Героические наследники
капитан-лейтенанта Казарского
В период войны Ирака с Ираном (1980-87 годы) и конфликтов в эти годы в Анголе, Сомали, Эфиопии вплоть до 1991 года боевыми кораблями нашего Военно-морского Флота (8-я оперативная эскадра ВМФ, неофициально называемая Индийской эскадрой) проведено большое количество разнообразных, может не слишком масштабных, но важных по своим задачам, значению и месту проведения, морских операций в Красном море, Персидском заливе, различных районах Индийского океана. Наши корабли выполняли проводку за тралами в мина опасных районах и конвоирование на переходе своих и иностранных транспортов и танкеров, боевому охранению наших гражданских судов на якорных стоянках и в портах, траление заминированных акваторий и фарватеров. В ходе проведения этих операций случались ожесточенные боевые столкновения, а иногда разгорались настоящие морские бои с нападающими на наши корабли и охраняемые суда кораблями воюющих сторон и различного рода морских «пиратов», а попросту бандитов, действующих в этих Районах.
Вот так, например, выглядит краткий отчет о боевой службе морского тральщика «Разведчик» Черноморского флота: «За период январь-август 1990 года выполнял неоднократно боевое траление мина опасных районов Красного моря. Осуществил 29 проводок за тралами и конвоирование гражданских судов в Красном море и Персидском заливе (всего провел 52 судна). 14 мая в Красном море вступил в бой по защите транспорта Минморфлота СССР «Интернационал» от нападения боевых катеров эретрийских сепаратистов. Артиллерийским огнем атаки катеров отбиты. Тральщик и транспорт потерь личного состава не имели...». Ещё одна справка о боевой службе в этом же районе другого корабля - артиллерийского катера «АК-213» Черноморского флота. Собственно катером он числился по принятой классификации боевых кораблей ВМФ. На самом деле это весьма «приличный», мореходный и грозный корабль водоизмещением 240 тонн, с 30 мм. Артиллерией и 12,7мм пулеметным вооружением, с солидным запасом глубинных бом для разрушения придонных противодесантных заграждений и препятствий.
Справка гласит: « За период с ноября 1989 по май 1990 года выполнял задачу по защите судоходства в проливе Массау -Южный (Красное море). Выполнил 47 выходов на боевое патрулирование.
Осуществил проводку и конвоирование 60 судов. 12 раз подвергался обстрелам катерами эретрийских сепаратистов их корабельных орудий, гранатометов и стрелкового оружия. 27 мая выдержал два нападения в общей сложности семи боевых катеров сепаратистов. В боях уничтожил в общей сложности три катера, остальных обратил в бегство...» Обратите внимание, уважаемые читатели, - эти небольшие кораблики, тральщики и катера, находились по 8-9 месяцев, а некоторые и более, в море, в отрыве от своих баз, семей. И не просто в море, а именно в Красном море, с редкими короткими «деловыми заходами» в какие-нибудь близлежащие порты (обычно в Аден). Но что такое Красное море? Это круглый год, особенно 9-10 весенне-летних-осенних месяцев жара 30-40 градусов. Спасения нет - все ветры, как правило, или с запада из Сахары, или с востока из Аравийской пустыни, а в море вода 30-35 градусов самой высокой солености, наверное, в мире - любая царапина может превратиться в язву. Пресная вода в строжайшем лимите. Скажите, какой американский моряк-контрактник выдержит такую службу, но русским морякам и не такое под силу.
Осуществил проводку и конвоирование 60 судов. 12 раз подвергался обстрелам катерами эретрийских сепаратистов их корабельных орудий, гранатометов и стрелкового оружия. 27 мая выдержал два нападения в общей сложности семи боевых катеров сепаратистов. В боях уничтожил в общей сложности три катера, остальных обратил в бегство...» Обратите внимание, уважаемые читатели, - эти небольшие кораблики, тральщики и катера, находились по 8-9 месяцев, а некоторые и более, в море, в отрыве от своих баз, семей. И не просто в море, а именно в Красном море, с редкими короткими «деловыми заходами» в какие-нибудь близлежащие порты (обычно в Аден). Но что такое Красное море? Это круглый год, особенно 9-10 весенне-летних-осенних месяцев жара 30-40 градусов. Спасения нет - все ветры, как правило, или с запада из Сахары, или с востока из Аравийской пустыни, а в море вода 30-35 градусов самой высокой солености, наверное, в мире - любая царапина может превратиться в язву. Пресная вода в строжайшем лимите. Скажите, какой американский моряк-контрактник выдержит такую службу, но русским морякам и не такое под силу.
Так что же за бои выпало провести артиллерийскому катеру «АК-213» в общей сложности против семи боевых катеров пиратов? Вот как происходили события. Командиру «АК-213» капитан-лейтенанту Н.Белому была поставлена, в общем-то, не боевая, а чисто «пассажирская» задача: доставить из пункта базирования наших кораблей на остров Дахлак (были и такие «базы» у нашего флота - сегодня все это потеряно и видимо безвозвратно)группу уволенных в запас матросов и старшин (70 человек) на транспорт гражданского флота, следующий через Красное море на Родину и охраняемый нашими кораблями. Маршрут перехода в Красном море до точки встречи составлял около 100 миль (180 километров). На переходе катер неожиданно атаковали четыре боевых катера типа «Ягуар» водоизмещением 200 тонн, эретрийских сепаратистов, которые окружили корабль и потребовали от командира сдаться. Учитывая, что катер, был заполнен демобилизованными матросами, командир, чтобы не допустить жертв среди них, в бой с превосходящим противником решил не ввязываться. Искусно маневрируя на высоких скоростях хода переменными галсами, используя ночную обстановку и волнение моря 3-4 балла, капитан-лейтенант Белый, уклоняясь от беспорядочного огня противника, прорвал окружение (схема №1).
Сепаратисты бросились в погоню за ускользающей, как им казалось легкой добычей. Препятствуя преследователям, наши моряки, желая отпугнуть противника, начали сбрасывать с кормовых бомбосбрасывателей глубинные бомбы, с установкой различного времени замедления (глубины) подрыва бомб, впереди по курсу преследователей. Нашим морякам сопутствовала удача -головной катер преследователей попал под взрыв глубинной бомбы и был разнесен в клочья. Экипажи трех других катеров сепаратистов, потрясенные гибелью «флагмана», от погони в страхе отказались. После высадки увольняемых со службы матросов на транспорт, катер «АК-213» на обратном пути на остров Дахлак был снова перехвачен уцелевшими тремя катерами опомнившихся сепаратистов. Но теперь уже командир и экипаж катера смело вступили в бой с превосходящими силами противника. В итоге артиллеристы в ожесточенном бою огнем из артустановок и пулеметов уничтожили два катера «пиратов». Последний, получив повреждения бежал, не подобрав даже оказавшихся в воде бандитов уничтоженных кораблей. Среди экипажа катера, кроме нескольких раненных, потерь не было (Ход боя приведен на схеме №2).
За этот бой командир и отличившийся состав экипажа были награждены орденами и медалями. Кроме того, командиру катера капитан-лейтенанту Н.Белому Главнокомандующий ВМФ досрочно присвоил очередное воинское звание капитан 3 ранга.
Мне кажется, что чем-то этот бой артиллерийского катера «АК-213» и мужество его экипажа напоминает, хоть в ином масштабе, известный подвиг отважного корабля Русского флота брига «Меркурий».
В 1829 году в ходе очередной Русско-турецкой войны, этот маленький кораблик, имевший всего 18 малокалиберных пушек принял бой с двумя линейными турецкими кораблями, в десятки раз превосходящими российский бриг по количеству стволов и в сотни раз по огневой мощи своей артиллерии. Бриг «Меркурий» вышел победителем из этого боя. Экипаж «Меркурия, « которым командовал капитан-лейтенант Н.Казарский, единогласно решил драться с превосходящим по силе противником. У входа в крюйт-камеру брига (пороховой погреб) был положен заряженный пистолет и командир отдал приказ: последнему уцелевшему в бою матросу или офицеру взорвать корабль. Этого делать не пришлось. Искусно маневрирую, Казарский сумел, уклоняясь от мощных залпов турецких кораблей, нанести им своей слабенькой артиллерией в ходе 4-х часов боя такие повреждения, что оба турецких корабля вышли из боя. Бриг «Меркурий», хоть и изрядно израненный, благополучно прибыл в Севастополь.
Отрадно, что среди военных моряков нашего флота поколений 80-х годов 20 века были и будем, надеется, будут и в 21 веке достойные продолжатели героических традиций и славы героев Русского флота: экипажей того же брига «Меркурий», крейсера «Варяг», подводных лодок «К-21 «(командир Н.Лунин), «С-13» (командир А.Маринеско), лидера эсминцев «Ташкент» (командир В.Ерошенко), гвардейского эсминца «Сообразительный» (командир С.Ворков) и многих других.
К сожалению, о боевых подвигах военных моряков в Красном море в 1989 - 1991 годах наш мощный гражданский, военный и партийный «агитпроп» Советского Союза стыдливо промолчал. Снова видимо «берегли» пресловутую военную тайну, хотя к этому времени запреты на подобные публикации были уже сняты. Американцы о подобной доблести своих моряков (чего ни когда у них не было) растрезвонили бы по всему миру, по всем теле и радиоканалам. Подобный бой с применением глубинных бомб был бы вписан во все учебники по морской тактике и наставлениях по боевой деятельности подобного класса кораблей, руководства по воспитанию своих моряков. У нас же странное молчание об этом подвиге и доблести защитников Отечества. А ведь это огромный пример для воспитания нашей нынешней не желающей защищать свою родину молодежи, развращенной вбиваемыми в голову псевдоценностями, стремления к обогащению и наживе неважно какими способами. А ведь молодежь - это будущее любой страны.
За этот бой командир и отличившийся состав экипажа были награждены орденами и медалями. Кроме того, командиру катера капитан-лейтенанту Н.Белому Главнокомандующий ВМФ досрочно присвоил очередное воинское звание капитан 3 ранга.
Мне кажется, что чем-то этот бой артиллерийского катера «АК-213» и мужество его экипажа напоминает, хоть в ином масштабе, известный подвиг отважного корабля Русского флота брига «Меркурий».
В 1829 году в ходе очередной Русско-турецкой войны, этот маленький кораблик, имевший всего 18 малокалиберных пушек принял бой с двумя линейными турецкими кораблями, в десятки раз превосходящими российский бриг по количеству стволов и в сотни раз по огневой мощи своей артиллерии. Бриг «Меркурий» вышел победителем из этого боя. Экипаж «Меркурия, « которым командовал капитан-лейтенант Н.Казарский, единогласно решил драться с превосходящим по силе противником. У входа в крюйт-камеру брига (пороховой погреб) был положен заряженный пистолет и командир отдал приказ: последнему уцелевшему в бою матросу или офицеру взорвать корабль. Этого делать не пришлось. Искусно маневрирую, Казарский сумел, уклоняясь от мощных залпов турецких кораблей, нанести им своей слабенькой артиллерией в ходе 4-х часов боя такие повреждения, что оба турецких корабля вышли из боя. Бриг «Меркурий», хоть и изрядно израненный, благополучно прибыл в Севастополь.
Отрадно, что среди военных моряков нашего флота поколений 80-х годов 20 века были и будем, надеется, будут и в 21 веке достойные продолжатели героических традиций и славы героев Русского флота: экипажей того же брига «Меркурий», крейсера «Варяг», подводных лодок «К-21 «(командир Н.Лунин), «С-13» (командир А.Маринеско), лидера эсминцев «Ташкент» (командир В.Ерошенко), гвардейского эсминца «Сообразительный» (командир С.Ворков) и многих других.
К сожалению, о боевых подвигах военных моряков в Красном море в 1989 - 1991 годах наш мощный гражданский, военный и партийный «агитпроп» Советского Союза стыдливо промолчал. Снова видимо «берегли» пресловутую военную тайну, хотя к этому времени запреты на подобные публикации были уже сняты. Американцы о подобной доблести своих моряков (чего ни когда у них не было) растрезвонили бы по всему миру, по всем теле и радиоканалам. Подобный бой с применением глубинных бомб был бы вписан во все учебники по морской тактике и наставлениях по боевой деятельности подобного класса кораблей, руководства по воспитанию своих моряков. У нас же странное молчание об этом подвиге и доблести защитников Отечества. А ведь это огромный пример для воспитания нашей нынешней не желающей защищать свою родину молодежи, развращенной вбиваемыми в голову псевдоценностями, стремления к обогащению и наживе неважно какими способами. А ведь молодежь - это будущее любой страны.