Прототип «Бурана» - «БОР-4»
 
     По программе орбитального полета, ориентация в пространстве поддерживалась газореактивной системой (8 сопел) по программе автономной бортовой системы управления (в режиме инерциальной навигации). Топливом для двигателей газореактивной системы служили компоненты АТ+НДМГ. В начале второго витка с помощью сбрасываемого порохового двигателя, установленного "на спине" "БОРа-4", выдавался тормозной импульс - и аппарат входил в атмосферу. Во время снижения, поворотное крыло обеспечивало требуемую статическую устойчивость по курсу, при переходе на малые углы атаки, консоли разворачивались в горизонтальное положение для повышения аэродинамического качества. Балансировка обеспечивалась с высоты 70...60 км при угле атаки 570 в первом полете и 52...540 в последующих полетах. Раздельное (дифференцированное) отклонение консолей крыла от балансировочного положения использовалось для управления по крену с проведением контролируемых поворотов для прогнозирования попадания на заданную дальность с непревышением расчетных тепловых потоков и перегрузок на всех этапах спуска. После торможения и планирующего полета в верхних слоях атмосферы,  пройдя участок плазмообразования, "БОР-4" на высоте около 30 км вводился системой управления в крутую спираль для уменьшения скорости полета, и на высоте около 7500 м выпускался парашют, обеспечивающий приводнение с вертикальной скоростью 7...8 м/с. В верхней части "БОРа-4" после приводнения надувался конический баллон-пеленг с мигающим фонарем. Он увеличивал плавучесть аппарата и выводил наружу антенны поисковой системы.
 
 
 
 
  
    Для связи с "БОР-4" в первом зачетном пуске были привлечены корабли слежения "Космонавт Пацаев" и "Космонавт Добровольский". После того, как "БОР-4" выполнил 1,25 витка по орбите, вошел в атмосферу с боковым маневром на дальность 600 км южнее траектории орбитального полета и приводнился в 560 км от архипелага Кокосовых островов в Индийском океане, его подобрали дежурившие там корабли Военно-морского флота СССР.

    История поиска первых двух "БОР-4", приводнившихся в Индийском океане, наглядно демонстрирует накаленность международных отношений в годы "холодной войны". Корабли слежения- "Космонавт Пацаев", "Космонавт Добровольский" и "Ямал", заранее выдвинулись из бухты Петропавловска-Камчатского в район ожидаемого приводнения аппарата к берегам Австралии. Туда же пришли военные корабли Черноморского флота СССР. Присутствие флотилии из семи советских военных кораблей, рассредоточенных в радиусе нескольких сотен километров, привлекло самое пристальное внимание военно-морского флота Австралии. Разведывательно-патрульные самолеты Р-3С "Орион", базировавшиеся на авиабазе Вильямс Королевских ВВС Австралии (Royal Australian Air Force (RAAF) Base Williams), кружили над нашими кораблями   непрерывно день и ночь, сменяя друг друга.
 
 
"Космос-1374", он же "БОР-4"
 
   Наступило 3 июня 1982 года. "Космос-1374", он же "БОР-4", спланировав в огненной плазме до высоты 4 км, выпустил парашют и плавно лег на волны. Конус навигационного маяка на спине аппарата радировал в эфир о своем местоположении, доставив неприятный сюрприз поисковикам - промах с расчетным местом приводнения составил почти 200 км! К "БОР-4" устремились все поисковые корабли, как наши, так и австралийские.После суточного перехода , первым к месту приводнения подошел наш поисковый корабль, с которого был спущен катер с гражданскими специалистами, основной задачей которых было ввести в бортовую систему плавающего аппарата специальный секретный код, блокирующий систему самоликвидации. До введения этого кода система самоликвидации препятствовала любым попыткам поднятия или транспортировки - аппарат, по сути, представлял собой свободноплавающую морскую мину. И только после обезвреживания к "БОРу" подошел наш поисковый корабль и под пристальным наблюдением австралийских ВМС поднял его на свою палубу. Четыре других советских военных корабля "прикрывали" эту операцию. И было от чего! К моменту вылавливания "БОРа" в районе приводнения находились уже не только военные корабли и самолеты-разведчики, но и палубные вертолёты ВМС Австралии.
 
 
 
Катер со специалистами подходит к «Бор-4»
 
 
 
Подъем изделия «Бор-4» на борт судна
 
 
   Но второй запуск "БОР-4" (Космоса-1445) был также произведен с посадкой в районе Кокосовых островов. В проведении этого полета помогали корабли сопровождения Академии наук СССР "Космонавт Волков", "Космонавт Беляев" и научный корабль тихоокеанской геодезической экспедиции "Чумикан".
 
 
 
«космонавт Павел Беляев»
 
 
 
«Космонавт В. Волков»
 
 
 
кик "Чумикан"
 
     Помимо тихоокеанской эскадры в район Кокосовых островов пришли корабли из Черного моря. Все корабли рассредоточились в радиусе нескольких сот километров, чтобы максимально быстро найти космический аппарат и поднять его на борт. Члены экипажа "Чумикана" позднее вспоминали о степени секретности работ - были наглухо задраены все иллюминаторы, чтобы ни один матрос не мог увидеть происходящих событий. Ближе всего к месту посадки оказался именно "Чумикан", с которого и был спущен катер с инженером на борту для обезвреживания системы самоликвидации приводнившегося космического аппарата. Операция эвакуации "Космоса-1445" закончилась благополучно благодаря большим затратам на организацию поисковых мероприятий, и не смотря на отчаянное противодействие иностранных судов, пытавшихся самостоятельно обнаружить и поднять на борт советский аппарат.Австралийские военные корабли подходили настолько близко, что наши моряки могли беспрепятственно рассматривать в бинокли не только самих матросов, но даже смотреть по вечерам зарубежные фильмы, которые транслировались на экранах, развернутых на верхних палубах иностранных судов! Ко второму запуску "БОР-4" в марте 1983 года,  австралийские ВВС подготовились еще лучше - они уже знали, что им придется искать, поэтому и сделанные ими фотографии хода эвакуации "Космоса-1445" оказались более детальными по сравнению с "Космосом-1374".Некоторые из этих десятков снимков, рассекреченных австралийским министерством обороны в апреле 1983 года, мы здесь приводим.
 
Эвакуация аппарата "Космос-1374". Съемка советских ВМС:
 
 
Катер с гражданскими специалистами
осторожно приближается к "Космосу-1374"
 
 
"Обезвреженный" ракетоплан медленно поднимается
над водами Индийского океана
 
 
 
Подъем "БОР-4" на палубу.
На заднем плане - советский СКР
 
 
 
 
"БОР-4" - в наших надежных руках. 
На заднем плане - низколетящий австралийский самолет-разведчик Р-3С "Орион"
 
Тем не менее, австралийцам удалось с воздуха детально отснять весь процесс вылавливания и подъёма ракетоплана на палубу судна "Ямала".Советские участники спасательных операций вспоминали, что австралийский "Орион" так низко ходил над палубой "Ямала", что вихри, срывающиеся с его крыльев, чуть не сбивали людей с ног. Поэтому неудивительно, что снимки, сделанные с "Ориона", оказались настолько подробными. Ниже мы приводим два из них.
 
Эвакуация космического аппарата "БОР-4" ("Космос-1374") - съемка командира эскадрильи (Wing Comander) самолетов-разведчиков Р-3С "Орион" Н.Купера (N.Cooper):
 
 
"Космос-1374" поднимается на палубу "Ямала" после успешного приводнения
4 июня 1982 года
 
 
 
"Космос-1374"на палубе "Ямала".
Фотография сделана через два дня после первой, 6 июня 1982 года
 
Степень противодействия иностранного флота была настолько высока, что после окончания поисковой операции Г.С.Титов обратился напрямую в ВПК: "Считаю, что велика вероятность перехвата американцами,  предлагаю перенести место посадки в Черное море".
 
 
Титов Герман Степанович – командир космического корабля «Восток-2», 
лётчик-космонавт СССР № 2,генерал-лейтенант
 
Член экипажа "Чумикана" Владимир Гаврилов впоследствии вспомнил курьезный случай, характеризующий дотошность работы австралийских самолетов-разведчиков:"...Я стоял в наряде, чистил картошку, помогал коку. Рано утром, перед сдачей наряда набрался большой чан отходов. Нам не захотелось тащить его в мусороприемник, и мы вылили все помои в иллюминатор. Никто вроде бы не заметил, но вечером того же дня от командира флотилии получили нагоняй. Оказывается, "Орион", круживший в нескольких километрах от корабля, зафиксировал, как русские сбрасывают какие-то отходы в море. Они сняли на пленку весь процесс выброса отходов и отрапортовали командованию военной базы в Австралии - мол, русские вывалили за борт нечто, не поддающееся идентификации. Из Австралии прошла телефонограмма в США, оттуда в Брюссель. В Бельгии состряпали ноту протеста - мол, зачем русские Мировой океан загрязняют, и отправили в Москву. Из Москвы связались с Петропавловском-Камчатским и надавали командиру по первое число. А командир в свою очередь связался с "Чумиканом" и приказал немедленно разобраться в происшествии. И все это за один день. Никто бы никогда не подумал, что обыкновенный бак помоев выброшенных за борт матросами-срочниками, может возыметь такой политический резонанс".
 
Эвакуация космического аппарата "БОР-4" ("Космос-1445") - съемка австралийских ВМС:
 
 
Поисково-спасательный вертолет Ка-26 находит "БОР-4" в открытом океане
и сбрасывает дополнительный радиобуй
 
 
 
"БОР-4" плавает в ожидании подхода эвакуационного судна
На заднем плане - дополнительный радиобуй
 
 
"БОР-4" подцеплен краном за бортом корабля.
Обратите внимание на человека в противогазе на борту
 
 
 
Подъем "БОРа-4". Сзади виден запасной квадратный сетчатый трал на случай 
подъема КА в условиях шторма
 
 
"БОР-4" над срезом поисково-спасательного судна
 
 
 
Подъем "БОРа-4". С палубы корабля струями воды смывают токсичные 
 остатки бортового топлива АТ+НДМГ.
 
 
Укладывание "БОРа-4" на палубу судна.
На заднем плане - человек в костюме химической защиты и в противогазе
 
 
Расчаливание "БОРа-4" на палубе.
Пять человек смотрят в объектив вражеского фотоаппарата!
 
 
 
Заключительные операции по фиксации "БОРа-4" на палубе.
Баллон-пеленг демонтирован.
 
"Третий запуск макета МКК «Буран», «Бор-4» № 405 был произведен 27 декабря 1983 года с планируемой посадкой в районе северо-западной части Черного моря. В поисковых действиях участвовали - ПСК «Ямал», «Севан». «Донбасс», и ПКР «Ленинград», подъем космического аппарата на борт осуществил по традиции ПСК «Ямал» и так же успешно."