Миссия советского военно-морского флота
в ходе войны
между Индией и Пакистаном в 1971г.
С момента завершения боевых действий между Индией и Пакистаном в 1965 году отношения между странами были напряженными, новая война могла начаться из-за любого повода. Таким поводом в 1971 году стала ситуация в Восточном Пакистане. Восточный Пакистан – часть индийской Бенгалии, после разделения страны в 1947 году, отошел к Пакистану. Основанием для передачи послужило то, что 82 % бенгальцев исповедовали ислам. Но хотя они по вере и были единоверцами, но говорили на разных языках. В Бенгалии говорили на своем языке -бенгали, а из Исламабада предписывали обращаться на урду. Наблюдалась дискриминация бенгальцев на государственной службе, а общий жизненный уровень здесь был втрое ниже, чем в Западном Пакистане. Все это создавало условия для роста сепаратистских настроений. Кроме того, 20 марта 1966 года президент Пакистана Аюб Хан заявил об аннулировании соглашения об автономии Восточного Пакистана. Это резко активизировало деятельность Народной лиги; ее лидер Маджибур Рахман с января 1968 года санкционировал создание боевых групп “Муктибахини” (“Освободительная сила”). К осени того же года развернулось многотысячное движение, требующее проведения в Бенгалии всеобщих выборов. Новое руководство Пакистана в лице генерала Яхья Хана ввело в анклаве военное положение, чтобы сбить волну протестов. В декабре1970 года Народная лига победила на выборах в Восточной Бенгалии. Но президент Пакистана отказался передать власть лигистам и предоставить району внутреннюю автономию. 25 марта 1971 года Исламабад распустил Народную лигу. Лидеры Авами бежали в соседнюю Индию. Сформировав там правительство в изгнании, они объявили Восточный Пакистан независимым государством. Начались массовые карательные акции против активистов движения со стороны правительственного аппарата. А поскольку тех защищали боевики “Мукти бахини”, в дело вступила пакистанская армия. Началась не война, а бойня: первых попавшихся бенгальцев давили танками, хватали на улицах и везли к озеру в окрестностях Читтагонга, где десятки тысяч людей были расстреляны из пулеметов, а их тела утоплены в озере. Теперь это озеро называется озером Восставших. Началась массовая эмиграция в Индию, где оказалось около 10 миллионов человек. Индия, приютившая лидеров Народной лиги, теперь оказывала и военную помощь отрядам “Мукти бахини”. Это привело отношения между Дели и Исламабадом к критической стадии. В обеих странах началась мобилизация резервистов. 18 ноября 1971 года состоялся первый бой между пакистанским отрядом, преследовавшим повстанцев, и индийскими пограничниками. К месту столкновения в районе Хили (северо-западнее Калькутты) обе стороны подтянули подкрепления, и 21-22 ноября разыгралось настоящее сражение с применением танков и авиации. Страны неудержимо катились к большой войне, которая фактически уже началась. Столкновения на границе Индии и Восточного Пакистана практически переросли в открытые боевые действия. Одновременно на западе индийские войска перешли линию прекращения огня и вторглись в Азад Кашмир.
9 августа 1971 года был подписан советско-индийский Договор о мире, дружбе и сотрудничестве, который ознаменовал начало нового этапа в двусторонних отношениях и заложил твердые политические и правовые основы для их дальнейшего развития. В Договоре зафиксировано, что партнеры не будут участвовать в каких-либо военных союзах, направленных против другой стороны. В случае, если одна из стран станет объектом нападения или угрозы, СССР и Индия должны приступить к взаимным консультациям для устранения таковой. Таким образом, этот документ стал прообразом Договора о стратегическом партнерстве. Для СССР это был первый подобный договор, заключенный с несоциалистической страной и с государством, не отнесенным к категории так называемых стран социалистической ориентации, что подчеркивало приоритетную роль, которую получила Индия в советской внешней политике. Советско-индийский Договор прошел всестороннюю проверку уже через несколько месяцев, когда в ноябре 1971 г. началась индийско-пакистанская война.
вице-адмирал В.С.Кругляков
В конце ноября 1971г. на боевую службу в Индийский океан вышел отряд кораблей ТОФ под командованием контр-адмирала В.С.Круглякова, в его составе было 3 судна - эсминец «Возбужденный», морской тральщик и танкер.
Эскадренный миноносец пр. 56 «Возбужденный»
1955 – 1989
15 сентября 1953 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 29 июля 1955 года заложен на заводе № 199 (заводской № 85), спущен на воду 10 мая 1957 года, вступил в строй 31 октября 1957 года и 14 ноября 1957 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ТОФ.
С 17 по 21 ноября 1959 года нанес визит в Сурабайю (Индонезия), с 11 по 16 апреля 1972 года - в Умм-Каср (Ирак), с 5 по 10 ноября 1979 года - в Хайфон (Вьетнам) и с 26 по 31 мая 1981 года - в Аден (Южный Йемен).
В период с 24 августа 1965 года по 16 июля 1966 года модернизирован на "Дальзаводе" во Владивостоке по проекту 56-А, а в период с 7 октября 1975 года по 2 марта 1978 года прошел там же капитальный ремонт.
8 марта 1982 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 25 апреля 1989 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1 октября 1989 года расформирован.
Проект 56
Водоизмещение: полное 3230, стандартное 2667 т; длина 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4,2 м.
Мощность ПТУ 2x36 000 л.с.;
скорость хода: максимальная 38,5, экономическая 17,9 уз.;
дальность плавания экономическим ходом - 3860 миль.
Вооружение: 2x2 130-мм СМ-2-1, 4х5 45-мм СМ-20, 2х5 533-мм ТА, 6 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (48 глубинных бомб), ШОК-2.
Принимал на борт 50 мин КБ-3 (или 36 АМД-1000).
Экипаж 284 человек, в том числе 19 офицеров.
Проект 56-А
Водоизмещение: полное 3620, стандартное 3060 т; длина 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4,5 м.
Мощность ПТУ 2x36 000 л.с.;
скорость хода: максимальная 34,5, экономическая 17 уз.;
дальность плавания экономическим ходом 2150 миль.
Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК "Волна-М" (16 ракет), 1х2 130-мм СМ-2-1 и 3х4 45-мм СМ-20-ЗИФ орудия, 1х5 533-мм ТА, 2РБУ-6000 (96 РГБ-60).
Экипаж 268 человек, в том числе 19 офицеров.
Морской тральщик
За полмесяца до их выхода, на ТОФ прибыл первый заместитель ГК ВМФ адмирал флота В.А.Касатонов, при проверке он сделал упор на фактическую готовность кораблей к боевым действиям.
первый заместитель ГК ВМФ адмирал флота В.А. Касатонов
О действиях ТОФ в этот период рассказывает вице-адмирал в отставке В.С.Кругляков: «Однако нам он ни слова не говорил о тогдашних напряженных отношениях между Индией и Пакистаном… Перед отбытием в Москву В.А. Касатонов мне сказал: "Ты идешь на эсминце, а придется, видимо, принять управление всеми кораблями в Индийском океане. Не мало ли берешь людей в штаб?" Я тогда не придал должное значения этому разговору, а Владимир Афанасьевич, видимо, просто не мог, не имел права говорить мне что-либо большее». Они должны были сменить отряд в составе эсминца и тральщика, который в течение 6 месяцев несли боевую службу в Индийском океане.
3 декабря 1971г. эпизодические столкновения переросли в войну. ВВС Пакистана нанесли удары по аэродромам и населенным пунктам Индии. «…начало боевых действий было неудачно для Индии. Понесли первые потери на море и на суше. После них командующие ВМС, ВВС и сухопутными силами направились к Индире Ганди со своими опасениями… Так вот она и отвечает этим командующим: "Зачем сюда пришли? Индия дала все — оружие, людей, снабдила всем необходимым. Идите, воюйте и без победы не возвращайтесь. Индия не простит другого результата". Однако после победы она им всем присвоила очередные воинские звания. Нандо стал полным адмиралом, Лал — Главным маршалом, Макенто — генерал-фельдмаршалом.»
Отряд контр-адмирала В.С.Круглякова 5 декабря вошел в Индийский океан, пройдя Малаккским проливом, он укрепил имеющиеся там силы, которые из-за начавшейся войны между Индией и Пакистаном остались на месте.
Вице-адмирал в отставке В.С.Кругляков: «Когда наш отряд приближался к Индийскому океану, меня вызвал на прямую связь адмирал П. Н. Навойцев, бывший тогда первым заместителем начальника Главного штаба ВМФ, и говорит: "Немедленно вступай в командование всеми силами в Индийском океане и докладывай Главнокомандующему ВМФ".
Я отвечаю ему: "Петр Николаевич, я не могу взять на себя такую ответственность, да и штаб у меня небольшой. Нужно время, чтобы собрать обстановку". Он отвечает: "Не вздумай этого докладывать Главнокомандующему. Вступай в командование немедленно. Потом все поймешь". Я за день все сделал и доложил о вступлении в командование. Корабли только что вошли в Сингапурский пролив. Тут и поступило сообщение о начале индо-пакистанской войны».
Навойцев Петр Николаевич (1920-1993) –
адмирал (1978),
1975-1988 гг. - первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ.
Советские морские силы имели здесь теперь 2 эсминца, 2 морских тральщика (по всей видимости, это были МТЩ пр.264А «Павлин Виноградов». «Павел Хохряков») и танкер. 7 декабря отряд советских кораблей находился приблизительно в 500 милях к востоку от острова Цейлон (Шри-Ланка).
Госдепартамент США заявил, что главная ответственность за начало военного конфликта лежит на Индии. Представитель США в Совете Безопасности ООН Дж.Буш назвал ее «агрессором». Китай предпринял ряд политических шагов в целях раздувания китайско-индийских противоречий. Но СССР по сравнению с 1965г. резко изменил подход к военному столкновению. Советский представитель на заседаниях Совета Безопасности три раза накладывал вето на резолюции о событиях на Индостане, предложенные американским делегатом. В Заявлении ТАСС от 7 декабря СССР, всю ответственность за возникший очаг напряженности возложил на правительство Пакистана.
Индийская армия и флот сумели быстро переломить ход боевых действий в свою сторону. Флот оказался на высоте, при этом неплохо показала себя советская техника. В ночь с 3 на 4 декабря в Бенгальском заливе в результате действий индийских кораблей погибла пакистанская ПЛ «Гази». 5 и 9 декабря 1971 катера советского производства пр.205 ВМС Индии, вооруженные П-15, дважды наносили удары по кораблям и береговым объектам Пакистана. Ракетные катера ВМФ Индии базировались в Бомбее, находящемся примерно в 950 км от ВМБ Карачи. Для обеспечения запаса своего хода тактическая группа из четырех ракетных катеров большую часть пути до ВМБ Карачи следовала на буксире за двумя эсминцами. Эти же эсминцы должны были прикрывать отход тактической группы после выполнения боевой задачи так, как авиационного прикрытия не предусматривалось. Катера действовали в темное время суток с максимальным соблюдением мер скрытности, их РЛС работали в паузном режиме поочередно. Катер, на борту которого находился командир бригады, выполнял функции флагманского корабля тактической группы. Всего за обе операции индийскими катерами было выпущено 11 ракет, из них 7 - по надводным целям и 4-по береговым объектам. По надводным целям производились пуски двух ракет с интервалом в несколько секунд. Все 11 ракет поразили цели. Какого-либо радиоэлектронного или огневого противодействия атакующим индийским катерам не отмечалось, потерь среди них не было. В ходе ночной атаки 5 декабря индийские катера потопили пакистанские ЭМ "Хайбер" и ТЩ "Мухафиз". Из 289 человек их экипажей спаслись лишь 70. Интересно, что капитан "Хайбера" успел донести, что в корабль попала авиабомба. В ходе ночной атаки Карачи 9 декабря было потоплено 3 судна: панамское «Галф Стар», либерийское «Венера Челленджер», английское «Харматан», сгорело греческое судно «Зоя» и был тяжело поврежден танкер пакистанских ВМФ «Дакка». Три ракеты П-15 поразили огромные резервуары на нефтеперегонном заводе Коамари. За день резервуары прилично нагреваются, а ночью интенсивно излучают тепло. Поэтому тепловые головки наведения "Снегирь" легко захватывали эти цели. Эти и другие успехи индийской армии привели к тому, что пакистанские и другие западные агентства распространили заявление, что советские военные обслуживают индийские самолеты и ракетные катера, в этой связи 9 декабря было распространено «Опровержение ТАСС» где эти утверждения названы вымыслом. Ситуация в Индийском океане усложнилась тем что большое количество боевых британских кораблей почти одновременно вышло на просторы Индийского океана. Это было довольно неожиданно, ведь еще в начале 1968г., британское правительство объявило о намерении вывести все свои военные силы к востоку от Суэцкого канала к 1971 году. И хотя по сравнению с 1968г., когда британцы имели здесь 43 корабля, теперь их было в два раза меньше, но они все равно представляли собой существенную силу, включавшую два авианосца «Intrepid» и «Triumph».
Противолодочный авианосец CVS 11 «Intrepid»
Несколько британских кораблей шли из Персидского залива, где они оставили свою военно-морскую базу в Бахрейне после получения страной 14 августа 1971г. независимости. Кроме того, большое соединение оставило британскую базу в Сингапуре и вышло в океан. Так как воевавшие страны были бывшими британскими колониями, в СССР опасались, что они могут вмешаться в начавшийся конфликт. Перед вице-адмиралом В.С.Кругляковым поставили задачу начать слежение за оперативным соединением англичан. Но наличных сил у советского отряда явно было недостаточно, поэтому Тихоокеанский флот направил дополнительно два отряда кораблей.
авианосец «Triumph»
Но как впоследствии оказалось британские корабли во главе с авианосцем «Triumph», возвращались в Великобританию и угрозы не представляли, в отряде были также корабли HMS «Glamorgan», HMS «Minerva», HMS «Finwhale».
корабль HMS «Glamorgan»
В декабре они посетили порт Момбаса (Кения), в январе 1972г. их в случае обострения обстановки планировалось привлечь к эвакуации британских граждан из рада африканских стран Южной Африки, а когда это не потребовалось, они вышли в Атлантику и в феврале нанесли визит в Монтевидео (Уругвай), после чего проследовали в метрополию.
6 декабря в Индийский океан из Владивостока вышла первая группа поддержки в составе трех кораблей один из них ракетный крейсер, а 13 декабря туда же вышла вторая группа кораблей, состоявшая из четырех судов, включая ракетный крейсер и ракетный эсминец. Передвижение их проходило под непрерывным американским наблюдением, первую группу заметили японцы в Цусимском проливе 9 декабря. И если первая группа была направлена в связи с появлением британских кораблей в Индийском океане, то вторая в связи с направлением туда американского соединения.
Вице-адмирал в отставке В.С.Кругляков: «После извещения о начале боевых действий между Индией и Пакистаном мы тут же получили сообщение, что те корабли, которые тщательно проверял В. А. Касатонов — ракетные крейсера "Варяг", "Владивосток", эсминец "Строгий", — направлены в Индийский океан. Вышли также шесть подводных лодок».
Флот находился в готовности, РКР «Варяг» и БПК «Строгий», выходившие на усиление сил боевой службы по тревоге, были подготовлены к длительному плаванию и вышли в море через 36 ч после получения боевого распоряжения. На «Варяге» находился походный штаб 10-й оперативной эскадры.
Гвардейский Ракетный крейсер пр. 58 «Варяг»
(до 31 октября 1962 года - «Сообразительный»)
1961 – 1991
5 августа 1961 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 13 октября 1961 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 783), спущен на воду 7 апреля 1963 года, вступил в строй 20 августа 1965 года и 23 сентября 1965 года включен в состав КТОФ.
с 10 по 14 октября 1981 года нанес визит в Дананг (Вьетнам).
19 апреля 1990 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 21 мая 1991 года расформирован.
В период службы носил гвардейский флаг, унаследованный от ЭМ "Сообразительный" проекта 7-У ЧФ.
Водоизмещение: полное 5330, стандартное 4300 т; длина 142,3 м, ширина 4,3 м.
Мощность ПТУ 2х46 000 л.с.;
скорость хода: максимальная 36, экономическая 14,5 уз; дальность плавания экономическим ходом 6000 миль.
Вооружение: 2х4 ПУ ПКРК П-35 (16 ракет), 1х2 ПУ ЗРК "Волна" (16 ракет), 2х2 76,2 мм АК-726 орудия, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 2х3 533-мм ТА.
Экипаж 304 человека, в том числе 25 офицеров.
эсминец «Строгий»
Водоизмещение; полное 2860, стандартное 2125 т; длина 117 м, ширина 11 м, осадка 4,05 м. (средняя).
Мощность ПТУ 2x27 000 л.с.; скорость хода: максимальная 36,5, экономическая 16,9 уз.; дальность плавания экономическим ходом 2950 миль.
Вооружение: 2x2 130-мм Б2-ЛМ, 1х2 85-мм 92-К и 6х1 37-мм 70-К орудий, 2х3 533-мм ТА, 2 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (22 глубинные бомбы). Принимал на борт 52 мины КБ-"Краб" или 60 мин М-26.
Экипаж 301 человек.
большой противолодочный корабль проекта 1134 «Владивосток»
1964 – 1991
11 октября 1964 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 24 декабря 1964 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 792 ), спущен на воду 1 августа 1969 года и 11 сентября 1969 года включен в состав ДКБФ.
1 октября 1969 года перечислен в состав КСФ, а 10 февраля 1970 года после перехода летом 1969 года с несением боевой службы в Индийском океане - в состав КТОФ.
С 1 по 4 сентября 1969 года совершил деловой заход в порт Лагос (Нигерия),
с 1 по 3 декабря 1969 года нанес визит в порт Бербера (Сомали),
с 7 по 15 декабря 1969 года нанес визиты Могадишо и Кисмаю (Сомали),
с 27 по 29 декабря 1969 года корабль совершил деловой заход в порт Аден (Народная Республика Южный Йемен),
с 27 по 31 декабря 1969 года в Порт-Судан (Судан),
с 9 по 14 марта 1979 года - в Порт-Луи (Маврикий).
За 1979 год крейсер совершил деловые заходы в порты: Виктория, Порт-Луи, Мапуту, Камрань, Дахлак и дважды в порт Аден.
С 13 декабря 1971 года по 6 марта 1972 года нес боевую службу в Индийском океане,
с ноября 1978 года по август 1979 года выполнял задачи боевой службы в Индийском океане,
с апреля по декабрь 1980 года выполнял задачи боевой службы в Индийском океане,
с 16 по 25 августа 1980 года совершил деловой заход в порт Бейра (Мозамбик),
с 9 по 16 сентября 1980 года осуществил визит в Порт-Луи (Маврикий),
с 17 по 21 октября 80 года осуществил официальный визит в порт Кочин (Индия),
в 1987 году привлекался к несению боевой службы в Южно-Китайском море.
Приказом МО СССР от 24 апреля 1977 года переведен в класс ракетно-артиллерийских кораблей.
В период с 28 сентября 1988 года по 23 апреля 1990 года прошел на "Дальзаводе" во Владивостоке капитальный ремонт.
Исключен из состава ВМФ приказом ГК ВМФ от 19 апреля 1990 года .
1 января 1991 года разоружен и передан в ОФИ для демонтажа и реализации.
1 июня 1991 года расформирован. Продан на слом в Австралию.
Водоизмещение; полное 7160, стандартное 5375 т, нормальное 6265 т.; длина 156,1 м, ширина 16.74 м, осадка 5.85 м.
Мощность ПГУ 2x46 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34.3, экономическая 14 уз.; дальность плавания экономическим ходом 10500 миль
Вооружение: 2x2 ПУ ПКРК П-35 (4 ракеты), 2x2 ПУ ЗРК "Волна" (32 ракеты - всего 64), 2x2 57-мм АК-725, 2x5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60) и 2х6 РБУ-1000 (48 РГБ-10).
Экипаж 360 человек.
Большой противолодочный корабль проекта 61 «Строгий»
1965 - 1993
22 февраля 1966 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1709), спущен на воду 29 апреля 1967 года и 12 января 1968 года зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 24 декабря 1968 года и 8 января 1969 года включен в состав КТОФ.
С 1 по 4 сентября 1969 года совершил деловой заход в порт Лагос (Нигерия),
С 7 по 15 декабря 1969 года нанес визиты Берберу, Могадишо и Кисмаю (Сомали),
С 4 по 8 февраля 1972 года - в Массауа (Эфиопия), с 2 по 7 июня 1978 года - в Викторию (Сейшельские острова), с 5 по 10 ноября 1978 года - в Хайфон (Вьетнам) и с 22 по 26 июня 1985 года - в Мапуту (Мозамбик).
1 ноября 1990 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 30 июня 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, и 11 февраля 1994 года расформирован. Проданный частной индийской фирме корабль в 1995 году корабль затонул при буксировке во время шторма в 80 милях от Сингапура.
Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м.
Мощностъ ГТУ 4х 18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.
Вооружение: 2x2 ПУ ЗРК "Волна", 2x2 76,2-мм АК-726 орудия, 1x5 533-м ТА, 2x12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.
Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.
В это время ситуация усложнилась еще в связи с появлением американцев. До 10 декабря, международная реакция на войну была основана на стратегии американцев, попытаться обеспечить перемирие через Организацию Объединенных Наций. После 10-ого, ситуация изменилась, пакистанское наступление на Западе было остановлено, а на Востоке пакистанцы были на пороге поражения. Америка оказалась в сложной ситуации. Было неизвестно, намеревается ли Индия перебросить свои освобождавшиеся войска с Востока на Запад и нанести окончательное поражение Пакистану. Власти Пакистана согласно секретного пункта договора с США который гласил, что американцы придут на помощь пакистанцам в случае нападения на нее Индии, и потребовали от последней выполнить договор. Кроме того, американцы не могли не оказать помощь союзнику по CENTO/SEATO. И было ясно, что предоставления независимости Восточному Пакистану неизбежно.
10 декабря американский президент Никсон приказывает создать авиационно-ударную группу TG 74 во главе с атомным авианосцем «Энтерпрайз» и направить её в Бенгальский залив.
атомный авианосец «Энтерпрайз»
Первый атомный авианосец, спущен на воду в 1960 году.
Водоизмещение стандартное 75 700 т, полное 89 600 т, мощность четырех турбозубчатых агрегатов 280 тыс. л. с., скорость хода 35 узлов.
Длина наибольшая 341,3 м, ширина 40,5, ширина полетной палубы 78,3, среднее углубление 11,3 м.
Вооружение: 100 самолетов, 3х8 зенитных управляемых ракет, 4 катапульты.
В тот же день он послал письмо руководителю СССР Л.И.Брежневу, убеждая, чтобы СССР присоединился к Америке в усилиях по прекращению войны. Он также сообщил советскому лидеру, что Америка имеет договорное соглашение поддержать Пакистан против индийской агрессии, и что американские военно-морские силы начали двигаться к Восточному Пакистану. Приблизительно в 5.30 10 декабря индийцы узнали, что американцы посылают суда в Бенгальский залив, для возможной помощи пакистанской армии. Начались консультации и переговоры. 12 декабря из Москвы Никсону было послано важное сообщение, в нем было заявлено, что, по словам премьер-министра Индиры Ганди, индийское правительство не намеревается предпринимать наступление в Западном Пакистане. Никсон и Киссинджер положились на слово Москвы. Тем не менее, авианосную группу американцы решили все же послать, на всякий случай.
Николай Михайлович Пегов
13 декабря посол СССР в Индии, Николай Пегов довел до индийцев причину направления сюда американских кораблей. Согласно его данным, переброска в район ударного соединения 7-го флота, это попытка США надавить на Индию, препятствовать возможному наступлению в Западном Пакистане, и в то же время попытаться поднять боевой дух пакистанских войск. Успокаивая индийцев, Пегов отметил, что советский флот уже находится в Индийском океане и что СССР не позволит 7-му флоту вмешиваться. 11 декабря советские корабли находились приблизительно в 180 милях к юго-западу от острова Цейлон (Шри-Ланка).
ракетный эсминец «Decatur» (DDG-31)
авианосец «Энтерпрайз» (ENTERPRISE, CVAN-65)
Утром 10 декабря авианосцу «Энтерпрайз» (ENTERPRISE, CVAN-65) и четырем кораблям эскорта: ракетному фрегату «King» (DLG-10), ракетному эсминцу «Decatur» (DDG-31) и эсминцам «Orleck» (DD-886), «McKean» (DD-784) дали приказ отправиться с их базы в Тонкинском заливе к Сингапуру.
Эсминец USS «Orleck» (DD 886)
Эсминец «McKean» (DD-784)
12 декабря они у сингапурского побережья встретили и соединились с другим соединением во главе с вертолетоносцем «Триполи» (TRIPOLI, LPH-10), которое вошло в TG 74. Кроме вертолетоносца там были - ракетный эсминец «Parsons» (DDG-33) и эсминцы «Bausell» (DD-845), «Richard B. Anderson» (DD-786).
Эсминец «Richard B. Anderson» (DD-786).
эсминцы «Bausell» (DD-845), «Richard B. Anderson» (DD-786).
Но только 14 декабря, после необъясненной двухдневной задержки, отправились днем по Малаккскому проливу в северную часть Бенгальского залива. Задержка видимо была связана с проходившими переговорами, кроме того они упустили возможность использовать благовидный предлог для своего присутствия. 7 декабря руководитель миссии ООН в Восточном Пакистане (Бангладеш) заявила, что скоро потребуется эвакуация иностранных граждан. Американцы ухватились за это прикрытие, но к 12 декабря эвакуация иностранных граждан, в том числе американцев, уже была завершена. Самолет ВВС Великобритании эвакуировал 114 американских подданных из Дакки. 47 американских подданных отказались эвакуироваться и остались. Их наличие на территории, объятой войной, попытались использовать. 13 декабря Министр обороны США объявил в Вашингтоне, что американское правительство планирует эвакуировать 47 этих американских граждан, и для этого направляет туда авианосно-ударную группу. Но, как сразу заявили индийские представители, это только предлог для вмешательства в конфликт на стороне Пакистана, тем более что у оставшихся американцев возможность уехать была, но они предпочли остаться. Все это привело к тому, что командование флотом задержало выход соединения, пока американская администрация решала что делать.
Днем 14 декабря американское соединение TG 74, которым командовал адмирал Элмо Р. Зимвалт (Elmo R. Zumwalt) пошло по Малакскому проливу в Бенгальский залив, корабли шли двумя отрядами. «Энтерпрайз» шел со своими четырьмя кораблями эскорта, а «Триполи» со своими. О том что американцы движутся по проливу, едва обнаружив их, сообщил сингапурский вертолет с репортерами на борту. Шли на полном ходу, так когда эсминец «Orleck» проходил по Малаккскому проливу скорость у него была 27 узлов и это при том, что там шло обычное движение грузовых судов, танкеров, сампанов и так далее. Переход американцев не остался без внимания со стороны советского флота.
Вице-адмирал в отставке В.С.Кругляков: «Английское оперативное соединение, впрочем, вскоре ушло к Мадагаскару, а затем и еще дальше. Слежение мы за ним прекратили, а в это время поступило сообщение о том, что в Малаккском проливе появилось оперативное соединение США во главе с авианосцем "Энтерпрайз". Тут же поставили мне задачу слежения за этим соединением. Но как его найти? В это время в Малаккском проливе стоял наш тральщик. Как только американские корабли прошли мимо него, командир тральщика сразу донес и последовал за ними. По скорости он не мог за американцами угнаться, но давал нам место нахождения кораблей как мог, то ориентировочные, то точные координаты. Сначала я, честно говоря, сомневался в точности его донесения, но потом понял, почему с тральщика поступали столь противоречивые донесения. Оказывается, "Энтерпрайз" шел зигзагами, и тральщик то встречался с соединением, давая его точные координаты, то терял американцев из зоны наблюдения, и давал нам лишь предполагаемое место их нахождения. Находчивый был командир тральщика! Я впоследствии сделал все, чтобы его наградили орденом Красного Знамени. По данным с тральщика наши корабли точно и в кратчайшее время смогли выйти на контакт с оперативным соединением США и своим слежением полностью связать его действия».
После одного дня действия в районе к западу от Андаманского моря «Энтерпрайз» с эскортом «Decatur» (DDG-31), «King» (DLG-10), «McKean» (DD-784), «Orleck» (DD-886) получил приказ перейти к острову Цейлон.
эсминец «McKean» (DD-784)
Это вроде нелогичное решение было продиктовано решением не рисковать быть вовлеченными в конфликт, и ясно давало понять индийцам что от наступления в Западном Пакистане надо воздержаться. Узнав о движении американского отряда, индийцы забеспокоились. В.С.Кругляков вспоминал: «Мне потом рассказывал атташе А. Попов, что когда американское соединение во главе с "Энтерпрайзом" появилось вблизи Индии, министр обороны Индии попросил его связать с министром обороны СССР и высказал озабоченность присутствием американцев. А. А. Гречко сразу пригласил к себе Главнокомандующего ВМФ. Тот по карте рассказал о силах и действиях. После этого Гречко передал министру обороны Индии через нашего атташе Попова: "Энтерпрайз" — это наше дело, а индусы пусть занимаются своим". Это, конечно, тогда было для Индии большой поддержкой. Последствия столь благородного шага навстречу были для нас очень благоприятны. Наш авторитет в Индии очень вырос". Однако фактически советские надводные силы имели здесь всего два эсминца с артиллерийским вооружением, и основной силой видимо были подводные лодки, но сколько их было и какого они были проекта пока неизвестно.
15 декабря к индийскому правительству через американское представительство в Нью-Дели с просьбой о прекращении огня обратился главнокомандующий пакистанскими силами в Бенгалии генерал-лейтенант Амир Абдул Хан Ниязи. В тот же день в Вашингтоне было официально заявлено, что после перемирия TG 74 могла бы помочь эвакуировать пакистанские отряды с востока. Утром 16 декабря на фронте наступило затишье. Окончательно боевые действия окончились 17 декабря 1971г. явным поражением Пакистана. На востоке группировка пакистанских войск капитулировала, а на западе военные действия были прекращены по договоренности сторон. Индийскому флоту удалось прервать морские коммуникации противника и запереть пакистанский флот в базах и портах. ВМС Пакистана потеряли 13 крупных боевых кораблей (1 ЭМ «Khaibar», 1 ПЛ «Ghazi», 1 ТЩ «Muhafiz», 7 канонерских лодок и 3 патрульных судна), кроме того индийцами были потоплены или повреждены около 50 транспортов, задержано и досмотрено 112 судов. Пакистанские ВМС действовали менее успешно, и хотя они сумели потопить 1 крупный индийский корабль – СКР «Khukri», 4 катера и 1 морской самолет, поставленные перед ними задачи не выполнили.
17 декабря оба американских отряда соединились в районе острова Цейлон. В объединенном TG 74 были атомный авианосец «Энтерпрайз» (ENTERPRISE, CVAN-65), вертолетоносец «Триполи» (TRIPOLI, LPH-10), три ракетных корабля – ракетные эсминцы «Decatur» (DDG-31) и «Parsons» (DDG-33), ракетный фрегат «King» (DLG-10), четыре эсминца «Bausell» (DD-845), «McKean» (DD-784), «Orleck» (DD-886), «Richard B. Anderson» (DD-786), атомная торпедная подводная лодка и танкер «Wichita» (AOR-1).
эсминец «Richard B. Anderson» (DD-786)
Эсминец «Parsons» (DDG-33)
Военный транспорт «WHITE PLAINS» (AFS 4).
24 декабря 1971г. соединению были доставлены грузы на военном транспорте «WHITE PLAINS» (AFS 4).
Первая группа советских кораблей, вышедшая из Владивостока в начале декабря, вошла в Индийский океан только 18 декабря, а вторая 24 декабря, то есть обе после того, как война закончилась. Таким образом, ни один из кораблей этих групп не являлся угрозой для АУГ во главе с авианосцем «Энтерпрайз» в течение нескольких дней, когда АУГ находилась в районе конфликта, в то время пока шли боевые действия. Это также подвергает сомнению пугающие заявления в некоторых американских источниках о том, как близко были Соединенные Штаты и Советский Союз к военно-морской конфронтации в течение войны. Командующий советскими силами вице-адмирал В.С.Кругляков перенес свой флаг на ракетный крейсер «Варяг» и продолжил выполнения задачи. Наши и американские корабли продолжали следить друг за другом и после завершения боевых действий, но ситуация в корне изменилась, теперь перевес был на стороне советского флота.
К моменту сосредоточения всех отрядов здесь находилось около 20 боевых и вспомогательных кораблей ВМФ СССР. Вице-адмирал в отставке В.С.Кругляков: «У нас в составе отряда к тому времени было два ракетных крейсера, три больших противолодочных корабля, три дизельные и две атомные подводные лодки. Слежение проходило между Цейлоном и Сунгарским проливом. Самолеты наши появились дня через четыре. Они стали давать нам разведданные. Сразу стало легче. Взаимодействие между надводными кораблями и подводными лодками было тоже очень хорошее. Все командиры — опытные и грамотные. Наш удар включал к этому времени уже 32 ракеты в первом пуске и 16 ракет во втором. Эти возможности, видимо, и отрезвляли американцев…Во время слежения многое пришлось наблюдать. В том числе и 3 аварии на "Энтерпрайзе". На наших глазах при посадке один самолет упал в море, причем весь экипаж погиб. Когда самолет упал, я предложил американцам свою помощь, но они отказались. Когда нам стало ясно, что летчики погибли, мы выразили американцам соболезнование. После этого каждый день с авианосца без подписи поступал семафор "Доброе утро". Всего же слежение длилось около месяца.... Вдруг уже в конце военного конфликта мы перехватили телеграмму открытым текстом командира противостоящего нам соединения командующему Тихоокеанским флотом США такого содержания: "За нами ведется постоянное слежение, мы опоздали с развертыванием, советских кораблей много, а их командующий ведет себя нагло". Последнее было для меня неприятной припиской. Дело в том, что я получил приказание сфотографировать "Энтерпрайз" с близкого расстояния. Выбрав момент, когда авианосец принимал топливо для самолетов, я прошел рядом с ним на расстоянии примерно 30 — 40 метров. Даже лицо командующего американским соединением разглядел. Это и послужило поводом для последней приписки. Вскоре поступил запрос от министра обороны А. А. Гречко по этому вопросу. Пришлось объясняться, что выполнял приказ».
Американский участник похода на эсминце «McKean» вспоминал, что в ходе похода в Индийском океане соединение сопровождалось многочисленными советскими крейсерами, двигающимися между американскими кораблями. Возмущаясь, он заявил, что если бы одно из наших судов сделало то же самое, то капитан скоро был бы в Антарктике. Все это можно отнести на счет эмоций, советские корабли действовали точно также как и их американские собратья на просторах океана.
7 января 1972г. АУГ во главе с авианосцем «Энтерпрайз» получил приказ покинуть Индийский океан. Пройдя Малаккским проливом, 12 января уже пришвартовались в базе. Советские корабли после прекращения слежения за АУГ продолжили свою службу.
Находившиеся здесь уже более полугода корабли отправились домой, а пришедшие включились в жизнь эскадры. Как результат положительной оценки действий советского отряда стало продолжение сотрудничество в военно-морской сфере между СССР и Индией.
Находясь в районе военных действий советские военно-морские силы обеспечили невмешательство кораблей ВМС США и Англии в конфликт на стороне Пакистана.
ЭМ пр.56-А «Возбужденный» (капитан 2 ранга Б.Н.Подольский)
1955 - 1989
15 сентября 1953 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 29 июля 1955 года заложен на заводе № 199 (заводской № 85), спущен на воду 10 мая 1957 года, вступил в строй 31 октября 1957 года и 14 ноября 1957 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ТОФ.
С 17 по 21 ноября 1959 года нанес визит в Сурабайю (Индонезия), с 11 по 16 апреля 1972 года - в Умм-Каср (Ирак), с 5 по 10 ноября 1979 года - в Хайфон (Вьетнам) и с 26 по 31 мая 1981 года - в Аден (Южный Йемен).
В период с 24 августа 1965 года по 16 июля 1966 года модернизирован на "Дальзаводе" во Владивостоке по проекту 56-А, а в период с 7 октября 1975 года по 2 марта 1978 года прошел там же капитальный ремонт.
8 марта 1982 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 25 апреля 1989 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1 октября 1989 года расформирован.
Проект 56
Водоизмещение; полное 3230, стандартное 2667 т; длина 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4,2 м. Мощность ПТУ 2x36 000 л.с.; скорость хода: максимальная 38,5, экономическая 17,9 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3860 миль.
Вооружение: 2x2 130-мм СМ-2-1, 4х5 45-мм СМ-20, 2х5 533-мм ТА, 6 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (48 глубинных бомб), ШОК-2. Принимал на борт 50 мин КБ-3 (или 36 АМД-1000).
Экипаж 284 человек, в том числе 19 офицеров.
Проект 56-А
Водоизмещение: полное 3620, стандартное 3060 т; длина 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4,5 м.
Мощность ПТУ 2x36 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34,5, экономическая 17 уз.; дальность плавания экономическим ходом 2150 миль.
Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК "Волна-М" (16 ракет), 1х2 130-мм СМ-2-1 и 3х4 45-мм СМ-20-ЗИФ орудия, 1х5 533-мм ТА, 2РБУ-6000 (96 РГБ-60).
Экипаж 268 человек, в том числе 19 офицеров.
Легкий крейсер пр. 68-бис «Дмитрий Пожарский»
(капитан 2 ранга П.И. Довбня)
1952 – 1990
31 августа 1951 года зачислен а списки кораблей ВМФ и 31 февраля 1952 года заложен на заводе № 189 в Ленинграде (заводской № 445), спущен на воду 25 июня 1953 года, вступил в строй 31 декабря 1954 года и 31 января 1955 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 24 февраля 1955 года перечислен в состав СФ, а 7 сентября 1955 года после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток - в состав ТОФ. С 21 по 26 июня 1956 года нанес визит в Шанхай (Китай), с 28 по 31 марта 1968 года - в Мадрас и с 3 по 6 апреля 1968 года - в Бомбей (Индия), с 17 по 24 апреля 1968 года - в Могадишо (Сомали), с 11 по 19 мая 1968 года - в Умм-Каср (Ирак), с 25 мая по 2 июня 1968 года - в Карачи (Пакистан), с 5 по 9 июня 1968 года - в Бендер-Аббас (Иран), в июне 1968 года - в Аден (Южный Йемен) и с 6 по 11 июля 1968 года - в Коломбо (Шри Ланка). В период с 25 апреля 1969 года по 23 октября 1970 года и с 1 февраля 1980 года по 1 января 1985 года прошел на "Дальзаводе" во Владивостоке капитальный ремонт, 30 января 1979 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен во Владивостоке на отстой, а 5 марта 1987 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации,
16 сентября 1987 года расформирован и в 1990 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.
Водоизмещение 14700/16300 т. Размерения 210/205x22/21/4x6.76/7.26 м
Воружение - 12 - 152/57, 12 - 100/56, 32 - 37/67, 2x5 ТА
Бронирование - толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях - 20 мм.
Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой - 100 мм.
Боевая рубка: бок - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм, запасной командный пункт - 10 мм. Труба защиты проводов - 50 мм. Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки - 10 мм, КДП - 13 мм, кожухи дальномеров - 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты - 10 мм. Бронеканалы - 10 мм. Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов - 125 мм. Рулевое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту сверху.
Механизмы 2 турбины типа ТВ-7 суммарной мощностью 118,000 - 128,000 л.с., 6 котлов типа КВ68, 2 винта диаметром 4,58 м.
Скорость 33,1 узла. Дальность плавания 9000 миль.
Экипаж 1,200 человек.
ЭМ пр.56 «Веский» (капитан 3 ранга Д.П. Чериватый)
Заводской № 82. 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.1.1954 г. заложен на заводе № 199, спущен на воду 31.7.1955 г., вступил в строй 30.3.1956 г. и 13.4.1956 г., подняв Военно- морской флаг, вошел в состав ТОФ.
В период с 24.1.1964 г. по 1.2.1965 г. и с 30.8.1969 г. по 16.7.1970 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт.
6.12.1977 г.—21.7.1978 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Эфиопии.
30.7.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1987 г. расформирован.
МТЩ пр.264А «Павлин Виноградов»
МТЩ пр.264А «Павел Хохряков»
ПЛ пр.611 «Б-88» (к-2р. Самцов О.С.)
Кроме того не менее 5 ПЛ: 3 дизельные ПЛ и 2 атомные ПЛ
Что это были за подлодки ясности нет, мне пока известно только что ПЛ пр.611 «Б-88» (к-2р. Самцов О.С.) с 30 сентября 1971 г. по 4 мая 1972 г. находилась на БС в Тихом и Индийском океане в составе океанографической экспедиции с целью выполнения гравитационных измерений по маршруту перехода, с заходом в Порт-Луи (Маврикий).
Состав американского соединения TG 74:
Атомный ударный авианосец «ENTERPRISE» (CVAN-65).
Десантный вертолетоносец «TRIPOLI» (LPH-10).
Ракетный фрегат «King» (DLG-10).
Ракетный эсминец «Decatur» (DDG-31).
Ракетный эсминец «Parsons» (DDG-33).
Эсминец «Bausell» (DD-845).
Эсминец «Richard B. Anderson» (DD-786).
Эсминец «McKean» (DD-784).
Эсминец «Orleck» (DD-886).
Танкер «Wichita» (AOR-1).