ВМФ СССР в восьмидесятых годах  в Красном море.

 
     В начале 1980 г. активизировались партизаны Фронта Освобождения Тыграй (TLF) в провинции Тыграй (Tigray).
Все активней действовали морские подразделения сепаратистов. В июне 1979 г. у острова Zuqar подразделения эритрейского освободительного фронта (ELF) захватили торговое судно «Salvatore», шедшее в порт Асэб. В ходе его освобождения произошло морское сражение между кораблями Эфиопии и сепаратистов. В апреле 1980 г. подразделения ELA захватили эфиопские грузовые суда «Massawa» и «Assab» и разрушили их 9 мая 1980 г., когда стало невозможным удерживать их в своей власти.
Эфиопский флот также был активен. В апреле 1980 г. эфиопские патрульные корабли задержали пять йеменских деревянных рыболовецких лодок в районе острова Zuqar. Северный Йемен выразил протест действиям Эфиопии. В мае 1980 г. эфиопский корабль «P-203» в ходе патрулирования в районе Hanish-Zuqar сделал несколько предупредительных выстрелов для остановки канадского и западногерманского судов, вошедших в территориальные воды.
     Пункты базирования в Эфиопии в порту Массауа и на островах Дахлак сыграли немаловажную роль в обеспечении присутствия наших кораблей в мае 1980 г., когда Сомали предприняли новую и опять неудачную попытку захватить часть Эфиопии. В начале 1980 г. сомалийцы вновь стали активно поддерживать Освободительный фронт западного Сомали (WSLF), которыйй действовал в Огадене. Этому способствовало то, что в то время американские посланники в Могадишо начали встречаться с лидерами ОФЗС. Офицеры ОФЗС заявляли западным журналистам, что они управляют 80 % территорией провинции Огаден. Им противостоят 60 000 эфиопских милиционеров, поддержанных 6000 кубинских солдат. США решили воспользоваться ситуацией. В феврале 1980 г. морская десантная единица с 1800 морскими пехотинцами была послана в Аравийское море для военных учений, вероятно, она должна была соединиться с 21 американским военным судном, патрулирующими в Индийском океане. В то же самое время администрация Картера объявила, что США, в обмен на неопределённое количество помощи, получили предварительное право использовать воздушные и военно-морские базы в трёх странах: Оман, Кения и Сомали. При этом в Сомали это должна быть база в Бербере (Аденский залив) которая была создана в свое время Советским Союзом, но покинутая в 1977 году после разрыва отношений с Сомали.
 
  
      ВМФ СССР не мог оставить подобную угрозу своим интересам без внимания. В начале февраля 1980 года личный состав батальона дивизии морской пехоты Тихоокеанского флота был поднят по тревоге, погружён на БДК и в составе отряда (крейсер "Владивосток", подводная лодка, транспорт снабжения) вышел в море. Командование предупредило: "Пишите письма родным, что едете в командировку, так, что письма во Владивосток пусть вам больше не пишут". Прибыли на место: архипелаг Дахлак у берегов Эфиопии, остров Нокра. Выгрузку техники и личного состава производили с десантных кораблей с бортовыми номерами 083 и 075. "Сошло нас на берег немного: взвод "шилочников" - две ЗСУ-23-4 "Шилка" да "стрелочников" (с ПЗРК "Стрела-2"). Плюс взвод охраны - 15 человек. Остальные остались на БДК. Служба продолжалась год и была спокойной, нарушений никаких не происходило. Пролетел однажды самолёт какой-то канадской авиакомпании (плевал он, что в эфиопское пространство залетел) - вот и всё... вечером только слышали мы артиллерийскую канонаду вдали - война гражданская".
 
БПК  "Владивосток" и  подводная лодка в Индийском океане
 
      Их сменили морские пехотинцы ЧФ. В начале ноября 1981 г. подразделение морской пехоты Черноморского флота убыло на боевую службу. В составе Индийской эскадры им довелось побывать в Эфиопии, на архипелаге Дахлак, остров Нокра. Здесь наши моряки охраняли пункты технического обеспечения советского ВМФ, наших подводников, оказывали помощь военным и населению Южного Йемена. Но вскоре, в ноябре 1981 г., когда на Сейшельские острова высадились наемники из ЮАР, часть его перекинули туда же. В общей сложности на экзотических островах морпехи провели семь месяцев.
 
Главком ВМФ С.Г.Горшков
 
     В июле 1980 г. Главком ВМФ С.Г.Горшков во главе военной делегации побывал в Эфиопии для определения объема сотрудничества по линии ВМФ. Военное руководство Эфиопии в ходе визита высказало просьбу о поставках советской военной техники и вооружений. Было подписано советско-эфиопское межправительственное соглашение. После встречи 9 июля Сергея Георгиевича Горшкова с председателем ВВАС Менгисту Х.Мариамом советская делегация в сопровождении командующего эфиопскими ВМС полковника Т.Берхану на самолёте «Ан-24» прилетели в Асмару, где их встретил старший группы советских специалистов капитан 1 ранга Р.Пресняков. После на вертолёте делегация посетила ПМТО на островах Дахлак. Слово участнику визита В.Козлову: «… мы на вертолёте направились к Красному морю и через 50 минут совершили посадку на одном из островов с лунным, я бы сказал, пейзажем, без какой-либо растительности на выжженной солнцем земле, омываемой сверхсолёным морем.
Сюда после длительного плавания заходят на ремонт наши корабли, несущие боевую службу в Средиземном море (видимо оговорка – в Индийском океане), отдыхают экипажи. Для этого создан пункт с приведенными из Союза плавпричалами, дооборудованы ранее находящиеся здания под жильё личного состава.
 
Корабль управления «Даурия»
 
 
большой десантный корабль «И. Рогов»
 
      У причала стоит большой десантный корабль «И. Рогов», для встречи главнокомандующего на его палубе застыли в строю морские пехотинцы в явно неприспособленном чёрном обмундировании при температуре свыше 40 градусов.
     Поздоровавшись с моряками, Сергей Георгиевич посмотрел некоторые береговые помещения, остался недоволен общей обстановкой на пункте и дал мне указания немедленно отправиться на рейд, где стоял на якоре штабной корабль «Даурия».
Тут же наговорил под запись приказания начальнику тыла ВМФ о дооборудовании ПМТО, срочном изучении и докладу по вопросу облегчённой формы одежды для морских пехотинцев и ряд указаний для других исполнителей.
     На катере я перебрался на «Даурию» для связи с Москвой. Заночевали мы в этот день на БДК, где кондиционер работал только в каюте флагмана. Можно представить, какой отдых и сон возможен в таких условиях. Ранним утром главком ещё раз обошёл объекты пункта, по ходу «разнёс» его начальника, приказал озеленить всю площадь, где расположить зону отдыха, как разместить семьи обслуживающего персонала. Правда, этим делом пришлось заниматься уже другому начальнику и довольно успешно. Через два года я почти не узнал пункта базирования в новом виде и содержании.
     Прифронтовую военно-морскую базу Массауа мы осмотрели на обратном пути. Следы недавнего артобстрела при попытке захвата порта были видны на каждом шагу, в последнее время вроде обстановка стабилизировалась. Местное командование тепло принимала главкома, тем более, что у причала стоял большой противолодочный корабль 8-й эскадры, гарант этой стабильности. Сергей Георгиевич заранее пригласил на наш корабль всё руководство революционной Армии и ВМС, показал им современное вооружение советского корабля и устроил на нём товарищеский обед.
     Во время беседы с эфиопскими военачальниками он рассказал им, как в годы Отечественной войны ему пришлось руководить обороной города-порта Новороссийска, тогда моряки вместе с сухопутными войсками отстояли город от захвата превосходящими силами противника».
     Казалось бы, Красное море давно и хорошо изучено во всех отношениях. Однако оказалось что морские карты на многие районы Красного моря, составленные по работам английских и итальянских гидрографов в 30-х годах, устарели до такой степени, что плавать по ним стало опасно. Поэтому в 1981-1982 гг. в Красном море работала 11-я океанографическая экспедиция флота. В трудных климатических условиях советские гидрографы с честью выполнили поставленные перед ними задачи . 
 
Гису «Гидролог»
 
     При этом боевые действия в Эритрее продолжались. 16 мая 1981 г. в Эритрее был сбит истребитель МиГ-21 (лётчик спасся), высказывалось предположение, что он сбит при помощи ПЗРК. 14 января 1982 г. сепаратисты, вооруженные трофейным зенитным комплексом SA-7s, сбили транспортный самолёт Ан-26 около Асмэры, погибли 73 находившихся на борту транспортника человека.
Эфиопская армия предприняла шестое контрнаступление против EPLF в районе города Накфа только в феврале 1982 г., развертывая приблизительно десять дивизий – в общей сложности 120000-140000 солдат в операции “Красная Звезда”. Цель этого наступления состояла в том, чтобы разгромить цитадели EPLF в Накфе и Helhal. Оба города были подвергнуты беспрецедентным бомбардировкам ВВС. Продвигаясь через ряд засад, эфиопы сумели продвинуться на расстояние 10 километров от Накфы прежде, чем были отброшены решительными контратаками EPLF и потеряли при этом до 20000 человек. Операция провалилась из-за нестойкости командования и личного состава одной из дивизий, действовавших на важном направлении в долине реки Барка, и нехватки резервов.
     Как только в 1982 г. операция «Красная Звезда» закончилась не достигнув целей, в январе-июле 1983г. последовали другие операции - более успешные. Их подготовку и ход курировал главком Сухопутных войск генерал армии В.Петров. После осуществления комплекса последовательных ударов по сепаратистам они практически были вытеснены из внутренней Эритреи и ушли в горные районы.
 
главком Сухопутных войск
генерал армии  Василий Иванович Петров
 
     Вот в таких непростых условиях действовали советские морские лётчики с авиабазы в Асмэре. В 1979 году в Асмэру прибыли офицеры – авиатехники ВВС ТОФ для организации базы противолодочных самолётов. В 1980 году при перелёте через Карачи потерпел катастрофу «Ан-12», летевший в базу.
 
 
     После очередного обстрела в 1982 г. авиагруппа под командованием подполковника Грищенко возвела вокруг объекта «колючие» заборы, что вызвало непонимание со стороны эфиопских коллег и даже советских гражданских специалистов. После подрыва на мине главного военного советника Дёмина с переводчиком Юрием Ермаковым лётчики по ночам стали охранять аэродром. «Садыки» - товарищи из эфиопской гвардии совсем отказывались нас понимать.
 
 
 
     Прилёт главкома ВМФ С.Г.Горшкова вселил уверенность, что Асмэра и о. Дахлак арендованы на 25 лет. Это позволило увереннее выполнять боевые задачи. Первые ордена и медали получили дальневосточники   командиры экипажей противолодочных самолётов «Ил-38» - гордость Николаевского полка, Шимановский, Сукоркин, Чекуров, Минаев. К маю 1984 г. мы так «достали» американскую разведку, что, прибегнув к помощи «зелёных беретов» из Саудовской Аравии, они совершили диверсию. 25 мая - практически с 20 метров расстреляли и сожгли 2 наших самолёта «Ил-38», перекрашеные под «Аэрофлот». В пепел за 20 минут превратились и вертолёты «Ми-8».
     Порт Массауа (15º40' с.ш. 39º25' в.д.) оставался главными морскими воротами Эфиопии для северных районов. Он располагал шестью причалами для приёма океанских судов с длиной причальной линии около 900 м., глубина у причалов   до 9м. И хотя порт был реконструирован, однако его оборудование не отвечало современным требованиям. В 1980 г. здесь отсутствовали краны грузоподъемностью более 5 т, и основная часть грузов обрабатывалась вручную. В 1980 г. грузооборот порта составил 130 тыс. т, было обработано 164 судна. Естественно, сказывалось и то, что в Эритрее шла война.
     В восьмидесятых годах состоялось всего три официальных дружественных визита советских кораблей в порт Массауа, это, видимо, были единственные официальные визиты с момента свержения императора. 10-13 сентября 1980 г. с визитом пришёл отряд под командованием капитана 1 ранга Ю.Н.Туробова в составе БДК «Иван Рогов» и СКР «Сторожевой».
 
СКР «Сторожевой»
 
      16-20 февраля 1984 г. с визитом пришёл отряд под командованием контр-адмирала Ф.Н.Громова в составе БПК «Таллин», СКР «Резкий» и БДК.
 
адмирал Ф.Н.Громов
 
 
 
БПК «Таллин»
 
 
СКР «Резкий»
 
 
 
 БДК «50 лет шефства ВЛКСМ»
 
      22-26 июля 1986 г. с визитом пришёл БДК «50 лет шефства ВЛКСМ», визит возглавлял заместитель командира эскадры контр-адмирал Н.Н.Береговой.
 
контр-адмирал Н.Н. Береговой.
 
     В 1984 г. в Красном море разразился минный кризис и советский тральный отряд во главе с противолодочным крейсером «Ленинград» осуществлял поиск мин у побережья Эфиопии и НДРЙ. Боевую деятельность участвовавших в операции судов обеспечивали и суда, базировавшиеся на ПМТО Дахлак. Так, буксир ЧФ «МБ-304» обеспечивал действия ПКР «Ленинград» в Красном море в 1984 г.
 
буксир ЧФ «МБ-304»
 
 
 
ПКР «Ленинград»
 
      В 1984 г. в эфиопском флоте произошёл беспрецедентный случай. В Сомали дезертировал на своем патрульном катере «P-202» его экипаж. Катер какое-то время входил в состав ВМС Сомали.
     После ударов 1982-1983 г. Народный Фронт Освобождения Эритреи (EPLF) в течение года перегруппировывал свои силы и снова перехватил инициативу. В конце 1983 г. мятежники получили первую партию зенитных ракет SA-7 MANPADs, и 15 января 1984 г. ими сбили транспортный самолёт Ан-12 “1506”, рядом с городом Тэсэнэй.
     В январе 1984 г. EPLF захватил город Тэсэнэй в юго-западной Эритрее, а два месяца спустя в марте мятежники захватили порт Мэрса Тэклай, таким образом устанавливая присутствие EPLF на северо-восточном побережье. Захват Мэрса Тэклай был осуществлён Первой Эритрейской механизированной бригадой. Этот порт имел важное значение как база снабжения эфиопских войск, действующих в северной Эритрее. Эфиопская армия предприняла неудачную попытку отбить порт. В контратаке участвовали новая пехотная дивизия, механизированная бригада, два танковых батальона, четыре батальона полевой артиллерии и шесть батальонов ПВО. Наступление провалилось, приблизительно 4000 правительственных солдат были убиты, и 2500 захвачены в плен.
16 апреля 1984 г. ВВС потеряли первый Миг-23; он был подбит зенитной артиллерией рядом с районом Накфа.
     В конце марта и в течение апреля1984 г. города в центральной и южной Эритрее подверглись нападению со стороны отрядов EPLF: Alghena, Сэнафе и Addi Caleh были захвачены вместе с существенным количеством оборудования и складов.
     Ночью с 20 на 21 мая 1984 г. мятежники напали на аэродром Асмэры, где они, по их сведениям, разрушили не менее 32 эфиопских и советских самолётов, включая 16 истребителей Миг-21 и МиГ-23, два транспортных Ан-26, два советских противолодочных самолёта Ил-38, четыре других самолёта и шесть вертолётов Ми-8 и Ми-24.
     В середине 1984 г. в Эфиопию начала поступать международная помощь для голодающих. В 1983 г. началась засуха, которая охватила северные районы страны и поставила под угрозу голодной смерти 8 миллионов человек. Западные информационные агентства и средства информации преподнесли эту трагедию как следствие десятилетнего правления руководства Эфиопии, опиравшегося на социалистические страны. При этом замалчивалось что подобная ситуация с массовым голодом, приведшим к гибели свыше 200 тысяч человек в провинции Wello, произошла из-за засухи в 1972-1974 годах и, как следствие, она была одной из причин, приведших к свержению императора. Руководство страны в начале 1984 года начало обращаться к зарубежным правительствам с просьбами о помощи в борьбе с преодолением голода, но крупнейшие западные страны долгое время ограничивались только выражением соболезнования и поучениями, но не конкретной помощью. И только когда во многих газетах стали появляться утверждения, что причиной неоказания помощи американским и британским правительствами была надежда, что голод приведет к падению режима Менгисту. Только 25 октября администрация Рейгана объявила, что выделит 45 млн. долларов на продовольственную помощь, которая будет распределена в Эфиопии частными организациями, в основном   в районах, контролируемых сепаратистами. 15 ноября 1984 г. американцы перенаправили шедшее в Индию грузовое судно «Sam Houston» с 10000 тонн сои на Эфиопию. В декабре 1984 г. американцы, используя военно-транспортную авиацию, оказывали помощь голодающим эфиопским беженцам в восточной части Судана, где к декабрю 1984 г. скопилось 100 тысяч беженцев из эфиопской провинции Тыграй. 4 ноября 1984 г. британские королевские ВВС начали доставку продовольствия в эфиопскую провинцию Тыграй, население которой страдало от голода. Эфиопское правительство возражало против помощи западных стран сепаратистам – будь это продовольствие или вооружение. Тем более, что работа там была небезопасна. Из-за угроз и противодействия сепаратистов доставка продовольствия в охваченные засухой районы осуществлялась под охраной армии. Несмотря на эту защиту, в ноябре 1984 г. повстанческие группы напали на продовольственный конвой у Kimbolcha в провинции Wello. 3 марта 1985 г. в провинции Тыграй сепаратисты захватили заложниками пять французских лётчиков с военно-транспортного самолёта НОР-2500, но в результате переговоров на следующий день они были освобождены. В январе 1985 г. западные агентства устроили скандал из-за 16-дневной задержки с разгрузкой прибывшей продовольственной помощи голодающим из-за разгрузки в это время советских судов с грузом оружия для эфиопской армии. 3 января 1985 г. эфиопские представители захватили весь груз – 6000 тонн зерна австралийского судна «The Golden Venture», разгружавшего часть его в порту Асэб и хотевшего другую часть разгрузить в Судане. А суданские порты являлись основными пунктами поставки продовольственной помощи в контролируемые партизанами области Эфиопии.
Помощь Эфиопии оказал и СССР, который помимо поставки продовольствия безвозмездно выделил специальный отряд в составе 12 транспортных самолётов Ан-12, Ан-22, 24 вертолёта и 300 грузовиков ЗиЛ-62» для доставки продуктов питания населению и эвакуации людей из охваченных голодом районов. Западные страны не преминули упрекнуть эфиопские власти за проводимую эвакуацию населения из засушливых районов, утверждая, что она привела к гибели 50-100 тысяч человек. При этом они забывали, что из-за задержки с поставками продовольствия почти на год к началу 1985 г. в результате голода 1983-1984 гг. в стране умерло более миллиона человек.
     В конце 1984 г. на Северном фронте Эфиопии сепаратисты нанесли чувствительный удар по правительственным войскам. В районе Альгена они полностью разгромили три дивизии. Только человек сто пятьдесят сумели добраться до Красного моря, их вывезли на баржах. В начале июля 1985 г. мятежники захватили стратегически важный город Барэнту. EPLF при захвате города Барэнту в течение трёхдневного сражения разбил две эфиопские дивизии и механизированную бригаду, потери армии составили более чем 2000 человек. Там мятежники захватили среди прочего 15 танков T-54/55, большое количество артиллерии и грузовиков. Согласно данным EPLF, их подразделения в ходе этой наступательной операции убили или захватили 11250 эфиопских солдат. Когда новости о потере Барэнту достигли Аддис-Абебы, режим Менгисту осуществил передислокацию двух дивизий (приблизительно 30000 человек) из провинции Огаден в северную Эфиопию и сформировал новую бронетанковую бригаду. Северный фронт в 1985 г. был преобразован во Вторую революционную армию.
     Старшим советником в ней был генерал-майор Хрулёв. В состав фронта входили 19 советнических групп, три оперативных командования (три армейских корпуса), 10 дивизий и несколько отдельных бригад - артиллерийская, танковая и смешанная. Эфиопская армия начала массированное наступление, у Барэнту они предприняли тринадцать безуспешных атак на город, потеряв 2000 солдат убитыми или ранеными. После того как начались воздушные бомбёжки Барэнту, партизаны EPLF 24 августа 1985 г. ушли из города, захватив с собой по крайней мере 13 танков T-55, 12 артиллерийских орудий, и несколько зенитно-ракетных установок. Эфиопская армия, спустя несколько дней после освобождения Барэнту, возвратила под свой контроль и город Тэсэнэй разгромив западный фланг фронта сепаратистов. Эти победы правительственных войск вынудили мятежников отступить к их цитадели Накфа. Следующие несколько недель эфиопские вооружённые силы, используя танки, артиллерию и массированные налёты авиации с использованием кассетных бомби напалма, штурмовали укрепления в городе Накфа. Затем было ещё несколько наступлений. 10 октября 1985 г. эфиопские войска в течение пяти дней штурмовали укрепления сепаратистов. В операции участвовало шестьдесят самолётов и тридцать боевых вертолётов. Впервые эфиопские ВВС высадили десант позади линии обороны мятежников на северо-востоке Sahel. Наступление окончилось неудачей, после этого было предпринято ещё два наступления на Накфа, каждое из которых закончилось поражением правительственных войск. К лету 1986 г. наступление правительственных войск закончилось, но Накфа все ещё была в руках мятежников, а EPLF расширил свой контроль на юг по эритрейскому побережью. В ходе боёв гибли и наши советники. Машина с советскими военными ехала по дороге в зарослях бамбука, её обстреляли бандиты. Первая пуля убила водителя, ещё двое были тяжело ранены. Оставшийся невредимым 19-летний младший сержант Барсуков принял бой, пока были патроны. Его, раненого, враги захватили в плен и сожгли живьём.
 
 
     Обострение обстановки на фронтах в Эритрее привели к необходимости укрепления обороны ПМТО. С февраля 1985 года, в течение шести лет, боевые группы ПДСС ОВР ЧФ, сменяя друг друга каждые 9 -10 месяцев, вели противодиверсионное обеспечение пункта базирования сил ВМФ СССР на о. Дахлак (Эфиопия). Задачей была охрана нашего вооружения, боезапасов, запасов горючего. Группа постоянно осматривала и побережье, корабли и морское дно. На островах и в базе проводились учения по её обороне. В период несения службы в Индийском океане с 5 января 1985 г. по апрель 1986 г. ОБМП ЧФ (командир подполковник А.А. Лисовский, заместитель по политчасти майор В.Я. Киевич) провёл двустороннее учение, противоборствующей стороной был батальон морской пехоты ТОФ, командир подполковник В.П. Беркавский в районе архипелага Дахлак. При этом они проверялись Главной инспекцией Министерства обороны СССР. Как было отмечено проверяющими, ОБМП ЧФ действовал эффективнее и заслуженно получил оценку «отлично».
     В 1986 г. EPLF в своих операциях против эфиопских вооружённых сил полагался на традиционную партизанскую тактику. 14 января 1986 г. десантно-диверсионная группа мятежников, вооружённая ракетными пусковыми установками и ручными гранатами, снова проникла на авиабазу Асмэра, и разрушила, по их сведениям, 42 самолёта и вертолёта, а также сожгла склады боеприпасов и топлива. Это нападение заставило Советский Союз прекратить базирование своих самолётов на авиабазу в Асмэре. В мае 1986 г. артиллерийское подразделение EPLF обстреляло эфиопские позиции вокруг порта Массауа, разрушив топливные цистерны и танкер.
 
Прибытие Главкома ВМФ адмирала Чернавина  на борт бпк «Таллин» в порту Аден с проверкой Главной инспекцией Министерства обороны СССР. Встречает Главкома ВМФ  командир корабля капитан 1 ранга Устименко Ю.Г.
 
      В период между 23 апреля по 5 мая 1986г. эфиопское правительство в порту Асэб конфисковало весь груз западногерманского судна «BAND AID STAR» состоявший из одеял и медицинских препаратов (наркотиков). После разгрузки судно отпустили.
В 1987 г. крупномасштабных операций в Эритрее не проводила ни одна из воюющих сторон. И эфиопское правительство, и EPLF восстанавливали свои силы после сражений 1985 года. Кроме различных диверсионных операций одно из наиболее крупных боевых столкновений произошло 20 марта, когда подразделение EPLF столкнулось с четырьмя эфиопскими армейскими бригадами в северной зоне Эритреи. В двухдневном сражении, по утверждениям EPLF, правительственные силы потеряли 650 солдат.