Розин Александр. 

8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1974 г. - 1978 г.

 

 1. 2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12.  13.  14.  15.  16.  17.  18.  19.  20.  21.

 

     Это дальнейший рассказ о боевой службе 8-й Оперативной эскадре ВМФ СССР в Индийском океане, с момента ее официального создания.

Содержание:

  1. Хроника БС в 1974 г.
  2. Корабли ВМФ СССР в 1974 г. на БС в Индийском океане.
  3. Боевые корабли на БС в Индийском океане в 1974 г.
  4. Посещение портов кораблями ВМФ СССР в 1974 г.
  5. Хроника БС в 1975 г.
  6. Корабли ВМФ СССР в 1975 г. на БС в Индийском океане.
  7. Боевые корабли на БС в Индийском океане в 1975 г.
  8. Посещение портов кораблями ВМФ СССР в 1975 г.
  9. Хроника БС в 1976 г.
  10. Корабли ВМФ СССР в 1976 г. на БС в Индийском океане.
  11. Боевые корабли на БС в Индийском океане в 1976 г.
  12. Посещение портов кораблями ВМФ СССР в 1976 г.
  13. Хроника БС в 1977 г.
  14. Корабли ВМФ СССР в 1977 г. на БС в Индийском океане.
  15. Боевые корабли на БС в Индийском океане в 1977 г.
  16. Посещение портов кораблями ВМФ СССР в 1977 г.
  17. Хроника БС в 1978 г.
  18. Корабли ВМФ СССР в 1978 г. на БС в Индийском океане.
  19. Боевые корабли на БС в Индийском океане в 1978 г.
  20. Посещение портов кораблями ВМФ СССР в 1978 г.
  21. Литература.

1. Хроника БС в 1974 г.

     В 1974 году 8-я эскадра специального назначения и отряды кораблей 10-й оперативной эскадры ТОФ, которые привлекались к несению боевой службы в этом регионе были переформированы в 8-ю оперативную эскадру ВМФ и переподчинены командующему Тихоокеанским флотом. Командиром был назначен контр-адмирал Ясаков Николай Яковлевич, начальником штаба - капитан 1 ранга Яровой Петр Максимович. При этом изменились не только название, пункт дислокации и командование. Перейдя в разряд оперативных, прежняя эскадра обрела новые силы - подводные лодки, боевые корабли, вспомогательные суда, а также новые, более сложные задачи.

Директива ГШ ВМФ СССР № 730/1/00268 от 12 марта 1974 года - Сформировать с 1 сентября 1974 года 8 оперативную эскадру кораблей, подчинённую Ком ТОФ - в/ч 31107.

Приказ Ком ТОФ № 0051 от 22.07.74 г. о назначении управления 8 ОПЭСК.

           Основными задачами боевой службы являлись:

  1. Демонстрация Советского Военно-Морского флага в мировом океане.
  2. Сдерживание агрессивной деятельности корабельных группировок вероятного противника в мирное время.
  3. Создание выгодных условий и группировок.для нанесения эффективных ударов по корабельным соединениям (в т. ч. авианосным), а также для действий морской пехоты по береговым объектам в случае развязывания военных действий.
  4. Поддержание самостоятельной государственной позиции и коммуникация с территориально удаленными стратегическими партнерами.
  5. Защита судоходства, обеспечение национальных интересов, как в исключительной экономической зоне, так и в удаленных районах Мирового океана. Борьба с пиратством и наркомафией на морях.
  6. Обеспечение космических программ и морских поисково-спасательных операций.
      В свою очередь в  1974 г. на базе Черноморской Эскадры Специального назначения была сформирована 3 БрПСК состоящая из ПСК пр.596П (НАТО - Vytegrales): «Апшерон», «Диксон», «Донбасс», «Даурия», «Баскунчак», «Севан», «Тамань», «Ямал». Командир бригады капитан 1 ранга Гоман Ю.В.
     В апреле 1974 г. на боевую службу в Индийский океан вышел первый отряд кораблей 8-й оперативной эскадры ВМФ. В его состав входил эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin)  «Влиятельный» (бортовой 434, к-2р. Виталий Георгиевич Федосеев), 2 СКР пр.159А (НАТО - Petya) «СКР-36» (бортовой 804, к-л. Красников), «СКР-18» (бортовой 801, к-3р. Тесленко), 2 тральщика - МТЩ  пр.266М (НАТО - Natya) «Василий Громов» (к-3р. В.С. Мелехин) и  МТЩ пр.264А (НАТО - Т-58) «Тимофей Ульянцев» (бортовой 304, к-3р. Г.Г. Галюк), дизельная подводная лодка пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-85».Эсминец «Влиятельный» направляясь в Индийский океан вел на буксире ПЛ «Б-85», для экономии моторесурса.
     9 мая 1974 г. отряд кораблей 8-й оперативной эскадры ВМФ в составе эсминца «Влиятельный», подводной лодки «Б-85», сторожевого корабля «СКР-36», тральщика «Тимофей Ульянцев», в обеспечении танкера  «Ижора», морских буксиров «Чеуш» и «Старательный» пересекли линию  95 ° восточной долготы и вошли в свою операционную зону, начав непрерывное несение боевой службы в Индийском океане.
     Также в мае начал боевую службу в Индийском океане и БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Октябрьский» (бортовой 225, к-2р. В.М. Ерисов), выполнявший межфлотский переход на ТОФ южным путем.
     В середине мая 1974 г. завершила свою службу 1-я смешанная бригада кораблей ТОФ. 11 июня эсминец «Дальневосточный комсомолец», 1 СКР пр.159 «СКР-141», 2 МТЩ пр. 264А, БДК «БДК-66» и субмарина «Б-143» вернулись во Владивосток. Вместе с ними пришел и БПК «Маршал Ворошилов» доставивший на буксире подводную лодку «Б-143».
     После их возвращения группа работников политуправления ВМФ подробно ознакомилась с итогами длительного плавания в океане смешанного отряда кораблей. Изучение показало, что длительное плавание кораблей в океане вполне реально. Хотя это и не просто, по-человечески трудно, но окупается сторицей. Вот некоторые цифры: число специалистов 1-го класса за время похода увеличилось в 5 раз, специалистов 2-го класса - в 2,5 раза, отличных боевых частей - в 2 раза, а отличных кораблей - в 2,5 раза. Этот длительный поход еще раз подтвердил, что океанские плавания являются школой боевого мастерства. По итогам похода лучшими были объявлены экипажи большого десантного корабля (командир капитан 2 ранга В. А. Поздняков, заместитель по политчасти капитан 3 ранга А. Г. Куприенко) и тральщика «Приморский комсомолец» (командир капитан-лейтенант. Г. Ф.  Устименко, заместитель по политчасти лейтенант В. В. Садов). Особенно интересовали пути поддержания здорового морального климата на кораблях отряда, в частности использование моральных стимулов в соревновании. Похвала, доброе слово, благодарность, в том числе переданные от вышестоящих органов, немедленно доводились до личного состава и очень тепло воспринимались моряками. - Нашего человека похвали в океане - он потом горы своротит, - заметил командир отряда капитан 1 ранга Асеев.
     Как бы ни был удачен поход, он обязательно выдвигает какие-то проблемы. Так и в этот раз,  поход подтвердил необходимость языковой подготовки всех категорий личного состава, особенно офицеров. В программах наших школ, военно-морских училищ отводится немало времени на изучение иностранных языков, и тем не менее должного эффекта мы не имеем. Далеко не все моряки могут изъясняться на языке той страны, куда приходит корабль, или хотя бы на общеупотребительном - английском. Для исправления этой ситуации по возвращении  в Москву, работники политуправления ВМФ поручили заняться этой проблемой и совместно с управлением военно-морских учебных заведений разработать рекомендации по улучшению преподавания иностранных языков.
     6 июня советские военные корабли провели совместные военно-морские маневры с шестью иракскими патрульными судами в Персидском заливе. Это были первые такие учения с марта 1973 г., которые зафиксировали американцы.
     Вопреки распространенным особенно у иностранцев мнению военно-морские силы США значительно превосходили силы советской 8-й оперативной эскадры ВМФ.  Помимо постоянно функционирующего Ближневосточного отряда кораблей США (MidEastFor): флагманский корабль и 2 эсминца - фрегата, Индийский океан регулярно навещали отряды кораблей 7-го флота США длительностью месяц - два. После начала деятельности 8-й эскадры в регион в июле прибыл очередной, четвертый с начала года отряд 7-го флота США в составе ракетного крейсера «Chicago» CG-11, фрегата «Fanning» DE-1076, эсминца «George K. MacKenzie» DD-836 и танкера «Passumpsic» TAO-107.  Их нахождение здесь противопоставлялось присутствию советского флота в Сомали и Адене, посещение портов Пакистана, Шри-Ланки, Кении,  Маврикий, дважды Ирана должны были демонстрировать, что "Индийский океан - не российское озеро".
     Американский отряд прошел через Малаккский пролив 2 июля и спустя шесть дней достиг Карачи (Пакистан).  С 13 июля «Chicago» и ее эскорты находились в Аравийском море и Аденскомзаливе  "показывая флаг". 9 августа они прибыли в Момбасу (Кения). Неделю спустя, в усилии повлиять на советские  переговоры относительно базирования рыболовецких судов на Маврикия, эскадрон провел дипломатическое посещение порта Порт-Луи. В конце визита «Chicago» 21 августа, приняв на борт несколько маврикийских должностных лиц выполнил двухдневный круиз к острову Родригес. После отъезда  23 августа, суда вернулись 11 сентября в залив Субик (Филиппины)  через Сингапур.
 
Траление Суэцкого залива.
     Весной 1974 г. советскому ВМФ была поставлена задача руководством страны провести разминирование Суэцкого залива, для открытия судоходства по  Суэцкому каналу. Первоначально задача возлагалась на черноморские тральщики. Корабли были готовы к боевому тралению, однако в последний момент было принято решение о проведении боевого траления тральщиками Тихоокеанского флота, так как Порт-Саид и Суэцкий канал от мин очищали западные страны, а вести тральщики вокруг Африки было ненужным риском.
     В период с 23 мая по 3 июня 1974 года на ТОФ по решению Советского правительства и в соответствии с директивой ГШ ВМФ был сформирован отдельный отряд траления, которому была поставлена задача произвести контактное и неконтактное траление минных заграждений в проливах Губаль и Иннер-Чаннел Суэцкого залива.
     Тихоокеанский флот  должен был выделить дивизион траления (девять тральщиков и два укладчика шнуровых зарядов) и отряд судов обеспечения (пять единиц - танкер, морской буксир, плавмастерская, гидрографический и десантный катера).
     Тральщики  собирали из различных частей, из боеготовых соединений флота: два тральщика   проекта 254 «МТ-104» и «МТ-66» под командованием капитанов 3 ранга В.К..Лунькова и В.Н. Свиридова из 114 бригады ОВР Камчатской флотилии, МТЩ пр.254 «Сахалинский комсомолец» «МТ-832»  из Сахалинской бригады кораблей ОВР, 2 корабля пр.266 - маломагнитные МТЩ -  «Мичман Павлов» и «МТ-193» из Приморской флотилии, базовые тральщики с деревянными корпусами пр.257 «БТ-103», «БТ-284» из состава ВМБ Стрелок,  2 рейдовых (речных) тральщика «РТ-673» и «РТ-1233» из  дивизии речных кораблей из Хабаровска. Часть тральщиков была введена в строй из резерва.  Житково был расконсервирован «БТ-284».
      Командиром отряда траления был назначен капитан 1 ранга Александр Николаевич Аполлонов - командир 33-й бригады охраны водного района в Корсакове на Сахалине, начальником штаба - капитан 3 ранга В.Д. Орлов, начальником политотдела капитан 2 ранга Ю.П. Блинов, командиры дивизионов капитаны 2 ранга А. Копылов и Владислав Леонидович Колобов. Штаб отряда - флагманский штурман капитан 2 ранга С. Тарелкин, помощник начальника штаба по разведке капитан 2 ранга Б. Белоногов, флагманский минер капитан 3 ранга В. Мазуров, флагманский связист капитан 3 ранга Л. Волосевич, флагманский специалист по водолазному делу старший лейтенант В. Русяев, флагманский механик капитан-лейтенант В. Слесаренко, помощник начальника штаба старший лейтенант А. Мурнуков, переводчик капитан-лейтенант П. Труевцев.
     После тщательной подготовки и проверки, снабженные всем, что требовалось для длительного перехода, вышли в море тральщики, сосредоточенные во Владивостоке. Организационно они были сведены в два отряда. Командиром первого отряда был назначен капитан 1 ранга А. Н. Аполлонов, его отряд вышел 3 июня (в нем были «МТ-104» и «МТ-66»), командиром второго отряда - капитан 3 ранга В. Д. Орлов, его отряд вышел 11 июня.  Численность всего отряда составляла около 1600 человек. Срок прибытия в порт Хургада - 20 июля.
     20 июня первый отряд из 5 тральщиков пройдя Малаккским проливом вошел в Индийский океан, направляясь на запад.
     Помимо Владивостока тихоокеанцы направились в Красное море и из Бангладеш, где они в это же время закончили судоподьемную операцию по очистке порта Читтагонг. Из Бангладеш выдвинулись плавмастерская «ПМ-156», дизель-электроход «КИЛ-27» (капитан Морозов Александр Филиппович) из Камчатской флотилии.
     15 июня в 11.00 отряд кораблей ЧФ участвующий в тралении вышел из Севастополя. В  состав отряда входили ПКР «Ленинград» (бортовой 847, к-1р. Ю. Гарамов), БПК «Скорый» (бортовой 166, к-2р. В. Мотин), танкер «Борис Чиликин» (к-3р. А. Ролев) и ранее вышедший ЭОС «Апшерон» с одним спасательным вертолетом "Ка-25сп" (капитан Валеев) на борту. На борту ПКР «Ленинград» находилось 16 вертолетов - 8 - "Ка-25бшз", 5 - "Ка-25пл", 1 -"Ка-25сп" и 2 - "Ми-8бт". Два больших "Ми-8бт" были закреплены на полетной палубе по обоим бортам. Их винты были сняты и убраны в ангар. Авиагруппа подразделялась на три отряда, которыми командовали соответственно - майор X. Шарипов (штурман отряда капитан А. Туркатов), старший лейтенант В. Ткаченко (штурман отряда старший лейтенант Крекотень), майор Ю. Сосонный (штурман отряда старший лейтенант Кожевников). «Ленинград» нес три комплекта вертолетных тралов ВКТ-1 и две катушки плавучего кабеля ПК-1 для РЭМТ. Остальное тральное хозяйство плыло на ЭОС «Апшерон». ЭОС «Апшерон» из состава 8-й эскадры вышло из Севастополя еще 16 мая с 205 тоннами груза экспедиции (10 комплектов БШЗ, 2 комплекта тралов ВКТ-1, 2 комплекта РЭМТ и сотню вех для обозначения фарватеров и районов).
     14 июля первый отряд кораблей с ТОФ под командованием капитана 1 ранга А. Аполлонова в составе танкера «Дунай», плавмастерской «ПМ-156», тральщиков «БТ-284», МТЩ «Сахалинский комсомолец», «МТ-66», «МТ-104», преодолев более 8 тысяч миль, прибыл в египетский порт Хургаду. 
     15 июля пришел второй отряд, состоящий из грузового дизель-электрохода ледового класса  «Ванкарем», морского буксира «МБ-175», тральщиков «БТ-103», «МТ-193».  Тральщик «Мичман Павлов» буксируемый морским буксиром пр.АТ202 «Уруп» (ДВМП, 1957г., 487 брт) находился в 780 милях к юго-востоку от острова Сокотра, где они задержались по погодным условиям. На теплоходе «Ванкарем» (ДВМП, 1966г., 8108 брт) были доставлены малые корабли и плавсредства отряда: 2 рейдовых тральщика пр. 361 «РТ-673», «РТ-1233» каждый водоизмещением до 30 тонн, десантный катер, 2 шнуроукладчика пр. 103 «Ш-15», «Ш-16» - буксируемые несамоходные суда каждый водоизмещение около 20 тонн, командирский катер. На нем же прибыли около тонны трального вооружения, в том числе несколько тысяч метров шнурового заряда (51 комплект БШЗ-1), автомобильная техника, а также личный состав рейдовых тральщиков, служб снабжения, гидрографической партии и участка ремонта трального вооружения.
     16 июля не смотря на все трудности, первые галсы с тралами были проложены двумя тральщиками.
     23 июля в 16.00 отряд черноморских кораблей прибыл на рейд Хургада. Переход в 12580 миль завершился за 39 суток - на 2 суток раньше планового срока. На границе тервод АРЕ «Скорый» и «Ленинград» встретил «МБ-175» и как лоцман провел их на рейд.
     27 июля накануне Дня ВМФ в районе № 1 тральщик «МТ-66» под командованием капитана 3 ранга В.Н. Свиридова затралил и уничтожил первую якорную мину.
     28 июля в День ВМФ отличился тральщик «Сахалинский комсомолец» (к-3р. И. А. Зияев, замполит ст. лейтенант В. Федорук) там же он затралил и уничтожил две мины, а на следующий день еще одну мину.
     Прибывший из Бангладеш «КИЛ-27» (капитан Морозов Александр Филиппович) занималось обеспечением кораблей отряда траловым оборудованием и доставкой к ним других материальных средств с подвозимых транспортов. Затем экипажу скудна была поставлена задача по оказании помощи в оборудовании стенда для замера магнитных полей и размагничивания кораблей отряда проводящих траление мин. На борту было четыре комплекта «Рейда». Командованием отряда был определён район создания стенда и судно установило оборудование. Но судно недолго входило в состав отряда. 5 августа 1974 г. «КИЛ-27» перешёл в Сингапур и там стал на ремонт. Ремонт длился около 2,5 месяца, долго ждали ЗИП. После ремонта судно перешло во Владивосток, где в Амурском заливе сняли оборудование стенда размагничивания «Рейд». В конце декабря 1974 г «КИЛ-27» прибыл в Петропавловск-Камчатский.
     30 июля в районе № 2 на расстоянии 3-6 миль от береговой черты израильтяне устроили настоящее авиашоу, их летательные аппараты вошли в район полетов советских вертолетов, и совершали угрожающие действия. 1 августа картина повторилась. По сообщению агентства ЮПИ от 1 августа 1974 года, Министерство обороны Израиля заявило официальному представителю ООН, что советские вертолеты, принимающие участие в разминировании зоны Суэцкого залива, нарушают воздушное пространство Израиля.
     13 августа закончилось траление основного судоходного фарватера,  шириной 2 мили и 2,5 мили длинной через пролив Губал. На упреки, раздававшиеся со стороны египтян, что работа по разминированию по их расчетам якобы должна была бы завершиться 15 августа, ТАСС объявил, что это конец "первой части" операции. 
     С 20 по 28 августа вертолеты уложили и подорвали четыре БШЗ длиной 600 метров. При подрыве третьего БШЗ сдетонировала одна донная мина.
     К 21 августа отрядом было уничтожено семь мин.
     13 сентября в районе № 3 в 12.52 на донной мине подорвался тральщик «МТ-66» под командованием капитана 3 ранга В. Свиридова, проводивший в составе тральной группы контактное траление. Получив более двадцати пробоин, лишенный управления (вышли из строя дизель-генераторы) и освещения корабль стал тонуть. Экипаж и подошедшие два тральщика спасли корабль.  После выравнивания крена корабль был отбуксирован в порт Хургада. Там моряки корабля за 10 суток с помощью плавмастерской «ПМ-156» восстановили боеготовность корабля и снова приступили к тралению. 
     Уже к концу траления отряд пополнился морским тральщиком проекта 264 «Василий Громов», прибывшим из состава 8-й Индийской оперативной эскадры.
     22 сентября в 16.00 ПКР «Ленинград» и БПК «Скорый» стоявшие на рейде Хургады, снялись с якорей и отправились в обратный путь. На обратном пути черноморские корабли с разрешения Главкома посетили с визитом порты Бербера (Сомали), Порт-Луи (остров Маврикий), Малабо (Экваториальная Гвинея), Дакар (Сенегал). 
     Торжественные проводы советских моряков состоялись 24 ноября, а 25 ноября отряд траления покинул порт Хургада. Во Владивосток отряд пришел 17 января 1975 года, тральщики и суда Камчатской флотилии вернулись в Петропавловск 25 января.
     Общий итог уничтоженных отрядом мин составил 10 единиц. Из них 9 - уничтожили тральщики (4 из них - совместно с вертолетом). И одну - вертолетами с помощью буксируемых шнуровых зарядов. Более 6000 часов провели экипажи тральщиков на минных полях. Пройдя с тралами свыше 17 тыс. миль, они ликвидировали минную опасность на площади 1250 квадратных миль. Вертолеты выполнили 188 боевых вылетов на траление мин, из них вертолетами Ка-25 - 161 вылет (33,9 час.), вертолетами Ми-8 - 27 вылетов (57 час.). Личный состав проявил мужество, выдержку, профессионализм. За время боевого траления число специалистов 1-го и 2-го класса выросло с 40% до 75%. Заметно пополнились ряды отличников боевой и политической подготовки, которые составляют 78% личного состава.
В операции траления участвовали 27 кораблей, в их числе:
1 ПКР пр.1123 «Ленинград» бортовой 847 (капитан 1 ранга Гарамов Юрий Аршакович) ЧФ
1 БПК пр.61 «Скорый» бортовой 166 (капитан 3 ранга Мотин Валерий И.) ЧФ
           10 тральщиков - 6 МТЩ: 3 - пр.254, 2 - пр.266, 1 - пр.264; 2 БТЩ - пр.257; 2 РТЩ.
МТЩ пр.266 «МТ-193» (капитан 3 ранга Медведев Виктор Яковлевич) Приморская флотилия ТОФ 47 брковр 146 днтщ
МТЩ пр.266 «Мичман Павлов» бортовой 323 (капитан 3 ранга Тихонов Виктор Викторович) Приморская флотилия ТОФ 47 брковр 146 днтщ
МТЩ пр.264 «Василий Громов» (капитан 3 ранга Мелешин Владимир Степанович) Приморская флотилия ТОФ 47 брковр 146 днтщ, прибыл в конце траления.
МТЩ пр. 254А «Сахалинский комсомолец» «МТ-751» (а не «МТ-832») (капитан 3 ранга И. А. Зияев) Сахалинская бригада кораблей ОВР ТОФ 13 днтщ
МТЩ пр. 254 «МТ-66» бортовой 313 (капитан 3 ранга Валентин Николаевич Свиридов) 114 бригада ОВР Камчатской флотилии ТОФ
МТЩ пр. 254 «МТ-104» бортовой 364 (капитан 3 ранга В.К..Луньков) 114 бригада ОВР Камчатской флотилии ТОФ
БТЩ пр.257 «БТ-103» (капитан-лейтенант В.Р. Кайков (Койков)) из состава ВМБ Стрелок ТОФ
БТЩ пр.257 «БТ-284» (капитан-лейтенант Пинчук Николай Николаевич) из состава ВМБ Стрелок ТОФ
РТЩ  пр.361 «РТ-673» из состава дивизии речных кораблей - Хабаровск ТОФ
РТЩ  пр.361 «РТ-1233» из состава дивизия речных кораблей - Хабаровск ТОФ
2 шнуроукладчика пр.103 «Ш-15» и «Ш-16» ТОФ
1 десантный катер (мичман Г.Городецкий) ТОФ
1 командирский (гидрографический) катер ТОФ
Морской буксир пр.733 «МБ-175» (командир Игорь Павлович Суетов) ТОФ
Командирами вспомогательных судов ТОФ были мичманы П.Веретельников и В.Екимов.
Плавмастерская пр.304 «ПМ-156» (капитан 3 ранга Матеров Аркадий) ТОФ
Танкер пр.577 «Дунай» (капитан 3 ранга А.Алехин) ТОФ
Дизель-электроход «КИЛ-27» (капитан Морозов Александр Филиппович) из Камчатской флотилии.
Дизель-электроход грузовой ледового класса типа " Ангузма" -  «Ванкарем» (ДВМП, 1966г., 8108 брт)
ЭОС «Апшерон» (капитан 2 ранга В. Стрючков) ЧФ
Большой морской танкер пр.1559В «Борис Чиликин» (капитан 3 ранга Ролев Альберт) ЧФ
     Пока шла операция по тралению Суэцкого залива,  боевая служба кораблей эскадры шла своим чередом.
     В сентябре 1974 г. на БС в Индийский океан прибыл БДК пр.1171 (Alligator) «50 лет шефства ВЛКСМ» (бортовой 397, к-3р. А.Ф. Запутряев) на борту был бмп 390 пмп, командир капитан Н. В. Бронников. По прибытию в Аден  1 батальон 390 полка морской пехоты, выгрузив свою боевую технику из твиндеков БДК «50 лет шефства ВЛКСМ» на территорию йеменской военно-морской базы в порту Аден, обеспечил погрузку и перевозку несколькими рейсами в освободившихся твиндеках техники и материальных запасов йеменской пехотной бригады. Перевозка бригады осуществлялась в район боевого дежурства на границу Народно-демократической республики Йемен с Саудовской Аравией. Экипаж корабля и десант значительно перекрыли сроки, установленные Правительством СССР, по этому поводу был дан официальный прием заместителем Министра Обороны НДРЙ.
     Осенью (в конце сентября или начале октября) 1974 г. в Индийский океан на БС пришел ПСК «Севан» (командир к-2р. В.Н. Лисогор). 31 августа он вышел из Севастополя, обогнул Африку.
     3-10 октября БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Октябрьский» (бортовой 225, к-2р. В.М.Ерисов) нанес визит в порт Коломбо (Шри-Ланка). Это первый крейсер который посетил Коломбо с 1968 г. и самый современный советский военный корабль который видели ланкийцы в последние годы. После завершения визита «Адмирал Октябрьский» покинул Индийский океан направляясь во Владивосток, где и завершил межфлотский переход на ТОФ южным путем с несением боевой службы в Индийском океане.
     6 ноября в Индийский океан прибыла очередная группа кораблей 7-го флота ВМС США в составе авианосца «Constellation» CVA-64, трех кораблей сопровождения и одного судна снабжения. Предыдущая группа действовала в регионе с 29 июня по 30 августа, а до этого с 11 по 21 апреля там находился авианосец «KITTY HAWK».
     В ноябре в регион прибыл малый разведывательный корабль (МРЗК, НАТО - Okean) «Дефлектор» (к-л. В.Г. Фоменко), он сменил завершивший в сентябре свой шестимесячный поход МРЗК «Гидрограф». Поход «Дефлектора также длился 6 месяцев до мая 1975 г.
     18-23 ноября 1974 г. официальный визит ОБК под командованием контр-адмирала Н.Я.Ясакова в составе ЭМ «Влиятельный», СКР и танкера «Полярник» в порт Мале (Мальдивская Республика). Это первый официальный визит.
     19-30 ноября 1974 г. в Аравийском море ВМС стран СЕНТО провели ежегодные военно-морские маневры Midlink. Это были крупнейшие учения блока СЕНТО, 43 корабля, в том числе авианосец «Constellation» CVA-64 и две атомные подводные лодки американская «Plunger» SSN-595 и британская «Warspite» S103. 24-25 ноября авианосец и 2 эсминца выполнил поход по Персидскому заливу, 26 ноября вернувшись в район маневров. Это был символичный рейд. Это был второй заход американского авианосца в Персидский залив, первый был в 1948 г. и  его осуществил «Valley Forge» CV-45.
     Учения  не остались без внимания нашего флота, более того американцы заявили протест на действия советского корабля. По их словам  24 ноября советское судно ПСК  «Севан» ЧФ выполняло маневр, нарушающий деятельность многонационального военно-морского отряда в Аравийском море.
     В 1974 г. в очередной поход в Индийский океан пришло НИС «Невель». Он  принял участие в советско-французском эксперименте «Араке», связанном с запуском в Индийском океане специальных ракет для искусственного насыщения верхних слоев атмосферы энергичными электронами и исследованиями сопутствующих процессов в ионосфере и магнитосфере Земли в этих аномальных условиях. В рамках программы «Араке» НИС «Невель» совместно с однотипным НИС «Боровичи» в течение трех лет занимался синхронным изучением ионосферных явлений в магнито-сопряженных точках океана и исследованием распространения радиоволн в верхних слоях атмосферы. Кроме того, с борта «Невеля» обеспечивалась связь и непрерывное получение телеметрической и научной информации с советских космических станций «Союз»- 14, 15 и 16, «Салют-3», «Молния»-1 и 2, «Луна»-22 и 23 и др.
     В конце ноября 1974 г. в Индийский океан на БС пришел крейсер пр.68бис (Sverdlov) «Дмитрий Пожарский» (бортовой 837, командир к-2р. Ф.Н. Громов). В поход из Владивостока крейсер вышел 10 ноября 1974 г.
     29 ноября в Индийский океан на БС пришли   АПЛ пр.659Т (НАТО - Echo I) «К-59» (к-2р. Е.Асташин, вторым командиром командир 151-го экипажа к-3р. В.В.Коротких, в поход вышли 9 ноября) и ПБПЛ пр.1886 (НАТО - Ugra) «Иван Кучеренко» (бортовой  970). Атомоход и плавбаза вместе пришли на БС. Они встретились в Южно-Китайском море. Построившись в строй кильватера, плавбаза подводных лодок «Иван Кучеренко» начала конвоирование нашей подводной лодки для обеспечения безопасного прохода через Сингапурский и Малаккский проливы в надводном положении.Точка погружения была назначена в Андаманском море при выходе из Малаккского пролива при достижении глубины 300 метров. За три часа до точки погружения «К-59» облетел дважды противолодочный самолет Военно-морских сил Австралии, типа «Орион-Р3А», который выставил радиогидроакустический буй для записи шумов подводной лодки. После того, как противолодочный самолет улетел и скрылся из видимости, по предложению командира группы радио-радиотехнической разведки капитан-лейтенанта А.Сапеги подводники подошли к радиогидроакустическому бую для того, чтобы поднять его из воды и забрать на борт подводной лодки, как трофей для Управления разведки флота. Застопорили ход, легли в дрейф. Капитан-лейтенанта А. Сапега, одев спасательный жилет и обвязавшись капроновым тросом, спустился на надстройку и прыгнул за борт, захватил буй руками, и матросы вытащили его с буем на борт подводной лодки. После некоторых манипуляций капитан-лейтенант А. Сапега отключил блок питания системы самоликвидации буя и спустил его внутрь подводной лодки. При достижении глубины под килем 300 метров 30.11.1974 года в 00 час. 00 мин мы погрузились на глубину около 200 метров.
     В декабре ПСК «Севан» (командир к-2р. В.Н. Лисогор) стало участником нескольких ЧП. 8 декабря у Коломбо в 3 трюме повесился лейтенант Полосин. По приказу Начальника  Главного штаба ВМФ адмирала Сергеева его труп опустили в океан без почестей.  А 10 декабря при следовании в Мальдивскую Республику на Дни советской культуры в 40 милях от Мале наскочили на риф. В днище была пробоина 81 кв.м. Через четверо суток его снял с мели  морской буксир «МБ-175» (командир корабля Игорь Павлович Суетов) входивший в отряд кораблей ТОФ возвращавшийся с траления Суэцкого залива. Буксир почти трое суток снимал его с камней. После этого на малом ходу сопроводил «Севан» в ближайший порт, чтобы заделать полученную пробоину. Командира отстранили от командования, командование принял комбриг капитан 1 ранга Бурыкин.  После этого «Севан» месяц ремонтировался в сингапурском доке.
     В декабре 1974 г. завершил свою службу в Индийском океане  эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin)  «Влиятельный» (бортовой 434, к-2р. В.Г. Федосеев). Причина этого неизвестна, так как остальные корабли прибывшие с ним на БС оставались там до весны 1975 г. Возможно, что то произошло, так как по возвращению в 1975 г. командир эсминца капитан 2 ранга Виталий Георгиевич Федосеев покинул корабль и был назначен командиром судна вспомогательного флота, а это похоже на понижение.
     14 декабря 1974 г. в Могадишо пришли с визитом крейсер пр.68бис  (НАТО - Sverdlov)  «Дмитрий Пожарский» (бортовой 837, командир к-2р. Громов Ф.Н. ), СКР пр.159А (НАТО - Petya) «СКР-36»  (бортовой 804, командир      к-л. Красников) и танкер «Полярник». Ушли 21 декабря.
     Этот визит был приурочен к посещению 16-21 декабря Сомали Главнокомандующим ВМФ СССР Адмиралом Флота Советского Союза С.Г.Горшковым. Прибывший советский главком был встречен руководством сомалийской армии и флота.
     Посетил Главнокомандующий ВМФ СССР Герой Советского Союза Адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г. и нашу ПМТО в Бербере, на борту БДК «50 лет шефства ВЛКСМ» встречался с личным составом десантного подразделения капитана Бронникова Н.В. из 390 пмп,  моряками подводниками с «Б-85».
      После прибытия  атомоходу «К-59» в Боевом приказе Главкома ВМФ был нарезан район в Аравийском море, размером 300х200 миль, в 100 милях восточнее острова Сокотра. Район заняли в 00 час. 00 мин 15 декабря 1974 г., где и начали выполнять боевые задачи, поставленные Боевым приказом. Капитан  1 ранга в отставке Виктор Васильевич Коротких вспоминал: «Через некоторое время получили радиограмму от Главного штаба Военно-Морского флота о том, что из военно-морской базы Джибути, Республика Эфиопия, вышла авианосно-ударная группа Военно-морских сил Франции в составе авианосца «Клемансо» с пяти кораблей охранения, а также сообщили его генеральные курс и скорость на переходе. Началось наведение нашей подводной лодки Главным штабом Военно-Морского флота на авианосно-ударную группу. Рассчитав свой курс и скорость, начали манер сближения с авианосно-ударной группой, где главной целью для нас был авианосец «Клемансо». Обнаружив авианосно-ударную группу, доложили в Главный штаб Военно-Морского флота. Получили приказ: скрытно сблизиться с авианосцем и условно произвести торпедную атаку. Начали маневр для занятия точки залпа на носовых курсовых углах 30º-45º, на дистанции с вероятностью поражения 0,8, а для этого нам пришлось форсировать строй кораблей противолодочной обороны ближнего и дальнего охранения, которые в зависимости от гидрологических условий находились от главной цели на дистанции 50-120 каб. Преодолев противодействие кораблей дальнего противолодочного охранения авианосца, заняли позицию стрельбы на носовом курсовом угле «Клемансо» - 45˚ правого борта и на дистанции залпа - 45 каб. По команде капитана 2 ранга Е. Асташина произвели «условно» 4-х торпедный залп и осуществили маневр отрыва от кораблей противолодочного охранения авианосца. Выйдя из зоны действия противолодочного охранения авианосца, всплыли на перископную глубину. Обследовали горизонт визуально и техническими средствами, убедившись в отсутствии слежения, передали в Главный штаб ВМФ данные об условной атаке авианосца «Клемансо». Получив указание продолжать слежение за авианосно-ударной группой и, по возможности, производить условные атаки, соблюдая скрытность и безопасность плавания, докладывая об этом в Главный штаб ВМФ. На этот раз командир «К-59» Асташин разрешил мне для практики несколько раз под его наблюдением и контролем выполнить «условные» атаки авианосца.
     С тех пор прошло более 30 лет. Анализируя маневрирование авианосно-ударной группы Военно-Морских сил Франции, можно сделать вывод, что для нас «условный противник» создавал, как бы простые условия: во-первых, главная цель - авианосец и корабли охранения шли скоростью 18 узлов, во-вторых, частные курсы меняли через 1,5-2,0 часа. Нам было просто маневрировать для занятии позиций слежения и торпедной атаки, а также выходить из зоны противолодочной обороны авианосно-ударной группы для передачи донесений и догонять их для продолжения выполнения боевой задачи.Это было учебой для всего экипажа «К-59». Это мы ощутили потом, когда нам пришлось осуществлять слежение за авианосцем «Констеллейшн» и атомным авианосцем «Энтерпрайз» Военно-морских сил США, но об этом чуть позже.
     25 декабря 1974 года мы получили радиограмму, в которой Главком ВМФ приказывал нам следовать к о. Сокотра для встречи с кораблями 8-й оперативной эскадры ВМФ и принять участие в сбор-походе кораблей перед убытием их в порты иностранных государств с деловым заходом и официальным визитом. С этого момента мы переходили под оперативное командование командующего 8-й оперативной эскадры. Сбор-поход кораблей продлился трое суток, за это время борт подводной лодки посетил штаб 8-й оперативной эскадры во главе с командиром эскадры контр-адмиралом Ясаковым для приема задачи Л-1 «Организация службы. Приготовление подводной лодки к бою и походу». Задачу штаб 8-й оперативной эскадры приняли с оценкой «хорошо». Среди офицеров штаба я на свое удивление встретил своего однокашника по химическому факультету своего выпуска Виталия Киселева, капитана 3 ранга, флагманского химика эскадры. После выпуска мы не виделись более 9-и лет. Поговорить долго не удалось, так как разбор приема задачи был на борту крейсера «Нахимов». Зная о том, что мы после сбор-похода пойдем в порт Бербера, Виталий сказал мне, что он придет туда на тральщике. В Бербере мы с ним несколько раз встречались на плавказарме ПКЗ-55, где он имел каюту, говорили, вспоминали всех ребят, наших выпускников, а при первом моем визите к нему немного выпили за встречу, ведь мы не виделись девять долгих лет, и за наших ребят. Виталий к тому времени закончил Военно-Морскую академию. Перед нашим уходом из порта Бербера, 18 января 1975 года в каюте Виталия мы устроили маленький «фуршет» в честь нашего ухода в море, и чтобы почаще встречаться… 29 декабря 1974 года на борт подводной лодки прибыл заместитель командира 8-й оперативной эскадры капитан 1 ранга В.Коновалов, бывший командир подводной лодки 675 проекта 26-й дивизии, который вместе с нами пошел в порт Бербера, как старший начальник кораблей 8-й оперативной эскадры, находящихся в порту…
     …По прибытию в порт Бербера 30 декабря 1974 года, пришвартовались лагом к плавбазе «Иван Кучеренко». После принятия концов электропитания с плавбазы, с разрешения Главного штаба Военно-Морского флота сбросили защиту реакторов, начали вывод установок обоих бортов. Экипаж, кроме вахты и дежурных по подводной лодке, переселился на плавбазу в кубрики и каюты, так как работающая система кондиционирования на плавбазе позволяла отдыхать в сносных условиях. На подводной лодке после вывода реакторов система кондиционирования не работала, температура в отдельных отсеках поднялась до 85 градусов, там даже кратковременно трудно было находиться. Кроме нашей подводной лодки «К-59», плавбазы «Иван Кучеренко» в порту Бербера находились дизельная подводная лодка 641 проекта, сторожевой корабль, морской тральщик, плавучая казарма ПКЗ-55 (ошибка автора реально это была «ПКЗ-98»), плавучий док для докования кораблей водоизмещением до 5000 тонн и несколько катеров для обслуживания кораблей.
     Праздник Нового 1975 год встретили в кают-компании плавбазы «Иван Кучеренко», на который были приглашены представители администрации г. Бербера с женами выходцами из Италии и Франции. Кроме этого на праздновании Нового 1975 года (без жены) присутствовал начальник штаба Сомалийского Военно-морского флота в звании капитан-лейтенанта, окончивший в 1970 г. Каспийское Высшее Военно-морское училище имени С.М. Кирова. Всего с сомалийской стороны - 15 человек. С советской стороны присутствовали с каждого корабля командир, заместитель командира по политической части, под «легендой» помощник командира корабля двое старших оперуполномоченных особого отдела Комитета Госбезопасности и трое офицеров штаба 8-й оперативной эскадры, всего - 15 офицеров. Праздничный стол был прекрасно сервирован, закуска и спиртные напитки в изобилии, которые я вместе с Евгением Николаевичем купили, перед отходом в море, в счет 50 рублей командирской представительской суммы, а также за счет наших запасов из провизионки подводной лодки.
     Тамадой во время застолья был заместитель командира 8-й оперативной эскадры капитан 1 ранга В.Коновалов.»
 

Розин Александр.