Розин Александр. 

8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.

Хроника боевой службы. 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18

19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32

3. Конец 50-х середина 60-х годов.

     В 1946 г. советскими учеными были выполнены первые исследования Индийского океана после войны, группа ученых: С. М. Лукиным, А. Д. Козловым, В. А. Снежинским, Н. И. Егоровым, М. Ф. Мартыновым, совершая переход из Одессы через Суэцкий канал во Владивосток на пароходе «Анива». Выполняла по пути следования парохода регулярные метеорологические и актинометрические наблюдения, наблюдения в деятельном слое моря до глубины 500 м, гидрооптические исследования, астрономические наблюдения, а также стереофотограмметрическую съемку волнения. Советским исследователям впервые удалось собрать весьма ценный материал по изучению малоисследованной северной части Индийского океана и прилегающих к нему морей. Результаты выполненных работ показали, насколько возможно и ценно производство попутных наблюдений для изучения океанов и морей, особенно их малоисследованных районов.
     В 1955 - 1959 гг. в южной части Индийского океана в составе нескольких советских антарктических экспедиций работал морской отряд на дизель электроходе  «Обь», который выполнил два океанографических разреза большой протяженности. Первый разрез пересек центральную часть океана от Антарктиды по направлению к Бенгальскому заливу, второй - от Антарктиды через центральную часть океана в Красное море.
     В это же время в Индийском океане вновь появились советские боевые корабли. После нахождения «А.Микояна» в водах Индийского океана, только спустя 15 лет летом 1957 г.  на просторах Индийского океана вновь был отмечен флаг ВМФ СССР. В период с 20 июня по 3 августа 1957 г. отряд кораблей в составе 2 новых эсминцев проекта 56 (по классификации НАТО - Kotlin) «Бесследный» (к-2р. В.Мамчица), «Бурливый» (к-3р. Н.Солдатов) и танкера «Алатырь» совершили межфлотский переход из Севастополя на ТОФ через Суэцкий канал. Отрядом командовал капитан 1 ранга А.Тюняев. Все моряки активно участвовали в подготовке похода. За все время подготовки к походу на кораблях не было совершено ни одного дисциплинарного поступка. Три комсомольца из артиллерийской БЧ «Бурливого» отказались от очередного отпуска. Командир отделения рулевых с «Бесследного» старшина 2 статьи Лилейкин на 12 дней раньше срока вернулся из отпуска. 20 июня корабли вышли из Севастополя, 23 июня они достигли Порт-Саида 25 июня прошли через Суэцкий канал в Красное море. Эсминцы были первыми советскими военными кораблями которые прошли по каналу после того как он  был  вновь открыт в апреле 1957 г., после ликвидации последствий войны 1956 г. Корабли проводились советскими лоцманами которые начали работать по просьбе египетского руководства с сентября 1956 г.  В Аденском заливе корабли попали в зону летних юго-западных муссонов. Ветер достиг семи баллов, потом десяти. Два американских эсминца сопровождавшие отряд полным ходом ушли укрыться в Аден, а наши продолжили идти своим курсом. Танкер «Алатырь» посетил порт Коломбо (о.Цейлон, ныне Шри-Ланка), после этого на кораблях появились свежие продукты. В Индийском океане дважды произвели заправку с танкера. В экваториальной штилевой зоне шторм сменился частыми тропическими ливнями. Температура забортной воды поднялась до 32 градусов. На пути кораблей в Малаккском проливе  встречались гигантские деревья с зеленой кроной, смытые ливневыми дождями с северных склонов Суматры. Пришлось поднять трубки гидродинамических лагов, чтобы случайно не повредить их. В августе пришли во Владивосток.
     В дальнейшем до закрытия Суэцкого канала после арабо-израильской войны 1967 г. наши боевые корабли эпизодически проходили водами Индийского океана, выполняя межфлотские переходы, в том числе и для передачи в состав ВМС Индонезии.
     Летом 1959 г. по маршруту Черное море, Суэцкий канал, Индийский океан, Сурабая (Индонезия) выполнил отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга И.В.Молодцова в составе эсминцев проекта 30бис «Беззаветный»  и «Беспокойный». В Красном море, отряд сделал остановку, встав на якоря в районе мыса Гвардафуй. Пятисуточный переход Индийским океаном проходил при штормовой погоде, сменившейся на нормальную только в районе о. Цейлон. 8 июля эсминцы пресекли экватор. Миновав Суматру, отряд изменил курс,  пройдя  Зондским проливом, вошел в Яванское море, вскоре достигнув цели - ВМБ Сурабая. Еще при подходе к индонезийским водам военно-морской флаг СССР заменили на польский. Это делалось для обмана противника, хотя вряд ли могло, кого-то ввести в заблуждение.
     К планомерным исследованиям Индийского океана по намеченной международной программе Советский Союз приступил осенью 1959 г., когда в Индийский океан была снаряжена океанографическая экспедиция на судне Института океанологии Академии наук СССР «Витязь». Очередной 31-й рейс «Витязя» был первым рейсом в Индийский океан. Выйдя из Владивостока в октябре 1959 г., «Витязь» пришел в Одессу в апреле 1960 г., пробыв в океане почти семь месяцев. Первую экспедицию на «Витязе» в Индийский океан возглавлял член-корреспондент АН СССР В. Г. Богоров. В 1960 г. осенью «Витязь» продолжил исследование Индийского океана. После непродолжительного очередного 32-го рейса на Черном море экспедиция на «Витязе» в октябре 1960 г. снова отправилась в Индийский океан, в 33-й рейс. Экспедиция продолжалась шесть с половиной месяцев. Начальником экспедиции в этом рейсе был профессор П. Л. Безруков.
     За период с октября 1959 г. по ноябрь 1962 г. в Индийском океане, кроме ЭОС «Витязь», совершили большие плавания еще два крупных советских исследовательских судна Дальневосточного научно-исследовательского гидрометеорологического института - «Ю. М. Шокальский» и «А. И. Воейков».
     С октября 1959 г. по март 1960 г. подводные лодки пр.611 «Б-90» (к-2р. П.Т.Зенченко, второй командир – к-2р. К.К.Киреев) и «Б-68» (к-1р. Н.А.Мышкин, второй командир – к-3р. В.С.Глушков) под общим руководством капитана 1 ранга Б.А.Вешторта в обеспечении теплохода «Михаил Калинин» и танкера «Вилюйск», выполнили межфлотский переход с Северного флота, вокруг Африки, через Индийский океан, вокруг Австралии, через Тихий океан на Камчатку. Это был единственный в истории советского ВМФ трансокеанский переход дизельных подводных лодок вокруг Австралии. В декабре 1959 г. отряд кораблей вошел в Индийский океан, перед этим на «Б-90» вышла из строя быстродействующая аппаратура связи, а уже в Индийском океане в следствии гидравлического удара вышел из строя шестой цилиндр дизеля. В январе 1960 г. пришлось подводникам приняв запчасть с «Михаила Калинина» произвести непростой ремонт, связь так же исправили, для этого из Владивостока  запасной блок радиоаппаратуры был направлен на танкере «Певек», в районе Индонезии его забрал танкер отряда  «Вилюйск» и доставил на лодку. Подлодки отряда экватор в Индийском океане не пересекали. «Вилюйск» выполнил заход в Коломбо (Цейлон).
     СКР пр.50  «Пума» и «Сарыч» 5 апреля 1962 г.  в составе отряда вышли из Севастополя и через Суэцкий канал и Индийский океан 5 августа 1962 г.  прибыли в Сурабаю.
     5 сентября 1962 г. крейсер пр.68-бис «Орджоникидзе» (флаг первого заместителя командующего КЧФ вице-адмирала В.Чалого) в сопровождении СКР пр.50  «Гризон» и «Корсак» вышел из Севастополя и направился в Индонезию. На борту крейсера находились представители ВМС Индонезии (351 человек) из числа будущего экипажа корабля во главе с командором Суаком. По воспоминаниям участников перехода, индонезийцам до выхода в Индийский океан, для введения в заблуждение западных разведок относительно конечного пункта назначения отряда, было запрещено появляться на верхней палубе крейсера. Начиная с пролива Босфор корабли практически постоянно сопровождались катерами, кораблями и самолетами НАТО. В Эгейском море советские моряки начали практиковать совместную с индонезийцами подготовку к стрельбам всеми калибрами.
     Во время стоянки в Порт-Саиде крейсер посетили представители советского посольства, военный атташе полковник С. Крахманов, вице-консул и другие лица. Приняв египетских лоцманов, корабли отряда вошли в Суэцкий канал. Во время плановой шестичасовой стоянки в Большом Горьком озере с крейсера пополнили запасы топлива и воды на обоих СКР, после чего отряд продолжил движение и вскоре вошел в Красное море. Высокая соленость воды здесь в сочетании с высокой температурой отрицательно сказалась на работе испарителей, обеспечивавших водой главные котлы. При температуре 60°С особенно тяжелыми стали вахты в МО и КО, которые сократили по времени вдвое.
     14 сентября корабли прибыли на рейд Байер-Мерайо (Сомали), на следующий день, пополнив с танкера «Максим Горький» запасы топлива, котельной воды и масла, корабли покинули рейд и вышли в Индийский океан, где до самого о. Сокотра их сопровождала штормовая погода. На переходе оба СКР дозаправлялись от крейсера топливом и котельной водой, попутно на всех кораблях отряда шла передача индонезийцам техники и средств наблюдения.
     22 сентября корабли пересекли экватор, отметив это событие торжественным подъемом государственного флага СССР, встречей с Нептуном и трехорудийным залпом из носовой башни ГК крейсера.
     24 сентября во время дозаправки кильватерным способом с крейсера на СКР «Корсак» в условиях океанской зыби при отдаче топливного шланга последний оборвался, вдобавок ко всему, рывком на волне вырвало глаголь-гак, тяжело травмировав двух офицеров на борту сторожевика. Волнение исключало подход СКР к борту крейсера, поэтому пострадавших с риском (акулы) немедленно доставили на борт «Орджоникидзе» шлюпкой и там оказали медицинскую помощь. В тот же день крейсер и СКР «Гризон» выполнили запланированные учебные стрельбы из 100-мм орудий и 37-мм автоматов.
     26 сентября в Яванском море крейсер дозаправил оба СКР топливом и котельной водой, а 28 сентября отряд, преодолев на переходе с Черного моря в общей сложности 6590 миль, прибыл в порт Таджонг-Приок.
     В 1964 г. три черноморских эсминца проекта 30-бис «Безжалостный», «Пылкий» и  «Боевой» несколькими отрядами выполнили переход южным маршрутом и вошли в состав ВМС Индонезии.
     В декабре 1966 г. - январе 1967 г. разведывательные корабли (РЗК) построенные 1966 г. в Ярославле, «Анероид» и «Гирорулевой» (через непродолжительное время переименованный в «Курсограф», командир капитан-лейтенант Тульчинский Олег Дмитриевич), южным морским путем из Балтийска, через Датские проливы, пролив Ла-Манш, Бискайский залив, Атлантику, вокруг Африки, м. Доброй Надежды, Индийский океан, Малаккский пролив, Японское море под общим командованием капитана 2 ранга А.Б. Козьмина совершили переход на Тихоокеанский флот. 28 января 1967 года корабли прибыли во Владивосток.
     С середины 60-х годов советские моряки регулярно посещали Эфиопию. До израильской агрессии 1967 г., пока не было прервано плавание по Суэцкому каналу, это делали черноморцы, они трижды побывали в эфиопском порту Массауа. Первый визит прошел 10-13 февраля 1965 г. в нем участвовал  ЭМ «Напористый», визит возглавлял  контр-адмирал Г.Ф.Степанов. Второй прошел 14-18 января 1966 г. с участием  ЭМ «Пламенный», старшим был первый заместитель командующего ЧФ контр-адмирал В.С.Сысоев, который прекрасно описал как все было в своем дневнике: «С выходом из порта Суэц и проходом Суэцкого залива мы почувствовали необычные для нас условия плавания. Высокая температура, большая влажность и повышенная соленость воды в Красном море сразу же дали о себе знать. Начались затруднения с работой аппаратуры связи. Температура в машинно-котельном отделении поднималась до 60-70 градусов Цельсия. Но все эти трудности не обескуражили экипаж корабля. Усилиями личного состава электромеханической боевой части во главе с командиром Бч-5 инженер-капитан-лейтенантом Шешуновым трудности с обслуживанием механизмов в тропических условиях плавания остались позади. Корабль пришел в порт назначения в образцовом виде.
     14 января. В 14.30 эм «Пламенный», приняв на подходах к порту Массауа советского военного атташе в Эфиопии, произвел Салют наций 21 залпом и, получив ответный салют береговой батареи, вошел в порт. Нас встречало огромное число людей, улыбавшихся и махавших в знак приветствия руками. Встречать гостя из Советского Союза, а главное - понаблюдать швартовку вышли на верхние палубы моряки всех иностранных кораблей, уже стоявших в порту. Профессиональные действия командира эм «Пламенный» капитана 2 ранга Ю. Л. Рысса должны были понравиться всем, кто их наблюдал. Особенно командирам стоявших рядом кораблей, которые при швартовке, как мы имели потом возможность убедиться, пользовались услугами буксира. Сразу же после подхода корабля к причалу с флагманского корабля Его Величества прогремел салют флагу советского адмирала. Ответный салют с нашего корабля последовал четко, в полном соответствии с ритуалом. После салютов экипаж получил возможность осмотреться в новой для него обстановке, а я сошел с корабля для нанесения официальных визитов. Вечером, в 19.00, десять офицеров корабля присутствовали на приеме у английского флагмана на скр «Эскимо». Там мы познакомились со всеми адмиралами и договорились о завтрашних встречах.
     15 января. День начался взаимными визитами присутствующих в Массауа флагманов. Первым на эм «Пламенный» нанес визит командующий вооруженными силами США на Среднем Востоке контр-адмирал Маурер. Оказав ему необходимые почести и пройдя по кораблю, поднялись в каюту. Здесь в короткой беседе обменялись впечатлениями о вчерашних встречах. В 13.30 состоялся обед у контр-адмирала Маурера на эскадренном миноносце «Д. С. Ло». На обеде, кроме нас, присутствовали: английский флагман контр-адмирал Хоуз и командир скр «Эскимо». За обедом разговор касался в основном бытовых проблем и вращался вокруг рыбной ловли и «сухого закона» на американских кораблях. После обеда у Маурера мы в 15.30 принимали у себя английского адмирала. За рюмкой водки он продолжал острить по поводу только что закончившегося обеда у американцев, говоря, что «с особым удовольствием пьет русскую водку после американского «сухого» обеда».
     Проводив англичанина, в 16.00 мы прибыли на скр «Командор Ривьер» на прием к командующему ВМС Франции в Индийском океане вице-адмиралу Розьеру. Прием проходил в кормовой части корабля, под тентом, при большом скоплении людей. Здесь были уже знакомые нам английские, французские и американские моряки, а также дипломаты из разных стран. После приема на французском корабле мы отправились на празднование Дня ВМФ Эфиопии, на котором, как говорилось в приглашении, «милостиво согласились присутствовать Его Величество король Норвегии Улоф V и Его Императорское Величество Хайле Селассие I». После построения участников парада на плацу перед трибуной началось производство в офицеры выпускников военно-морского училища. После окончания этой церемонии начался парад.
     На параде стройными рядами прошли, чеканя шаг, моряки ВМФ Эфиопии, а также, повзводно, в сопровождении оркестров, моряки всех кораблей, прибывших в Массауа на праздник. Наш взвод, не имея оркестра, четко отбивая шаг, прошел вслед за колонной эфиопских моряков. Интересно, что при подготовке этого мероприятия, на инструктаже, нашему офицеру, капитан-лейтенанту Дьячуку, было предложено вести свой взвод вслед за американцами, под их оркестр. На что наш офицер решительно возразил, сказав, что «под американскую музыку мы шагать не будем, а пойдем под эфиопский оркестр, поскольку мы у них в гостях». С этим все вынуждены были согласиться.
     После парада моментально были накрыты столы для ужина. За центральным столом разместились император Хайле Селассие I и король Улоф V, туда же были приглашены американский, английский, советский и французский адмиралы. Ужин обещал быть скучным. Немного оживило его выступление Ансамбля песни и пляски Черноморского флота. Под бурные аплодисменты присутствующих наши артисты вдохновенно исполнили свою программу. Это был успех. После исполнения «Подмосковных вечеров» мне передали приглашение императора: вместе с послом СССР Тепловым и всем ансамблем подойти к нему. Император встал и, пожав нам руки, сказал: «Мы получили огромное удовольствие. Ваше искусство идет из глубины добрых сердец. От своего имени и от имени народа Эфиопии я благодарю вас за это».
     16 января. Второй день празднования предусматривал выход в море всех кораблей, прибывших в Массауа с визитом. На флагманский корабль «Эфиопия» для наблюдения за действиями кораблей были приглашены все флагманы и дипломатический корпус. По левому борту строем прошли сторожевые катера Эфиопии и все иностранные корабли, салютуя императору 21 залпом. После парада и салюта начались морские учения: стрельбы по щиту, высадка десанта и др. После их окончания все гости были приглашены на обед.
     Он проходил довольно натянуто. Император молчал, остальные, через переводчиков, разговаривали на общие темы. Министр иностранных дел Норвегии посетовал, что ему за кратковременностью пребывания на посту министра еще не удалось побывать в Советском Союзе. В разговор с присущей американцам бесцеремонностью вмешался Маурер и заявил: «Может быть, советский адмирал пригласит министра посетить Советский Союз, а заодно и меня. Я бы с удовольствием пошел с визитом в Черное море, где никогда не был». Мне пришлось ему ответить, что в Черное море американские корабли заходят без приглашения и, например, сейчас там находятся два американских эсминца. Что же касается визита, то меня на это правительство не уполномочивало, но всем известно гостеприимство советского народа, и мы верим, что придет то время, когда наши и американские корабли будут свободно наносить визиты друг другу. Маурер ответил, что также верит в это. «Тем более, - пошутил он, - что наши корабли находятся под неотступным вниманием советских моряков. Вы очень хорошо научились ходить в наших ордерах» (имея в виду постоянное слежение на боевой службе наших кораблей за американскими авианосцами). «Давайте подождем лучших времен», - еще раз сказал я. В это время император вдруг оживился и, обратившись ко мне, повторил свое вчерашнее восхищение выступлением ансамбля.
     Вскоре флагман Эфиопии ошвартовался в Массауа, вслед за королем и императором мы покинули корабль и прибыли на «Пламенный», где шла подготовка к вечернему приему. Наконец все готово. На юте накрыт русский стол. Ансамбль расположился здесь же и негромко исполняет русские песни. В 18.00 начинают съезжаться гости. Атмосфера дружеская и непринужденная, хозяева стараются продемонстрировать традиционное русское гостеприимство. Прием проходит очень хорошо, а в 20.00 мы приглашены на заключительный ужин во дворце - резиденции императора.
     17 января. Состоялась экскурсия офицеров по городу, а наш корабль посетили школьники и военнослужащие Эфиопии. Общение с матросами, угощение, обмен сувенирами и значками - все это доставило ребятам большую радость. В 17.00 эм «Пламенный», отдав швартовы, начал отходить от причала. Проводить корабль пришли многочисленные представители общественности, все советское посольство, а также ставшие нашими друзьями горожане. Развернувшись, корабль набрал ход и вышел из порта. До свидания, Массауа! До новых встреч!»».
     Третий визит состоялся  21-26 января 1967 г. БРК «Гневный».
     В середине 60-х появились сообщения о появлении и деятельности советских кораблей, в частности подводных лодок в Красном море. Так в августе 1966 г. «хорошо осведомленные» источники сообщили о двух посещениях «очевидно обычных» советских субмарин в йеменский порт Ходейда, шесть и восемь месяцев назад (в январе и марте 1966 г.). Об этом говорилось в поданной 29 августа 1966 г. сверхсекретной записке премьер-министру Израиля от разведки. Фактически за них принимали переданные арабским странам Египту, Йемену и Ираку советские корабли и суда.
     Отвечая на вопросы журналистов о присутствии советских судов в районе Аравийского полуострова в мае 1966 г. представитель Пентагона сказал: «что большинство сообщений о советской военно-морской деятельности, особенно в области Красного моря, ничем не подтверждены». У него нет никакой разведывательной информации, указывающей, что советские военные корабли или субмарины работали к югу от Суэцкого канала в областях Красного и Аравийского моря. Единственные советские военные корабли, включая субмарины, которые были к югу от Суэца за прошедшие 18 месяцев, были двумя эсминцами наносившими визиты в Массава, Эфиопия, для празднований дня ВМС Эфиопии в 1965 и 1966 гг. Что касается наблюдений, в которых сообщают о советских субмаринах в Красном море, Персидском заливе и Аравийском море. Представитель Пентагона сказал, что «любые такие единицы, фактически замеченные, вероятно являются бывшими советскими субмаринами являющимися собственностью и находящимися под полным контролем ОАР.» «Единственными другими советскими судами, которые, как было известно, находятся около оконечности Аравийского полуострова, являются рыбацкие траулеры, исследовательские и торговые суда, занятые в торговле со странами в Красном море». Кроме того, как он указал, что советские суда проходят транзитом через воды вокруг Аравийского полуострова, «когда они несут оружие в Йемен, Ирак и в другие места.»
     В 1967 г. совершили первые походы в Индийский океан ЭОС пр. 850 «Фаддей Беллинсгаузен» и  «Семен Челюскин». В январе-июне 1967 г. в Индийском океане работал ЭОС «Фаддей Беллинсгаузен». В ходе похода он дважды посетил порт Коломбо (о.Цейлон, позже Шри-Ланка) 6-8 февраля и 24-30 мая, и 19 июня порт Массауа (Эфиопия). В июне он планировал возвращаться из Индийского океана через Суэцкий канал, но из-за того что началась арабо-израильская война и канал уже был закрыт, 13 июня оно направилось в обратном направлении на юг Красного моря, и далее вокруг Африки. В Севастополь вернулись в июле, проплавав двести десять суток.
     В июне 1967 г. через Индийский океан прошла выполняя межфлотский переход с ЧФ на ТОФ в Петропавловск-Камчатский плавучая база подводных лодок  пр.1886 «Иван Кучеренко». Командир перехода капитан 2 ранга Земцов, командир корабля капитан 3 ранга Гришко. 7 мая в Севастополе на борт корабля прибыли  до 250 курсантов ТОВВМУ им. адмирала Макарова. 12 мая форсировали турецкие проливы, 17 мая прошли пролив Гибралтар. Обогнули Африку. Участник похода Валерий Аркадьевич Граждан вспоминал: «Шторм в Индийском потрепал корабль немало. Покорёжил корабельные снасти, покрыв солью трубу, поручни трапов и все надстройки. Ко всему унёс в океан уже в виде щепочек две шлюпки. А аварийщиков едва не смыло за борт. Сорвавшуюся балку весом килограммов под двести мотал на шарнире остервеневший океан. Но сама шлюп-балка, крепчайшая махина длиной с десяток метров всё-таки уцелела. Так что выйдя из шторма, наш корабль наверняка казался эдаким белоснежным лайнером, сказочно сверкающим на солнце. Виной тому был всё тот же толстый слой морской соли, осевшей по всем поверхностям в изобилии. Конечно же, в таком «убранстве» представить суперплавбазу командованию ТОФ вряд ли стоило. Тем более, что под солью был не менее «красочный» слой ржавчины. 
     И, стоило кораблю встать на якорь, как для всех нас был сыгран большой аврал. Но никто даже приблизительно не ведал, да и не мог предполагать, что главные злоключения у нас еще всё-таки впереди. А ведь дом казался уже таким близким и желанным.»

Посещение портов кораблями ВМФ СССР в ходе деятельности в Индийском океане в 1962-1967 гг.

 

1962

1963

1964

1965

1966

1967

Эфиопия (Массауа)

-

-

-

1 (4 суток)

10-13.02. ЭМ «Напористый»

1 (5 суток)

14-18.01. ЭМ «Пламенный»

2 (7 суток)

21-26.01. БРК «Гневный»

19.06. ЭОС «Фаддей Беллинсгаузен»

Индия (Бомбей)

-

-

-

-

2 (12 суток)

1 (7 суток)

9-15.03. НИС «Витязь»

Судан (Порт Судан)

-

-

-

-

1 (8 суток)

7-14.05. НИС «Сергей Вавилов»

-

Маврикий (Порт-Луи)

-

-

-

-

-

3 (9 суток)

Июль НИС «А.И.Воейков»;

04-06.11. ПБПЛ «Виктор Котельников»,

Сейшельские острова (Виктория)

-

-

-

-

-

4 (12 суток)

Шри-Ланка (Коломбо)

1 (6 суток)

-

-

-

-

6 (24 дня)

6-8.02. ЭОС «Фаддей Беллинсгаузен»

24-30 мая «Фаддей Беллинсгаузен»

13-14.12. ЭОС «Федор Литке»

Арабская республика Йемен (Ходейда)

-

3 (11 суток)

-

-

-

-


Литература.

  • Воспоминания старшины 1 статьи запаса ВМФ СССР Одинцова Александра Сергеевича
  • Батырев А.Н. «Под чужим флагом» Журнал «Тайфун» № 5 (17) 1999 г.  стр32-33.
  • Бережной С. С. «Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000» Морская коллекция № 6 2000 г.
  • Волостных Борис «Призрачный причал» с сайта <http://www.proza.ru/2008/12/23/350>
  • Граждан В.А.  «Горячий поход в холодную войну»  с сайта <http://flot.com/publications/books/shelf/grazhdan/index.htm>
  • Дерюгин К.К. 'Советские океанографические экспедиции' - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1968  глава «РАБОТЫ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ» с сайта<http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000051/st005.shtml>
  • Дородных В.П., Тюренков Н.А. «Якорей не бросали» Журнал «Кортик» № 3 2004 г. стр69-71.
  • Заблоцкий В.П. «Крейсера “холодной войны”» М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008 г. стр112-115.
  • Касатонов И.В. «Командую флотом». Книга первая. Москва «Андреевский флаг» 2004 г. стр633-636.
  • Касатонов И. «Командую флотом: С.Г.Горшков и его адмиралы на Черном море в период “холодной войны”» Книга 1. Андреевский флаг, 2004 гстр413.
  • Мотрохов А. контр-адмирал «Это начиналось так …» «Красная звезда» 26.07.1969 г.
  • Allen Marvin Stout «THE SOVIET NAVAL INDIAN OCEAN SQUADRON RAISOM D’ ETRE: ACTION OR REACTION?» September 1983
  • «DAILY BRIEFING NOTES. JUHE 1967» TOP SECRET
  • «Pentagon Intelligence Reports on Russian Ships In  East Waters Indicate That There Is No Threat at the Present Source» May 26, 1966 The Kansas City Times from Kansas City, Missouri · Page 48
  • «Red destroyers through canal» The Straits Times, 26 June 1957, Page 3, REUTER

Розин Александр