Корабли поисковой эскадры
 
        
Первое упоминание о  кораблях поисковой эскадры, это то, что в 1967 году  была сформирована Черноморская эскадра специального назначения:
ЭОС - Апшерон, Диксон, Донбасс, Даурия, Баскунчак, Севан, Тамань, Ямал, ТН Ахтуба, КУ С. Челюскин - 
и работала она в Индийском океане.
 
 
 
 
 
ПСК «Апшерон»
 
            В 1974 году на базе Черноморской ЭОН сформирована 3 бригада ПСК: Апшерон, Диксон, Донбасс, Даурия, Баскунчак, Севан, Тамань, Ямал.
 
 
 
ПСК«Донбасс»
 
 
        КУ Даурия и пл Б-101 на рейде о. Сокотра
 
 
             В 1984 году бригада вошла в АСС ЧФ. Расформирована в 1996году.  Донбасс списан, Баскунчак и Тамань-переданы ВМС Украины.
ПСК - расшифровывается, как "поисково-спасательный корабль", к ним относились: ДОНБАСС, АПШЕРОН, СЕВАН, ЯМАЛ, БАСКУНЧАК.
                КУ - как "корабль управления" - ТАМАНЬ и ДАУРИЯ.
 
 
 
 
КУ «Тамань»1986г
 
 
Корабль управления  «Даурия»       
 
  Вот что говорит История Отечественного Судостроения Том 5:
 
           Лесовозы типа "Вытегралес" строились на заводе 190 в Ленинграде и  заводе 870 в Выборге в двух модификациях. Всего построено 64 единицы.
Элементы, характеристики:
Дедвейт, т – 6550;
Главные размерения, м: 113 х 16.7 х 7.12, высота борта – 8.3;
Мощность, л. с. – 5200;
Скорость. уз – 14.5;
Класс Регистра СССР – УЛ;
Вместимость трюмов, м3 – 7870;
Грузовые устройства: Краны - 4x5 т, Стрела - 1x15 т;
Экипаж, чел. – 34;  
Для обеспечения космических программ создавались корабли поисково-измерительного комплекса. В 1967 г. на заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде и на Выборгском судостроительном заводе в корабли поисково-измерительного комплекса пр. 1918 "Селена-1" переоборудовали четыре лесовоза пр. 596 водоизмещением около 9300 т (ЦКБ "Балтсудопроект", главный конструктор П. С. Возный). Одновременно несколько лесовозов было переоборудовано для поисковых целей по пр. 596П. Позднее, в 1976-1978 гг., четыре лесовоза пр. 596 переделали на заводе им. А. А. Жданова в корабли поисково-измерительного комплекса пр. 1929 "Селена-2" (ЦКБ"Балтсудопроект", главный конструктор Б. П. Ардашев).
 
8 - проекта 596П, 596М Класс VYТEGRALES
 
Апшерон (быв. Вагалес), Баскунчак (быв. Кириши), Даурия (быв. Выборглес), Диксон (быв. Восток-З), Донбасс (быв. Восток-4), Севан (быв. Северлес), Taмaнь (быв. Суздаль), Ямал (быв. Тоснолес) .
 
Водоизмещение: 3300/9920 т
Размеры: 122,9 х 16,7 х 8,3 м
1 диз. Бурмейстер и Вайн, 5200 Л.С., 3 ДГ-220, 460 т. топ., 19 т. масла, 101 т. воды.
7350 миль (15).
46 чел.
Г/к Курс-4, РЛС Дон, эхолот НЭЛ-5.Грустное дополнение:
 
ПСК Севан последний раз выходил в море в 2000 г. В 2003 при буксировке на слом, за границу, затонул на глубине 37.5 м в 3х милях не дойдя до нейтральных вод на внешнем рейде  п.Балтийск.
Из истории - корабли Апшерон и Севан были реконструированы в 1990г. Полностью переделана полетная палуба. Установлен ангар для двух вертолетов Ка 27. В 1991 ходили на боевую в Средиземку, вернулись за неделю до августовского путча. После, в конце 1991, стояли в заводе в Ильичевске. Сюда же  относиться и опытовый корабль "Диксон", переоборудованный из ПСК.По поводу ПСК "Севан" и "Апшерон"- они не списаны и живы поныне
 
ЧФ имел в 1990 году 5 ПСК (поисково-спасательных корабля):
 
201 -"Донбасс"(ех. 212)
204 - "Апшерон"
208 - "Севан"
210 - "Баскунчак" (ех.206)
212 - "Ямал"
из этой серии также имелись 2 КУ (корабля управления):
504 "Тамань"
506 "Даурия"
 
БАСКУНЧАК и ТАМАНь переданы ВМСУ в феврале 1996 года, затем разграблены, списаны и проданы на слом в Турцию (Измир). ДОНБАСС продали частной фирме. ЯМАЛ ушел на БФ.
 
ДАУРИЯ и Апшерон ныне стоят в Севастополе, причем "Апшерон" ныне именуется спасательным судном и входит в состав УПАСР ЧФ. Даурию в этом году списали или вывели из первой линии. "Даурию" уже продали какой то частной фирме. А "Апшерон" медлено,но верно идет по ее стопам. Из Москвы уже пришла директива на перевод должностей с военного на гражданские штатыСеван передан на БФ.ПСК Севан летом 1997г. был переведён с ЧФ на БФ. Вошел в состав 54 БрСС БФ.
С 1 мая 1998г. экипаж стал смешанный. Часть командования и специалистов остались военными, часть гражданскими. И стал называться СС Севан. Последний выход в море состоялся летом 2000г. Проводились учения по поиску и эвакуации космонавтов, а так же производилось обеспечение полётов и посадка вертолётов К-27ПС.
Летом 2002 года экипаж сократили и вывели СС Севан из состава флота.
В 2003году  Севан  был продан на метал за границу. При буксировке из Балтийска в Лиепаю в условиях плохой погоды СС Севан начал тонуть. Капитан буксира запросил разрешение завести аварийный корабль в порт Клайпеда. Получив отказ, продолжил буксировку. Севан продолжал набирать воду и затонул в 17 милях от порта Лиепая на глубине 32м.
 
Я воспринял гибель СС Севан как смерть близкого человека...
 
Но лучше уж так, чем быть переплавленым на иголки да ещё и за границей...
 
Вечная ему память!
 
 
 
Севан на дне
 
 
Лесовозы типа "Вытегралес" строились на заводе 190 в Ленинграде и заводе 870 в Выборге в двух модификациях.
Всего построено 64 единицы.
 
БРТ – 6550 т;
Размеры м: 113 х 16.7 х 7.12,
Высота борта – 8.3;
Мощность, л. с. – 5200;
Скорость. уз – 14.5;
Класс Регистра СССР – УЛ;
Вместимость трюмов, м3 – 7870;
Грузовые устройства: Краны - 4x5 т, Стрела - 1x15 т;
Экипаж, чел. – 34;
Дата постройки 1967 г.
Дата гибели 2003 г.
 
 
В 1968 г была сформирована Черноморская Эскадра Специального назначения: ЭОС Апшерон, Диксон, Донбасс, Даурия, Баскунчак, Севан , Тамань, Ямал, ТН Ахтуба, КУ С. Челюскин; работающая в Индийском океане.
 
В 1974 году на базе Черноморской  ЭСН сформирована 3 БрПСК: Апшерон, Диксон, Донбасс, Даурия, Баскунчак, Севан , Тамань, Ямал; ЭОС"ЯМАЛ" 1969-1979г. Командир кап.2 ранга Карпенко Л.И
В 1984году  бригада вошла в АСС Черноморского Флота.
 
Расформирована  бригада в 1996году.