Розин Александр.

8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.

Хроника боевой службы. 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18

19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32

     Занимаясь историей боевых служб ВМФ СССР в районах военных конфликтов, столкнулся с трудностью определения находящихся там кораблей флота, по причине отсутствия  информации в книгах и интернете. В основном мусолятся несколько материалов, порой без каких либо дополнений. Не стала исключением и деятельность 8-й Оперативной Эскадры (ОПЭСК), действовавшей в Индийском океане. Это первый вариант, наверняка имеющий ошибки и неточности в силу того, что в основном статистические данные взяты из иностранных публикаций и книг, а они не только иногда противоречат друг другу, но и не согласуются с известной нашей информацией.

   Это третья исправленная и дополненная версия.

   Содержание:

1. Пролог.

2. Походы ВМФ до 1945 г.

3. Конец 50-х середина 60-х годов.

4. Корабли космической программы начинают работу в Индийском океане.

5. Первая боевая служба отряда ТОФ в Индийском океане.

6. Второй отряд ТОФ в Индийском океане и подлодки экспедиции «Прилив-2».

7. Боевая служба боевых кораблей в Индийском океане в 1968 г.

8. Поддерживая новую власть.

9. Корабли ВМФ СССР в 1969 г. на БС в Индийском океане.

10. Боевые корабли на БС в Индийском океане в 1969 г.

11. Посещение портов  кораблями ВМФ СССР в 1969 г.

12. 1970 г. активность службы возрастает.

13. Корабли ВМФ СССР в 1970 г. на БС в Индийском океане.

14. Боевые корабли на БС в Индийском океане в 1970 г.

15. Посещение портов  кораблями ВМФ СССР в 1970 г.

16. 1971 г. будни и боевая служба.

17. Корабли ВМФ СССР в 1971 г. на БС в Индийском океане.

18. Боевые корабли на БС в Индийском океане в 1971 г.

19. Посещение портов  кораблями ВМФ СССР в 1971 г.

20. Хроника 1972 г.

21. Корабли ВМФ СССР в 1972 г. на БС в Индийском океане.

22. Боевые корабли на БС в Индийском океане в 1972 г.

23. Посещение портов  кораблями ВМФ СССР в 1972 г.

24. Начало 1973 г. и ирако-кувейтский кризис.

25. БС 1-й смешанной бригады кораблей ТОФ.

26. Корабли ВМФ СССР в 1973 г. на БС в Индийском океане.

27. Боевые корабли на БС в Индийском океане в 1973 г.

28. Посещение портов  кораблями ВМФ СССР в 1973 г.

29. Передача эстафеты - 8 ОПЭСК.

30. Корабли ВМФ СССР в первой половине 1974 г.  на БС в Индийском океане.

31. Боевые корабли на БС в Индийском океане в первой половине 1974 г.

32. Посещение портов  кораблями ВМФ СССР в 1974 г.

1. Пролог.

     После окончания Второй Мировой войны условия обстановки противостояния двух систем настоятельно требовали и от советского военно-политического руководства принятия мер по снижению угроз, в том числе с океанских направлений и нейтрализации военной деятельности стран Запада в различных регионах мира. По целому ряду причин во многих удаленных районах земного шара эту задачу  должен был решать Военно-Морской флот (ВМФ), тем более что с 60-х годов началось создание кораблей способных обеспечить постоянное военно-морское присутствие в стратегически важных районах Мирового океана.
     В середине 60-х годов были сформированы и начали постоянно действовать оперативные эскадры в Средиземном море и в Индийском океане, что придало боевой службе ВМФ СССР глобальный характер. 
     Основными преимуществами сил флота по сравнению с другими видами вооруженных сил, являются: высокая мобильность, способность длительное время находиться в районах вероятных (или реальных) боевых действий за пределами национальных границ других государств, не нарушая при этом их суверенитета и не вызывая международных осложнений, поскольку правовой основой военно-морского присутствия является свобода открытого моря, составная часть которой - свобода судоходства. Отчетливо все это видно на примере деятельности 8 ОПЭСК действовавшей в Индийском океане.
     Индийский океан не только являлся важной коммуникацией связывающий Дальний Восток с европейской частью СССР, но и омывал берега многих стран получивших независимость после распада колониальной системы, а они в свою очередь привлекали советское руководство, которое искало поддержку своей политики в развивающихся странах.
     1968-1991 годы были наиболее интенсивным периодом деятельности ВМФ СССР в зоне Индийского океана. Советский Союз преследовал две главные цели в своей военно-морской стратегии в Индийском океане. Во-первых, увеличение своего экономического и политического влияния в  прибрежных странах и государствах примыкающих к ним и во-вторых, противостоять американской военно-морской стратегии и деятельности западных держав в районе Индийского океана. Основными формами внешнеполитических действий советского флота в Индийском океане, стали демонстрационные визиты в порты различных стран, военно-морское присутствие, эпизодическая демонстрация силы. 
     В первый период до формирования 8 ОПЭСК, в Индийском океане независимо функционировали  8-я эскадра специального назначения и отряды кораблей 10-й оперативной эскадры ТОФ, которые привлекались к несению боевой службы в этом регионе, хотя периодически корабли ТОФ привлекались к решению «космических» задач. Командование у них тоже было свое, хотя со временами командующего 8-й эскадры специального назначения привлекали к командованию отрядами кораблей несущих БС.

8-й эскадрой специального назначения командовали:

Апрель 1967 г. – август 1968 г. – контр-адмирал Трифон Григорьевич Катышев.

Август 1968 г. - 1970 г. – контр-адмирал Владимир Матвеевич Леоненков.

1970 г. – май 1974 г. – контр-адмирал Александр Александрович Трофимов.

Отрядами кораблей, выполняющими БС в Индийском океане, командовали:

С 14 по 31 марта 1968 г. — ко­мандующий КТОФ адмирал Н.Н. Амель­ко,

а с 31 марта по 28 июля 1968 г. — коман­дир 10-й (Тихоокеанской) ОПЭСК контр-­адмирал Николай Иванович Ховрин.

Ноябрь 1968 г. - апрель 1969 г.  капитан 1 ранга Семен Елизарович Коростелев, НШ 10-й ОПЭСК.

Май - октябрь 1969 г. – капитан 1 ранга Тимофей Акимович Ляшко, командир 175 бригады ракетных кораблей, 10-й ОПЭСК.

Октябрь 1969 г. – апрель 1970 г. – капитан 1 ранга Семен Елизарович Коростелев, НШ 10-й ОПЭСК.

Апрель  – октябрь 1970 г.  – капитан 1 ранга Игорь Иванович Вереникин, заместитель командира 10-й ОПЭСК.

Октябрь 1970 г. – 1971 г. - контр-адмирал Игорь Васильевич Кармадонов, командир 182 БПЛ ТОФ.

 1971– ноябрь 1971 г. – ???

Ноябрь 1971 г. – апрель 1972 г. – контр-адмирал Владимир Сергеевич Кругляков, командир 10-й ОПЭСК.

Апрель-ноябрь 1972 г.  –  ???

Ноябрь 1972 г.- май 1973 г. – контр-адмирал Владимир Сергеевич Кругляков, командир 10-й ОПЭСК.

Май 1973 г. – май 1974 г. – капитан 1 ранга Владислав Петрович Асеев.

 

Розин Александр. 

8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.

Хроника боевой службы.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18

19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32 

2. Походы ВМФ до 1945 г.

     Первым советским военным кораблем в Индийском океане был осенью 1924 г. сторожевой корабль 2-го ранга «Воровский» (бывшая океанская яхта «Ярославна»). Он с  12 июня по 20 ноября 1924 г. совершил первый в истории советского флота дальний поход-переход из Архангельска во Владивосток южным путем через Суэцкий канал. Корабль прошел 14 тысяч миль, через 3 океана и 10 морей за 131 сутки. За время похода были нанесены визиты в зарубежные порты Неаполь (Италия), Порт-Саид, Аден, Коломбо, Сингапур, Гонконг, Вампу (Китай). В период визита в китайский порт Вампу корабль посетил первый президент революционного Китая доктор Сун-Ят-Сен. Под руководством старшего штурмана перехода П.А. Сакеллари и руководителя штурманского класса Н.Ф. Рыбакова во время перехода получили хорошую морскую практику будущие адмиралы И.С. Юмашев, Ю.А. Пантелеев, Н.Ф. Заяц и многие другие.
     Следующий раз корабли советского ВМФ показали свой флаг в Индийском океане в апреле 1939 г., когда отряд из 4 тральщиков, проекта 58 - Т-5 «Параван», Т-6 «Капсуль» и проекта 53 - Т-7 «Веха», Т-8 «Чека», выполнил межфлотский переход по маршруту -  Севастополь - Порт-Саид - Аден - Коломбо - Манила - Владивосток. Командовал отрядом капитан 3 ранга П.П.Михайлов, военком - А.Л.Расскин. Командирами тральщиков были «Веха» - Медведев, «Чека» - Никольский, «Параван» - Кошкаров, «Капсюль» - Соколов. В 12.00 6 апреля 1939 г. отряд вышел из Севастополя и взял курс на Босфор. На флагмане ошиблись в расчетах, забыв о сносе западным течением. Отряд вошел в ложный Босфор, но ошибку вовремя заметили, и тральщики вскоре стали на якорь в бухте Буюк-Дере пролива Босфор. Здесь корабли посетили советские консул и атташе. В Мраморном море строй прорезал итальянский торговый пароход, но столкновения удалось избежать. Дарданеллы отряд прошел без происшествий, а Эгейское море тральщики прошли с попутным 7 - 8-балльным ветром. К утру 10 апреля корабли подошли к Порт-Саиду и ошвартовались у о. Фест-Айленд для карантинной проверки и приема запаса воды и продовольствия. По итогам похода лучшим был признан БТЩ «Веха». Около полудня 12 апреля отряд начал плавание по Суэцкому каналу (длиной 161 км) со скоростью 12 уз. Утром 16 апреля корабли прибыли в Аден и простояли здесь трое суток для отдыха личного состава и пополнения запасов. Третий этап похода начался 19 апреля, и корабли взяли курс на Цейлон. Предстояло пройти около 2100 миль, а на «Параване» лопнула крышка цилиндра правого дизеля. За сутки мотористы устранили поломку, и все это время тральщик поддерживал 12-узловой ход на полных оборотах левого дизеля. Утром 25 апреля отряд прибыл на рейд Коломбо, и после пополнения припасов покинул порт 29 апреля. Огибая о.Цейлон, тральщики попали в сильный шторм. Сила ветра возросла до 9 - 10 баллов, крен при бортовой качке достигал 40°, но БТЩ вели себя хорошо. Утром 2 мая ветер стих, и отряд увеличил ход при следовании Малаккским проливом у Сингапура. На третьи сутки перехода корабли вновь попали в шторм. Волнение моря было 8 - 9 баллов, а сила ветра - 11 баллов. Крен достигал при бортовой качке критической отметки в 52 - 53°. Ударом волны на «Параване» заклинило руль, и БТЩ начал описывать циркуляцию. Но поломку удалось быстро устранить, и корабль занял свое место в строю. Все восемь суток хода до Манилы прошли в штормовых условиях. В Маниле личный состав отдыхал до 13 мая. Опасаясь нападения флота Императорской Японии, командиру ОД БТЩ, согласно инструкции, подписанной 5 апреля зам. начальника морского штаба капитаном 1 ранга В.А.Алафузовым, предписывалось по выходу из Манилы соблюдать полное радиомолчание, а "при получении вами в пути условного выражения "поздравляем рождением сына" вам надлежит следовать в Петропавловск, оставляя Японию к весту". Использовать запасной вариант не пришлось, выйдя из Манилы корабли прошли мимо о. Тайвань (Формоза), в Восточно-Китайском море попали в 7-балльный шторм. В Японском море шел дождь, экипажи приводили корабли в порядок перед прибытием во Владивосток. Отряд вошел в бухту Золотой Рог днем 17 мая 1939 г., и тральщики ошвартовались кормой по порядку тактических номеров к причалу № 33. Командующий Тихоокеанским флотом И.С.Юмашев поблагодарил экипажи за успешное выполнение правительственного задания, отметив, что вместо 47 суток поход выполнен за 41 сутки (в том числе 28 суток на ходу).
     В начале 1942 г. в водах Индийского океана вновь реял советский военно-морской флаг. Советский вспомогательный крейсер - линейный ледокол «А.Микоян» выполнил переход из Черного Моря на Дальний Восток. После начала войны только что принятый ледокол «А.Микоян» был вооружен 5-130 мм орудиями, 4 - 76 мм зенитками и 4 пулеметами и зачислен в состав ВМФ в ранге вспомогательного крейсера. В ноябре 1941 г. ледокол получает задание совершить сложнейший в условиях военного времени переход на Дальний Восток для работы по Северному морскому пути. Первая трудность состояла в том, что нейтральная Турция отказалась пропустить через Босфор вооруженное судно воюющей страны. Поэтому ледоколу сначала пришлось зайти в Поти, где за 5 дней с него сняли все вооружение, которое на нем установили в августе при мобилизации. 25 ноября 1941 г. вышел из Туапсе с танкерами «Сахалин», «Туапсе» и «Варлаам Аванесов», взяв курс на Босфор. 30 ноября прошли Босфор, 1 декабря вышли в Эгейское море которое контролировали итальянские корабли. Наши суда следовали через опасный район по одиночке. На переходе был потоплен танкер «Варлаам Аванесов». 4 декабря корабли прибыли в порт Фамагуста (Кипр). Из Кипра ледокол перешел в Хайфу на ремонт. 14 декабря 1941 г., пройдя благополучно Суэцкий канал «А. Микоян» благополучно завершил очередной этап перехода и прибыл в порт Суэц, где по предварительной договоренности с англичанами на ледокол должны были поставить несколько орудий и пулеметов. На самом деле была поставлена только одна малокалиберная пушка производства 1905 г., для производства салюта наций при входе в иностранные порты. 1 февраля 1942 г. ледокол вышел из Адена, и пройдя у западных берегов Африки в  начале марта пришел в Кейптаун, где принял запасы и загрузился углем сверх всех предусмотренных норм так как ему предстоял переход вокруг Южной Америки через Магелланов пролив. В июне 1942 г. после захода в порты Монтовидео и Сан-Франциско ледокол «А. Микоян» вошел в бухту Золотой Рог Владивостока, где вновь был вооружен.

Литература.

  • Гудков Борис Дмитриевич «Морской фронт страны 1941-1945 гг.» глава «Кругосветное плавание линейного ледокола «А.Микоян»» с сайта <http://www.bgudkov.ru/?page_id=5487>
  • Костриченко В.В., Кулагин К.Л. «Быстроходные тральщики типа “Фугас”» Журнал «Морская коллекция» № 2 2005 г. с сайта <http://wunderwafe.ru/Magazine/MK/2005_N2/30.htm>
  • «ПСКР “Воровский”. От и до.» с сайта <http://pogranichnik.ru/mchpv/korabli-mchpv/pskr-vorovskiy--ot-i-do.html> 
Розин Александр.