Создание ПМТО на о. Нокра
(архипелаг Дахлак).
Ещё в мае 1977 г. во время официального визита в Москву Менгисту Хайле Мариама в обмен на военную помощь обещал предоставить СССР в качестве военно-морской базы эфиопский порт Массауа. Руководство ВМФ СССР приветствовало это предложение, особенно заманчивым оно стало после разрыва отношений с Сомали и потерей ПМТО в порту Бербера. Но порт Массауа был плотно блокирован эритрейскими сепаратистами, а второй эфиопский порт, Асэб, был слишком мал, к тому же через него шёл весь грузопоток в страну. Тогда чисто умозрительно по картам и лоциям выбрали архипелаг Дахлак в Красном море. Но что он из себя представляет — было неизвестно. Архипелаг Дахлак располагается в юго-западной части Красного моря, отделён от берега Африки проливом Массауа. Состоит из 2 больших островов (Дахлак-Кебир, около 750 км2 и Нора, около 130 км2) и более 120 мелких, большей частью необитаемых. Острова окружены коралловыми рифами. Для проведения рекогносцировки в Эфиопию была направлена военная делегация экспертов, которую возглавил первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ адмирал П. Навойцев.
первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ
адмирал П.Н. Навойцев.
В состав рекогносцировочной группы входил главный эпидемиолог ВМФ Ю.Носов. Входивший в состав делегации капитан 1 ранга Олег Дунаев вспоминал: «В Эфиопии нас встретили далеко не с распростертыми объятиями: командование эфиопских ВМС состояло сплошь из офицеров, получивших подготовку на Западе, и относились они к нам, мягко говоря, недоверчиво. Но уклоняться от переговоров не посмели: тогдашний диктатор Эфиопии Менгисту, провозгласивший «социалистический выбор», был крут на расправу.
После того, как делегация получила принципиальное согласие на развертывание ПМТО, мы попросили показать нам архипелаг. Добраться до него можно было только через столицу Эритреи Асмару, которая находилась в блокаде. Летели туда на каком-то крохотном «брезентовом» самолётике, ведомом эфиопом. Когда пролетали над кольцом окружения, сепаратисты открыли бешеный огонь из стрелкового оружия, в крыльях появились пробоины. Однако нам повезло, лётчику удалось прорваться, и вскоре самолёт благополучно «плюхнулся» прямо на главную улицу Асмары. Переночевали в отеле, где не было ни воды, ни света, зато в изобилии имелось вино и прочие деликатесы. Даже лицо и руки за неимением ничего другого пришлось мыть… во французском шампанском!
Ранним утром вылетели на архипелаг, эритрейцы на этот раз нас «прохлопали». Покружившись над разбросанными по морю безжизненными клочками суши, решили садиться на самый крупный из островов — Дахлак. Он представлял собой плоскую, как блин, песчаную поверхность, кое-где «приподнятую» барханами и чахлыми рощицами финиковых пальм. При итальянцах здесь была каторга, на острове даже сохранились остатки тюремных построек и стен. Местечко, прямо сказать, невесёлое.
Затем решили осмотреть остров Нокра, где изрезанность берега и глубины позволяли установить плавучие причалы и док, а также принять плавмастерскую. То есть это место было вполне подходящим. Правда, в душе мы лелеяли мысль, что, когда будет освобождён Массауа, ПМТО удастся перевести туда. Уверенность в этом подкрепляло сосредоточение на архипелаге десантной дивизии правительственных войск, готовящихся захватить порт.
Сообщив эфиопам о результатах рекогносцировки и своём выборе, возвратились в Москву. Там я сразу приступил к разработке проекта соглашения, в котором учитывались все наши потребности, а также поправки и пожелания, внесённые местной стороной.
В начале 1978 года делегация практически в том же составе вылетела в Аддис-Абебу для подписания соглашения. Переговоры шли довольно успешно, удалось достичь согласия почти по всем пунктам, но вдруг перед самым финалом эфиопы потребовали изменить статью об уголовной ответственности наших военнослужащих за преступления, совершенные в период пребывания в Эфиопии. Наш вариант, естественно, предполагал, что они подлежат советской юрисдикции. Оппоненты настаивали на ведении этих дел местными органами юстиции.
Достигнутое по основным вопросам согласие грозило рухнуть. Заместитель начальника Главного штаба ВМФ П. Навойцев колебался. Все члены делегации доказывали ему, что нельзя подписывать соглашение по эфиопскому варианту. Однако адмирал посчитал, что основная задача — создание ПМТО — решена. Поэтому настоял на подписании документа. Наши доводы и уговоры остались без внимания.
После подписания соглашения состоялся приём. Я же, как обычно это делалось, отправился в соседнее помещение накладывать на подписанные тексты сургучные печати. Но тут зашёл наш руководитель и приказал ехать на КП главного военного советника, где была ВЧ-связь, узнать, что есть для нас из Москвы. Я связался с оперативным дежурным Главного штаба ВМФ, и он сразу сказал: «Вам подписывать соглашение запрещено». В ответ я только пролепетал: «А мы его уже подписали». «Ну, пеняйте на себя!» Делегация улетала в Москву с подписанным соглашением, но всех угнетала мысль: что нас ждёт?
…В аэропорту Шереметьево нас ожидала целая «следственная» комиссия. Рассадили по разным углам и стали дотошно допрашивать: кто чего говорил, делал и т. п. Не знаю, что выслушал впоследствии Петр Николаевич Навойцев, для него это был тяжёлый период. Дня через три после прилёта, ночью, у меня на квартире зазвонил телефон, и знакомый «шаляпинский» голос (Навойцева за глаза называли за хриплый бас Шаляпиным) прорычал: «Немедленно поезжайте в Генштаб и делайте всё, чтобы изменить эту проклятую статью. Машину высылаю».
В Генштабе пришлось выслушать массу нелицеприятных слов в адрес Военно-морского флота и в свой лично. Однако удалось выяснить, что нам «крупно повезло» — на днях в Москву приезжает министр обороны Эфиопии и Генштаб намерен предложить ему изменить дискредитирующую нас статью.
К утру я написал дополнение к соглашению, отпечатал его на специальной «договорной» бумаге и передал офицеру-направленцу 10-го Главного управления Генштаба. Навойцев, выслушав мой доклад, приказал: «Держите на непрерывном контроле». Через некоторое время мы узнали, что дополнение к соглашению подписано и вступило в силу. Так закончился этот печальный и в определённой степени позорный инцидент, послуживший нам хорошим уроком на будущее».
В 1978 г. на основании межправительственных соглашений на острове Нокра архипелага Дахлак был создан пункт материально технического обеспечения (ПМТО). База изначально предназначалась для ремонта советских подводных лодок, оперирующих в зоне Индийского океана, а потом была переоборудована для восстановления кораблей ВМФ СССР. Тянуть с освоением ПМТО не стали.
СКР «Веский» и судно «СС-21»
Уже в первой половине 1978 г. на Дахлак был доставлен док «ПД-66». Механик 168 дивизиона спасательных судов Черноморского флота Игорь Рябинкин, находившийся тогда на спасательном судне «СС-21», вспоминает: «Мне пришлось делать расчёты на буксировку и постановку дока в месте новой дислокации на островах архипелага Дахлак. Ранее я не занимался подобными инженерными расчётами, и мне пришлось изрядно попотеть над ними. На судне были все необходимые руководящие документы и справочники специалиста АСС, с помощью которых я и произвёл их. Послали мои расчеты телеграммой в Главный штаб ВМФ. Там специалисты проверили их правильность и согласились. По ним расставляли суда возле дока, буксировали его и устанавливали для работы на Дахлаке. Во время буксировки Баб-эль-Мандебским проливом произошёл опасный случай. Караван имел общую длину в одну милю. Как известно, в проливе одновременно в обоих направлениях движутся сотни различных судов, и следует соблюдать особую осторожность, чтобы избежать столкновения. И надо же так случиться, что на самом важном участке пролива на "МБ-19" вышла из строя главная энергетическая установка. Застопорить ход нельзя, караван продолжает медленно, но идти вперед, а буксирный трос морского буксирного судна все больше провисает и грозит намотаться на винт СС-21. Спасатель начинает проходить мимо буксира и ему уже ничего не остается делать, как отдать буксирный трос "МБ-19". Но тут на буксирном судне удалось ввести в действие главные механизмы, он дал ход, постепенно выкрутился и занял свое место в строю.
Когда начали буксировать док между островами архипелага Дахлак, гидрографы совершили ошибку и указали путь гораздо правее оси наибольших глубин. Капитан 2 ранга В. Васильев и командир СС-21 В. Асламов проанализировали указанный маршрут и отказались следовать по нему. Шли по оси наибольших глубин, указанных на картах и привели док к месту постановки без происшествий. Гидрографы доложили командиру эскадры, что эти командиры, не выполнив их рекомендаций, подвергли суда каравана опасности, тот назначил расследование. Для его проведения прибыл начальник штаба эскадры капитан 1 ранга М. Хронопуло.
Под его руководством провели промеры глубин по указанному гидрографами маршруту. В результате на указанном маршруте обнаружили опасные отмели и камни под водой и движение по рекомендованному пути наверняка вело к катастрофе. Командир эскадры поблагодарил капитана 2 ранга В. Васильева и капитана 3 ранга В. Асламова за бдительность и объявил им благодарность».
Спасательное судно «СС-21»
За выполнение задач похода «СС-21» в Красное море командира 162 дивизиона спасательных судов капитана 2 ранга В. Васильева, секретаря парткома дивизиона Г. Ганзий, механика 168 дивизиона спасательных судов Игоря Рябинкина и нескольких членов экипажа спасательного судна СС-21 наградили орденами Красной Звезды и другими правительственными наградами.
буксир ЧФ «МБ-304»
В 1978 г. новый (29 июля 1977 г. у стенки Ярославского ССЗ на нём был поднят военно-морской флаг) мощный буксир ЧФ «МБ-304» прибыл в район островов Дахлак, для обслуживания созданного ПМТО.
Плавучий док «ПД-66» подъемной силой в 8,5 тысяч тонн находился в самом начале бухты Губейт-Мус Нефит острова Нокра.
В 1980 г. отдельный мобильный инженерный батальон – ОМИБ ЧФ выполнил работы по созданию пункта маневренного базирования с установкой двух плавпричалов с системами электро- и водоснабжения на о. Дахлак в Эфиопии.
Так на ПМТО появились причалы, среди них два плавучих, плавучая мастерская (она периодически менялись), судоремонтная база, хранилища топлива и воды, склады, вертолётная площадка, социальная инфраструктура. Помимо плавучего дока и плавмастерской на базе базировался ещё целый ряд кораблей и судов вспомогательного флота, обслуживавшего базу.
« ВМ -413»
Так, в 1988 г. там находились водолазный катер из Севастополя, плашкоут, буксир, водоналивной танкер, судно-хранилище (продуктов), танкер «Олёкма», который затем был сменён танкером «Шексна» (оба с Балтийского флота).
танкер «Олёкма»
танкер «Шексна»
Танкер «Борис Бутома»
А в июне-декабре 1989 г. на ПМТО были судно-холодильник, пожарный катер (бортовой 245) из Севастополя, морской водолазный бот пр.535 «ВМ-416» (ЧФ), буксир (бортовой 350) из Владивостока. Воду и топливо доставляли танкеры «Олёкма» и «Шексна» с БФ, «Борис Бутома» (ТОФ), грузы доставляли транспорты «Армения» (порт приписки Находка), «Карадаг» (Керчь), «Уфа» (Севастополь), «Василий Головнин» (Севастополь).
Уделялось внимание и обеспечению безопасности базы. Для охраны ПМТО в феврале 1980 г. на базу на двух тихоокеанских БДК с бортовыми номерами 083 и 075 были доставлены десантники с вооружением (две ЗСУ-23-4 "Шилка"). В дальнейшем морские пехотинцы (иногда и с Черноморского флота) периодически примерно раз в полгода сменяли друг друга. Для их обеспечения здесь находились десантные и танкодесантные корабли. Летом-осенью 1980 г. БДК «Иван Рогов», в 1981 г. БДК «Иван Рогов», в 1985-1986 гг. «БДК-101», в июле 1986 г. БДК «50 лет шефства ВЛКСМ», осенью 1988 г. – ТДК, прибывший с базы на о.Русский, сменился на БДК, во второй половине 1989 г. тихоокеанские БДК с бортовыми номерами 077 и 079 сменяли друг друга, с 9 февраля по 13 июня 1990 г. «БДК-50», с июня 1990 г. по февраль 1991 г. «БДК-101».
БДК «50 лет шефства ВЛКСМ»
БДК «Иван Рогов»
БДК «101»
С февраля 1985 г. и до оставления базы боевые группы ПДСС ОВР ЧФ, сменяя друг друга каждые 9 -10 месяцев, вели противодиверсионное обеспечение ПМТО. А для защиты базы от флота сепаратистов с июня 1988 г. и до ухода в феврале 1991 г. на острове Нокра постоянно базировался один артиллерийский катер.
База работала в полную силу, визитерами были эсминцы, БПК, БДК, тральщики, сторожевые корабли; практически все заходили на ремонт и чистку в док, плавмастерская осуществляла необходимый ремонт. Помимо наших и эфиопских кораблей ремонтировали в 1988 г. даже торпедный катер Сейшельских островов. Так как база создавалась первоначально для обслуживания подводных лодок, они тоже были частыми гостями, но с обострением обстановки в районе их визиты прекратились и в 1988 г. они уже не заходили в базу. Вот только несколько известных мне пока посещений базы АПЛ ТОФ:
В 1980-1981 гг. ПЛАРК пр.675 «К-175» (к-2р. А.Ф.Крылов)
в 1981 г. ПЛАРК пр.675 «К-204» (к-1р. Чернышев А.А.)
осень 1981 г. ПЛАРК пр.670 «К-43» с 305 экипажем (капитан 2 ранга Дорогин В.Ф.)
В мае 1982 г. ПЛАРК пр.675 «К-204» (к-2р. Орсагош Е.В.)
в 1982 г. АПЛ пр.671РТМ «К-247» (к-2р. Ю.В.Кириллов),
в ходе испытаний по прибытию на Дахлак на «К-247» вывели из действия ГЭУ, а затем вновь ввели в действие).
В 1984 г. на 10 суток ПЛАРК пр.670 «К-325»
с 305 экипажем под командованием Ю.Н.Сысуева.
В сентябре 1985 г. ПЛАРК пр.675 «К-175» (к-2р. Кондаков).
ПМТО обслуживал не только подводные лодки ТОФ, но и АПЛ СФ, которые несли многомесячные боевые службы в Аравийском море с февраля 1979 года и по 1981 год, следя за обстановкой вокруг Персидского залива.
АПЛ пр.671 «К-369»
Осенью 1980 г. там на АПЛ пр.671 «К-369» были проведены ремонтные работы после того, как ПЛ в надводном положении своими выдвижными устройствами ударила под надстройку танкера «Ахтуба» (б. «Пекин») СФ.
В 1981 г. «К-513» пр.671РТ СФ во время шестимесячной БС в р-не Красного моря через три месяца после начала похода в пункте базирования на о-ве Дахлак произвела смену первого экипажа вторым. Экипаж под командованием кап. 1 ранга В.А. Масалова вернулся в СССР на борту БДК «Иван Рогов».
При обслуживании атомных подводных лодок произошло несколько инцидентов, которые усложняли работу базы. В 1981-1982 гг. при очередной швартовке АПЛ затонул прямо посредине бухты буксир «РБ-95». Лодка дала ход и потянула за швартовые концы корму буксира, корма ушла под воду и соответственно буксир тоже, экипаж успел прыгнуть за борт. Через сутки при помощи тросов и якорей БДК, буксир подняли до уровня поверхности воды и завели на стапель плавдока. Весь экипаж 15 дней чистил, разбирал и собирал все узлы буксира.
Другая авария имела более серьёзные последствия. 29 сентября 1985 г. на «К-175» (к-2р. Кондаков) при проведении ППО и ППР в пункте маневренного базирования из-за неправильных действий личного состава произошла разгерметизация активных зон реакторов, что привело к резкому ухудшению радиационной обстановки в реакторном отсеке. Была сброшена аварийная защита обоих реакторов. Обеспечение "К-175" электроэнергией производилось от дизельгенератора и судов обеспечения. В результате происшествия пострадали 137 человек.
плавбаза «Иван Колышкин»
Контроль в районе аварии проводили ещё несколько лет, при этом не раскрывая факта аварии. Старшина радиохимиков плавбазы «Иван Колышкин» Циганий Алексей Иванович, лично в этом участвовавший в мае 1988 и марте 1989 г., так вспоминал об этом: «Мы как радиохимики отобрали порядка 10 проб земли, растений, воды. И когда провели обследование, то обнаружили слабые следы радиоизотопов йода и стронция, характерные для атомного реактора, потому что искали мы совсем другое, об аварии на тот момент мы не знали и когда брали пробы, нам сказали что, возможно, французы в войне в Чаде использовали тактические ядерные заряды и следы их использования мы искали. Такие же исследования мы провели в марте, когда шли обратно».
Навигационная ситуация в районе архипелага Дахлак и у ПМТО была непростой. Здесь, на незначительном удалении от берегов, находилось много мелких безлюдных островов, а в водной глади скрывались подводные опасности – рифы, отмели и каменные банки. Это вместе с новизной района действия приводило к навигационным происшествиям.
В 1980-1981 гг. ПЛАРК пр.675 «К-175» (к-2р. А.Ф.Крылов) при заходе в ПМТО, села на мель, но через 9 часов с мели самостоятельно снялась, ничего при этом не повредив.
плавбаза «Иван Кучеренко»
В конце 1981 г. тихоокеанская плавбаза «Иван Кучеренко» сменяла находившуюся на ПМТО однотипную плавбазу «Иван Колышкин» с Северного флота. При подходе ночью к месту стоянки плавбаза села на мель, буксиры не могли её стянуть, пока не начался прилив. На следующий день, осматривая днище корабля, обнаружили что была повреждена гидроакустическая антенна и затоплен пост. Осенью 1988 г. из-за поломки гирокомпаса сел на рифы «АК-312».
«АК-312».
ПМТО командовали:
Пляшечник Владимир Александрович – капитан 1 ранга. (1984)
Пленков Борис – капитан 1 ранга – 1990 г.
Вялов А. – капитан 1 ранга. 1990-02.1991г.
ПМТО обслуживали:
- Док «ПД-66» (в 1981 командиром его был капитан 2 ранга Сайпулаев, затем его сменил капитан 2 ранга Касьян Николай Филиппович).
Плавмастерские
(это были корабли проекта 304, построенные в Польше), периодически менялись, в среднем каждая находилась там по году. Точных сведений нет, пока получилось примерно так:
05.1981-1982 «ПМ-129», оттуда ушла на ремонт в Гдыню (Польша).
02.1984-08.1985 «ПМ-129» (БС в Индийском океане – Дахлак). На БС шли из Лиепаи, куда перешли после ремонта из Гдыни (ПНР), по окончании вернулась на Камчатку.
Осень 1988 - «ПМ-129» - Дахлак. Старший на переходе до ПМТО капитан 3 ранга Аркадий Павлович Чугуев.
(02)1990- 02.1991 «ПМ-129» - Дахлак, участвовала в эвакуации.
«ПМ-156» (командир капитан 3 ранга Ильин Евгений Анатольевич)
1987- осень 1988 «ПМ-156» (командир капитан3 ранга Ильин Евгений Анатольевич, начальник мастерской капитан 3 ранга Меженцев, главный инженер Смирнов Борис Сергеевич, командир БЧ-5 капитан-лейтенант Гавриленко Вячеслав, помощник командира Рудин Александр Германович), оттуда ушла на ремонт в Гдыню (Польша), старший на переходе в Польшу капитан 3 ранга Аркадий Павлович Чугуев.
1985-1986 «ПМ-15» - Дахлак.
- во второй половине 1989 г. – «ПМ 26» Черноморского флота.
Со второй половины 1989 – 1990 «ПМ-92» ТОФ
Плавбазы
Первоначально помимо плавмастерской в базе находились и периодически менялись плавучие базы по обслуживанию подводных лодок, которые несли службу в составе Индийской эскадры.
Плавбаза «Иван Колышкин» пр.1886 СФ – конец 1981 г.
- с осени 1982 г.
- 1984-1985 (из Полярного вышли в сентябре 1984 г., а вернулись в сентябре 1985г.).
«Иван Кучеренко» пр.1886 ТОФ
конец 1981-весна 1982 г.
За время нахождения там корабля при несчастном случае погиб электрик плавбазы, его тело отправили в Севастополь с идущим туда кораблем управления.
Плавбаза «Иван Вахромеев» пр.1886 – ТОФ
- весной 1982 г.,
но из-за проблем через пару месяцев возвращена на базу.
-1985 г.
Плавбаза «Волга» пр.1886 ЧФ – 1984 г.?