ЗОЛОТЫЕ КОРАБЛИ
 
     БПК "Сторожевой" навсегда останется в истории военно-морского флота опасным бунтовщиком и настоящим героем.
В начале 1980 года мир оказался на грани новой большой войны. В декабре 1979-го Советский Союз ввел войска в Афганистан. Ответная мера США - авианосцы (по 90 самолетов на борту) в Аравийском море, способные нанести по нашим силам в Афганистане ракетно-ядерный удар. Советское правительство отреагировало на это созданием трех оперативных бригад в зоне Индийского океана - подводных лодок, надводных и десантных кораблей. За все время этого противостояния американские авианосцы ни разу не ощутили себя одинокими в безбрежных морских просторах.
 
 
 
БПК «Сторожевой»
 
     В январе 80-го отряд боевых кораблей ТОФ, который возглавлял начальник штаба 8-й (Индийской) оперативной эскадры капитан 1 ранга Юрий Туробов, вышел в зону Индийского океана.
     По пути получили распоряжение на разведку - в районе маневрировал атомный ракетный крейсер ВМС США "Лонг Бич". Приказ: усилить наблюдение, организовать попутный поиск, по обнаружении - донести!
 
 
атомный ракетный крейсер ВМС США «Лонг Бич»
 
     Проходит время - крейсер не наблюдается! Видимость - отличная, полная, ни облачка. Вот уже отряд частями входит в Сингапурский пролив. Замыкал одну из групп СКР (бывший БПК) "Сторожевой", флагман 85-й оперативной бригады надводных кораблей во главе с капитаном 3 ранга Михаилом Храмцовым. Вдруг на траверзе Сингапура докладывает командир отделения сигнальщиков: "Правый борт - 60, дистанция - ... каб., ракетный крейсер "Лонг Бич"!" "Что за шутки, какой может быть крейсер, ведь справа город!" - оборвал сигнальщика вахтенный офицер. "Нет, правда, смотрите, это его бортовой номер!" - старшина говорил торопливо, но убежденно. Да, это действительно был "Лонг Бич"! "Сторожевой" на фоне других кораблей, которые просмотрели крейсер, выглядел настоящим героем. А кораблей было много: как передавало тогда японское радио, такая большая советская эскадра вышла в море впервые после второй мировой войны!
 
     Досье "Н": Большой противолодочный корабль (БПК) "Сторожевой" - один из кораблей проекта "1135", запущенного в начале 70-х, построен в 1974-75 гг. В названиях этой серии БПК использовались аналогичные прилагательные: "Разумный", "Ретивый", "Резкий" (все три во главе со "Сторожевым", который был флагманом, служили в составе 173-й бригады ПЛК Камчатской военной флотилии), "Порывистый", "Грозящий", "Горделивый", "Летучий", "Дружный" и др.
 
 
 
Сторожевой корабль проекта 1135 «Сторожевой»
1972 - 2002
20 октября 1970 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 20 июля 1972 года заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ "Янтарь" в Калиниграде (зав. № 155), спущен на воду 21 марта 1973 года,
вступил в строй 30 декабря 1973 года и
7 декабря 1974 года включен в состав ДКБФ.
8 ноября 1975 года на БПК произошла попытка протеста части экипажа (лидер замполит В.М. Саблин) против политики властей с целью привлечения внимания мировой общественности.
10 ноября 1975 года перечислен в состав КамФлРС КТОФ и
в начале 1976 года совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский.
С 5 по 9 октября 1974 года нанес визит в Росток (ГДР).
С 10 по 15 сентября 1980 года произвел деловой заход в Массауа (Эфиопия).
В 1981, 1982 и 1983 годах завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). С 21 апреля 1987 года по 14 ноября 1994 года на "Дальзаводе" во Владивостоке прошел капитальный ремонт.
13 октября 2002 года на "Сторожевом" спущен флаг, корабль исключен из состава флота и позднее отбуксирован в Китай на разборку.
Водоизмещение: наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2x26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль.
Вооружение: 1x4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды "Метель"), 2x2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2x2 76-мм АУ АК-726, 2x12 РБУ-6000 2x4 533-мм ТА, мины заграждения.
Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.
     Проект "1135" в те годы был лучшим и суперсовременным достижением советского военного кораблестроения: водоизмещение - 3200 тонн, максимальная скорость - 32 узла (у авианосца - 30), 4 главных двигателя, газотурбинная установка, мощнейшее вооружение. Тогдашний начальник политуправления ТОФ вице-адмирал Владимир Сабанеев (как и Юрий Туробов, он погиб в 1981-м в авиакатастрофе), посетив "Сторожевой", оценил его так: "Это золотые корабли!" Позже командующий Камчатской флотилией (впоследствии первый зам. главкома ВМФ) Иван Капитанец сообщал руководству: "Мы располагаем разведданными по США: они восхищены нашими сторожевыми кораблями и называют их легкими крейсерами".
      "Сторожевой" нес на себе грозное противолодочное оружие: 4 ракето-торпеды с большой дальностью стрельбы (35-50 км); 2 РБУ (реактивные бомбовые установки), стреляющих на 6 тысяч метров; 2 торпедных аппарата по 4 торпеды (для поражения подводных и надводных целей); 2 ракетных комплекса "Оса" (40 зенитных управляемых ракет); 2 двухорудийные артиллерийские башенные установки; современнейшее радиоэлектронное оборудование "Муссон", "Оса", станции поиска и помех (из-за них у противника начинались галлюцинации - в одной точке "возникало" 10-15 одинаковых кораблей). 
     Обслуживали всю эту смертоносную начинку около 200 человек. На флоте "Сторожевой" известен тем, что за все время его экипаж ни разу не промахнулся на торпедных, минных и артиллерийских стрельбах! Он участвовал абсолютно во всех учебных и боевых мероприятиях флота и всегда был на полкорпуса впереди других. Любому военмору многое скажут его награды за период 1977-1984 годов: "Лучший корабль ТОФ", "Отличный корабль", "Лучший корабль по минной постановке", пять призов главкома ВМФ. Было все-таки Тихоокеанскому флоту чем гордиться! В конце 70-х БПК "Сторожевой", как и его аналоги, "переквалифицировали" в СКР (сторожевой корабль), но название его никогда не менялось. Хотя было время, когда на упоминание о "Сторожевом" в печати, несмотря на все его победы и заслуги, накладывали табу...
 
 
 
Капитан 3 ранга Саблин
 
     го славная история началась слишком драматично. Хотя команды на корабли проекта "1135" формировались на ТОФе, экипаж на "Сторожевом" был балтийский - БПК начинал служить на Балтике. Осенью 1975-го, когда одному из лучших кораблей Балтфлота было от роду едва ли больше года, на нем произошел неслыханный по тем временам и совершенно неожиданный мятеж. 8 ноября, в 58-ю годовщину Великого Октября, "Сторожевой" вдруг вышел из праздничной колонны кораблей, стоявшей на рейде Рижского залива, и направился в нейтральные воды. Замполит БПК Виктор Саблин, захвативший капитанский мостик, обратился по радио к руководству страны с дерзким манифестом - о его, руководства, политической и хозяйственной несостоятельности.
И сегодня, почти 24 года спустя, мало что известно о том, что толкнуло корабельного комиссара Саблина на столь неординарный поступок. Его называли "антикоммунистической провокацией", "политическим преступлением", "попыткой военного переворота" - ну а как еще могли расценить такой шаг боевого офицера в разгар брежневской эпохи? Реакция тоже соответствовала ее духу - "Сторожевой" догнали, нанесли несколько авиаударов и подавили бунт. Расправа была коротка: моряков быстро осудили и раскидали по лагерям, нескольких человек, во главе с замполитом Саблиным, расстреляли. Газеты писали, что избавились, как от опасной заразы, и от самого БПК, порезав его на гвозди. Это была неправда.
     В ночь на 9 ноября командира БПК "Дружный" Камчатской флотилии ТОФ ("братишка" мятежного БПК), в те дни стоявшего на Балтике, капитана 3 ранга Александра Печкорина (ныне контр-адмирала) и замполита капитан-лейтенанта Леонида Бескаравайного вызвали к себе начальник главного политуправления армии и флота маршал Епишев и главком ВМФ адмирал Горшков и приказали незамедлительно принять "Сторожевой" под свое командование. Моряки с "Дружного" полностью пересели на чужой корабль, чей экипаж к тому времени был уже арестован. В начале 1976 года "Сторожевой" пришел на Тихий океан и встал во главе камчатской бригады ПЛК, которой с 77-го по 84-й командовал Михаил Храмцов. Когда он первый раз увидел "сосланный" корабль, о прошедшем напоминали только металлические заплатки на трубах - они прикрывали следы ноябрьской бомбардировки.
 
 
 
 
     С самого начала "Сторожевой" нес службу на Дальнем Востоке особо рьяно и успешно, словно корабль, помня о своей вине, стремился всеми силами искупить ее. Никаких нареканий, одни подвиги. Конечно, на самом деле это была заслуга людей - новая команда хоть и не провинилась ни в чем, но все время чувствовала "особое" внимание руководства. Поэтому ей нужны были лишь победы. Вот только в газетах писать об этом было нельзя. Остались одни воспоминания, которые Михаил Петрович Храмцов очень хочет передать потомкам...
     "Наше соединение славилось своей строгостью, требовательностью, как говорили матросы, "борзостью". Мое назначение произошло во время ирано-иракского конфликта, хотелось как можно лучше выполнить задание командования, за что я переживал, но постепенно успокоился. Правда, начштаба 8-й ОПЭСК Юрий Николаевич Туробов высказал мне одну претензию: мол, зачем я назначил на "Сторожевом" на офицерские должности каких-то мичманов? Командир дивизиона связи - мичман Рощин, командир артиллерийской батареи - мичман Мамалыга, а ведь корабль идет на боевую службу! Я стоял за своих людей горой: "Это лучшие специалисты на соединении!" "Что, лучше офицеров подготовлены?" - усомнился Туробов. "Лучше!" - "Ну, посмотрим".
     Долго ждать не пришлось: на выходе из Владивостока нас встретил жестокий шторм, да такой, что на одном корабле разбило шлюпку, на другом - сорвало катер... На этот период пришлось контрольное оповещение по флоту, на которое дал квитанцию только один корабль. Конечно, "Сторожевой"! Начальник штаба эскадры провел разбор этого случая и дал высокую оценку СКРу, а значит - и мичманам на офицерских должностях!" Подтвердила отличную подготовку наших "обыкновенных" мичманов и история с американским авианосцем "Лонг Бич", с которой начался наш рассказ.
     В 80-м, к началу индийской кампании, Александра Печкорина на "Сторожевом" сменил Иван Кешков, после него командиром стал Михаил Ежель (нынешний главком ВМС Украины). Славный сторожевик и по сей день в строю. Будучи легендой...

 

 

Полковник КГБ ЛССР в отставке: Многое, что сказано о мятеже капитана Саблина – ложь

Татьяна Тимука, 3 сентября 2020
В далеком 1975 году на большом противолодочном корабле ВМФ СССР «Сторожевой», стоявшем в Риге, произошел мятеж. Его возглавил замполит капитан третьего ранга Валерий Саблин. Что произошло тогда на корабле? И почему так тщательно скрывался сей факт? Специально для «Аргументы Недели» интервью с полковником КГБ ЛССР в отставке.
 
- О событиях на корабле «Сторожевой» есть очень противоречивая информация: капитана Саблина «выставляют» просто монстром и сумасшедшим. Да и исчерпывающей информации нет. Почему?
- Практически нет никакой достоверной информации. То, что написано в редких СМИ – пропаганда! Обстоятельства бунта на «Сторожевом» долгие годы хранилось в секрете. Почему? Если бы была оглашена информация, то пострадал престиж КПСС и всего советского строя. Прошло время и бунт на корабле капитана Саблина «выдали», как провокацию. Это ложь.
-Почему?
-В одном латвийском издании я прочитал интервью некого капитана Владимира Шагина, который рассказывает, что бунт на «Сторожевом» не мог организовать один Саблин, а ему помогали, видимо, западные спецслужбы! А сам он был завербован. Просто глупость! Да, в 1975 году произошел бунт на военном корабле «Сторожевой». Как это происходило: 8 ноября капитан Саблин дал сигнал на корабле, который означал «большой сбор» и все матросы собрались на палубе, где капитан сообщил, что взял командование кораблем на себя, и они будут двигаться в сторону Ленинграда, где он сделает официальное заявление, что «советская власть погрязла в моральном разложении и взятках, и настала пора внести коррективы в существующий строй». По официальной версии у Саблина даже была готова программа требований: выступал за многопартийность, свободу слова, изменение порядка выборов в стране. Но, как оказалось, корабль не пошел в Ленинград, а прямым ходом в Швецию. Были подняты военные корабли и самолеты, чтобы остановить «Сторожевой». Его остановили: обстреляли, бомбили и арестовали. Саблин всю вину взял на себя и его расстреляли. Это официальная версия, о которой говорит г-н Шагин с «добавкой», что мятежник был завербован иностранными службами и, конечно, был не в себе!
-А что правда?
-А вы как себе представляете, что в ВМФ СССР служили сумасшедшие и уголовники? Такого бреда я еще не слышал. Капитан Саблин даже не употреблял спиртное. Отбор на военные корабли был жесткий. Например, в одной команде не могли находится только прибалты… Их «разбавляли» украинцами, белорусами, русскими и т.д. Далее, как можно за один день организовать «бунт»? Невозможно! Такое решение назревало давно. И что мог сделать капитан Саблин один? Ничего! Большинство команды его поддерживало. А остальные придерживались нейтральной позиции: мол, как будет. И ни в какой Ленинград он не направлял корабль! Выдумки. Зачем ему в Ленинград? Чтобы там его, простите, «повязали»? У него другая цель была – Швеция! Да, он разочаровался в советской действительности, имел представление о том, что такое свобода, иная жизнь и принял решение направить корабль в Швецию. Но его же большинство поддержало.
-А почему тогда «всплыл» Ленинград?
-Такая политика СССР. «Угнал» корабль в Швецию! И простой советский человек узнал об этом! А вдруг захочет «посетить» другие иностранные государства. Нет! Допустить невозможно! Вот и всплыл Ленинград. Когда сей факт обнаружился, то в курсе был сам Леонид Брежнев, который твердо сказал, что нужно уничтожить корабль. Вот и пустили в погоню военные корабли, авиацию. Поймите, что никто не ожидал, что военный корабль СССР «отправится» в Швецию. Никто. И все дальнейшие действия были, мягко говоря, хаотичны: с воздуха сбросили бомбы, но они попали на советский сухогруз, который вышел из Вентспилса. Этот «промах» замять не удалось: капитан сухогруза отправил в эфир открытый текст о бандитском нападении в советских водах.
-Подождите! «Сторожевой» - военный корабль. Так почему Саблин с командой не сопротивлялся?
-Хороший вопрос. Потому что жалел людей. Вы думаете, что ему далось легко решение направить корабль в Швецию? Нет. Он очень много времени думал, сомневался. Думаю, что он был готов, что его предприятие закончится провалом. И он не усугублял ситуацию. «Сторожевой» был настолько хорошо оснащен, что сбить самолеты ему не составляло труда. Но он не сделал это. Более того, он не пустил себе пулю в лоб, а дал десантникам себя арестовать. Есть свидетельские показания и есть правда. Когда расследовалось это дело, то брали в КГБ подписку о неразглашении. На том корабле был старший лейтенант Борис Гиндинс, который позже уехал в США и стал гражданином Америки. Так он решился на открытый рассказ о том дне! Он рассказал, что не мог и подумать, что один из его товарищей начнет мятеж. Но это произошло. Он и подумать не мог, что правительство СССР даст приказ на уничтожение корабля. По словам Гиндинса, Саблин хотел только одно – человеческой жизни для себя и своих соотечественников. И он выбрал такой путь к свободе. И он задается вопросом, а почему правительство конкретно заставило (под угрозами) сохранить все в тайне? Почему жесткими методами шли допросы?
-Какое наказание получили бунтовщики?
-Саблина расстреляли. Команду, конечно, арестовали, провели допросы, но моряков отпустили. Да, их расформировали, некоторых списали, но они остались живы. Вот такой был путь к свободе капитана Саблина.
-Вы оправдываете то, что он угнал корабль?
-Я долго живу и много видел. Нет, я не оправдываю угоны, убийства и т.д. Поверьте, бывают в жизни люди, которые не могут смирится с ложью, воровством, коррупцией… Мы же относимся спокойно к «прыжку свободы» Рудольфа Нуреева. А тут дело только в корабле. Кстати, сложно сказать, чтобы бы  сделали власти Швеции. СССР был в спокойных отношениях с этой страной (и с Финляндией, кстати). Могли запросто выдать военных моряков. Тут вопрос неоднозначный…
-Благодарю.