Сокотра - база, которой не было
Подлинная история советской военно-морской стоянки у Сокотры.
Рассуждения о планах Москвы обзавестись военно-морскими базами за пределами страны пополнились еще одним — сегодня мы якобы проявляем интерес не только к сирийскому порту Тартус, но и к йеменскому острову Сокотра. В России о Сокотре только недавно узнали как о месте паломничества экотуристов. А вот в советские времена остров был хорошо знаком прежде всего нашим военным (и автору этих строк в их числе). Название острова нередко мелькало и в западной прессе, когда поднимался шум по поводу "советского военного присутствия" в регионе Красного моря и Африканского Рога.
Многие и сегодня — за границей и у нас — уверены: важная советская база здесь была! Как была советская база в Бербере, на северном побережье Сомали. Оставив в 1977 году Берберу, СССР потерял оборудованный им крупный порт — место захода и стоянки боевых кораблей, важный узел связи (его удалось перебросить в окрестности Адена, в тогдашний Южный Йемен), станцию слежения, хранилище для тактических ракет, а также крупное хранилище топлива и жилые помещения на полторы тысячи человек.
Однако советские военные корабли и до разрыва в 1977 году наших отношений с Сомали предпочитали заходить не в порт Бербера, а бросать якорь северо-восточнее — у берега йеменского острова Сокотра в том же Аденском заливе. При этом на Сокотре не было не то что порта, а даже причалов. Не было хранилищ и береговых сооружений, не было советских аэродромов или центров связи и вообще чего-то подобного. И все же в феврале 1976 года американская разведка отмечала: "Хотя советские боевые корабли, подводные лодки и самолеты могут останавливаться в Бербере, мы их там наблюдаем не в большом количестве. Советские корабли в основном стоят на якоре вблизи острова Сокотра у входа в Аденский залив, и, по-видимому, эта практика продолжится". Это, действительно, продолжилось и после того, как в ноябре 1977 года отношения между Сомали и СССР были разорваны, и советская база в Бербере перестала существовать.
Считается, что название острова Сокотра произошло от словосочетания «остров блаженства» на древнем индийском языке санскрит. В истории Сокотры, если верить средневековым арабским источникам, была лишь одна удачная попытка устроить на острове "базу": Александр Македонский переселил сюда часть жителей из разрушенного его отцом греческого города Стагир. Великий Аристотель посоветовал своему воспитаннику наладить заготовку на Сокотре лучшего в мире алоэ. Арабы полагали, что потомки тех древних греков и приняли христианство, когда Сокотру в 52 году нашей эры посетил апостол Фома. По преданию, он потерпел кораблекрушение у берегов острова по пути в Индию и проповедовал среди местных жителей. В результате остров долгое время, по-видимому, до конца XVI — начала XVII века, был самым южным форпостом христианства. Затем все население перешло в ислам.
Под предлогом защиты христиан от мавров Сокотру в 1507 году захватили португальцы. Но через четыре года они бросили остров, где не было ни одной глубоководной гавани, ни одного города. И ничего, что можно было бы превратить в золото. Англичане появились у Сокотры в самом начале XVII века в связи с созданием Ост-Индской компании. Их корабли, судя по сохранившимся судовым журналам, стояли в бухтах Хаулаф и Дилишия — там же, где потом на рейде будут стоять корабли Восьмой оперативной эскадры советского Тихоокеанского флота.
Профессия военного переводчика-арабиста предоставила автору возможность многократно бывать и работать на Сокотре в 1976--1980 годах. Тогда большие десантные корабли советской эскадры помогали руководству Южного Йемена доставлять на остров, отрезанный от всех благ цивилизации, народнохозяйственные грузы. В декабре 1977 года на Сокотру была переброшена южнойеменская механизированная бригада в полном составе. Ее транспортировку (мне также довелось в этом участвовать) осуществлял советский большой десантный корабль.
Была доставлена на Сокотру и рота танков Т-34 из состава бригады: старые даже по тем временам танки предполагалось установить в окопах на берегу на важных направлениях. Так что сегодняшние туристы ошибаются, принимая встречающиеся вдруг на побережье боевые машины, участвовавшие еще в Великой Отечественной войне, а в начале 1970-х поставленные Народной Демократической Республике Йемен, за следы пребывания здесь "советской военной базы".
В последующие годы ситуация вокруг Сокотры не изменилась. Правда, была предпринята попытка построить в бухте Хаулаф пункт маневренного базирования для йеменского флота, но дальше проекта и гидрологических изысканий она не продвинулась: в случае начала строительства машины, оборудование, стройматериалы и почти весь штат работников пришлось бы везти из Советского Союза. И строить тоже на свои деньги.
В мае 1980 года на Сокотре прошли уникальные совместные советско-южнойеменские учения (объединение Южного и Северного Йемена состоялось в мае 1990 года) с высадкой морских десантов на северное побережье. По легенде, морской десант с кораблей должен был "освободить" остров от захватившего его "противника". Йеменский гарнизон Сокотры (включая двух советских специалистов и переводчика) и местное народное ополчение, напротив, должны были оборонять побережье острова от "неприятельского десанта".
Мне довелось наблюдать высадку нашего десанта с берега, с командного пункта обороняющихся. Картина была впечатляющей, тактика действий кораблей и формирующихся на плаву десантных волн — безупречной. И что удивительно: весь горизонт был просто уставлен невесть откуда взявшимися танкерами и торговыми судами иностранных государств, будто согласно заранее купленным билетам!
Пишет А. Розин:
Высадка десанта на о. Сокотра в 1980 году
Одним из самых запоминающимся, наверное, в силу географических особенностей, событий в истории боевых служб Морской Пехоты СССР стало совместное советско-йеменское тактическое учение по высадке морского десанта Тихоокеанского флота на остров Сокотру — территорию Народной Демократической Республики Йемен — в мае 1980 года.
Высадка Т-55
В декабре 1979г. СССР ввел ограниченный воинский контингент в Афганистан. Этот процесс сопровождался активизацией деятельности американских десантных сил в Индийском океане с целью демонстрации мощи своей морской пехоты, которая весной 1980 года имитировала высадку морской пехоты в Индийском океане.
В конце 1979 года полк морской пехоты ТОФ был поднят по тревоге, на его основе был сформирован усиленный сводный батальон. В кратчайшие сроки была осуществлена погрузка людей с бронетехникой на БДК проекта 1171 и отправка на боевую службу в один из районов Индийского океана.
А в марте 1980 года из Владивостока в Индийский океан в первые на боевую службу отправился БДК проекта 1174 «Иван Рогов» — с вертолетами Ка-25 и Ка-27, десантными катерами на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар», бронетехникой и сводный батальон 390 полка морской пехоты численность в триста морских пехотинцев. Об этом корабле американцы во всеуслышание заявляли, что это первенец настоящего десантного корабля ВМФ, способного брать на борт 500 морских пехотинцев с вооружением, экипировкой и штатной техникой.
Командир 8-й оперативной эскадры кораблей в Индийском океане контр-адмирал Михаил Николаевич Хронопуло получил приказ провести совместные учения с ВМС НДРЙ по высадке десанта на о. Сокотра в Индийском океана. Хронопуло объявил о проведении тактических учений с высадкой на острове двух усиленных десантных групп, общей численностью до 700 человек, и роты йеменской морской пехоты — около 120 человек.
Через 2 недели после того как задача была поставлена состоялась тренировочная высадка морского десанта с БДК «Иван Рогов» на маленький остров Абд-эль-Кури, находящийся недалеко от Сокотры, с похожим рельефом местности ,и также принадлежащий НДРЙ. На учениях десант не углублялся, а только отработал элементы боевой слаженности подразделений, просчитывали по времени, сколько раз могут быть использованы для высадки десанта вертолеты.
БДК высадил личный состав вместе со всей плавающей техникой в километре от берега, потом подошел ближе к острову взвод средних танков с трубами подводного вождения — 3 танка сошли по аппарели и по башню в воде двинулись к суше. Поскольку никакой огневой подготовки не было, матросы не окапывались, тренировка скоро закончилась, и весь десант вернулся на корабль.
БДК "Иван Рогов"
Затем около трех дней шла штабная игра — учение было комплексное, в нем задействовались подводные лодки, надводные сторожевые корабли, корабль управления, корабли комплексного снабжения. Все силы, которые несли боевое дежурство в составе эскадры, обеспечивали выход десанта. К учению привлекались даже самолеты Ту-16, которые при переходе больших десантных кораблей морем имитировали противника.
Погрузка в БДК
У СССР на Сокотре ничего не было, тогда в этом регионе мы, правда, имели пункт материально-технического снабжения в Красном море, но он только начинал развиваться. Из разведданных, которые тогда на планерках постоянно зачитывались, нам было известно, что накануне США провели свои учения в Индийском океане: поставили буйки, которые обозначали прибрежную полосу, и высадили там до 2000 человек со своих десантных кораблей. Их морские пехотинцы достигли этих ориентиров на плавающих бронетранспортерах, развернулись и сели опять на корабли. Поэтому со стороны СССР высадка на Сокотру была скорее всего ответной тренировкой, демонстрацией силы. Информацией о том, каков был общий замысел учений, десант тогда не владел и многое неизвестно до сих пор.
Командиром морского десанта был лейтенант Павел Сергеевич Шилов, и перед ним ставились конкретные задачи: захватить плацдарм, выйти в глубь острова и занять оборону на господствующих высотах.
Инструктаж десанта
Высадка на Сокотру осуществлялась впервые, поэтому в ходе уже штабной тренировки — на старых картах, которые привезли наши советники, — «вскрыли» группировку и предполагаемые опорные пункты «противника» и каждому командиру взвода, каждому командиру отделения сделали схему: расписали по минутам действия боевого порядка. А после того как БДК вышел в створ острова, в бинокль с палубы за 5 км до береговой линии указали командирам подразделений основные ориентиры для высадки.
«Противника» должно было имитировать йеменское народное ополчение, находящееся в подчинении у губернатора острова Сокотра, но у десанта не было никакой информации о том, какие у йеменцев боеприпасы. Поэтому личному составу выдали холостые патроны, но при этом в каждый БТР или БМП загрузили опечатанные снаряженные магазины с боевыми патронами — на всякий случай.
Высадка морского десанта началась в 9 часов. Было намечено 3 пункта высадки на северном побережье острова по пятикилометровому фронту. В одном пункте высаживался десант с «Ивана Рогова», в другом — с БДК проекта 1171, на правом фланге в отдельной бухте высаживалась йеменская рота морской пехоты.
У арабов была простая задача — высадиться методом «корабль-берег». Им в свое время был продан наш большой десантный корабль океанской зоны проекта 775, который подошел вплотную к побережью, открыл аппарель, по которой йеменцы вышли, практически не замочив ног, после чего благополучно развернулись в боевой порядок.
Морским же пехотинцам ТОФ предстояло высаживаться на так называемом «необорудованном» побережье — с валунами, песчаными барханами и рифами в прибрежной зоне, поэтому и штурмовали остров одновременно с моря и с воздуха. Кроме того, морскому десанту надо было пройти через позиции противника, выйти на заданные рубежи и там закрепиться.
Вначале с БДК за 5 км до берега выходили «Кальмары» — катера на воздушной подушке — с группами разграждения и прикрытия. Вслед за ними шли плавающие танки, БМП и бронетранспортеры, которые оставались у прибрежной полосы, пока саперы закладывали и подрывали толовые шашки — делали безопасные проходы на суше. В то же время на господствующие высоты с семи вертолетов высаживался воздушный десант. Когда на берегу один за другим сплошной стеной по 20 м прогрохотали 4 взрыва (мины противника при этом якобы сдетонировали), у наблюдавших эту картину, возникла мысль: «Неужели матросам такое доверили?». После столь мощных взрывов на берегу «воевать» с йеменским ополчением нашим парням не пришлось — те схватили свое оружие и убежали из окопов. Выйдя на заданные рубежи, наши морские пехотинцы заняли оборону — кто-то из камней выложил себе бруствер, кто-то окопался в грунте.
По традиции после учения предполагался смотр. Все подразделения десанта и технику, высаженные по фронту в 5 км, удалось собрать в одном месте к 15 часам. Командующий эскадрой контр-адмирал Хронопуло назвал действия морской пехоты успешными. Йеменцы тоже высоко оценили итоги учения.
Бойцы разведподразделений, группы разграждения, группы прикрытия и вертолетный десант были в маскхалатах. Остальной личный состав вышел на учения в черной хлопчатобумажной форме. Но к смотру все морские пехотинцы переоделись в парадные полушерстяные кители и брюки, которые заблаговременно взяли с собой в боевые машины. Несмотря на жару — температура воздуха не опускалась ниже 30 градусов, ни один матрос не отказался переодеться в пэша, потому что каждый из них гордился этой черной формой — знаком принадлежности к непобедимой советской морской пехоте.
Сокотре и повезло, и не повезло одновременно. Этот совершенно уникальный осколок древнего материка Гондвана сохранил для человечества более 800 тыс. реликтовых растений, около двух сотен видов птиц. В прибрежных водах обитает более 700 видов рыб, три сотни видов крабов, лангустов и креветок. В прибрежных водах встречаются более двух с половиной сотен рифообразующих кораллов. В июле 2008 года Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО внес архипелаг Сокотра (остров Сокотра и все прилегающие к нему йеменские острова, два из которых также обитаемы) в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это еще более усиливает внимание йеменского руководства к сохранению экологии архипелага и поддержанию признанного за ним теперь важного и престижного статуса, призванного обеспечить и существенную иностранную помощь.
Другое дело, что Йемен, как и прежде, заинтересован в укреплении своего суверенитета над удаленным архипелагом. Особенно сейчас, когда вблизи Сокотры так резко возросла активность морских пиратов из соседнего, раздираемого гражданской войной Сомали. Для борьбы с ними в Аденском заливе уже сосредоточены боевые корабли США, Франции, Великобритании, Испании, Италии, Германии, Нидерландов и даже Индии и Малайзии. В конце октября российский сторожевой корабль «Неустрашимый», пополнив запасы воды и продовольствия в йеменском порту Аден, также отправился к берегам Сомали обеспечивать безопасность российского судоходства.
В такой ситуации традиционные якорные стоянки возле Сокотры, памятные еще с советских времен, могут пригодиться и российским кораблям. С одной стороны, это отпугнуло бы морских террористов, за которыми может стоять «Аль-Каида», а с другой — демонстрация российского флага уравновесила бы мощное западное присутствие в этих водах. А вот «советской военной базы» — ни военно-морской, ни военно-воздушной или ракетной, что бы там ни говорили, на острове Сокотра не было. Да и не могло быть.
Владимир АГАФОНОВ, военный переводчик-востоковед
P.S.: В 80-е года прошлого века СССР активно помогал Южному Йемену строить коммунизм. Наследие этих времен — советские танки T-34, вкопанные в разных местах острова.
Танки уже поржавели, гусеницы развалились, но дула надежно зачехлены, и, в случае нападения империалистов на остров, при желании можно будет дать один, строго направленный выстрел в море...