Розин Александр.
 
8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1982 г. - 1986 г.
 
 
4. Хроника БС в 1983 г.
 
На начало года на боевой службе (БС) находились -  ТАКР пр.1143 (НАТО - Kiev) «Минск» (бортовой  011, командир - капитан 1 ранга В.Саможенов), 1 БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Ташкент» (бортовой 556), 1 МТЩ-СКР пр.264А (НАТО - Т-58) «Павлин Виноградов» (к-3р. Бояркин Виктор Васильевич), 1 МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Контр-адмирал Першин» (бортовой 753)  и  БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Александр Торцев» (бортовой 055, потом в ходе БС сменился на 052, к-3р. П.Петров), на борту батальон морской пехоты 165 полка морской пехоты ТОФ, командир подполковник В.А.Уфимцев. Подводный флот был представлен одним кораблем -  ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-429» (командир - капитан 3 ранга Е.В.Мякишев, старший на борту - командир 228-го экипажа ПЛ капитан 2 ранга Г.А.Сорокин).
Американцы внимательно отслеживали работу нашего ТАКР «Минск» в Индийском океане, не оставляя его без присмотра, 1-10 января его наблюдателем был ракетный эсминец «Sampson» DDG-10, (History of the USS Sampson DDG-10) а затем его сопровождал до ухода из Индийского океана эсминец «HARRY W. HILL» DD-986.
11 января завершив БС, Индийский океан покинул МТЩ-СКР пр.264А (НАТО - Т-58) «Павлин Виноградов» (к-3р. Бояркин Виктор Васильевич). Задачи боевой службы выполнены успешно. Порты заходов: п. Аден (Южный Йемен), о-в Нокра (Эфиопия, архипелаг Дахлак).
Американская группа Фокстрот действовавшая в Аравийском море состояла из авианосца «ENTERPRISE» CVN-65, атомного ракетного крейсера «BAINBRIDGE»  CGN-25, фрегатов «OCALLAHAN»  FF-1051, «HEPBURN»  FF-1055, эсминца « HULL»  DD-945, ракетного эсминца «WADDELL»  DDG-24, кораблей снабжения «SHASTA» AE-33, «SACRAMENTO»  AOE-1, «WHITE PLAINS» AFS-4 и «PONCHATULA»  TAO-148. С ними также действовали эсминец «HARRY W. HILL» DD-986, он осуществлял слежение за ТАКР «Минск» и присоединился к ним 19-20 января, фрегат «REASONER» FF-1063 работа по ПЛО осуществлял  поиск советских субмарин, присоединился 10 января и французский эсминец «KERSAINT» D-622 работавший с группой до 10 января. Завершив операции в Аравийском море группа провела неделю около Диего Гарсия участвуя в учениях и 11 января начала переход к Австралии, где 18 и 19 января провели учения с ВМС Австралии и 20 января часть кораблей во главе с авианосцем зашла в порт Fremantle для отдыха.
20-26 января американская атомная подводная лодка «Los Angeles» SSN-688 действующая в Индийском океане находилась с визитом в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling). После чего продолжила операции в Индийском океане.
В январе 1983 г., находясь на БС в Аравийском море ПЛАРК пр.670 «К-429» была перенацелена в район учений на тему “Поиск, длительное слежение и уничтожение отряда боевых кораблей противника”, проводившегося по плану ГК ВМФ под руководством командира 8-й ОПСЭК. Роль условного противника выполняли корабли ТОФ, включая ТАКР «Минск» и три противолодочных корабля, выполнявших переход из европейской части СССР на Дальний Восток. Экипажем «К-429» поставленная задача была выполнена с оценкой “отлично”. Подводная лодка своевременно вышла в предполагаемую полосу движения ОБК, обнаружила корабли, сфотографировала главную цель («Минск») через перископ, донесла на КП 8-й ОПЭСК, произвела длительное слежение в течение двух суток, по приказанию КП нанесла условный ракетный удар по главной цели и выполнила торпедные атаки по кораблям охранения. По итогам учения экипажу объявлена благодарность ГК ВМФ.  По окончании БС и возращении в порт Аден штабу 8-й ОПЭСК (ВрИО командира эскадры контр-адмирал Семенов) был сдан отчет по проведенному учению, однако штаб объединения затребовал все черновые документы по проведенному мероприятию, включая журналы с основных постов и вахтенный журнал корабля. В течение суток действия экипажа ПЛ на учениях тщательно изучались, так как руководство ГШ ВМФ было очень недовольно тем, что новейший противолодочный крейсер с противолодочными вертолетами на борту и новейшими противолодочными кораблями охранения не смог обнаружить «К-429». В итоге сравнив отчет «К-429», отчет разведывательного корабля, находившегося в районе учений, данные о маневрировании ТАКР «Минск» и анализ штаба 8-й ОПЭСК, оценку “отлично” экипажу «К-429» за действия во время учений утвердил главком ВМФ.
17 января  завершив БС, Индийский океан покинуло авианосное соединение в составе ТАКР пр.1143 (НАТО - Kiev) «Минск» (бортовой  011, командир - капитан 1 ранга В.Саможенов), БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Ташкент» (бортовой 556). За время похода  самолеты совершили 662 старта с палубы корабля, а вертолеты - 516 (в том числе 146 ночных). Были выполнены заходы в порты Бомбей (Индия) и Аден (Южный Йемен). 15 февраля 1983 г. прибыли во Владивосток.
1 февраля после отдыха в австралийском порту Fremantle (21-26 января), американские корабли - авианосец «Enterprise», эсминец «Harry W. Hill» и судно снабжения «Sacramento» покинули Индийский океан, пройдя через Зондский пролив, вопреки требованиям Индонезии под прикрытием «свободного прохода». 7 февраля они вошли в ВМБ Субик-Бей на Филиппинах.
6 февраля через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыла ПЛАРК пр.675 (НАТО - Echo II)  «К-557» (к-2р. С.Д. Безухов). На службу вышла в октябре 1982 г., заходила в Камрань (Вьетнам) и какое то время работала в Южно-Китайском море.
7 февраля завершив БС, Индийский океан покинула ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-429» (командир - капитан 3 ранга Е.В.Мякишев, старший на борту - командир 228-го экипажа ПЛ капитан 2 ранга Г.А.Сорокин). ЗА время похода выполнила три БС, провела межпоходовый ремонт в ПМТО на о. Дахлак, совершала деловые заходы в порт Аден (НДРЙ). В базу вернулась 9 марта 1983 г.
20 февраля через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Способный» (бортовой 544, к-2р. Часовских). В поход вышли 17 декабря 1982 г., по пути заходили в ПМТО Камрань и там базировались.
3 марта через Малаккский пролив в Индийский океан прибыл БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Ташкент» (бортовой 556). Его экстренное возвращение было связано с тем что он был задействован как корабль охранения в специальной операции по подъему  из воды беспилотного орбитального ракетоплана «Бор-4».
14 марта через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Грозящий» (бортовой 695, к-3р. Захаров Валерий Фридрихович).
16 марта 1983 г. был произведен второй запуск беспилотного орбитального ракетоплана «БОР-4» (уменьшенная копия орбитального самолёта "Спираль", предназначенная для испытания теплозащитных плиток.) - «Космос-1445».
Во второй операции под кодовым названием «Блеск» по теме «БОР-4» в Индийском океане были задействованы - КИК «Чумикан», НИС «Космонавт Павел Беляев» и «Космонавт Владислав Волков», черноморские ПСК «Ямал», «Апшерон», «Донбасс» и корабли охранения  БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Ташкент» и БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Способный». Из них в районе операции 7 кораблей, восьмой - НИС «Космонавт Владислав Волков» остался принимать телеметрию с борта БОР в Аравийском море.
В район Кокосовых островов первыми пришли черноморские ПСК «Апшерон», «Донбасс» и «Ямал». Общая встреча задействованных кораблей состоялась 9 марта в точке 14° 30' ю.ш., 95° в.д.,  14-15 марта вся группа перешла в расчетный район приводнения  17° 48' ю.ш., 97° 51' в.д.
КИК «Чумикан» выполнил двойную задачу: кроме проведения положенных измерений и передачи информации, он ближе всех оказался к месту посадки. На борту был размещён штаб поиска. После обнаружения аппарата с борта «Чумикана» произвёл взлёт вертолёт, которому предстояло охранять приводнившийся БОР от любопытных гостей до прихода ПСК «Ямал». Да, именно так: поднять плавающий предмет вне территориальных вод имеет право любое судно. Вертолёт завис над точкой падения и, как не пытался его спугнуть "Орион", никуда не ушёл. Именно тогда КИК «Чумикан» засветился в иностранной прессе. Были сделаны многочисленные снимки корабля, БОРа и всей операции.
Ко второму полёту «БОР» наученные горьким опытом австралийцы были уже подготовлены. Как только наши корабли появились южнее Кокосовых островов, патрульные самолёты Р-3С «Орион» королевских австралийских ВВС ни на минуту не оставляли их без присмотра, сменяя друг друга. А к моменту вылавливания космического самолёта из вод океана в районе приводнения находился оборудованный вертолетом гидрографическое судно HMAS «Moresby». Вертолёты и патрульные самолёты кружили над самыми головами наших моряков и специалистов. Они детально отсняли весь процесс вылавливания и подъёма космолёта на палубу судна. Как заявлял австралийский министр обороны Gordon Scholes отряд советских кораблей состоящий из ракетного крейсера класса Kara, ракетного эсминца класса Kashin, трех судов обеспечения космических полетов, судна поддержки и судна ракетных испытаний   были под наблюдением с 9 марта.
После завершения участия в операции БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Ташкент» полным ходом отправился в Аден (НДРЙ) куда с визитом должен был прибыть Главком ВМФ СССР.
22 марта 1983 г. с семидневным  визитом в НДРЙ в третий раз (первый в декабре 1974 г., второй в мае 1978 г.)  прибыл Главком ВМФ СССР Адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков. 23 марта Главком провел переговоры с начальником штаба ВС НДРЙ полковником Abdullah Ali Ulayqah. В последний день визита 29 марта Президент Али Насир Мухаммад (Ali Nasir Muhammad) вручил Горшкову медаль «Дружба народов». В Адене он посетил ряд кораблей находящихся там в том числе ПЛАРК пр.675 «К-557», БПК «Ташкент» и плавбазу «Волга».
В ходе визита адмирала С. Г. Горшкова, было подготовлено соглашение о выделении  в порту Аден места для пункта материально технического обеспечения (ПМТО) советских кораблей и базировании при необходимости на аэродроме Эль-Анад смешанного полка авиации ВМФ. МИД пробовал робко возражать, но 28 апреля этот документ был утвержден на Политбюро. Ни о какой базе в порту Аден разговор не шел, потому что тогда из Адена ушла бы международная торговля, которая, в виде беспошлинного транзита - всегда присутствовала там в свободной зоне Аденского порта. А у СССР не было средств и желания компенсировать НДРЙ все доходы от Аденского порта. Да СССР в то время и не претендовал на базу в Адене, довольствуясь «заходами кораблей» (по каждому заходу - отдельное решение Политбюро ЦК ОПОНФ и ЙСП), обычным портовым обслуживанием кораблей, снабжением водой, продовольствием, горючим, допуском экипажей на берег.
С марта 1983 г. иранское командование ввело проводку судов в районе порта Бушир, порта Хомейни только в составе конвоев, усилило здесь оборону. Однако, как отмечается в западной печати, конвои не обеспечивались надежно  разведкой и дальним наблюдением на опасных направлениях, достаточным числом кораблей охранения и поддержки. Слабо были организованы ПВО и ПКО как конвоев, так и наиболее сложного участка маршрута на подходах к заливу Хор-Муса, где суда стеснены в маневрировании из-за навигационных опасностей, именно там по конвоям наносился особенно большой урон. Парадоксально, но факт: проводка судов в конвоях не уменьшила, а увеличила потери танкерного флота. Иракские катера, накопившие  боевой опыт, стали во взаимодействии с самолетами и вертолетами топить и повреждать по 3-5 и даже 7 судов в одном бою.
В 1983 г. действия ВМС Ирака на иранских морских коммуникациях в Персидском заливе еще более активизировались. За год сообщалось об атаках 18 конвоев и нескольких одиночных судов. Было потоплено и повреждено (по иракским данным) 83 судна. В 19 набегах из 25 НУГ наносили удары во взаимодействии с самолетами и вертолетами, 4 судна авиация потопила самостоятельно. Продолжалось минирование подходов к заливу Хор-Муса (на минах подорвалось 2 судна), и наносились бомбовые удары по нефтеэкспортным пунктами и морским нефтепромыслам.
В марте-апреле 1983 г. плавмастерская пр.304 (НАТО - Amur)  «ПМ-156» выполнила переход из ПМТО Камрань (СРВ) в порт Лиепая на Балтике для дальнейшего ремонта на судоремонтном заводе  «Наута» в г. Гдыня (ПНР). При этом в Индийском океане осуществляли буксировку потерявшего ход морского буксира пр.714 (НАТО - Goryn) «МБ-18» Дальневосточного морского пароходства из Малакского пролива до острова Нокра (Эфиопия).
Буксир «МБ-18» шел на смену находящемуся на ПМТО на о.Нокра (арх. Дахлак, Эфиопия) с начала 1982 г. буксиру «МБ-105».  В начале апреля 1983 г. на «МБ-105» во Владивосток отправились сменившиеся экипажи постоянно базирующихся на базе вспомогательных судов. Но на подходе к Сокотре пришла телеграмма, что на идущем ему на смену «МБ-18» полетела турбина, и «МБ-105» оставили на Нокре до сентября. Сменные экипажи там же у Сокотры пересадили на БПК «Ташкент» идущий домой и 25 мая 1983г. они вернулись во Владивосток.
31 марта - 7 апреля американская атомная подводная лодка «Drum» SSN-677 действующая в Индийском океане находилась с визитом в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling). Продолжила операции и в Сан-Диего вернулась в июне 1983 г.
6 апреля через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Николай Вилков» (к-2р. А.Г.Жуков) на борту батальон морской пехоты 390 полка морской пехоты ТОФ под командованием капитана Е.М.Верхозина. В поход вышли 25 марта.
23 апреля через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Трал» (старший лейтенант Нарыков Андрей Викторович, старший на борту начальник штаба 646 днтщ 45 брковр старший лейтенант Илышев Н.Н.). В поход вышли 15 марта, по пути в апреле зашли на ПМТО Камрань (Вьетнам).
26-27 апреля и 2-8 мая в австралийском порту Фрима́нтл находился на отдыхе американский десантный отряд в составе вертолетоносца «New Orleans» LPH-11, десантных кораблей «VANCOUVER» LPD-2, «Barbour County» LST-1195 (он 2-8 мая был в Банбери) и амфибийный грузовой корабль «DURHAM» AKA-114. Они работали в Западной части Тихого океана и это был их эпизодический заход в Индийский океан.
28 апреля сомалийские подразделения ПВО обстреляли два истребителя F-14 с авианосца «America» CV-66, приняв их за советские самолеты МиГ-23. Ни один из F-14 не был сбит, и они благополучно вернулись на авианосец, который работал в Индийском океане. F-14 проводили фотографическую миссию над сомалийским портом Бербера, когда сомалийцы обстреляли их зенитной артиллерией и ракетой SAM-2, которая взорвалась на высоте около 300 футов над стартовой площадкой. Представитель Пентагона заявил, что F-14 получили дипломатическое разрешение от сомалийского правительства на полеты над Берберой. Однако представитель Пентагона заявил, что, хотя министерство обороны Сомали, расположенное в столице Могадишо, дало разрешение, оно не уведомило подразделения ПВО в Бербере. Соединенные Штаты строят военно-морские объекты в порту для поддержки Сил быстрого развертывания США для использования в условиях кризиса в районе Персидского залива.
30 апреля завершив БС, Индийский океан покинули БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Ташкент» (бортовой 556) и ПЛАРК пр.675 (НАТО - Echo II)  «К-557» (к-2р. С.Д. Безухов). «Ташкент» прибыл во Владивосток 25 мая. ПЛАРК на обратном пути опять заходила в Камрань (Вьетнам), домой пришла в июне 1983 г.
В апреле-мае под командованием капитана 2 ранга Н.Ф.Кочергина, БДК «Николай Вилков» (к-2р. А.Г.Жуков) с 1 батальоном морской пехоты (командир - капитан Верхозин Е.М.) выполнил  заход в порт Мапуту Республики Мозамбик, с целью демонстрации военно-морского флага СССР и боевой техники десанта послу Советского Союза и высшему военному руководству республики во время проведения выборов  на IV съезде партии ФРЕЛИМО (апрель 1983 г.).
3 мая 1983 г. обогнув Африку в Индийский океан прибыла очередная американская АУГ в составе авианосца «CARL VINSON» CVN-70, ракетного крейсера «TEXAS» CGN-39 и фрегата «BRUMBY» FF-1044. Это был первый восьмимесячный поход  авианосца (1 марта-28 октября 1983 г.) после введения в строй. В ходе него он побывал в водах Карибского моря, Атлантического океана, Средиземного моря, Южной Атлантики и Индийского океанов, Южно-Китайского моря, Восточного моря / Японского моря и Тихого океана в конечном итоге прибыв к пункту своего базирования в Калифорнии. В Индийском океане пробыл до конца августа проведя множество учений и маневров - BEACON FLASH 83-3 29-31 мая, Exercise 83-6U 2-4 июня с АПЛ «BOSTON» SSN 703, 7-8 июня учения с авианосцем «CORAL SEA» CV 43, MULTIPLEX 83-3 12-14 июня с крейсером «WORDEN» CG 18, BEACON SOUTH 83-2 28-30 июня с австралийцами после них авианосец посетил 1-7 июля порт Перт, а крейсер «TEXAS» CGN-39 и АПЛ «Phoenix» SSN-702 - ВМБ Стерлинг. После визита в Австралию крейсер действовал самостоятельно, а авианосец вернулся обратно проведя 16-18 июля учения WEAPONS WEEK 83-3 у Диего-Гарсия, 6-9 августа Exercise 83-7U с АПЛ «BOSTON» SSN 703, MULTIPLEX 83-4 11-12 августа, BRIGHT STAR 83-4 18-20 августа с сомалийцами. После чего покинули Индийский океан через Малаккский пролив и 7 сентября прибыли в ВМБ Субик-бей.
5-9 мая американская атомная подводная лодка «Guitarro» SSN-665 действующая в Индийском океане (поддерживала АУГ во главе с авианосцем «America» CV-66, участвовала в учениях MultiplEx 83-2) находилась с визитом в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling). Оттуда она отправилась в ВМБ Субик-Бей (Филиппины).
В мае с визитом в Аден (НДРЙ) зашел МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Трал».
6 мая через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл СРЗК пр.850  «Семен Челюскин» (бортовой ССВ-469).
9-13 июня 1983 г. в Коломбо (Шри-Ланка) с официальным визитом пришел отряд под командованием контр-адмирала Г.И.Семенова в составе БПК «Способный», СКР «Грозящий» и танкера «Печенга».
17 июня завершив БС, Индийский океан покинул БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Способный» (бортовой 544). За время БС осуществлены заходы в п. Коломбо (Шри Ланка), п. Аден (НДРЙ). Во время визита в порт Аден доставили туда несколько моряков-связистов, которые потом там служили 3 года при нашей военной миссии. Домой прибыли 23 июня.
20 июня завершив БС, Индийский океан покинули МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Контр-адмирал Першин» (бортовой 753) и БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Александр Торцев» (бортовой 055, потом в ходе БС сменился на 052, к-3р. П.Петров), на борту батальон морской пехоты 165 полка морской пехоты ТОФ, командир подполковник В.А.Уфимцев. БДК домой вернулись 6 июля 1983 г. 27 июля 1983 г. в Красной звезде» был напечатан материал капитан-лейтенанта В.Королева «Моряки» об этом походе.
В июле МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Трал» заходил на ПМТО арх. Дахлак.
19 июля через Суэцкий канал в Индийский океан прибыл БДК пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-98» (к-3р. В.Д.Трегубов) выполняющий межфлотский переход с Балтики на ТОФ с выполнением БС в Индийском океане. На борту усиленная рота морской пехоты 3 батальона 390 полка морской пехоты ТОФ под командованием капитана Гудкова В.В. Личный состав морской пехоты прилетел на корабль самолетами, в этот раз технику на БФ не брали, 1 июля вышли из Балтийска. Технику для несения боевой службы получала из состава батальонной десантной группы 1 батальона морской пехоты капитана Верхозина Е.М. Местом перегрузки являлся 933 ПМТО на эфиопском острове Нокра архипелага Дахлак в Красном море.
В августе завершив БС, Индийский океан покинул МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Трал». Домой прибыли 2 сентября.
В августа через Суэцкий канал в Индийский океан на БС прибыл черноморский МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Электрик» (к-3р. С.И.Гербутов, МТЩ с 1985 г. он переименован в «Вице-адмирал Жуков»). На БС  вышли 1 августа. На корабле направлялся к месту службы начальник штаба 8 ОПЭСК контр-адмирал В.А. Паромов. Первый заход был на архипелаг Дахлак, остров Нокра (Эфиопия). В конце августа корабль прибыл в точку якорной стоянки к острову Сокотра, Индийский океан, где был принят в состав 8 ОПЭСК. Корабль в составе эскадры выполнял задачи противоминного обеспечения кораблей эскадры, встречи АПЛ в точке всплытия и проводку за тралом в точку якорной стоянки эскадры. В сентябре корабль принимал участие в военно-морских учениях "Океан-83".  По итогам учений экипаж получил оценку "Отлично". В период с октября по декабрь корабль находился в Персидском заливе, выполнял задачи разведки и слежения за кораблями ВМС США, вел контроль за входом и выходом танкеров в залив.
2 августа через Суэцкий канал в Индийский океан на БС прибыл черноморский СКР пр.50 (НАТО - Riga) «Волк» (бортовой 822, капитан-лейтенант Абраменков Д.Ф.).
17 августа через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Разящий» (к-2р. Мартынов Виктор Васильевич).
24 августа через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыла АПЛ пр.627А (НАТО - November)  «К-42» - «Ростовский комсомолец» (капитан 2 ранга Е.И.Травин, старший на борту капитан 1 ранга В.А.Кожевников). Лодка вышла с Камчатки 23 марта и уже шесть месяцев была на боевой службе базируясь на ПМТО Камрань и выполнила два похода к ВМБ Субик-Бей. Камчатская подлодка, планировавшаяся туда, “скисла”, а «К-42» оказалась “палочкой-выручалочкой”. В сопровождении МТЩ пр.266 (НАТО - Yurka) «МТ-238» (бортовой 748) в надводном положении отправились к проливной зоне. Проходя Сингапурским проливом, встретили авианесущий крейсер «Invincible» и фрегат «Aurora» ВМС Великобритании. Тральщик сопровождал АПЛ до точки погружения при непосредственном слежении эсминцем ВМС США «Хеввит» и гидрографического судна.  После Никобарских островов пришла пора погружаться, но нужно было оторваться от противолодочных самолетов. Дождавшись пересменки австралийских летчиков, с МТЩ в вечерних сумерках спустили плот с радиолокационными отражателями. Лодка погрузились на перископную глубину и легла на обратный курс, маскируясь собственной кильватерной струей. А плот с радиолокационными отражателями всю ночь болтался на буксире у МТЩ, дезориентируя австралийских пилотов. Оторвавшись от слежения самолетов, всплыли на сеанс связи и получили приказание следовать на перехват американского атомного ударного авианосца «Carl Vinson». Перед этим на лодке был небольшой пожар, одновременно вышли из строя холодильные машины Э-250 и Э-320 в 4-м и 8-х отсеках. На глубине температура забортной воды колебалась у отметки +20°С, наверху бушевал шторм, а в отсеках разгоряченные реакторы разогревали корабль, температура поднялась до  +60°. Вместо пяти человек, расписанных по боевой готовности №-2 в турбинном отсеке, вахту стоял только один. В течение пяти минут, изнывая от жары, подставляя свою голову под струйку воды, стекающей с неработающего воздухоохладителя, моряк управляет турбинами. Немногим больше, в течение 15 минут, на пульте управления реакторами (ПУ ГЭУ) стоял вахту один офицер-управленец (вместо трех человек в штатном режиме). Затем их подменяют другими подводниками. И так 11 часов пока не починили носовую холодильную машину. а спустя еще четыре часа вошла в строй и кормовая холодильная машина. Подлодка вовремя заняла рубеж перехвата, и вот уже на поисковой станции “Накат-М” запеленгованы характерные сигналы американских корабельных РТС. Авианосец вынужден был отвернуть на S, в сторону ВМБ Диего-Гарсия. 
26 августа через Суэцкий канал в Индийский океан на БС прибыл черноморский эсминец пр.56А (НАТО - Kotlin) «Находчивый» (бортовой 513, капитан 2 ранга Турковский) для участия в учениях эскадры. 14 мая 1983 г. после 5-летнего ремонта он вышел из Севастополя сопровождая с БПК  «Сдержанный» -  ТАКР «Новороссийск» который выполнял переход на Северный флот, после того как ТАКР покинул Средиземное море, эсминец остался для несения боевой службы в Средиземное море.
28 августа завершив БС, Индийский океан покинул БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Николай Вилков» (к-3р. С.Н.Федоров) на борту батальон морской пехоты 390 полка морской пехоты ТОФ под командованием капитана Е.М.Верхозина. Домой пришли 15 ноября 1983 г. после захода в ПМТО Камрань. 
В последних числах августа через Малаккский пролив Индийский океан покинула американская АУГ во главе с атомным авианосцем  «Carl Vinson» CVN-70. С его уходом в Индийском океане впервые почти за четыре года не осталось американских авианосцев. Пять военных кораблей США, большинство из которых являются эсминцами и фрегатами, по-прежнему размещены в районе Индийского океана и Персидского залива. Американские авианосцы отсутствовали в Индийском океане до октября 1983 г., пока туда не прибыл авианосец «Ranger» CV-61, который был направлен на дежурство к тихоокеанскому побережью Центральной Америки в конце июля.
В августе или сентябре через Суэцкий канал в Индийский океан на БС прибыл с черноморского флота  корабль управления (КУ) пр.05964 (НАТО - Vytegrales) «Тамань», сменивший в этой роли однотипную «Даурию». БС длилась 10 месяцев.
При несении БС БДК пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-98» (к-3р. В.Д.Трегубов) оказывала помощь НДРЙ в перевозках.
В сентябре АПЛ пр.627А (НАТО - November)  «К-42» - «Ростовский комсомолец», пройдя Андаманские острова, пересек экватор. Через несколько дней ошвартовались у борта плавбазы «Волга» на северном рейде острова Сокотра, где “прописалась” 8-я ОПЭСК. Пока командиры кораблей вместе со штурманами и связистами получали инструктаж у командира эскадры, экипаж К-42 пополнил запасы пресной воды, регенерации и провизии, помылся, посмотрел кинофильмы на плавбазе, где нас приняли с искренним радушием. Немного отдохнули и снова вышли в море. За этот небольшой выход благодаря четко спланированной штабом 8-й ОПЭСК схеме отработки боевых упражнений и задач, закрыли практически весь курс БП торпедных ПЛА за 1983 г. Подводная дуэль с ДЭПЛ пр.641 окончилась победой «К-42». Был также торпедирован и надводный условный противник - ЭМ пр. 56-А «Находчивый». На разборе экипажу поставили отличную оценку.
В сентябре у берегов Мозамбика находился СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Грозящий» (бортовой 695) и танкер «Аргунь».
12 сентября через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыла ПЛАРК пр.675МК (НАТО - Echo II) «К-431» (к-2р. Шепель Валерий Николаевич). В поход вышла в августе 1983 г. В Индийский океан атомоход сопроводил базирующийся на ПМТО Камрань МТЩ пр.266 (НАТО - Yurka) «МТ-238» (бортовой 748). Во время транзита в Малаккском проливе советскую ПЛАРК класса Echo II  и ее сопровождение наблюдал шедший в Индийский океан американский ракетный эсминец «Towers» DDG-9.
15 сентября через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Таллин». В поход вышли 3 сентября, на борту находилась группа Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота, который состоял из одного солиста и группы музыкантов, размещались они в кубрике бч-3. Заходили в Камрань там при швартовке о пирс  помяли борт. Из Камрани в Индийский океан шли вместе с ДПЛ «Б-213».
16 сентября через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыла ДПЛ  пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-213» (капитан 2 ранга Огородников В.А.).  1 марта 1983 г. была расконсервирована и вновь введена в строй. В середине года перешла в ПМТО Камрань и вошла в состав 38 ДиПЛ КТОФ.
28 сентября завершив БС, Индийский океан покинул СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Грозящий» (бортовой 695).
В конце сентября - начале октября на прибывшей 16 сентября ДПЛ  пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-213» (капитан 2 ранга Огородников В.А.) которая до о.Сокотра шла совместно с БПК «Таллин» разразилась эпидемия желтухи. Заболело 23 моряка. У о.Сокотра подлодку пришвартовали левому борту БПК «Таллин» там она и простояла все время карантина. На БПК  для подводников создали лазарет. Рядом с амбулаторией находился кубрик боцманов и команд, в этих двух помещениях всех и разместили. Карантин длился около месяца. После чего подлодку задействовав в учениях отправили с БС.
3 октября через Малаккский пролив в Индийский океан прибыла американская АУГ во главе с авианосцем «Ranger» CV-61. Месяц в Индийском океане не было американских авианосцев. Источники из Пентагона сообщили журналистам, что с момента ухода атомного авианосца  «Carl Vinson» в конце августа, «значительных перемещений» советских военных кораблей в Индийском океане не было.
В октябре эскадра проводила учение одновременно с Северным, Балтийским, Тихоокеанским, Черноморским флотами и Средиземноморской флотилией. «Ростовскому комсомольцу» была поставлена задача: на первом этапе осуществить противолодочное охранение океанского конвоя, а на втором - совместно с ракетной ПЛАРК пр.675 МК «К-431» уничтожить отряд боевых кораблей условного противника. Погрузившись южнее о. Сокотра, «К-42» двинулись на S-E - навстречу конвою. Каково же было удивление моряков, когда, всплывая на очередной сеанс связи, наш РЛК “Альбатрос”” в режиме “однообзор” захватил землю. По штурманским расчетам Сокотра давно уже была за кормой. Оказалось, что в это время года на глубине существовало течение, прямо противоположенное поверхностному, что для штурманов стало досадной неожиданностью. Выполнение задачи оказалось под угрозой. Скорректировав курс, пошли на перехват конвоя с учетом опоздания. Вскоре в окуляре перископа появились силуэты четырех больших рыболовных траулеров в охранении СКР  «Волк» и ЭМ «Находчивый». Далее произошло то, что перечеркнуло все усилия экипажа. Выпускник ВМА капитан 2 ранга Е.Травин посчитал конвой отрядом боевых кораблей и, несмотря на предостережения своих помощников, принял решение атаковать то, что, согласно плану учения, мы должны были защищать. При разборе учений командирская ошибка была выявлена. Положение усугубило еще и то, что, сработав РЛК “Альбатрос”, мы засветились перед ДЭПЛ пр.641 - командир “дизелюхи” получил шанс на реванш и воспользовался им отменно. Прибыли на рейде у острова Сокотра. На планово-предупредительный ремонт предложили идти в Красное море на архипелаг Дахлак. Однако командир БЧ-5 Анатолий Марченко, взвесив все “за” и “против”, решил провести его своими силами у плавбазы «Волга», и на то имелись веские причины. Дело в том, что ПЛ этого проекта являлись первенцами советского подводного атомного флота и не предназначались для использования в тропических широтах. Стоящая  АБ (типа 28СМ) не имела системы водяного охлаждения, при повышении температуры “закипал” электролит, а на Дахлаке температурные условия были еще более суровы. Восстановив техническую готовность, экипаж вскоре получил приказ идти в Камрань.
В октябре через Индийский океан выполнила  переход плавбаза пр.1886 (НАТО - Ugra) «Иван Вахрамеев» (бортовой 807, к-3р. Шаров). Она шла с ПМТО Камрань (Вьетнам) через Суэцкий канал в Югославию на ремонт который по данным книги Матюшин Н.Ф. «17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота.» шел с 25.10.1983 г. по 25.03.1984 г. Убыла из состава 38 ДиПЛ. Несмотря на проведённую большую работу по подготовке корабля и экипажа к длительному переходу в Югославию, недостатков осталось немало. С приходом в зону 5 ОпЭск кораблей ВМФ корабль был проверен штабом и электромеханической службой эскадры. Позднее по итогам проверки издан приказ ГК ВМФ с объявлением штабов и лиц, ответственных за ненадлежащую подготовку корабля к переходу в ремонт в иностранном порту. Штабом 38 ДиПЛ были сделаны соответствующие выводы по неудовлетворительной подготовке ПБПЛ «Иван Вахромеев» к переходу в ремонт в Югославии. Уроки и выводы были сделаны и они были учтены в последующем при подготовке плавбазы «Иван Кучеренко» к переходу в Средиземное море и постановке в ремонт в 1985 г.
10 октября через Суэцкий канал завершив БС, Индийский океан покинул черноморский СКР пр.50 (НАТО - Riga) «Волк» (бортовой 822, капитан-лейтенант Абраменков Д.Ф.).
15 октября завершив БС, Индийский океан покинул СРЗК пр.850  «Семен Челюскин» (бортовой ССВ-469). За время БС продолжавшейся 8 месяцев, было проведено 4 операции по удалению аппендицита. 
23 октября завершив БС, Индийский океан покинула АПЛ пр.627А (НАТО - November)  «К-42» - «Ростовский комсомолец». Через проливную зону лодку провел советский танкер. После Сингапурского пролива до Камрани шли в надводном положении. Только 6 декабря прибыли на Камчатку. БС прошла в Тихом и Индийском  океане  продолжалась 270 суток, из  которых  130-140 суток  были  ходовыми, пройдено  (с  пополнением  запасов  в  пункте  маневренного  базирования) в  надводном  положении 4096 миль, в  подводном 21131 миля.
29 октября - 4 ноября в австралийском порту Фрима́нтл находился на отдыхе американский десантный отряд в составе вертолетоносца «Peleliu» LHA-5, десантных кораблей «Cleveland» LPD-7, «Monticello» LSD- 35 и «San Bernardino» LST-1189. Они работали в Западной части Тихого океана и это был их эпизодический заход в Индийский океан.
30 октября досрочно видимо из-за последствий связанных с эпидемией желтухи завершив БС, Индийский океан покинула ДПЛ  пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-213». Лодку встретил и сопровождал МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) базирующийся на Камрань. Вернулась в ПМТО Камрань. В декабре 1983 г. убыла к месту постоянной дислокации в состав 19 БПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ. 
В октябре через Суэцкий канал завершив БС, Индийский океан покинул черноморский эсминец пр.56А (НАТО - Kotlin) «Находчивый».
В октябре через Суэцкий канал в Индийский океан на БС прибыл черноморский эсминец пр.56А (НАТО - Kotlin) «Напористый» (бортовой 516, к-3р. В.В.Васильчук).
С октября 1983 г. по март 1984 г. в Индийском океане проведена комплексная экспедиция «Юг-83» в составе четырех судов - ОИС «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен», ГИСУ «Челекен» и «Створ». Выполнены наблюдения на 11 автономных буйковых станциях продолжительностью до 20 суток каждая и на 992 дрейфовых разовых станциях.
1 ноября в машинном отделении американского авианосца «Ranger» CV-61 во время его нахождения в северной части Аравийского моря возник пожар из-за разлива топлива во время операции по перекачке топлива. Погибло 6 моряков, 35 моряков были ранены,  вышел из строя один из четырех двигателей.
12 ноября через Суэцкий канал завершив БС, Индийский океан покинула черноморская плавбаза пр.1886 (НАТО - UGRA) «Волга» (бортовой 876, капитан 3 ранга Ларионов Валерий Иванович). Эта БС продолжалась 14 месяцев.
17 ноября советский ракетный фрегат класса  Krivak I (пр.1135)  «Разящий» (RAZYASHCHIY), столкнулся с эсминцем ВМС США «FIFE» DD 991 в северной части  Аравийского моря около Ормузского пролива в 15.30. По сообщениям «Разящий» сделал несколько подходов   к авианосцу «RANGER» CV 61.  «FIFE» пытался помешать советскому судну приблизиться к авианосцу находясь между советским судном и авианосцем. Комментируя ситуацию, американский чиновник Пентагона сказал «Мы не хотели чтобы фрегат вмешивался в наши операции полетов». Фрегат шел параллельным курсом в 100 ярдах от эсминца, который закрывал ему подходы к авианосцу. Krivak поднял флаг, свидетельствующий о том, что у них возникли трудности с управлением, но американский персонал был уверен  что советский корабль постоянно находился под полным контролем руля. В результате  произошло столкновение, советское судно оставило две 15-футовые вмятины в правой части эсминца. Ранее утром этот же советский фрегат шел в 100 ярдах от американского ракетного эсминца «Benjamin Stoddert».
18-22 ноября в порту Бомбей (Индия) с деловым визитом находились черноморские ГИСУ пр.862 (НАТО - Yug) «Створ» и ГИСУ пр.861 (НАТО - Moma) «Челекен».
22-26 ноября в порту Бомбей (Индия) с деловым визитом находились черноморские ЭОС пр.852 «Адмирал Владимирский» и ЭОС пр.850 «Фаддей Беллинсгаузен».
27 ноября пройдя мыс Доброй Надежды в Индийский океан пришел отряд кораблей (ОБК) выполняющий межфлотский переход на ТОФ с несением боевой службы в Индийском океане. В составе ТАКР пр.1143 (НАТО - Kiev) «Новороссийск» (капитан 1 ранга Черных Борис Пантелеевич), БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Николаев» (бортовой 700, к-3р. В.Н.Баранов), СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Порывистый» (к-3р. Макаренко Владимир Константинович) и БДК пр.1174 (НАТО - Ivan Rogov) «Александр Николаев» (к-2р. Ю.Вакарин). Старший на переходе командир 10 опэск ТОФ вице-адмирал Р.Л.Дымов.  «Новороссийск» нес  12 самолётов (из них 1 Як-38у спарка и 3 Як-38м для взлёта с ВКР), 13 лётчиков 311 окшап ТОФ плюс командир 311 окшап подполковник Чурилов и зам. командующего ВВС ТОФ по корабельной авиации полковник Иванов. 18 вертолётов (2 Ка-25дц, 14 Ка-27пл, 2 Ка-27пс), 17 экипажей 710-го оплвп ТОФ. От 311 окшап - 85 человек, от 710 оплвп - 113 человек. Вышли 17 октября с СФ. БПК и СКР вышли  18 сентября с ЧФ и присоединились к «Новороссийску» 26 октября у Гибралтара.  БДК имел на борту батальон морской пехоты 390 полка морской пехоты ТОФ под командованием майора А.Н.Бардина. В поход вышли 21 октября из Балтийска, 29 октября присоединились к ОБК. С 12 по 20 ноября 1983 г. корабли осуществили деловой заход в Луанду (Ангола).
30 ноября через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)  «БДК-14». На борту усиленная рота морской пехоты 165 полка морской пехоты под командованием капитана В.И.Киреева. В поход вышли 11 ноября.
1 декабря через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыло госпитальное судно пр.320А «Обь». Шло из ПМТО Камрань (Вьетнам).
С 1 по 9 декабря визит ОБК  в Мапуту (Мозамбик). В 10.00 1 декабря  ОБК в составе ТАКР «Новороссийск», БПК Николаев», БДК «Александр Николаев» и танкер «Память Ленина» встал на якоря на внешнем рейде п.Мапуту (Мозамбик). Танкер «Память Ленина» 1 декабря зашёл в порт. БПК «Николаев» 2 декабря с официальной делегацией на борту зашёл в порт. 6 декабря на вертолёте Ми-8 на борт крейсера «Новороссийск» прибыли министр юстиции, секретарь по госбезопасности Мозамбика и др. официальные лица, а также посол Советского Союза. 8 декабря заправка от танкера «Память Ленина», вставшего на бакштов к крейсеру. 9 декабря в 04.00 выход ОБК с внешнего рейда п. Мапуту (Мозамбик).
3 декабря завершив БС, Индийский океан покинула ПЛАРК пр.675МК (НАТО - Echo II) «К-431» (к-2р. Шепель Валерий Николаевич). Заходила в ПМТО Камрань, домой прибыла в марте 1984 г.
5-12 декабря американская атомная подводная лодка «William H Bates» SSN-680 действующая в Индийском океане находилась с визитом в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling).
8- 13 декабря с визитом в порту Виктория (Сейшельские острова) находился СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Порывистый».
12 декабря авария на вертолёте Ка-27пл с БДК «Александр Николаев» - в полёте отвалился противовес на лопасти несущего винта. Пилот сумел посадить машину на палубу ТАКР «Новороссийск».
16 декабря заправка ТАКР «Новороссийск» траверзным способом от БМТ пр.1599В  «Борис Бутома» ТОФ, 17 декабря  в 11.30 ОБК пересёк экватор, вошёл в Северное полушарие.
С 18 по 20 декабря учение по встречному бою ОБК «Новороссийска» (ТАКР «Новороссийск», БПК «Николаев», БДК «Александр Николаев») с ОБК 8-ой опэск ВМФ в составе БПК «Таллин» и СКР «Разящий».
20 декабря через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыли ПЛАРК пр.675МК (НАТО - Mod Echo II) «К-204» и  ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot)  «Б-112» (к-2р. А.И.Головань). ПЛАРК в  середине 1983 г. перешла в ПМТО Камрань и была подчинена 38 ДиПЛ. 11 августа на ней имела место микротечь 1 контура ЛБ. Тем не менее отправлена в поход. ДПЛ в поход вышла в  ноябре 1983 г.
20 декабря через Суэцкий канал завершив БС, Индийский океан покинул черноморский эсминец пр.56А (НАТО - Kotlin) «Напористый».
21 декабря ТАКР «Новороссийск» и БДК «Александр Николаев» в сопровождении БПК «Николаев», «Таллин» и  СКР «Разящий» в обеспечении БМТ «Борис Бутома» и ТН «Память Ленина» прибыли на рейд южного берега о.Сокотра (НДРЙ).
22 декабря через Суэцкий канал завершив БС в Индийском океане покинул черноморский МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Электрик» (к-3р. С.И.Гербутов, МТЩ с 1985 г. он переименован в «Вице-адмирал Жуков»). Задачи боевой службы  выполнили  на "Отлично". На базу прибыл 30 декабря.
 
Розин Александр.