У Р О К И    Т А Н К Е Р Н О Й     В О Й Н Ы.
 
ПЕРСИДСКИЙ     ЗАЛИВ.
 
   Интересы многих стран связаны с судоходством в Персидском заливе. Он расположен в крупнейшем нефтегазоносном районе планеты. Страны Западной Европы вывозят отсюда треть всей потребляемой  ими нефти,   Япония - около двух третей.  Вспыхнувший на пороге 80-х годов ирано-иракский конфликт (вооружённый), не смотря на все усилия мировой общественности долго не затухал, вспыхивая вновь и вновь, нарушая свободу судоходства в Заливе, умножая человеческие  жертвы.
   Поэтому все миролюбивые силы планеты приветствовали известие о том, что 20 августа 1988 года вступило в силу соглашение о прекращении огня в войне между Ираном и  Ираком. Представители 25 стран -  членов  ООН,  вошедших в группу военных наблюдателей, приступили к работе по осуществлению соглашения.
   Ирано-Иракскую войну условно можно разбить на три этапа.
     1-й этап войны - с весны 1980 года по весну 1982 года, наступление иракских ВС на нефтедобывающие районы Ирана, которые захватить не удалось.   
     2-й этап войны – весна 1982 года - весна 1984 года, крупное контрнаступление иранских войск, которым удалось захватить часть территории Ирака, вымогая п-ов Фао. В результате сократился иракский экспорт нефти из-за перекрытия нескольких трубопроводов (остался один - через Турцию). Персидский залив оказался для Ирака закрытым. В порту Басра на реке Шатт-Эль-Араб застряло более 100 судов, в том числе советский .сухогруз "Академик Зелинский", несколько судов было потоплено в результате налетов.
     3-й этап войны - с весны 1984 года - ожесточенная "танкерная война" в Персидском заливе.
    Первая жертва "танкерной волны" - гибель члена экипажа индийского сухогруза "Риши Вашвамитра" датируется октябрём 1981 года, первая результативная атака с воздуха иракскими ВВС панамского танкера "Луис-1" -май 1981 года.
   В 1982 году первое судно подорвалось на мине на акватории залива - греческий танкер "Анабелла".
   Первое повреждение танкера (турецкий "Атлас-1" /142800/) иракским самолетом во время грузовых операций у нефтяного терминала на острове Харк.
   Однако началом "танкерной войны" принято считать 25 апреля 1984 года иракскую ракетную атаку в Заливе  саудовского супертанкера "Сафина-Эль-Араб" дейдвейтом 357 000 тонн (погиб I человек, разлито 10 000 тонн нефти, судно вышло из строя, ущерб - 20 млн. долларов).          
   Иран вступил в "танкерную" войну 13 мая 1984 года, повредив с воздуха кувейтский танкер "Умм 
Касбах" (86 000 т). 
   К осени 1984 года было атаковано около 250 судов, преимущественно каботажных, большинствоиз которых было потоплено (иранский  журнал "Альф Баа"):
 -  194 - кораблями иракских. ВМС.
     -    42 - самолетами ВВС Ирака,
     -    15 -береговыми частями ВС Ирака.
   Над водами Залива кружились вертолеты, по его глади рыскали военные корабли. В водах Залива прятались мины. Танкеры и сухогрузы атаковывались бомбами и ракетами с самолетов без опознавательных знаков. Быстроходные катера неизвестной принадлежности под покровом темноты и тумана обстреливали
суда из пулеметов и гранатометов.
   Иракские войска атаковали преимущественно "крупные морские цели" -  крупнотоннажные морские танкера, занятые в челночных рейсах или используемые в качестве хранилищ нефти.
Иранские - предпочитали обстрел в Заливе судов, не конвоируемых военными кораблями, практиковали  досмотр судов, про ходящих Ормузским проливом.
   Налеты на плавучие нефтехранилища Ирана в районе о. Ларак иракские истребители-бомбардировщики "Мираж" проводили с двумя дозаправками в воздухе.
   22 декабря 1987 года бомбы с лазерной системой наведения поразили крупнейший либерийский супертанкер "Сивайз Джойант" (239 000 т) и супертанкер "Уолд Петробрад" (194 000 т). Бомбардировке также подверглись английские супертанкеры "Бритиш Энтерпрайз" и "Бритиш Респект". Танкера выдержали удары.
   14 мая 1988 года атакованы тот же "Сивайз Джоант" (поврежден, сдан на слом) и "Барселона"
(Испания - 235 000 т), а также танкеры Великобритании и Кипра ("Бурмах  Эндавур" и "Аргоси").
На "Барселоне" погибло 17 человек.
   Иранские военные корабли чаще всего нападали  в районе Ормузского пролива. Обычно сначала атакующие делали запрос по радио, уточняя характер груза и порт назначения,  затем следовал обстрел артиллерией, ракетами, НуРС, ПТУРС.    
   Всего за время войны в Персидском заливе, по данным страховой кампании Ллойд, обеими сторонами атаковано и повреждено 546 крупных торговых судов, свыше 2 /3 которых - танкеры, 1/3 из них сильно разрушены и затонули, или сданы на слом. В результате военных действий погибло 420 моряков ( в т.ч. в 1988 году – 94 чел.).
Морская война разгоралась постепенно, особо опасная эскалация началась в 1984 году.
   9 декабря 1985 года  зафиксирован уникальный случай - от 1 ракеты пострадало 3 танкера водоизмещением около I 000 000 тонн. Этой ракетой был поврежден порожний кипрский танкер "Вулкон" (316 000 т), в результате последовавшей паники столкнулись стоявшие рядом груженые танкеры панамский "Магнум" и либерийский "Нова", при этом разлилось 70 000 тонн нефти.
   Октябрь 1984 год – тремя ракетами каждый -  подожжены японский танкер "Нисшил Мару" и панамский газовоз "Газ Фонтейн".
   9 июля 1987 года  в балластном рейсе обстрелян 18 ракетами с иранских катеров, но остался на плаву либерийский танкер "Пеконик" (273 000 тонн).
     Некоторые танкеры поврежденные многократно:  
   -иранский "Дена"     - 6 раз
   -кипрский "Поликон"   - 5 раз
   -иранский "Табриз"   - 4 раза
    -либерийский "Медуза"   - 3 раза
   -кипрский "Сыюпиер"   - 3 раза
   -ю-корейский "Р.Коломбо"- 3 раза
  - мальтийский "Фри Энтерпрайз   - 3 раза
   Число атак на торговые суда в Персидском заливе вновь резко возросло в марте – августе 1986 года (повреждено 50 танкеров).
    В конце 1986 года, когда угроза судоходству в Заливе стала особо ощутимой, Кувейт обратился с просьбой предоставить танкерам "Кувейт Ойл танкер кампани" (государственной организации, осуществляющей перевозки всей кувейтской нефти) право плавать под флагами государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН или передать во фрахт несколько танкеров. Советский Союз быстро откликнулся, и в мае 1987 года 3 советских танкера встали на линию, в том числе "Маршал Чуйков" и "Маршал Василевский"
    Один из них, "М.Чуйков", подорвался на мине в балластном рейсе. Иранскими катерами был обстрелян перевозящий строительные  материалы советский сухогруз "Иван Коротеев". К счастью, обошлось без жертв.
США поставили 11 кувейтских танкеров под флаг США.
   С июня 1987 года США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия приступили к наращиванию своих ВМС в Персидском заливе (до 80 кораблей, включая линкор, авианосец, крейсера, эсминцы). Однако частота инцидентов возросла в полтора раза.
   17 мая 1987 года обстрелян двумя иракскими ракетами "Экзосет'' американский фрегат "Старк" - погибло 37 американских моряков. В ходе дальнейших патрульных операций ВМС США потеряло 2 вертолета. В ответ Пентагон собрал в районе Залива около 30 военных кораблей разного класса,  15 ВСУ, до 25 тыс. человек личного состава. Эта операция ежедневно обходилась в 3 млн. долларов (в 1987 г. истрачено на эти цели 150 млн. долларов).
Военные корабли в Заливе охраняли, как правило, свои торговые суда.
   5 февраля 1988 года иранские катера атаковали панамский танкер "Тавистон" (87 000 т). Английский фрегат наблюдал за нападением, но не вмешивался.
   Американские корабли конвоировали свои суда и танкеры Кувейта и Саудовской Аравии, причем не всегда успешно.
   -16 ноября 1987 года кувейтский танкер "Си Айел Сити" (83 300 т) подвергся ракетному удару, хотя шел под конвоем кораблей США;  возник пожар, 18 человек было ранено;
   -в аналогичном случае подорвался на мине американский супертанкер "Бриджстон" (400 000 т).
   Напряженность достигла кульминации в апреле 1988 года, когда после подрыва на мине фр США "Самюель Б.Робертс" по приказу Президента США был произведен "удар возмездия" по Ирану.
   Группа кораблей США (крейсер, 2 эсминца, 2 фрегата и десантные суда-амфибии) атаковали иранские нефтяные платформы у островов Ширрин и Сассон на юге Залива. Были выведены из строя 2 иранские платформы, повреждено 6 военных кораблей и 1 истребитель-бомбардировщик.
   В свою очередь, иранские быстроходные катера и другие боевые корабли подожгли у побережья ОАЭ морскую буровую платформу "Скан Бей", которую обслуживал американский персонал, атаковали буксир США "Вили  Тайд", крейсер "Страус", фрегат "Саханд", поразили британский (под гонконгским флагом) танкер-хранилише  "Йорк Марин" и еще ряд судов нескольких стран. Отражая атаку, фр "Симпсон" и кр "Вайнрайт" (США) потопили один из иранских патрульных катеров.
   3 июля 1988 года случилось непоправимое: гражданский аэробус А-ЗО0 компании "Иран Эйр" был сбит над водами Персидского залива 2 ракетами с крейсера ВМС США "Винсеннес", погибло 293 человека, в том числе 56 детей.
   Были и другие,  лишенные логики "ошибки". В феврале 1983 года иранские военные катера атаковали норвежский газовоз "Хавпил", перевозивший иранский (!) груз сжиженного пропана, а несколько позже по этому же судну был нанесен удар иракскими самолетами.
   Декабрь 1987 года – подверглись нападению 30 танкеров (норвежский тн "Сусоннирд" – погиб 21 человек).
   1  марта 1988 года - повреждено 40 судов .
   19 марта 1988 года подверглись атаке у о. Харк иранскими самолетами груженый "Авай" и в балласте "Санаддай" (погибло 50 человек). Капитан  судна получил за рейс  10 000 долларов,  остальная команда (филипинцы, индийцы, малазийцы) по 370 долларов в месяц.
   Иранская сторона помимо фрахта платила судовладельцу по 5 000 долларов на каждого члена экипажа.       
    В результате "танкерной войны" погибло с обеих сторон 1-1,2 млн. человек, искалечено - 1млн. иранцев и 300 тыс. иракцев.
   Общий материальный ущерб, нанесенный двум странам – 500млрд. долларов.
Прекращение огня в районе Персидского залива - победа нового мышления в мире.