Советский флот на острове Маврикий.
 
 
 
 
       Маврикий (Mauritius), государство, расположенное на острове Маврикий и островах Родригес, Агалега и архипелаге Каргадос-Карахос в западной части Индийского океана. 12 марта 1968 Маврикий стал независимым государством в рамках Содружества. Подписанный в этот же день договор об обороне закрепил за Великобританией право обеспечивать не только внешнюю, но "в случае необходимости" и внутреннюю безопасность Маврикии, использовать имеющиеся на острове английские военные объекты, аэропорты, оснащать национальные службы безопасности и полиции. 17 марта 1968г. СССР установил с новым государством дипломатические отношения. Представительским главой острова был английский генерал-губернатор, а фактическим - премьер-министр маврикийского правительства.
     Закрытие летом 1967г. Суэцкого канала после прошедшей арабско-израильской войны вынудило судоходные компании отправлять свои грузы вокруг мыса Доброй Надежды, и это резко повысило значимость Мадагаскара, Коморских и Сейшельских островов, и Маврикии которые находились на торговом пути. Маврикийское правительство всегда подчеркивало свою лояльность по отношению ко всем иностранным гостям, будь то дипломаты, коммерсанты, туристы и военные. Экипажам кораблей, в том числе и военным Маврикий всегда оказывал все знаки гостеприимства, снабжая их запасами воды и продовольствия, предоставляя возможность хорошо отдохнуть, ведь за это платили твердой валютой. Так в ноябре 1970г. министр иностранных дел Маврикий Г.Дюваль заявил, что он приветствовал бы создание на острове военно-морской базы Великобритании, чтобы «обеспечить продовольствием и работой население Маврикия». Советский флот в это время начал активно осваивать Индийский океан и был не прочь воспользоваться гостеприимством. Уже 3-7 апреля 1969г. в Порт-Луи с первым официальным визитом пришел отряд советских кораблей в составе  РКР «Адмирал Фокин» (капитан 1 ранга В.Суриков), БРК «Гневный» (капитан 2 ранга А.Я.Тимошенко)  и танкера «Алатырь».
 
 
Ракетный крейсер пр. 58 «Адмирал Фокин»
            (до 31 октября 1962 года - «Стерегущий»)
(до 11 мая 1964 года - «Владивосток»)
1960 – 1995
     17 сентября 1960 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 5 октября 1960 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 781), спущен 19 ноября 1961 года, вступил встрой 28 декабря 1964 года и летом 1965 года после перехода по Севморпути из Североморсна во Владивосток вошел в состав ТОФ.
С 26 ноября по 2 декабря 1968 года нанес визит в Момбасу (Кения), с 2 по 7 января 1969 года - в Аден (Южный Йемен), с 9 по 12 января 1969 года - в Ходейду (Северный Йемен), с 5 по 9 апреля 1969 года - в Найроби, с 19 по 23 апреля 1970 года и с 10 по 14 марта 1977 года - в Порт-Луи (Маврикий).
    30 июня 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31 декабря 1993 года расформирован.
Водоизмещение: полное 5330, стандартное 4300 т; длина 142,3 м, ширина 4,3 м. Мощность ПТУ 2х46 000 л.с.;скорость хода: максимальная 36, экономическая 14,5 уз; дальность плавания экономическим ходом 6000 миль.
Вооружение: 2х4 ПУ ПКРК П-35 (16 ракет), 1х2 ПУ ЗРК "Волна" (16 ракет), 2х2 76,2 мм АК-726 орудия, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 2х3 533-мм ТА. Экипаж 304 человека, в том числе 25 офицеров.
 
Эскадренный миноносец пр. 57-бис «Гневный»
1957 – 1988
   16 ноября 1957 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1401) и 17 декабря 1957 года зачислен в списки кораблей ВМФ,
 спущен 30 ноября 1958 года, вступил в строй 10 января 1960 года и 22 августа 1960 года включен в состав ЧФ, с 21 по 26 января 1967 года и с 9 по 15 января 1969 года нанес визиты в Массауа (Эфиопия), с 15 по 20 октября 1968 года и с 20 по 25 апреля 1972 года - в Касабланку (Марокко), с 2 по 7 января 1969 года - в Аден (Южный Йемен), с 5 по 9 апреля 1969 года - в Найроби (Маврикий), с 22 по 27 ноября 1975 года - в Бомбей (Индия) и с 25 по 30 августа 1976 года - в Ванкувер (Канада).
С 1 по 31 июня 1967 года и с 1 апреля по 31 декабря 1968 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а с 5 по 30 июня 1967 года - вооруженным силам Сирии. 13 марта 1969 года перечислен в состав КТОФ.
В период с 1972 года по 30 декабря 1973 года модернизирован, перестроен в Николаеве по проекту 57-А и 7 марта 1974 года переклассифицирован в БПК. 8 апреля 1988 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации  и 17 июля 1988 года расформирован.
Проект 57-бис
Водоизмещение; полное 4192, стандартное 3500 т; длина 138,9 м, ширина 14,84 м, осадка 4,47 м.
Мощность ПТУ 2x42 500 л.с.; скорость хода: максимальная 34,5, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3000 миль.
Вооружение: 2х1 ПУ ПКРК СМ-59 (12-16 ракет КСЩ) 4х4 57-мм орудия ЗИФ-75, 2х2 533-мм ТА, 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 1 вертолет Ка-15. Экипаж 290 человек, в том числе 20 офицеров.
Проект 57-А
Водоизмещение; полное 4500, стандартное 3500 т; длина 140,6 м, ширина 14,84 м, осадка 4,65 м.
Мощность 2x42 500 л.с.; скорость хода: максимальная 32, экономическая 18 уз.
Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК "Волна" (32 ракет), 2х4 57-мм орудия ЗИФ-75, 4х2 30-мм орудия АК-230, 2х5 ТА-53-1134, 3РБУ-6000, 1 вертолет Ка-25. Экипаж 297 человек, в том числе 20 офицеров.
 
 
Заправка от танкера «Алатырь»
 
     В следующем году советско-маврикийские контакты получили дополнительное развитие.
     В июле 1970г. в стране находилась советская делегация во главе с заместителем министра рыбного хозяйства СССР С.А.Студенецким, в результате ее работы14 июля 1970г. СССР заключил с Маврикий соглашение «О сотрудничестве в области морского рыболовства». По нему СССР обязался продать несколько траулеров и подготовить несколько сотен граждан Маврикии для работы на них.
 
 
Студенецкий Сергей Александрович
 
     За это Маврикий предоставил советским рыболовным судам портовое обслуживание, а также право посадки на своей территории коммерческих самолетов, доставлявших экипажи на советские рыболовные суда. Договор заключили, после того как в аналогичных просьбах отказали Англия, Норвегия и Швеция.
     В семидесятых наши корабли почти каждый год посещали с официальным визитом Порт-Луи. 19-23 апреля 1970 г. туда пришел отряд кораблей в составе РКР «Адмирал Фокин», ЭМ «Блестящий» и танкер «Вишера».
 
 
Эсминец « Блестящий»
 
    10-15 июля 1972г.  пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала А.А.Трофимова в составе 2 ЭМ и танкера.
     17-24 декабря 1973  пришел отряд кораблей под командованием 1 зам. командующего ТОФ вице-адмирала В.П.Маслова в составе: КР «Адмирал Сенявин», ЭМ «Способный» и ПЛ пр. 641.
 
 
             Лёгкий крейсер пр. 68-бис «Адмирал Сенявин»
 
 
 
ЭМ «Способный»
 
      А 14-19 октября 1974г. возвращаясь после завершения траления Суэцкого залива пришел отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга Л.Е.Двиденко в составе КР ПЛО «Ленинград», БПК «Скорый» и танкера «Борис Чиликин».
 
 
Противолодочный крейсер «Ленинград»
 
Командир крейсера - капитан 1 ранга Ю.А.Гарамов
 
 
 
Большой противолодочный корабль пр. 61 «Скорый»
 
 
 
ПКР «Ленинград», заправка топливом с танкера «Борис Чиликин», рядом БПК «Скорый»,
фото из архива С.Машенского
 
 
 
Танкер «Борис Чиликин»
      Наши корабли были желанными гостями. Так в октябре 1974г. наши корабли посетили свыше 5 тысяч местных жителей, а премьер министр Сивусагур Рамгулам в книге почетных гостей крейсера «Ленинград» написал: «Мне всегда доставляет удовольствие посещение советских военных кораблей, а особенно противолодочного крейсера "Ленинград", потому что он носит имя, которое близко и дорого нашим сердцам. Советские моряки привезли к нам дружбу всего советского народа, и мы очень рады этому». Знаменательно, что в городском парке Порт-Луи местными жителями был, воздвигнут бюст Владимиру Ильичу Ленину. Советские моряки в свою очередь также поддерживали хорошие отношения с населением. В стране из-за религиозных убеждений населения местный госпиталь испытывал значительные трудности с донорством, и во время визита кораблей из отряда капитана 1 ранга Л.Е.Двиденко по просьбе госпиталя 50 советских моряков сдали 12,5 литров своей крови. Газеты писали: «… многие больные маврикийцы будут благодарны советским морякам за оздоровительную русскую кровь, которая будет струиться в их сердце». Кроме того, еще 50 моряков в Рос-Белле помогли местным жителям рубить сахарный тростник, чем также заслужили уважение местных жителей. Помимо официальных визитов строго регламентированных протоколом, намного больше  было деловых визитов для отдыха экипажей и пополнения запасов. Так в 1973г. в порт заходили 11  кораблей, в 1974г. – 16 кораблей, а за пять месяцев 1975г. – 11 кораблей, в их числе был и отряд судов принимавший участие в устранении последствий урагана «Жервез».                  
     Американские отряды кораблей  в 1973-1975 годах дважды посещали Порт-Луи. Первый раз в августе 1974г. отряд во главе с крейсером УРО «Чикаго» нанес визит с целью повлиять на советско-маврикийские переговоры по поводу базирования наших кораблей на Маврикий, при этом «Чикаго» приняв на борт несколько маврикийских правительственных должностных лиц, совершил двухдневный круиз к острову Родригес. Второй раз американцы также как и наши участвовали в устранении последствий урагана в феврале 1975г.
 
крейсер УРО «Чикаго»
 
       6-7 февраля 1975г., два дня и три ночи  над островом бушевал сильный  тропический  ураган  «Жервез» (Cervaise). Скорость ветра которого достигала 174 миль в час, причинивший колоссальный ущерб: погибли люди, многие были ранены, полностью были уничтожены сотни домов и десятки кораблей, повреждены морские причалы. 10 тысяч человек остались без крова,   были   разрушены   и   завалены   вырванными с корнями деревьями сотни километров дорог, линий энергетические  и водоснабжения, телефонной связи. Остров замер в руинах, и жизнь на нем почти остановилась.
      На Маврикии тогда работало восемь иностранных дипломатических миссий, и свою помощь в ликвидации последствий урагана предложили СССР, Франция и США. Это была видимо одна из первых совместных гуманитарных операций военно-морских флотов противостоящих блоков, хотя они и действовали по отдельности.
 
 
универсальный транспорт снабжения «Camden»
 
        9 февраля 1975, быстроходный универсальный транспорт снабжения «Camden» (Камден) AOE-2 прибыв первым в Порт-Луи приступил к оказанию помощи жертвам бедствия. 
 
 
французский авианосец «Клемансо» (Clemenceau)
 
   10 февраля на остров прибыл французский авианосец «Клемансо» (Clemenceau).
 
 
атомный ракетный крейсер «Long Beach» (Лонг-Бич) CGN-9
 
 атомный ракетный крейсер «Long Beach» (Лонг-Бич) CGN-9, и эскадренный транспорт снабжения «Mars» (Марс) AFS-1  присоединился к спасательным операциям на следующий день. Днем 11 февраля «Энтерпрайз» прибыл на рейд острова.
 
 
 
Атомный ударный авианосец «Enterprise» (Энтерпрайз) CVAN-65
 
     Персонал кораблей провел больше чем 10000 человеко-часов, оказывая такую помощь как восстановление подачи воды, электричества  и телефонных систем; расчистку дорог и развалин; предоставили  вертолеты для доставок медицинского оборудования, продовольствия в том числе 10 000 фунтов сухого молока, и пригодной для питья воды 60 000 галлонов  в пострадавшие районы. CVAN-65 «Enterprise» отбыл 16 февраля.  Общая помощь американцев пострадавшим от циклона Маврикии составила более чем 300 000 $. Кроме того США передали  25 000 $, чтобы помочь жертвам циклона.
      СССР также не остался в стороне от помощи. В телеграмме главы Советского правительства народу и правительству Маврикия говорилось: «В связи с постигшим Вашу страну стихийным бедствием... примите выражение самого глубокого сочувствия... Передайте наши самые искренние соболезнования семьям, пострадавшим в результате этого бедствия». Одним сочувствием дело не ограничилось.
 
 
 Командир 8 ОПЭСК контр-адмирал Ясаков Н.Я.
 
      Находившийся в это время в северной части Индийского океана отряд советских военных кораблей из состава 8 оперативной  эскадры,  которой командовал  контр-адмирал Николай Яковлевич Ясаков, поспешили на помощь пострадавшим, хотя находились в 2400 милях от острова.  Вечером 15 февраля на рейде у острова встали наши корабли. Кстати, во многих упоминаниях об участии советских моряков в помощи говорится, что они пришли на остров 11 февраля, эта ошибка идет с публикации в книге Г.Аммон «Морские памятные даты». М. 1987. стр370. Нет полной ясности и о составе советских кораблей пришедших на помощь. Однозначно говорится о крейсере  «Дмитрий  Пожарский» (капитан 2 ранга Ф.Н.Громов), экспедиционном  океанографическом  судне «Севан»  и  танкере  «Полярник» (в ряде публикаций его ошибочно называют «Полярный»).
 
      В разных публикациях упоминаются еще два корабля - поисково-спасательный корабль «Ямал» (пр.596П, 1967 г.) Черноморского флота находящийся в Индийском океане по космической программе, а в очерке истории Тихоокеанской эскадры в журнале «Тайфун» № 3 1999г. говорится о присутствии там плавмастерской  «ПМ-125», но что это за корабль непонятно.
 
 
 Контр-адмирал Ясаков Н.Я. с официальным визитом в Порт-Луи.
 
      В срочном порядке спасательный отряд из 300 наших моряков, со своими инструментами, материалами, питанием был направлен вглубь острова в места, наиболее пострадавшие от стихии. 16 февраля первые лучи тропического солнца застали наших моряков на местах работ. К исходу первого дня группа старшего лейтенанта В. Валигуры сумела ввести в строй холодильник министерства рыбного хозяйства. Инициативно действовал комсомолец С. Малахов. Дополнительно к своему плановому заданию он отремонтировал холодильную установку, в которую было загружено 25 тонн рыбы.
 
 
ПСК «Ямал»
 
     С особым нетерпение ждали прихода наших спасателей в национальном госпитале. Именно сюда поступила часть крови, безвозмездно сданная чыленами экипажа КР «Ленинград» во время его недавнего визита на Маврикий. Теперь госпиталь был лишён электроэнергии из-за падения опор, и нашим морякам надо было всё исправить. Подлинный трудовой героизм продемонстрировала бригада под руководством старшего лейтенанта В. Смирнова. Под палящими лучами солнца моряки неистово крушили базальтовый грунт, роя котлованы под опоры линий связи и электропередачи, поднимали опоры, тянули провода. Это о них восхищённо сказал министр общественных работ Абдул Х. Осман: «С вами не только планируешь работу, но и выполняешь её в срок». Госпиталь получил электроэнергию в кратчайший срок.
 
Контр-адмирал Хронопуло М.Н. в Порт-Луи
 
      Многое успел сделать аварийно-спасательный отряд за неполную неделю с 16 по 22 февраля. Корабельные электрики смотали свыше двухсот километров оборванных проводов, заменив их новыми. Было восстановлено 106 километров линий электропередач (из них высоковольтных - 62 километра), 126 километров линий телефонной сети. Наши моряки очистили от завалов двенадцать километров дороги, укрепили дамбу на реке Литл-Ривьер, расчистили от завалов большое количество домов, (из них 423 -подключено к электропитанию). Полностью восстановили два населенных пункта, пустили в строй холодильники министерства рыбного хозяйства, трансформаторную подстанцию. Руками наших ребят был полностью восстановлен гражданский госпиталь (там сдали кровь 130 советских моряков). В качестве единовременной помощи остров получил в дар от нашей страны 25 тонн рыбы и большую партию медикаментов. Работа советских спасателей, в целом поддержка оказанная нашей страной, вызвали глубокую благодарность всех маврикийцев.  Наше посольство в те дни было буквально завалено их телеграммами и письмами. В своих приказах посольство пофамильно отметило перед командованием ВМФ моряков, проявивших себя на этой "боевой" дружественной вахте.
 
 
 Крейсер  «Дмитрий Пожарский»
 
     На борту крейсера "Дмитрий Пожарский" для журналистов и политических деятелей Маврикия военные моряки устроили пресс-конференцию, о которой писала не только местная, но и западная пресса. Премьер-министр Маврикия заявил: «Советские моряки привезли к нам дружбу всего советского народа… Мы очень довольны помощью советских военных моряков, их трудолюбием и примерным поведением».
    Взаимовыгодное сотрудничество между нашими странами продолжалось и в дальнейшем. В  конце  80-х  годов  правительство  острова  Маврикий  собиралось  покупать  советскую  военно-морскую  технику, представитель  страны  ездил  на  Сейшельские  острова,  где  советские  военные  советники  показали  им  и  технику,  и  выучку  обученных  сейшельских  моряков. После  этого  для  ВМС  Маврикий  в 1990 году были  приобретены  2 построенных  в  Феодосии патрульных  катера  проекта  1400МЭ - «Рескюр» и  «Ретревер», которые находятся в строю и сейчас.