Как было покончено с иракским военным флотом
 
Зачем Саддаму Хусейну нужно было вторгаться в Кувейт всего лишь через два года после кровопролитнейшей восьмилетней войны с Ираном? Чтобы понять это, надо вспомнить две формулы:
  1. Политика есть концентрированное выражение экономики
  2.  Война - это продолжение политики иными средствами.
Экономика Ирака после разорительной войны была в плачевном состоянии. Единственным источником средств для её восстановления была торговля нефтью, запасы которой в Ираке огромны. Но чего стоят эти запасы, если цены на нефть составляют копейки? Дело было в том, что в 1990 году некоторые страны Персидского залива стали добывать нефти больше установленных ОПЕК квот, в результате чего цена на баррель нефти упала до $7, в то время как обговоренная цена одного барреля нефти составляла $18. Подобная ценовая политика никак не устраивала пытавшийся оправиться после войны Ирак.
Его могла спасти только одна мера – повышение цены на нефть хотя бы до 25 долларов за баррель. Именно этого добивался Саддам Хуссейн от соседей – Саудовской Аравии и Кувейта. Но эти требования были отвергнуты. Оставалось добиться своего силой. В качестве предлога Ирак обвинил Кувейт в краже иракской нефти из приграничных месторождений с помощью бурения наклонных скважин. Была и другая идеологическая подпорка - исторически территория Кувейта входила в состав Багдадского халифата, много там чего происходило по ходу истории, пока англичане после распада турецкой империи не соорудили из Кувейта отдельное государство - разделяй и властвуй, рецепт на все времена.
1 августа 1990 года Хусейн позвонил эмиру Кувейта Джаберу аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах: «Как поживаешь, о шейх Джабер?» «Слава Аллаху, чувствую себя хорошо, уже отобедал», - последовал ответ. «Клянусь Аллахом, - сказал Саддам, - завтракать в Кувейте ты уже не будешь!»
На захват Кувейта иракским вооружённым силам потребовалось чуть более суток. А какова была в этом роль иракского военно-морского флота?
Надо сказать, что из войны с Ираном он вышел в неплохом состоянии, как мы помним, большую часть времени флот находился в базах за исключением редких набеговых операций. Удалось сохранить 8 ракетных катеров различных модификаций 205 проекта, 6 торпедных катеров проекта 183, , тральщики, средние десантные корабли и другие более мелкие катера. Сразу после окончания войны Саддам Хусейн принял меры к возмещению потерь и увеличению его мощи.
В СССР было заказано 4 больших ракетных катера экспортного проекта 1241РЭ, один из них успели получить до начала кувейтских событий. Также были заказаны 3 малых противолодочных корабля проекта 12412ПЭ, один был также получен. Ирак успел получить 3 пограничных сторожевых катера проекта 02065 «Вихрь-III»:
 
 
При всём при этом численно иракский ВМФ уступал кувейтскому. Тем не менее, достойного сопротивления кувейтцы оказать не смогли. Боестолкновений не было, иракские ракетные катера участвовали в захвате главной кувейтской ВМБ Эль-Кулайа. А здесь их ожидали ценные призы, в том числе 5 ракетных катеров немецкой постройки типа TNC-45:
Скорость — 41,5 уз., вооружение: 4 ПКР MM40 Exocet; 1 76-мм АУ OTO Melara Compact, 1х2 40-мм АУ Breda, 2 12,7-мм пулемета.
Неплохо так. И еще один типа FPB-57, вооружение аналогичное. Они были немедленно включены в состав иракских ВМС, общее количество ракетных катеров составило 15 единиц, такого сейчас и российский Черноморский флот не имеет.
Кстати и тральщиков было 12:
- 2 морских тральщика проекта 254К советской постройки;
— 3 рейдовых тральщика проекта 1258 советской постройки;
— 4 рейдовых тральщика проекта 255К советской постройки;
— 3 речных минных тральщика "MS 25" типа Nestin югославской постройки.
6 десантных катеров на воздушной подушке британской постройки и около сотни более мелких катеров, в том числе 5 советских "Грифов", такие до сих пор у нас в строю:
 
Когда за Саддама принялась международная коалиция, то устанет рука всех перечислять, вплоть до таких экзотических участников как Сенегал и афганские моджахеды. Были привлечены боевые корабли основных участников. Остановлюсь только на американцах.
В Персидском и Оманском заливе, а также в Красном и восточной части Средиземного моря были развёрнуты 6 (!) авианосных ударных групп и 2 ракетные ударные группы во главе с линкорами "Висконсин" и "Миссури", плюс 8 АПЛ с ракетами «Томагавк» и 5 десантных вертолетоносцев.
А всего около 90 боевых кораблей (из них 20 носителей крылатых ракет) и ещё порядка двух десятков кораблей других стран.
Чем могли ответить иракцы? Укрыли самые ценные корабли в Басре и произвели минные постановки на подходах к своим водам и десантоопасных участков кувейтского побережья. На этих минах подорвались десантный вертолётоносец "Триполи":
 
 
и крейсер УРО "Принстон". Его треснувший от взрыва корпус удалось срастить примерно за 100 млн. долларов.
 
 
В итоге за всё время антииракской кампании ни одной десантной операции проведено не было.
Однако попытки спрятать свой флот успеха Ираку не принесли. Удары авиации и крылатых ракет, а также обстрелы артиллерией линкоров привели к тому, что было уничтожено 7 боевых кораблей и 14 катеров ВМС Ирака.Интересный момент - злейший враг Иран оказался чуть ли не единственной страной, поддержавшей Хусейна в его требованиях, а потом принявшей не только перелетевших на его территорию иракских лётчиков, но и один СДК, пограничный сторожевой катер проекта 02065 «Вихрь-III», и старичок ракетный катер 205 проекта. Впрочем, им стоило только причалить к противоположному берегу реки Шатт-эль-Араб и вот они уже в Иране.
СДК и РКА были включены в состав иранских ВМС и прослужили до 2000-х годов, потом их утопили в качестве мишеней. Остальные корабли были сильно повреждены. В 1999 году был отремонтирован и вернулся в строй РКА проекта 205, а в 2000 году сторожевой катер проекта 02065 «Вихрь-III». Кроме того строились моторные лодки, вооружённые крупнокалиберными пулемётами.
Однако пришёл 2003 год и американская операция "Свобода Ираку". Жалкие остатки иракского военного флота были уничтожены авиацеий полностью.
Современное состояние ВМС Ирака - тема отдельная.