БУНТ В МЕТРОПОЛИИ ПОСЕЯЛ ЗВЕЗДЫ.
 
…Еще такую историю рассказал, вернувшись как-то с вахты, Сергей Николаевич Подгорный...
 
   Жарким августом 91-го бпк “ Адмирал Спиридонов" возвращался из одиночного плавания в Персидский залив. Американскую "Бурю в пустыне" мировая общественность перенесла, как французский не насморк, а поцелуй. Янки  накрутили яйца Саддаму. В Голливуде сняли фильм "Горячие головы". С Чарли Шином в главной роли. Демократия восторжествовала. Не обошлось и без военного присутствия cоветской империи в Персидском заливе. Не секрет, что наши пушки были повернуты жерлами в сторону отнюдь не зеленого знамени ислама.
   Но и, конечно, не в сторону звездно-полосатого стяга. Большие советские парни присматривали за "теми", но больше за "другими".
   На обратном пути "Адмирал Спиридонов" со старшим лейтенантом Подгорным на борту пересекал Индийский океан, ныне безвозвратно потерянный для России как стратегическая акватория. Экипаж был уставший, но довольный – задание выполнено, впереди встреча с Родиной и т. п. В Бомбее накупили техники, всякой всячины. Дошли до Индокитая.
В тот памятный вечер свободные от вахты офицеры праздновали чей-то день рождения. Слушали "Голос Америки" по приемнику, купленному в Бомбее, выпивали умеренно. Вдруг - президент Горбачев под арестом, в Москве баррикады. На следующее утро красные уголки "Спиридонова", ленинская комната, стенды и пр. перестали пестреть изображениями Горбачева.
   А командование и коллектив корабля погрузились в тяжелые раздумья.
   На входе в гавань Сингапура бпк встречал флагман сингапурских ВМС - сторожевой катер с китайцем, орущим в. мегафон: "Вы имеете разрешение на вход?" Вахтенным офицером был Сергей Подгорный. Он к командиру - надо же что-то китайцу сказать. Но у командира в каюте весь комсостав корабля громко, со слезами и коньяком, прощался: кто с погонами, кто с Россией, а кто и со свободой. Ничего не сказали флагману сингапурского флота. Вошли в бухту. Встали на якорь. Постояли. Протрезвели. И пошли в Камрань. Там окончательно пришли в себя. Послали телеграммы в Генштаб ВМФ о поддержке Бориса Ельцина. Постояли еще два месяца и уныло пошли во Владивосток. А там... А там почти все офицеры получили по очередной звездочке на погоны.
 
СОНАТА. КОНЕЦ НАСИЛИЯ
   Учения в целом прошли очень успешно: мины были поставлены толково, бпк палили друг в друга метко, остров расстреляли прицельно. И даже атомная подводная лодка, чей зловещий профиль маячил на горизонте в первый и последний дни учений, была поймана с поличным.
   Но каковы же реалии? Случись настоящий бой? Оказывается, даже “объятый броней”  бпк рассчитан  всего на две-три минуты непрерывного применения артиллерии и ракетно-торпедного вооружения, аналогичных тем, что у него на борту. Потом корабль перестает существовать. Но и то сказать, российские военные корабли крепче своих американских аналогов.       Даже линкорам типа "Айова" довольно одного русского "Кинжала", чтобы вывести из строя.
   Если одна американская торпеда попадет в бпк, он еще будет жить. Вторая, конечно, его успокоит. Русская же торпеда разнесет все. Может быть, потому, что боевая часть торпеды американских ВМС имеет массу не больше сорока килограммов, а российских - три центнера. "Американцам не понять, - смеются наши офицеры, - как это можно такие торпеды делать".
   Самый страшный враг корабля в море - это самолет.
 
РАЗДЕЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
   В ВМФ нет места демократии .В том числе и в гастрономии, жестко регламентированной, как и вся военно-морская жизнь. Как известно, на подлодках офицеры и мичманы питаются в одной кают-компании. Вероятно, в данном случае демократия обусловлена дефицитом свободного пространства в субмарине. По той же причине матросы едят по отсекам. Не то на надводных кораблях российского ВМФ. Там куда как просторнее.
   На бпк Виноградов" две кают-компании: "номер один" - для офицеров и "номер два" - для мичманов. Матросы едят в столовой. За обедом в кают-компании N 1 дежурят рассыльные - матросы, прикомандированные к камбузу. Удобнее было бы назвать их стюардами. Они,  естественно, не помогают повязывать салфетку. Но в их обязанности входит расставить приборы, подать второе, третье блюда, убрать грязную посуду и пр.
   Иерархия соблюдена, но скорее формально. Фактически иллюзия кастовости заканчивается... в тарелках. Банально, но море, так или иначе, уравнивает людей. И в матросской столовой, и в кают-компании офицеров меню одинаковое.
Отдельный разговор флотский рацион. Пощечина не общественному вкусу, но обществу. Ибо готовит корабельный кок отменно. Дай Бог каждой домохозяйке так. Но ему бы не помешали продукты, коими она располагает. Достоянием морских легенд стали наваристые флотские борщи, макароны по-флотски с 50-процентным содержанием молотой баранины и классические флотские компоты, по сладости и букету не уступающие украинскому узвару. Сегодняшние реалии таковы:
          Блюдо N 1: негустой картофельный суп, увенчанный лавровыми листами, и с внушительной костью, возвышающейся  из кастрюльки.
           Блюдо N 2: разнообразные гарниры, но доминирует перловка. Зато котлеты - из мяса! И хлеба в них  максимум 10-15 процентов! А вот компот похож по цвету на огуречный рассол. Есть и фирменные блюда, несущие на себе отпечаток времени. Салат - отварной картофель вперемешку со свежим репчатым лучком. И консервированная кабачковая икра. На "Виноградове", как на любом уважающем себя бпк, есть своя хлебопекарня. И булочки, которые подавали однажды к вечернему чаю, просто песня - горячие и ароматные.
   Одним словом, кормят на бпк "Виноградов"без изысков, но вкусно и здорово. Мой живот готов это засвидетельствовать под присягой.
 
ЭПИЛОГ
   В редакции не нюхавшие военно-морского пороха коллеги встретили меня вопросом: "Ну что, потравил гречкой с клотика?" Хотелось разочаровать, похвастать приобретенным иммунитетом к "морской болезни". Но зачем? "Трудно в мире этом одною лишь песней жить! Я больше не буду поэтом. Я в море хочу уплыть". Песенка Александра Вертинского вертелась в голове, срывалась с языка. Отрешенно взглянуть на коллег? Пропеть, грассируя, эти слова? Это красиво, и это неправда. Есть другие слова, другие мысли. Тот, кто тебя бережет, не всегда тот, кто нежнее. И чем дольше подошвы моих башмаков будут топтать замысловатый рельеф Родины, тем больше я буду любить людей этой страны. Но еще больше тех, кто хранит ее, забывая о себе.
 
Андрей Вороной
 
Искреннюю благодарность автор выражает коллективу пресс-центра
ТОФ и персонально
командиру БПК "Адмирал Виноградов" капитану 1ранга Владимиру Чернявскому,
старшему помощнику командира капитану 2 ранга Сергею Новикову,
заместителю командира по ВР капитану 2 ранга Святославу Гордею,
капитану 3 ранга Сергею Подгорному,
старшему лейтенанту Станиславу Хлопову,
 старшине 1 статьи Александру Ворожцову