8-я оперативная эскадра - начало создания
 
1974 – 1975 г.г.
 
        
  Рассказывает кандидат исторических наук капитан 1 ранга Михаил Слинкин - бывший офицер штаба 8-й оперативной эскадры ВМФ СССР (1984 г.):
 
           - Наша 8-я оперативная эскадра (опэск) вышла на боевую службу в Индийский океан еще в августе 1967 года. Тогда она именовалась как эскадра кораблей специального назначения. Постоянным местом базирования эскадры стал остров  Сокотра (НДРЙ). В 1971 году  в связи с конфликтом между Индией и Пакистаном 8-я опэск в составе группы надводных кораблей и подводных лодок с целью демонстрации присутствия и наблюдения за развитием событий была направлена в Аравийское море, а также в зону Персидского залива.
       По договоренности с правительством Южного Йемена противолодочное обеспечение кораблей стали осуществлять отдельные авиаотряды самолетов Ил-38 из состава ВВС Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов.
      Присутствие в Индийском океане в конце 1971 - начале 1972 гг. отряда кораблей эскадры под командованием контр-адмирала В. Кругликова явилось сдерживающим фактором в разрастании индо-пакистанского конфликта.
 
вице-адмирал В.С.Кругляков
 
     Не стала исключением и война между Ираном и Ираком. С ДРЕВНИХ времен считалось, что военно-морские силы являются не только одним из важных средств вооруженной борьбы, но и эффективным инструментом политики. Именно в этом качестве проявлял себя отечественный Военно-морской флот в послевоенный период вплоть до начала 90-х гг. Возможности его воздействия на военно-политическую обстановку советское руководство ощущало особенно остро тогда, когда было необходимо оказать помощь или содействие. При этом следует подчеркнуть, что непосредственного участия в локальных войнах и вооруженных конфликтах корабельные группировки ВМФ СССР не принимали. Крупные оперативные группировки ВМФ направлялись в различные акватории Мирового океана для решения лишь "отдельных" задач - для демонстрации силы в противовес американским или натовским группировкам и поддержания необходимого баланса сил в зонах возможных или уже прошедших вооруженных столкновений; постоянного наблюдения за морской активностью противоборствующих сторон в локальной войне или вооруженном конфликте; обеспечения защиты районов собственных рыбных промыслов и охраны коммуникаций торгового судоходства.
 
 

Легкий крейсер пр. 68-бис "Дмитрий Пожарский"1952 – 1990

        
31 августа 1951 года зачислен а списки кораблей ВМФ и 31 февраля 1952 года заложен на заводе № 189 в Ленинграде (заводской № 445),  спущен на воду 25 июня 1953 года, вступил в строй 31 декабря 1954 года и 31 января 1955 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 24 февраля 1955 года перечислен в состав СФ, а 7 сентября 1955 года после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток - в состав ТОФ.
 
С 21 по 26 июня 1956 года нанес визит в Шанхай (Китай), с 28 по 31 марта 1968 года - в Мадрас ис 3 по 6 апреля 1968 года - в Бомбей (Индия), с 17 по 24 апреля 1968 года - в Могадишо (Сомали),с 11 по 19 мая 1968 года - в Умм-Каср (Ирак), с 25 мая по 2 июня 1968 года - в Карачи (Пакистан),с 5 по 9 июня 1968 года - в Бендер-Аббас (Иран), в июне 1968 года - в Аден (Южный Йемен) и с6 по 11 июля 1968 года - в Коломбо (Шри Ланка). В период с 25 апреля 1969 года по 23 октября 1970 года и с 1 февраля 1980 года по 1 января 1985 года прошел на "Дальзаводе" во Владивостоке капитальный ремонт, 30 января 1979 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен во Владивостоке на отстой, а 5 марта 1987 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 16 сентября 1987 года расформирован и в 1990 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.
 
Водоизмещение 14700/16300 т. Размерения 210/205x22/21/4x6.76/7.26 м
Воружение - 12 - 152/57, 12 - 100/56, 32 - 37/67, 2x5 ТА
Бронирование - толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях - 20 мм.
Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой - 100 мм.
Боевая рубка: бок - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм, запасной командный пункт - 10 мм. Труба защиты проводов - 50 мм. Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки - 10 мм, КДП - 13 мм, кожухи дальномеров - 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты - 10 мм. Бронеканалы - 10 м.
Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов - 125 мм. Рулевое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту сверху.
Механизмы 2 турбины типа ТВ-7 суммарной мощностью 118,000 - 128,000 л.с., 6 котлов типа КВ68, 2 винта диаметром 4,58 м.
Скорость 33,1 узла Дальность плавания 9000 миль. Экипаж 1,200 человек.              
 
     В 1971 г. в связи с конфликтом между Индией и Пакистаном 8-я (Индийская) оперативная эскадра ВМФ СССР в составе группы подводных лодок и надводных кораблей под руководством контр-адмирала Круглякова была направлена в Аравийское море с целью демонстрации присутствия и наблюдения за развитием событий в его акватории, а также в зоне Персидского залива. Постоянным местом базирования эскадры стал остров Сокотра.
 
 
остров Сокотра
 
     По договоренности с правительством Южного Йемена с аэродрома Аден противолодочное обеспечение кораблей эскадры стали осуществлять отдельные авиаотряды самолетов Ил-38 из состава ВВС Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов.С уходом в 1974 г. американских войск из Вьетнама для военно-морского присутствия в южных морях Тихого океана в составе ВМФ формируется 17-я оперативная эскадра с базированием                                                         в порту Камрань (Вьетнам).
 
 
 
 
 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.День добрый!
Хочу внести маленькую поправку:
 
эм "Скрытный" из состава 173 БПК КВФ ТОФ в 1972 - 1973 году нес боевую службу в зоне Индийского океана в составе 10 ОпЭск ТОФ под командованием адмирала Круглякова, после ухода крейсера "Адмирал Сенявин" (а на борту был и адм. Кругляков) сначала в Басру (НДРЮЙ) для обеспечения визита ГК ВМФ, затем в базу, походный штаб эскадры под командованием кап.2 ранга Матвеевского перешел на эсминец "Скрытный".
Соответственно, в Массауа (Эфиопия) эсминец ходил под вымпелом адмирала Круглякова (знаю не со слов, а доводилось лично докладывать телеграммы в любое время дня и ночи, хотя много ли их было за время захода...).
 
Эсминцем в то время командовал кап.2 ранга Маслянинов, старший помощник как.3 ранга Харчук.
 
Данные не из архивов, а из личного дела, так как в том походе был в составе экипажа эсминца с первого и до последнего дня похода.
 
С уважением,
Зинкевич Виктор.