Розин Александр.
8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1974 г. - 1978 г.
9. Хроника БС в 1976 г.
В составе эскадры находились боевые корабли прибывшие на службу в основном в декабре 1975 г. - эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin) «Вдохновенный» (бортовой 400, командир к-2р. Литвинов), 2 СКР пр.159А (НАТО - Petya) «СКР-43» (бортовой 831, командир Казуров В.М.) и СКР с бортовым 826, 2 тральщика пр. 264 (НАТО - Т-58) «Павел Хохряков» (бортовой 853, командир к-3р. С.Н.Козлов), «Федор Митрофанов» (бортовой 854, командир к-л. Ю.К.Мурсалимов), 1 БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Сергей Лазо» (бортовой 356, командир к-2р. Поздняков В.А.) и дизельная подводная лодка пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-8» (на борту 332-й резервный экипаж, командир к-2р. Ю.П.Доценко, старший - ЗКБ к-1р. В.А.Сенькин). Помимо них там с октября 1975 г. находился СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Разящий» (бортовой 209) выполнявший межфлотский переход с БФ на ТОФ через Суэцкий канал с несением БС в Индийском океане. И завершавшие свою службу МТЩ пр. 264 (НАТО - Т-58) «МТ-5» (бортовой 306, командир к-3р. Зозуль А.Г.), БДК пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-63» (бортовой 514, командир к-3 р. Гороховский) и ПЛАРК пр.675 (НАТО - Echo II) «К-189».
Последние три корабля («К-189», «МТ-5», «БДК-63») в первой декаде января покинули Индийский океан направляясь домой, куда «МТ-5» и «БДК-63» пришли 28 января 1976 г.
Американские корабли в Индийском океане помимо Ближневосточного отряда кораблей США (MidEastFor) состоящие из командного корабля «LA SALLE» AGF-3 и 2-3 эсминцев-фрегатов сменяемых каждые 6 месяцев, были представлены TASK GROUP 75.1 в составе 4 кораблей - ракетный крейсер «Fox» CG-33, фрегаты «Gray» FF-1054, «Hepburn» FF-1055 и танкера «Passumpsic» приплывших из залива Субик (Филиппины) в декабре 1975 г. Действовали по март 1976 г.
У MidEastFor в январе произошла очередная смена фрегаты «JESSE L . BROWN» FF-1089 и «Valdez» FF-1096 в конце января 1976 г. через Суэцкий канал отправились в США, а их заменили прибывшие через Суэцкий канал ракетный эсминец «Semmes» DDG-18 и фрегат «GARCIA» FF-1040.
В январе 1976 г. прибывший на БС БДК «Сергей Лазо» пришел в Берберу на борту БДГ под командованием майора В. Б. Джерихова, НШ - капитан Игнатьев Валерий, в составе рота средних танков Т-55 - капитан Савченко, взвод плавающих танков ПТ-76, рота МП - старший лейтенант Басс, минометная батарея - Александр Кравчук, взвода ПВО - лейтенант Шапоренко, взвод обеспечения - прапорщик Мартынюк. Там силами плавмастерской и заварили и закрасили пробоину в обшивке, которую на переходе сделал тральщик. Тральщики во время перехода периодически брали на буксир в целях экономии моторесурса тральщиков. Для этого проводились практические занятия по постановке на буксир на ходу. Во время одного из таких учений командир тральца не учел силу ветра и течение, при подходе на дистанцию выброски навалился на корму БДК и форштевнем прорубил обшивку значительно выше ватерлинии в районе душевых. Так и шли до Берберы с дырой 2х2м. Ее кувалдами под автогеном заровняли. Командир тральца получил выговор за слабую морскую выучку. На ПМТО на БДК было доставлено пополнение. В Бербере простояли около 10 дней, уходя забрали группу военнослужащих, их потом на одном из переходов пересадили на сухогруз, который шел на Союз.
Из Берберы БДК «Сергей Лазо» выполнил переход в порт Кисимайо, при этом перевозили группу сомалийских офицеров армии и флота. На переходе выполняли боевые стрельбы из КПВТ, минометов и СПГ по надводным и береговым целям. Выполняли вместе с командой БДК гидрографические работы - на барказе, ручным лотом промеряли через каждый кабельтов глубины в определенных районах Индийского океана. В Кисимайо простояли несколько суток.
В феврале 1976 г. произошел серьезный инцидент на границе Французского Сомали (ныне Джибути) и Сомалийской Республикой. Боевики выступающие за присоединение Французского Сомали к Сомали недалеко от границы захватили автобус с 30 французскими детями в заложники. Французская армия задействовав части спецназа и бронетехнику 4 февраля 1976 г. атаковала сомалийскую деревню Loyada, где удерживались заложники. Французские снайперы убили 6 боевиков, однако перед тем как быть застреленным один из боевиков огнем из автомата убил французскую девочку и ранил еще 6 других заложников. В конце операции появились сомалийские солдаты и вступили в перестрелку с французами, был ранен французский лейтенант и убит сомалийский солдат. По завершению операции французская полиция обьявила что один 7-летний мальчик числится пропавшим без вести, он вероятно был увезен вглубь Сомали и Франция потребовала от правительства Сомали вернуть ребенка. Инцидент привел к обострению ситуации в регионе что не оставило в стороне и военно-морские силы находящиеся здесь.
Французский флот помимо кораблей постоянно находящихся в Джибути был усилен двумя группами судов - первая “Aurore” в составе вертолетоносца «Jeanne d’Arc» R-97 и эсминца «Forbin» D-635 действовала в декабре 1975 г. - марте 1976 г. и вторая “Orion” в составе 2 дизельных подводных лодок «Junon» S-648, «Marsouin» S-632 и плавмастерской «Rhône» А-622 действовала в феврале-апреле 1976 г.
Сомалийский посол выступил с утверждениями что «силы НАТО» планируют вторгнуться в Сомали и это подтверждается наличием американских кораблей во время инцидента. 3 февраля ракетный эсминец «Semmes» DDG-18 и фрегат «GARCIA» FF-1040 прибыли в порт Джибути с деловым визитом. Планировалось что они пробудут там до 6 февраля, но по требованию местных властей они после инцидента 5 февраля отбыли из порта, действуя по установленному плану, так на 17 февраля фрегату «GARCIA» был запланирован заход в порт Момбаса (Кения), а эсминцу «Semmes» на 25 февраля в порт Виктория (Сейшельские острова). Находящаяся в океане американская CTG 75 во время инцидента находилась в Аравийском море, а 7 февраля командующий 7-м флотом отдал приказ своим силам не работать к западу от точки с координатами 13 N, 52 E.
Наши корабли естественно не могли оставить без внимания силы потенциального противника. Так «СКР-43» в Аденском заливе работал буксируемой гидроакустической станцией “Вегa” по французским подводным лодкам. В свою очередь американские корабли, входившие в состав TASK GROUP 75.1 провели слежение за советскими кораблями находившимися в море и у острова Сокотра, в том числе за сторожевиком класса Krivak (пр.1135) - «Разящий» (бортовой 209, командир к-3р. И.Б.Воробьев).
Весной 1976 г. БДК «Сергей Лазо» прибыл в Аден, там встречались с руководством ВМС НДРЙ. Участвовали в перевозке на о. Сокотра продовольствия, автотранспорта, боеприпасов. Все это загрузили сверх нормы "под завязку". Пришли на Сокотру, разгрузились. Потом произвели показательную высадку на плав взвода ПТ-76 и взвода на БТР. Когда техника вышла на плав и танки на берегу сделали поворот на 90 градусов одновременно «все вдруг» йеменское руководство было потрясено слаженностью действий.
10-17 марта 1976г. Порт-Луи (Маврикий) с официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала Н.Я.Ясакова в составе 1 ЭМ и военный транспорт.
В марте 1976 г. в Аденский залив прибыл еще один СКР пр.159А (НАТО - Petya) который перегонялся для передачи ВМС Сирии. Старшим перехода был капитан 1 ранга П.И.Довбня, командиром экипажа (старшим инструкторской группы) - капитан 3 ранга В.А.Нонкин. Помимо 196-го экипажа сторожевого корабля и гражданских специалистов на переходе было несколько арабских офицеров и старшин в том числе и командир корабля - мукаддам бахри Шаабан Хаттаб. Переход длился три месяца - сторожевик "за ноздрю" тянули два морских буксира, приписанных к Ильичёвску. Крались кривыми путями в стороне от проторённых морских маршрутов, так как боялись израильской диверсии, о возможности которой, якобы предупредила разведслужба. И вот в Аденском заливе стало известно что Египет в одностороннем порядке разорвал с СССР, заключенный ранее договор о дружбе и взаимопомощи. Проблемы начались на рейде Суэца - шли под советским флагом и египтяне не хотели пропускать наш корабль через канал. Проторчали там несколько суток, пока Сирия ни договорилась. СКР прибыл в Сирию в конце марта - начале апреля.
В апреле 1976 г. из Средиземного моря в Индийский океан Суэцким каналом прошел ОБК выполнявший межфлотский переход с БФ на ТОФ в составе СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Сторожевой» (бортовой 220, к-2р. А.Дмитриевич Печкорин), БДК пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-90» (бортовой 561, к-3р. В.П. Дубасов) у него на борту танковая рота 390 ПМП под командованием майора Г. Н. Рукосуева и СМТ тип “Дубна” «Иркут». «Сторожевой» 1 мая встречал в Бербере, а Индийский океан покинул в июне. «БДК-90» нес службу здесь дольше, и покинул Индийский океан 6 сентября.
В апреле завершив свою БС Индийский океан покинули СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Разящий» (бортовой 209, к-3р. И.Б.Воробьев) прибыл в базу 26 апреля и БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Сергей Лазо» («БДК-66», бортовой 356, к-2р. В.А. Поздняков) прибыл на базу 5 мая.
Весной 1976 г. МРЗК 3 ранга пр.861М «Ильмень» под командованием капитана 3 ранга Сергея Петровича Бодрикова, выполняя межфлотский переход, стал первым из кораблей такого типа, который прошел через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан. Корабль передавался из состава разведки Северного флота - 159 бригады кораблей ОСНАЗ, переход выполнял под номером «ГС-117». В начале апреля 1976 г. на переходе в Средиземном море вел слежение за американским авианосцем «Saratoga». Пройдя Суэцким каналом в Красное море вошел 27 апреля, Индийский океан покинул в августе 1976 г. Встречающиеся данные, что он якобы 23 марта 1976 г. прибыл во Владивосток несколько не точны.
16-21 июня 1976 г. в Аден (НДРЙ) с официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала Н.Я.Ясакова в составе 1 СКР и военного транспорта.
В конце июня начале августа 1976 г. три советских экспедиционных судна нанесли визит в индийский порт Бомбей в ходе своих исследовательских походов. Первый 25-27 июня выполнил ЭОС пр. 850 «Фаддей Беллинсгаузен». 23 августа 1976 г. он прошел Суэцким каналом из Красного в Средиземное море. Второй 22-25 июля - заходил ЭОС «Каллисто» принадлежащий Тихоокеанскому океанографическому институту Дальневосточного отделения АН СССР, это был его второй рейс. Его возглавлял к.г.-м.н. Ю.С. Липкин. Проводилось комплексное геолого-геофизическое изучение важнейших структурных звеньев переходной зоны в Японском, Филиппинском, Южно-Китайском морях. И третий 29 июля-2 августа ЭОС пр. 850 «Василий Головнин».
В июне 1976 г. произошла очередная смена Ближневосточного отряда кораблей США (MidEastFor) ракетный эсминец «Semmes» DDG-18 и фрегат «GARCIA» FF-1040 были сменены фрегатами «Donald B. Beary» FF-1085 и «Capodanno» FF-1093.
Американские корабли сыграли определенную роль в прикрытии операции израильских коммандос в Уганде. 27 июня пропалестинские боевики захватили пассажирский самолет компании «Эйр Франс», следовавший рейсом Тель-Авив - Париж и посадили его в аэропорту Энтеббе близ столицы Уганды Кампалы. Там они оставили 83 заложников с израильскими паспортами, а остальных освободили. Израильские спецслужбы решили провести операцию по освобождению заложников несмотря на то что угандийское руководство симпатизировало террористам и в районе аэропорта было размещено большое число воинских подразделений. Кения предоставила воздушный коридор для израильских самолетов. 4 июля израильские коммандос успешно провели операцию по освобождению. 102 заложника были освобождены и доставлены в Израиль, у коммандос погиб командир группы и 5 были ранены, погибло 3 заложников, 7 террористов и 24-45 угандийских солдата. После освобождения заложников специальный отряд ВВС уничтожил на аэродроме 8 угандийских самолётов-истребителей МиГ-17 (по другим оценкам 30 истребителей Миг-17 и Миг-21 советского производства) и радарную вышку из опасения возможного преследования.
Реакция угандийских властей была жестокой, 24 часа спустя угандийские офицеры убили заложницу, доставленную ранее в госпиталь Кампалы. Иди Амин приказал перебить сотни кенийцев проживающих в Уганде, в отместку за помощь Кении, оказанную Израилю в проведении операции и грозился вторгнуться в Кению.
В связи с этими угрозами 12-17 июля американский фрегат «Donald B. Beary» находился с визитом в кенийском порту Момбаса. И именно с операцией в Уганде связывают развертывание очередного отряда кораблей 7-го флота США во главе с авианосцем «Ranger» CV-61, в Индийском океане.
12 июля Task Force 77.7 в составе авианосца «Ranger» CV-61, 3 надводных боевых кораблей и 2 вспомогательных судов через Малаккский пролив вошли в Индийский океан. АУГ была направлена к берегам Кении в ответ на угрозу военных действий армии Уганды против Кении, через несколько дней после израильской операции по спасению захваченных заложников в аэропорту Энтеббев Уганде.
В августе на БС в Индийский океан прибыл новый отряд ставший костяком эскадры на 9 месяцев, корабли пришли двумя отрядами 27 и 31 августа 1976 г. среди них были БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Одаренный» (бортовой 143, к-2р. Л.П.Прокофьев) 31 августа, 2 СКР пр.159А (НАТО - Petya) «СКР-92» ( Н.Н.Шельменков), второй неизвестен, 2 МТЩ пр. 264 (НАТО - Т-58) «Приморский комсомолец» (бортовой 835, к-3р. В.М.Мартирасян) 27 августа и «МТ-5» («СКР-137», бортовой 836, командир к-л. В.С.Часовских), 1 БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Александр Торцев» (бортовой 354, к-2р. Э.М.Борисов) 27 августа.
БПК пр.61 (НАТО - Kashin) прибыл в Индийский океан впервые с 1974 г. На борту БДК «Александр Торцев» находился батальон 390 ПМП под командованием капитана Иванова Виктора Васильевича. Десантная группа состояла из рота МП на БТР-60 ГШ, танковая рота Т-55, взвод плавающих танков ПТ-76, минометно-артиллерийская батарея со взводом полковых минометов и взводом реактивных минометов «Василек», отделение ПЗРК «Стрела», инженерно-саперный взвод с отделением водолазов, хозяйственное отделение, всего более 400 человек.
30 августа в центре Андаманского моря встретились с кораблями эскадры которые заканчивают БС и возвращаются домой. На БДК перешел штаб эскадры. 2 сентября «Александр Торцев» заправился от танкера «Ахтуба», разошлись с эскадрой, они должны прибыть во Владивосток 15 сентября.
6 сентября покинули Индийский океан отряд действовавший здесь с декабря 1975 г. - эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin) «Вдохновенный», 2 СКР пр.159А (НАТО - Petya) «СКР-43» и СКР с бортовым 826, 2 тральщика пр. 264 (НАТО - Т-58) «Павел Хохряков», «Федор Митрофанов», 1 БДК пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-90».
Корабли эскадры работали по своим планам. Так БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Александр Торцев» (бортовой 354, к-2р. Э.М.Борисов) со штабом эскадры на борту 6 сентября пересек экватор в районе Мальдивских островов. 9 сентября от БДК ушел тральщик который они на буксире вели на БС в океан. 11 сентября над БДК пролетели два наших «ИЛ-38». 12 сентября перешли на банку Фортюн (Сейшельские острова). 14-20 сентября стоят у о.Коэтиви. 27 сентября прибыли в порт Кисимайо с тральщиком «Приморский комсомолец». 1 октября на БДК прибыл губернатор, командование дивизиона ТКА. 14 октября БДК завершил визит в Кисимайо. 25 октября прибыли на рейд Могадишо, 27 октября на корабль прибыл командующий ВМС Сомали, 28 октября вышли в море. 31 октября прибыли к мысу Гвардафуй. 3 ноября ночью пришел БПК «Одаренный», на него перешел штаб эскадры.
В начале октября командование эскадрой принял начальник штаба 8-й ЭскСН контр-адмирал Яровой Пётр Максимович, заменивший на время командующего эскадрой контр-адмирала Ясакова Николай Яковлевича.
30-31 октября 1976 г. в Индийский океан через Малакский пролив прибыл очередной отряд кораблей 7-го флота США под командованием адмирала S.T. COUNTS, в составе атомный ракетный крейсер «TRUXTUN» CGN-35, ракетный эсминец «TOWERS» DDG-9, ракетный фрегат «RAMSEY» FFG-2 и танкера «PASSUMPSIC» TAO-106. Предыдущее развертывание кораблей 7-го флота было в июле 1976 г.
2 ноября 1976 г. по американским данным советский военный корабль «RS 68» прошел Суэцким каналом из Средиземного в Красное море. Что это за корабль непонятно, но он обозначен как “NAVY”.
В ноябре в центре внимания эскадры было ежегодное военно-морское учение блока CEHTO - MIDLINK 76 в Аравийском море и Персидском заливе. Для отслеживания маневров было задействовано 5 кораблей и судов эскадры. Среди них был и БДК «Александр Торцев», 6 ноября он получил приказ следовать в Аравийское море за наблюдения за учениями. 9 ноября начались учения «Мидлинг-76» 16 кораблей ВМС США, Англии, Ирана и Пакистана. Командир группы морских пехотинцев Иванов Виктор Васильевич вспоминал: «…отрабатывают задачи по охране побережья, совместные действия по проводке караванов, поиск подводных лодок противника. Ну, а наша задача следить за ходом учений, так как они отрабатывают задачи в нейтральных водах, то мы вокруг них и крутимся… С их кораблей нам также приветствия семафорят, но вообще-то, внимания на нас обращают мало, занимаются своими делами… 15.11.76 г. …Американские «Фантомы» прямо над нашей палубой проносятся со страшным ревом, на высоте метров 30. Мы в холостую зенитным взводом отрабатываем их захват зенитным переносным комплексом «Стрела-2». Но вообще-то американцы ведут себя нормально… » 17 ноября корабли ушли к Карачи. 18-21 ноября вновь следили за учениями, 21 вечером они ушли к Карачи. 24 ноября корабли начали расходится, БДК сопровождает американский крейсер «TRUXTUN» CGN-35 с кораблями сопровождения. Они оторвались, получили команду идти к о.Сокотра, где должны были стоять неделю, но получили приказ идти к Карачи и забрать с танкера штурмана с аппендицитом, 26 ноября встретились с танкером и забрали больного, операция шла 3 часа. Медик БДК ничего не обнаружил. 29 ноября подошел СКР и врач с него все сделал как надо. 1 декабря подошли к Бербере.
18-23 ноября 1976 г. в Басра (Ирак) с официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала П.М.Ярового в составе БПК «Одаренный» и 1 СКР «СКР-137» (СКР - МТЩ пр. 264 (НАТО - Т-58) «МТ-5»).
1 декабря 1976 г. через Суэцкий канал для службы в Индийский океан прибыл американский вертолетоносец «GUAM» LPH-9 и ракетный эсминец «CLAUDE V. RICKETTS» DDG-5. Группой командует командир вертолетоносца капитан T.A. STANLEY. Развертывание будет включать посещение порта Момбасы (Кения) в связи с 13-ой годовщиной независимости и демонстрационные полеты самолета AV-8 HARRIER там 12 декабря.
В конце ноября начале декабря эскадра была усилена пятью кораблями ТОФ - ракетным крейсером «Адмирал Фокин», плавбазой «Иван Кучеренко», двумя танкерами и АПЛ пр. 659Т (НАТО - Echo I). Это усиление среди прочего было связано с присутствием американского вертолетоносца «GUAM». Однако это было незначительное увеличение количества кораблей эскадры - 23 единицы противв среднем 19 в течение 1976 г.
29 ноября 1976 г. через Малаккский пролив на службу в Индийский океан прибыл ракетный крейсер пр.58 (НАТО - Kynda) «Адмирал Фокин» (бортовой 822, командир (капитан 2 ранга В.И.Дарнопых, старшим на борту НШ бригады капитан 1 ранга Р.В.Паромов), с ним же прибыл и большой морской танкер пр.1559В (Chilikin) «Владимир Колечицкий», на протяжении всей боевой они почти так вместе и ходили.
5 декабря 1976 г. на БС в Индийский океан пришла АПЛ пр.659Т (НАТО - Echo) «К-45» (к-2р. Г.М.Заварухин) совместно с ПБПЛ пр.1886 (НАТО - Urga) «Иван Кучеренко» (к-2р. Зайцев Иван Николаевич).
1-5 декабря 1976 г. в Бендер-Аббас (Иран) с официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала П.М.Ярового в составе БПК «Одаренный» и 1 СКР «Приморский комсомолец».
5 декабря 1976 г. ЭОС «Фаддей Беллинсгаузен» через Суэцкий канал вернулся в Индийский океан.
13 декабря Суэцким каналом прошел выполняя межфлотский переход с БФ на ТОФ ЭОС пр.852 «Леонид Соболев».
9 декабря в Бербере к БДК «Александр Торцев» подошли РКР «Адмирал Фокин» и танкер «Иркут» передали почту. 16 декабря «Александр Торцев» вышел из Берберы. 17 декабря встретили вертолетоносец «Гуам» начали его сопровождать до входа в Красное море, потом направились к о.Сокотра. 20 декабря у Сокотры «Александр Торцев» пришвартовался к ПБПЛ «Иван Кучеренко», на борт опять перешел штаб эскадры, на корабле он был по 1 января 1977 г.
В декабре Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков посетил Шри-Ланку и Индию.
Визит в Индию состоялся 11-14 декабря 1976 г., при этом главком был вместе с женой. В ходе визита он имел встречи с министром обороны и руководством ВМС, были посещены порты Вишакхапатнам и Кочин. Специально к визиту Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова впервые в порт Кочин 11 декабря прибыл с официальным визитом отряд советских боевых кораблей под командованием контр-адмирала П.М.Ярового в составе БПК «Одаренный» (бортовой 143) и СКР-МТЩ пр. 264 «Приморский комсомолец» (бортовой 835). Корабли находились в порту до 15 декабря.
Результатом визита было продолжение военно-технического сотрудничества в военно-морской области, хотя и не в тех объемах которые нам бы хотелось. Так по данным иностранных источников не удалось продлить разрешение на использование объектов в порту Оха (штат Гуджарат) на берегу Аравийского моря и Порт-Блэр на Андаманских островах напротив Малаккского пролива, были завершены работы в ВМБ Вишакхапатнам, где они велись с помощью наших специалистов. В свою очередь, индийский адмирал Ранджит Б.Рай сопровождавший нашего главкома во время его визита констатировал: «Визит господина и госпожи Горшковых прошёл хорошо, они посетили Кхаджурахо, Вишакхапатнам, Кочин и Бомбей.
Обстановка была сердечной и, естественно, новые русские корабли, подводные лодки и самолёты присоединились в последующие годы к Индийскому флоту.»
Командующий ВМФ СССР С.Г.Горшков 14 декабря отбыл с визитом в Коломбо (Шри-Ланка) через Мадрас. Там он имел ряд важных встреч с руководством армии и флота. К визиту был приурочен заход в порт Коломбо нашего балтийского ЭОС пр.1537.1 «Полюс» (к-2р. Шпиталев Виктор Васильевич). На борту судна С.Г.Горшков дал праздничный обед. «Полюс» вышел в поход из Кронштадта в августе 1976 г. маршрут пролегал вокруг Африки, при этом зашли в Луанду (Ангола), потом обогнув мыс Доброй Надежды работали в районе о.Кергелен. Когда уходили от о. Кергеленпопали в 12 бальный шторм 3 суток корабль неслабо "мотало". Потом мимо о.Маврикий, переход в Коломбо (Шри-Ланка) на маршруте встретились с РКР «Адмирал Фокин». Визит в Коломбо (Шри-Ланка) был приурочен к посещению страны Главнокомандующим ВМФ Адмиралом флота Советского Союза С.Г.Горшкова. Потом был визит в Мале (Мальдивская республика), возвращение в Коломбо, а оттуда опять в район о.Кергелен, потом визит в Порт-Луи (Маврикий) и после него домой вокруг Африки с вторичным заходом в Луанду (Ангола). В Кронштадт вернулись в марте 1977 г. проведя в море 309 суток, и пройдя 47000 миль.
27 декабря 1976 г. Индийский океан покинул СКР пр.159А (НАТО - Petya) номер которого неизвестен и который прибыл на БС в конце августа. Причины раннего оставления неизвестны. На БС остался второй СКР пр.159А (НАТО - Petya) «СКР-92» ( Н.Н.Шельменков).
Количество дней проведенных кораблями ВМС СССР, США, Великобритании и Франции в Индийском океане в 1976 г.
СССР
|
7243
|
США
|
1500
|
Англия
|
1030
|
Франция
|
4300
|
При этом следует помнить, что почти 65-70% времени в данных у СССР приходится на вспомогательные суда.
Присутствие ВМС США, Великобритании и Франции в Индийском океане в 1976 г.
|
1976
|
|||||||||||
Тип/класс
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
ВМС США
|
|
|||||||||||
Авианосец
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Крейсер
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
Эсминец/Фрегат
|
6
|
4
|
4
|
2
|
2
|
4
|
5
|
5
|
2
|
6
|
4
|
4
|
Субмарина
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Вспомогательные суда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Универсальное командное судно
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
Эскадренный танкер
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Плавбаза
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Универсальный танкер
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Танкер
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
ВМС Великобритании
|
||||||||||||
Эсминец/Фрегат
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5
|
5
|
5
|
Субмарина
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
Десантный корабль
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
Вспомогательные суда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Универсальный танкер
|
3
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Грузовое судно
|
-
|
1
|
2
|
1
|
-
|
-
|
1
|
1
|
-
|
1
|
-
|
-
|
Исследовательское судно
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Танкер
|
-
|
-
|
-
|
1
|
3
|
-
|
2
|
1
|
-
|
4
|
3
|
5
|
Плавбаза
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
ВМС Франции
|
|
|||||||||||
Авианосец
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Эсминец/Фрегат
|
3
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
5
|
3
|
3
|
5
|
7
|
6
|
Субмарина
|
-
|
2
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Десантный корабль
|
1
|
1
|
2
|
2
|
-
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Патрульный катер
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
3
|
4
|
4
|
5
|
5
|
Вспомогательные суда
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4
|
4
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
Розин Александр.
Розин Александр.
8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1974 г. - 1978 г.
10. Корабли ВМФ СССР в 1976 г. на БС в Индийском океане.
Начало БС в Индийском океане
|
Конец БС в Индийском океане
|
Время на БС (месяцев)
|
Тип и проект судна (по классификации НАТО)
|
Название/ бортовой номер/ командир
|
Посещение иностранных портов
|
Примечание.
|
Январь 1976 г.
|
Февраль 1976 г.
|
1
|
СМТ пр.160 (Altay)
|
«Егорлык»
|
Сингапур
|
|
Январь 1976 г.
|
Февраль 1976 г.
|
1
|
БМТ тип Аксай пр. 6404 (Altair)
|
«Иман» / ЧФ
|
Бербера (Сомали)
|
|
Январь 1976 г.
|
|
|
БМТ пр.1589 (Sofia)
|
«Ахтуба»
|
Бербера (Сомали)
|
В сентябре 1976 г. еще был там, возможно возвращаясь домой???
|
Февраль 1976 г.
|
Август 1976 г.
|
7
|
ТР пр.502Р (Mayak)
|
«Ульма»
|
Бербера (Сомали)
Ходейда (ЙАР)
|
|
1976 г.
|
23 августа 1976 г.
|
|
ЭОС пр. 850
|
«ФаддейБеллинсгаузен» / ЧФ
|
Бомбей (Индия) 25-27 июня 1976 г.
|
|
Февраль-март 1976 г.
|
Октябрь 1976 г.
|
|
ПСК пр.596П (Vytegrales)
|
«Даурия» / к-2р. Детенышев / ЧФ
|
Могадишо (Сомали) 28 июля – 4 августа
|
БС с февраля по октябрь 1976 г.
|
3 марта 1976 г.
|
21 мая 1976 г.
|
3
|
МРЗК тип «Океан» (Okean)
|
«Барограф» / к-3р. Г.Г.Майтаков
|
Бербера (Сомали)
|
|
13 марта 1976 г.
|
1976 г.
|
|
БМТ (Polyamik)
|
«Полярник»
|
Бербера (Сомали)
|
|
14 апреля 1976 г.
|
Май 1976 г.
|
2
|
БДК пр.1171 (Alligator)
|
«Николай Фильченков» / 560 / ЧФ
|
Бербера (Сомали) 21-24 апреля
Могадишо (Сомали) 3-12 мая
|
БС 25 марта из Балтийска, через Суэцкий канал, обратный путь вокруг Африки 1 июля пришли в Севастополь, на БС 99 дней.
|
27 апреля 1976 г.
|
5 июня 1976 г.
|
1,5
|
СКР пр.1135 (Krivak)
|
«Сторожевой» / 220 / к-2р. А.Д. Печкорин
|
Бербера (Сомали)
|
Межфлотский переход с БФ на ТОФ через Суэцкий канал
|
27 апреля 1976 г.
|
6 сентября 1976 г.
|
4,5
|
БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)
|
«БДК-90» / 561 / к-3р. В.П.Дубасов
|
Бербера (Сомали)
Могадишо (Сомали) 10 – мая
|
БС 11.04 – 18.09.1976 г. межфлотский переход с БФ на ТОФ через Суэцкий канал с несением БС в Индийском океане. На борту тр 390 пмп под командованием м-р Рукосуев Г. Н.
|
27 апреля 1976 г.
|
9 июня 1976 г.
|
1,5
|
СМТ тип Дубна ()
|
«Иркут»
|
Бербера (Сомали)
|
Межфлотский переход с БФ на ТОФ через Суэцкий канал
|
27 апреля 1976 г.
|
26 мая 1976 г.
|
1
|
Килекторноесудно пр.145 (Sura)
|
«КИЛ-32»
|
Бербера (Сомали)
|
|
27 апреля 1976 г.
|
Август 1976 г.
|
4
|
МРЗК пр.861М
|
«ГС-117» / к-3р. С.П. Бодриков
|
Ходейда (ЙАР)
|
МРЗК «Ильмень» номер «ГС-117» на время межфлотского перехода с СФ на ТОФ, через Суэцкий канал.
|
15 мая 1976 г.
|
Январь 1977 г.
|
8
|
ПМ пр.300 (Oskol)
|
«ПМ-26» / ЧФ
|
|
|
16 июня 1976 г.
|
1977 г.
|
|
БМТ пр.563 (Kazbek)
|
«Фрунзе»
|
Мапуту (Мозамбик) 18 - 23 (20-24) января
|
|
Июнь 1976 г.
|
Декабрь 1976 г.
|
7
|
ДПЛ пр.641 (Foxtrot)
|
«Б-101» / к-2р. Шачнев
|
Бербера (Сомали)
|
БС май 1976 – январь 1977 г.
|
|
|
|
ЭОС пр. 850
|
«Василий Головнин» / ЧФ
|
Бомбей (Индия) 29 июля-2 августа
|
|
1976 г.
|
1976 г.
|
|
ЭОС
|
«Каллистро»
|
Бомбей (Индия) 22-25 июля 1976 г.
|
Принадлежит Тихоокеанскому океанографическому институту Дальневосточного отделения АН СССР. Поход 1976-1977 г. проводилось комплексное геолого-геофизическое изучение важнейших структурных звеньев переходной зоны в Японском, Филиппинском, Южно-Китайском морях.
|
27 августа 1976 г.
|
29 мая 1977 г.
|
9
|
БДК пр.1171 (Alligator)
|
«Александр Торцев» / 354 / к-2р. Э.М.Борисов
|
Кисимайо (Сомали) 27 сентября – 14 октября
Могадишо (Сомали) 25-28 октября
Бербера (Сомали) 1-16 декабря, 23-26 апреля
Аден (НДРЙ) 11-17 января, 25 января-1 февраля, 8-12 февраля, 19-24 февраля, 4-20 марта
|
БС 10.08.1976 – 13.06.1977 г.
На борту бмп 390 пмп, командует к-н Иванов В. В.
|
27 августа 1976 г.
|
Май 1977 г.
|
9
|
МТЩ пр. 264 (Т-58)
|
«Приморский комсомолец» / 835 / к-3р. В.М.Мартирасян
|
Кисимайо (Сомали) 27 сентября – 14 октября
Бендер-Аббас (Иран) 1 — 5 декабря
Кочин (Индия) 11-15 декабря
|
БС 10.08.1976 г. – 25.05.1977 г.
|
Август 1976 г.
|
Май 1977 г.
|
9
|
МТЩ пр. 264 (Т-58)
|
«СКР-137» / 836 / к-л. В.С.Часовских
|
Басра (Ирак) 18 — 23 ноября
|
Бывший «МТ-5»
БС 04.08.1976 г. - 00.05.1977 г.
|
31 августа 1976 г.
|
5 апреля 1977 г.
|
7
|
БПК пр.61 (Kashin)
|
«Одаренный» / 143 / к-2р. Л.П.Прокофьев
|
Басра (Ирак) 18 — 23 ноября
Бендер-Аббас (Иран) 1 — 5 декабря
Кочин (Индия) 11-15 декабря
Мапуту (Мозамбик) 18 - 23 (20-24) января
Порт-Луи (Маврикий) 10 — 14 марта
|
|
Август 1976 г.
|
5 апреля 1977 г.
|
7
|
СКР пр.159А (Petya)
|
«СКР-92» / 829** / к-3р. Н.Н.Шельменков
|
Бербера (Сомали)
Ходейда (ЙАР)
Аден (НДРЙ)
Басра (Ирак)
|
**бортовой по состоянию на май 1976 г.
|
Август 1976 г.
|
27 декабря 1976 г.
|
4
|
СКР пр.159А (Petya)
|
|
|
|
Сентябрь 1976 г.
|
Апрель 1978 г.
|
20
|
ПМ пр.304 (Amur)
|
«ПМ-156» / к-3р. Ященко
|
Бербера (Сомали) сентябрь 1976 – ноябрь 1977 г.
Аден (НДРЙ) ноябрь 1977 – март 1978 г.
|
В Бербере обеспечение ПМТО.
|
Октябрь (прим) 1976 г.
|
Февраль (прим) 1977 г.
|
|
ЭОС пр.1537.1
|
«Полюс» / к-2р. В.В.Шпиталев / БФ
|
Коломбо (Шри-Ланка) декабрь
Мале (Мальдивская республика) декабрь
Порт-Луи (Маврикий)
|
БС август 1976 г. – март 1977 г., в море 309 суток, пройдено 47000 миль.
|
6 ноября 1976 г.
|
1977 г.
|
|
ЭОС пр. 850
|
«Семен Челюскин»
|
|
Прибыл через Суэцкий канал.
|
29 ноября 1976 г.
|
7 июня 1977 г.
|
6
|
РКР пр.58 (Kynda)
|
«Адмирал Фокин» / 822 к-2р. В.И.Дарнопых
|
Бербера (Сомали)
Порт-Луи (Маврикий) 10 — 14 марта
Коломбо (Шри-Ланка)
|
Старшим на борту НШ бригады капитан 1 ранга Р.В.Паромов
|
1976 г.
|
|
|
СМТ тип Дубна
|
«Иркут»
|
|
9 декабря 1976 г. был у Берберы
|
29 ноября 1976 г.
|
1977 г.
|
|
БМТ пр.1559В (Chilikin)
|
«Владимир Колечицкий»
|
Порт-Луи (Маврикий) 10 — 14 марта
|
|
5 декабря 1976 г.
|
4 апреля 1977 г.
|
4
|
АПЛ пр.659Т (Echo)
|
«К-45» / к-2р. Г.М.Заварухин
|
Бербера (Сомали)
|
БС 20 ноября 1976 - 1 мая 1977 г.
|
5 декабря 1976 г.
|
4 мая 1977 г.
|
5
|
ПБПЛ пр.1886 (Urga)
|
«Иван Кучеренко» / к-2р. И.Н. Зайцев
|
Аден (НДРЙ) 14- марта
|
|
5 декабря 1976 г.
|
1977 г.
|
|
ЭОС пр. 850
|
«ФаддейБеллинсгаузен» / ЧФ
|
|
Через Суэцкий канал.
|
13 декабря 1976 г.
|
|
|
ЭОС пр. 852
|
«Леонид Соболев»
|
Могадишо (Сомали) 21-22 декабря
|
Через Суэцкий канал межфлотский переход с БФ на ТОФ.
|
Декабрь 1976 г.
|
28 мая 1977 г.
|
5
|
ДПЛ пр.641 (Foxtrot)
|
«Б-213» / к-2р. Д.И. Герасимов
|
Бербера (Сомали)
|
|
Розин Александр.
Розин Александр.
8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1974 г. - 1978 г.
11. Боевые корабли на БС в Индийском океане в 1976 г.
Боевые корабли – тип/название
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
Крейсера
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
Эсминцы/сторожевики
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
5 (93)
|
6 (102)
|
3 (108)
|
3 (93)
|
3 (90)
|
2 (89)
|
Субмарины
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3
|
ДПЛ
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
АПЛ
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
Тральщик
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2 (62)
|
4 (75)
|
4 (72)
|
2 (62)
|
2 (60)
|
2 (62)
|
Десантный корабль
|
2
|
1
|
1
|
3
|
2
|
1
|
1 (31)
|
2 (36)
|
2 (36)
|
1 (31)
|
1 (30)
|
1 (31)
|
Вспомогательный
|
13
|
13
|
16
|
17
|
14
|
14
|
14 (249)
|
14 (246)
|
14 (290)
|
12 (272)
|
12 (234)
|
15 (256)
|
Тип/класс
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
Крейсер
|
|
|||||||||||
Kynda / пр.58
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1 (2) «Адмирал Фокин»
|
1 (31) «Адмирал Фокин»
|
Эсминец
|
|
|||||||||||
Kotlin / пр.56
|
1 (31) «Вдохновенный»
|
1 (28) «Вдохновенный»
|
1 (31) «Вдохновенный»
|
1 (30) «Вдохновенный»
|
1 (31) «Вдохновенный»
|
1 (30) «Вдохновенный»
|
1 (31) «Вдохновенный»
|
1 (31) «Вдохновенный»
|
1 (6) «Вдохновенный»
|
-
|
-
|
-
|
Kashin / пр.61
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1 (1) «Одаренный»
|
1 (30) «Одаренный»
|
1 (31) «Одаренный»
|
1 (30) «Одаренный»
|
1 (31) «Одаренный»
|
Фрегат
|
||||||||||||
Krivak / пр.1135
|
1 «Разящий»
|
1 «Разящий»
|
1 «Разящий»
|
1 «Разящий», «Сторожевой»
|
1 «Сторожевой»
|
1 «Сторожевой»
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Petya / пр.159
|
2 «СКР-43», БН 826
|
2 «СКР-43», БН 826
|
2 «СКР-43», БН 826
|
2 «СКР-43», БН 826
|
2 «СКР-43», БН 826
|
2 «СКР-43», БН 826
|
2 (62) «СКР-43», БН 826
|
4 (69) «СКР-43», БН 826, «СКР-92»
|
4 (72) «СКР-43», БН 826, «СКР-92»
|
2 (62) «СКР-92»
|
2 (60) «СКР-92»
|
2 (58) «СКР-92»
|
Подводная лодка
|
|
|||||||||||
Foxtrot / пр.641
|
1 «Б-8»
|
1 «Б-8»
|
1 «Б-8»
|
1 «Б-8»
|
1 «Б-8»
|
2 «Б-8», «Б-101»
|
1 (31) «Б-101»
|
1 (31) «Б-101»
|
1 (30) «Б-101»
|
1 (31) «Б-101»
|
1 (30) «Б-101»
|
2 (40)
«Б-101», «Б-213»
|
Echo II / пр.675
|
1 «К-189»
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Echo I / пр. 659Т
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1 (28) «К-45»
|
Тральщик
|
|
|||||||||||
Т-58 / пр.264
|
3 «МТ-5», «Павел Хохряков», «Федор Митрофанов»
|
2 «Павел Хохряков», «Федор Митрофанов»
|
2 «Павел Хохряков», «Федор Митрофанов»
|
2 «Павел Хохряков», «Федор Митрофанов»
|
2 «Павел Хохряков», «Федор Митрофанов»
|
2 «Павел Хохряков», «Федор Митрофанов»
|
2 (62) «Павел Хохряков», «Федор Митрофанов»
|
4 (75) «Павел Хохряков», «Федор Митрофанов», «Приморский комсомолец», «МТ-5»
|
4 (72) «Павел Хохряков», «Федор Митрофанов», «Приморский комсомолец», «МТ-5»
|
2 (62) «Приморский комсомолец», «МТ-5»
|
2 (60) «Приморский комсомолец», «МТ-5»
|
2 (62) «Приморский комсомолец», «МТ-5»
|
Десантный корабль
|
|
|||||||||||
Alligator / пр.1171
|
1 «Сергей Лазо»
|
1 «Сергей Лазо»
|
1 «Сергей Лазо»
|
2 «Сергей Лазо», «Николай Фильченков»
|
1 «Николай Фильченков»
|
-
|
-
|
1 (5) «Александр Торцев»
|
1 (30) «Александр Торцев»
|
1 (31) «Александр Торцев»
|
1 (30) «Александр Торцев»
|
1 (31) «Александр Торцев»
|
Ropucha / пр.775
|
1 «БДК–63»
|
-
|
-
|
1 «БДК-90»
|
1 «БДК-90»
|
1 «БДК-90»
|
1 (31) «БДК-90»
|
1 (31) «БДК-90»
|
1 (6) «БДК-90»
|
-
|
-
|
-
|
Вспомогательные суда
|
|
|||||||||||
Буксир (Tugs)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Транспорт снабжения (Store ships)
|
1
«Ишим»
|
1
«Ишим»
|
2
«Ишим», «Ульма»
|
2
«Ульма»
|
1
«Ульма»
|
1
«Ульма»
|
2
«Ульма»
|
2
«Ульма»
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Танкер (Oilers)
|
5
«Ижора», «Горький», «Егорлык», «Иман», «Ахтуба»
|
5
«Ижора», «Горький», «Егорлык», «Иман», «Ахтуба»
|
4
«Ижора», «Горький», «Ахтуба», «Полярник»
|
4
«Горький», «Ахтуба», «Полярник», «Иркут»
|
4
«Ахтуба», «Полярник», «Иркут»
|
5
«Ахтуба», «Полярник», «Иркут», «Фрунзе»
|
4
«Ахтуба», «Полярник», «Фрунзе»
|
4
«Ахтуба», «Фрунзе»
|
5
«Ахтуба», «Фрунзе»
|
3
«Фрунзе»
|
4
«Фрунзе», «Владимир Колечицкий»
|
4
«Фрунзе», «Владимир Колечицкий», «Иркут»,
|
Плавмастерская(Repair ships)
|
1 «ПМ-140»
|
1 «ПМ-140»
|
1 «ПМ-140»
|
1 «ПМ-140»
|
2 «ПМ-140», «ПМ-26»
|
2 «ПМ-140», «ПМ-26»
|
2 «ПМ-140», «ПМ-26»
|
2 «ПМ-140», «ПМ-26»
|
3 «ПМ-140», «ПМ-26», «ПМ-156»
|
3 «ПМ-140», «ПМ-26», «ПМ-156»
|
3 «ПМ-140», «ПМ-26», «ПМ-156»
|
2 «ПМ-26», «ПМ-156»
|
Плавбаза (Sub tenders)
|
1
«Иван Вахрамеев»
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1 «Иван Кучеренко»
|
Barracks Craft
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
Buoy Tender
|
1
«КИЛ-21»
|
1
«КИЛ-21»
|
1
«КИЛ-21»
|
2
«КИЛ-21», «КИЛ-32»
|
1
«КИЛ-32»
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Другие
|
|
|||||||||||
Океанографические (Oceanographic)
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
«ФаддейБеллинсгаузен»
|
2
«ФаддейБеллинсгаузен», «Василий Головнин»
|
2 (62)
«ФаддейБеллинсгаузен», «Василий Головнин»
|
2 (53)
«ФаддейБеллинсгаузен», «Василий Головнин»
|
2 (36)
«Василий Головнин»
|
1 (25)
«Полюс»
|
1 (43)
«Семен Челюскин», «Полюс»,
|
4 (104)
«Семен Челюскин», «Полюс», «ФаддейБеллинсгаузен», «Леонид Соболев»
|
Гидрографические (Hydrographic)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Космический флот (Space Suppon)
|
2
«Диксон»
|
3
«Диксон», «Даурия»
|
4
«Диксон», «Даурия»
|
3
«Диксон», «Даурия»
|
2
«Диксон», «Даурия»
|
2
«Даурия»
|
2
«Даурия»
|
2
«Даурия»
|
2
«Даурия»
|
2
«Даурия»
|
1
|
1
|
Разведывательные суда (Intelligence collectors)
|
-
|
-
|
1
«Барограф»
|
2
«Барограф», «ГС-117» («Ильмень»)
|
2
«Барограф», «ГС-117» («Ильмень»)
|
1
«ГС-117» («Ильмень»)
|
1
«ГС-117» («Ильмень»)
|
1
«ГС-117» («Ильмень»)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
Розин Александр.
Розин Александр.
8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1974 г. - 1978 г.
12. Посещение портов кораблями ВМФ СССР в 1976 г.
|
Кол. кораблей
|
Время в порту (суммарно)
|
Примечания
|
Эфиопия - Массауа
|
1
|
5
|
|
Индия
|
|
|
|
Бомбей
|
3
|
21
|
25-27 июня ЭОС «Фаддей Беллинсгаузен»
22-25 июля ЭОС «Каллисто»
29 июля-2 августа ЭОС «Василий Головнин»
|
Кочин
|
2
|
8
|
11-15 декабря БПК «Одаренный», МТЩ «Приморский комсомолец»
|
Иран - Бендер-Аббас
|
3
|
14
|
1 — 5 декабря БПК «Одаренный», МТЩ «Приморский комсомолец»
|
Ирак
|
|
|
|
Басра
|
8
|
41
|
18 — 23 ноября БПК «Одаренный», «СКР-137»
|
Умм-Каср
|
7
|
77
|
|
Мальдивская республика –
Мале
|
1
|
4
|
|
Маврикий – Порт-Луи
|
11
|
64
|
10-17 марта СКР «Разящий» и военный транспорт
Апрель БДК «Сергей Лазо»
|
Пакистан – Карачи
|
5
|
24
|
|
НДРЙ - Аден
|
28
|
214
|
Март БДК «Сергей Лазо»
16-21 июня СКР и военный транспорт
|
Сомали:
|
|
|
|
Бербера
|
75
|
1433
|
Январь «СКР-43»
Январь БДК «Сергей Лазо»
Март «СКР-43»
21-24 апреля БДК «Николай Фильченков»
Май МТЩ «Павел Хохряков»
1-16 декабря БДК «Александр Торцев»
|
Кисимайо
|
9
|
124
|
Конец января или начало февраля БДК «Сергей Лазо»
27 сентября – 14 октября БДК «Александр Торцев», МТЩ «Приморский комсомолец»
|
Могадишо
|
6
|
33
|
30 апреля-4 мая ПСК «Диксон»
3-12 мая БДК «Николай Фильченков»
10 – мая «БДК-90»
28 июля – 4 августа ПСК «Даурия».
25-28 октября БДК «Александр Торцев»
21-22 декабря ЭОС «Леонид Соболев»
|
Шри-Ланка – Коломбо
|
11
|
35
|
Декабрь (15) ЭОС «Полюс»
|
ОАЭ – Дубай
|
1
|
1
|
|
ЙАР – Ходейда
|
5
|
103
|
|
Розин Александр.