийский океан. 24 сентября завершив переход прибыл во Владивосток, затем перешел на Камчатку и вошел в состав Камчатской 1-й дивизии пограничных сторожевых кораблей (1-й ДиПСКР) Тихоокеанского Пограничного округа. Ошибочно пишут, что он шел  из Севастополя во Владивосток вокруг Африки.
20 августа через Суэцкий канал, в Индийский океан на БС прибыла черноморская ПБПЛ пр.1886 (НАТО - Ugra) «Волга» (бортовой 876).
23 августа через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыла ПЛАРК пр.675МК (НАТО - Echo II) «К-175» (капитан 3 ранга В. Г. Кондаков).
2 сентября завершив БС через Суэцкий канал Индийский океан покинула плавбаза пр.1886 (НАТО - Ugra) «Иван Колышкин» Северного флота (бортовой 915, Бражник М.А.).
В конце августа - начале сентября через Малаккский пролив в Индийский океан прибыла АУГ во главе с авианосцем «Kitty Hawk» CV-63. 27 августа два советских бомбардировщика Ту-16 вылетевших из Вьетнама отслеживали авианосец.
3 сентября завершив БС, Индийский океан покинула АПЛ пр.671 (НАТО - Victor) «К-314» (экипаж «К-454» - капитан 1 ранга В.А.Качанов). Атомоход встречал и сопровождал через Малаккский пролив и до ПМТО Камрань СКР пр.159 «СКР-23» (бортовой 656, к-л. Соколов Андрей Николаевич) который базировался на ПМТО Камрань во время своей БС с 03.06.1985 г. по  15.05.1986 г. До конца года АПЛ базировалась на Камрань, с 24 ноября по 1 декабря (старший на борту - командир 38 ДиПЛ) обеспечивала опытовые исследования НИС «Академик Крылов» в центральной части Южно-Китайского моря. 29 декабря при межбазовом переходе в базу - бухту Павловского произошла авария на ППУ, получила серьезные повреждения и вышла из строя на длительный срок.
10 сентября два советских самолета Ил-38 осуществили облеты авианосца «Kitty Hawk» CV-63 в северной части Аравийского моря.
13 сентября командующий ВМС США на Ближнем Востоке (CoMiDEastFor) приказал кораблям авианосной группы «Kitty Hawk» CV-63 приступить к сопровождении американских торговых кораблей в Персидском заливе, из-за продолжающихся иранских захватов торговых судов. 22 сентября два боевых корабля были сняты с учений по противолодочной обороне АУГ, чтобы возобновить операции по наблюдению в Персидском заливе. 21-25 сентября в ходе учений авианосец «Kitty Hawk» CV-63, работал также с двумя союзными ракетными эсминцами: 21-22 сентября с французским «Du Chaya» D-630 и  25 сентября с британским «Exeter» D-89.
19 сентября через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыл МТЩ  пр.266М (НАТО - Natya) «Запал» (бортовой 705, капитан-лейтенант Гончаров Александр Николаевич) на БС вышли 28 августа.
В сентябре через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыла ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-427» (к-3р. И.И.Фокин). В июне осуществила переход в ПМТО Камрань, 1-9 августа в составе отряда кораблей (СКР и танкер) нанесла визит в Дананг (Вьетнам). В августе-сентябре переход в Индийский океан к о.Сокотра. 
23 сентября завершив БС, Индийский океан покинул МТЩ пр.266 (НАТО - Yurka) «Мичман Павлов» (бортовой 723, капитан 3 ранга Николаев Алексей Леонидович). В ходе БС выполнялись задачи по ведению экономической разведки  в Баб-эль-Мандебском проливе (район о-ва Перим), проводки подлодок от о-ва Нокра (архипелаг Дахлак) до Аденского залива. Задачи боевой службы выполнены успешно. Заходили в п. Аден (НДРЙ) и на ПМТО на о.Нокра архипелага Дахлак (Эфиопия). Покинув Индийский океан, заходили в ПМТО Камрань, домой на базу вернулись 25 октября.
В сентябре завершив БС, Индийский океан покинула ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-15» (к-3р. А.Е.Наумчик). Вернулась в ПМТО Камрань. Вполне вероятно, что проходила через Малаккский пролив и возвращалась до Вьетнама совместно с МТЩ пр.266 (НАТО - Yurka) «Мичман Павлов».
23-24 сентября в Индийский океан обогнув Африку вошел отряд кораблей в составе ТАРКР пр.1144 (НАТО - Kirov) «Фрунзе» (бортовой 050, к-1р. Евгений Григорьевич Здесенко), ракетный эсминец  пр.956 (НАТО - Sovremenny) «Осмотрительный» (бортовой 672, капитан 2 ранга Александр  Иванович Бражник), БПК пр.1155 (НАТО - Udaloy) «Адмирал Спиридонов» (капитан 2 ранга С.А.Долмет), танкер «Генрих Гасанов» выполняющие межфлотский переход на ТОФ.
26 сентября через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыла ДПЛ пр.877 (НАТО - Kilo) «Б-227» (к-3р. А.П.Пупко). В августе вышла в межфлотский переход с ТОФ на БФ к новому месту базирования в Усть-Двинск для обеспечения подготовки экипажей подводных лодок для иностранных ВМС с несением БС в Индийском океане.
29 сентября на БС при проведении ППО и ППР в пункте маневренного базирования порт Аден (Южный Йемен) из-за неправильных действий личного состава произошла разгерметизация активных зон реакторов ПЛАРК пр.675МК «К-175», что привело к резкому ухудшению радиационной обстановки в реакторном отсеке. Была сброшена аварийная защита обоих реакторов. Обеспечение «К-175» электроэнергией производилось от дизельгенератора и судов обеспечения. В результате происшествия пострадали 137 человек. В ряде ранних публикаций в том числе и моих ошибочно писалось что авария произошла на ПМТО Нокра, архипелага Дахлак (Эфиопия) в Красном море.
Вот как это было. 29 сентября по результатам химического анализа 1-ых контуров обоих бортов, было принято решение о необходимости ввода в 1-й контур 2,5%-го раствора аммиака NH3 для доведения показателей качества воды по водородному показателю и содержанию аммиака до требуемых норм. ГЭУ правого борта находится в ТГ-режиме, ГЭУ левого борта была выведена из действия и находилась в режиме расхолаживания. Анализы проб 1-ых контуров, отобранных 28.09.85 г, соответствовали требованиям ГОСТа, за исключением содержания NH3 правого борта =7 мг/л и содержания рН правого борта =7.
Для доведения до нормальных значений КБЧ-5 дал указания КДД ввести в 1-й контур обоих бортов по 10 литров 2,5%-го раствора аммиака. В плане работ на 29.09.85 эта работа предусмотрена не была. Часть л/с, свободная от несения вахты, находилась в увольнении. КДД приказал слабо подготовленному в специальном отношении старшине команды спецтрюмных взять 20 литров 2,5%-го раствора аммиака, хранившегося в выгородке СУЗ, и ввести на каждый борт по 10 литров раствора. Общее руководство выполнением работ КДД поручил КГДУ наряду с тремя другими заданиями, определив работу по вводу аммиака, как одну из наименее важных. Старшина команды спецтрюмных приготовил 10 литров 2,5%-го раствора путем доливки в 9 л питательной воды 1-го литра хранящегося раствора, о чем доложил КДД, высказав при этом сомнения в достаточности концентрации словами:  «Запах очень слабоват». КДД, не проверив качество раствора, дал приказание старшине команды спецтрюмных приготовить дополнительно еще 10 л раствора (по 5 л на каждый борт) и о готовности доложить КГДУ.
Получив доклад от старшины команды спецтрюмных о готовности раствора к вводу в 1-ые контура, КГДУ, находясь в 10 отсеке, передал приказание КДД о вводе 15 литров 2,5%-го раствора NH 3 на каждый борт вахтенному КГДУ.
В 16 ч 32 мин старшина команды спецтрюмных, по приказанию с ПУ ГЭУ, ввел 15 л раствора в 1-й контур правого борта и в 16 ч 45 мин - в 1-й контур левого борта.
В 17 ч 45 мин НХС обнаружил повышение уровня гамма-излучений за насосом ГЦН-146П правого борта. На ПЛ объявлен сигнал «РО» и произведен экстренный ввод ГЭУ левого борта.
В 18 ч 53 мин сброшено АЗ правого борта. При этом уровень гамма-излучения за ГЦН-146П правого борта превысил 5 р/ч. При выходе в ТГ-режим ГЭУ левого борта начался рост гамма-излучения за левый ГЦН-146П.
В 19 ч 58 мин при повышении уровня гамма-излучения за левым ГЦН-146П до 1,5 р/ч была сброшена АЗ левого борта. В дальнейшем, обеспечение ПЛ электроэнергией производилось от дизель-генератора и судов обеспечения.
30.09.85 г по остаткам жидкости, использованной для приготовления раствора, было выявлено, что это не NH 3, а 4-х хлористый углерод. Расследованием установлено, что 4-х хлористый углерод, хранение которого на ПЛ запрещено, был ошибочно получен вместо аммиака НХС ПЛ и командиром реакторного отсека 19.08.1985 в СРБ п.Камрань. Получение производилось без заявки, на основании личной договоренности КДД и ВрИО начальника СРБ. Документы на получение и выдачу жидкости, паспорт, удостоверяющий соответствие жидкости, не оформлялись. Качество жидкости перед доставкой ее на ПЛ не проверялось Выдачу жидкости производил матрос - заведующий хранилищем. При этом его действие никем не контролировались и при переливании жидкости никто из получателей не присутствовал.
Необходимость ввода аммиака в 1-ые контура обоих бортов, не предусмотренная при нахождении ПЛ на боевой службе, была вызвана следующими причинами:
1. После перезарядки ЯР в марте 1985 года, NH3 до нормы доведен не был. ПЛ вышла на боевую службу, имея этот показатель ниже нормы.
2. В системе ГВД в марте 1985 года был принят азот, с содержанием кислорода 0,35 %. Качество азота в системе ГВД после его частичной замены, произведенной в мае 1985 года, не контролировалось. Содержание кислорода в воде 1-ых контуров не определялось.
3. ПЛ вышла на боевую службу, имея протечки 1 контура правого борта по основному разъему и обратному клапану насоса ГЦН-146П правого борта до 15 мл в сутки, что привело к необходимости периодической подпитки 1 контура этого борта.
Благодаря колоссальным усилиям личного состава БЧ-5 и службы радиационной безопасности подводной лодки аварийная ситуация была устранена. Подводная лодка на буксире убыла в порт Камрань. После окончания сроков боевой службы, устранения всех последствий аварии и контрольного выхода в море ПЛАРК «К-175»  убыла в бухту Крашенинникова. Командир подводной лодки капитан 3 ранга В. Г. Кондаков, для которого это был первый поход в должности командира, несмотря на аварийную ситуацию и позорную буксировку атомной подводной лодки, нашел в себе силы и мужество с честью выполнить свой командирский долг и мобилизовать личный состав на преодоление последствий аварийной ситуации. В дальнейшем, благодаря своей настойчивости и целеустремленности, он успешно продолжил службу в ВМФ на высоких должностях: был командиром 26-й дипл, окончил академию Генерального штаба, возглавлял Учебный центр им. Осипенко в Обнинске, Управление боевой подготовки ВМФ. Службу закончил в должности первого заместителя командующего Черноморским флотом в звании вице-адмирала.
В конце сентября 1985 г. в Андаманском море танкер «Ленинское Знамя» передал груз на танкер «Память Ленина». Погода ясная, теплая. Легкий ветерок, но из Индийского океана заходила крупная зыбь. Волны высотой 4-5 метров, не давали шансов судам пришвартоваться лагом и тогда капитаны Костичев Валентин Дмитриевич с «Ленинское Знамя», а на танкере «Память Ленина» Понамарчук Анатолий Павлович, договорились швартоваться лагом, но только на ходу. Танкер «Память Ленина», а он был без груза, лег курсом против волны, а танкер «Ленинское Знамя», в полном грузу начали швартоваться к ним на самом малом ходу. Это была единственная возможность передать снабжение, которое привезли из Находки. А.Записочный вспоминал: «Топливо можно было перегрузить и на бакштове. Все у нас получилось на отлично и мы решили все-таки лечь в дрейф и сработать так, чтобы безопасно передать снабжение, но волны тут же начали в разнобой поднимать и опускать наши суда, причем пустой танкер "Память Ленина" взлетал метров на пять над нами, мы же в полном грузу поднимались меньше, но иногда суда кренились навстречу друг другу и была очень большая опасность навала. Стоянка была очень неспокойная, мы на танкере "Ленинское Знамя" порвали три швартовых конца, лопнул кранец и как только последний мешок снабжения был передан на танкер "Память Ленина", мы опять дали ход и тандемом вышли на самом малом ходу против волны, перекачивая по шлангу топливо. Такая работа тоже была не простой, но навалов и рывков больше не было, а по мере выгрузки у нас и приема груза у них, подкидывания стали значительно меньше и через 12 часов, выполнив задачу мы разошлись. Танкер "Память Ленина" остался еще на два месяца работать в Индийском Океане и пошел на остров Сокотра, а мы последовали в Сингапур и потом домой, где приняли новые 18 тысяч тонн топлива, вернулись в Индийский океан и сменили его на долгие 7 месяцев.»
6 октября АУГ во главе с авианосцем «Kitty Hawk» CV-63 проходя транзитом в направлении Момбасы (Кения),  миновал советскую оперативную группу, сконцентрированную  вокруг атомного ракетного крейсера  пр.1144 (НАТО - Kirov) «Фрунзе» близ Сокотры.
28 октября - 4 ноября АУГ во главе с авианосцем «Kitty Hawk» CV-63 провела учения по противолодочной обороне в Аденском заливе. Два советских самолета Ил-38 провели разведку авианосца и боевой группы "Браво" 28 октября, в свою очередь американскими кораблями был установлен контакт во время учений с советской подводной лодкой класса "Foxtrot" (пр.641).
31 октября через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыл БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)  «БДК-101» на борту рота морской пехоты 390 ПМП ТОФ под командованием м-р Тихончук В. В. На БС вышли 12 октября.
3 ноября завершив БС, Индийский океан покинули атомный ракетный крейсер  пр.1144 (НАТО - Kirov) «Фрунзе», ракетный эсминец  пр.956 (НАТО - Sovremenny) «Осмотрительный», БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Строгий» (бортовой 545) и торговый танкер «Память Ленина» (капитан Понамарчук Анатолий Павлович). Первые два в составе отряда кораблей совершали межфлотский переход на ТОФ с несением 38 дневной БС в Индийском океане, а вторые два возвращались с обычной БС там. Зашли в Камрань. На последнем этапе корабли находились под наблюдением австралийских ВМС. При подходе к Сингапурскому проливу, в непосредственной близости от эсминца «Осмотрительный» следовали корабли капиталистических стран. Им, вероятно, хотелось «проверить» степень обученности тихоокеанцев. Сигнальщик матрос Андрей Абраменков заметил, что иностранный корабль начал опасный поворот и одновременно поднял флаги, означавшие «Ограничен в возможности маневрировать». Он тут же доложил об этом вахтенному офицеру. Не теряя ни секунды, офицер перевел ручку машинного телеграфа на «самый полный назад». Столкновения не произошло. Послушный специалистам электромеханической боевой части, «Осмотрительный» погасил инерцию. Отлично действовали машинисты-турбинисты и котельные машинисты, находившиеся на вахте. Вся цепочка, от сигнальщика до маневристов, управлявших работой главных турбинных двигателей, сработала четко.
С 29 октября советский отряд раз в день наблюдал австралийский морской патрульный самолет P3 Orion. А утром 1 ноября у северо-западного входа в Малаккский пролив их встретил австралийский ракетный фрегат «Canberra»  и сопровождал ее до 5 ноября когда они подошли к вьетнамским водам.
После ухода ОБК во главе с ТАРКР пр.1144 (НАТО - Kirov) «Фрунзе» во Владивосток, выполнявший с ними межфлотский переход  БПК пр.1155 (НАТО - Udaloy) «Адмирал Спиридонов» (капитан 2 ранга С.А.Долмет) продолжил БС в Индийском океане. Как отмечали западные корреспонденты оно «вошло в область операций американского 7-ого Флота и работает в Северном Аравийском море».
11 ноября через Суэцкий канал, завершив БС Индийский океан покинула ДПЛ пр.877 (НАТО - Kilo) «Б-227» (к-3р. А.П.Пупко), продолжив межфлотский переход с ТОФ на БФ к новому месту базирования в Усть-Двинск для обеспечения подготовки экипажей подводных лодок для иностранных ВМС. Пройдя Средиземное море и обогнув Европу прибыла на БФ.
В середине ноября для замены АУГ во главе с авианосцем «Kitty Hawk» CV-63, в Индийский океан через Суэцкий канал прибыл авианосец «Saratoga» CV-60.  5 декабря «Saratoga» стала первым авианосцем, пришвартовавшимся у причала на о.Диего-Гарсия в Индийском океане, где была сооружена американская база.
17-22 ноября с визитом в Бомбее (Индия) находился танкер «Борис Бутома».
Ноябрь заход в Аден ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-427» (к-3р. И.И.Фокин). Ноябрь 1985 - январь 1986 г. она находилась в ПМТО Дахлак.
11 декабря завершив БС, Индийский океан покинул БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)  «БДК-90» (к.2 р. Вежнавец А.П.) на борту рота морской пехоты 165 ПМП ТОФ под командованием к-н Охотник В. И. Домой прибыли 7 января 1986 г., заходили в ПМТО Камрань.
В декабре через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыл БМТ пр.1559В «Владимир Колечицкий» (капитан Киреев Геннадий Иванович). В ноябре вышел из Владивостока на БС.
 
Розин Александр.