«Апшерон» и «Севан» были переоборудованы.

Здравствуйте, Юрий.
 
Я даже не знаю ис каких дебрей начать свой рассказ про экспедицию на корабле ««Апшерон».
 
Это всё было в Горбачёвские времена. Когда сняли ядерное, тактическое вооружение с надводных кораблей. Встал вопрос как проверить сняли ядрённые бомбы или нет? Задействовали институт в Нижнем Новгороде. Тот, куда раньше сослали Сахарова. Они разработали датчики замера нейтронных полей в морях-океанах. (Нейтронный фон есть всё равно от солнца и т.д.). Датчики стояли на корабле и на вертолёте. Вертолёт пролетал над кораблями супостата. Высота 60 метров. Делал видеосъёмку. Потом лётчики привозили нам информацию о нейтронном фоне над кораблём. Мы обрабатывали. Сравнивали с фоном моря или океана. Если был резкий всплеск нейтронов и видеосъёмка подтверждала, что всплеск над контейнерами с ракетами, значит там не обычная голова у ракеты, а ядерная.
Под этот проект два корабля »«Апшерон»" и "«Севан»" перестроили в Польше. Добавили ангар на корме для вертолёта и добавили кают для офицеров и мичманов под два экипажа вертолёта (у них положено по штату иметь запасной экипаж), группу техников, обслуживающих вертолёт, и группу СТК 6-го отдела, где, собственно, я и был начальником расчёта группы СТК. Ну и конечно офицер ГРУ, куда без них.
Теперь, наверное, о себе.
Пришёл я в нашу часть служить молодым лейтенантом. Не знаю почему, но в наших частях второе лицо после командира это главный инженер. Можно сказать даже первое, так как командир части ничего не знает о наших работах. Допуск есть, но на практике никогда не бывает фактически, так как боится облучения и так далее.
Когда мы в обнимками с ядрёнными бомбами были, я был  третий номер расчёта. Пальцы до сих пор не слушаются. Третий номер _  это снаряжающий и раснаряжающий изделия. Изделие ЯБП. В переводе Ядерный Бое Припас. Не знаю почему но главный инженер как-то проникся ко мне. И вот я лейтенант, прихожу служить в нашу часть.
Сейчас там музей в Балаклаве. Третий номер на повязке, я так служил.
Но не об этом. Когда мне предлагали продвижение по службе и служить на кораблях, я отказался сразу. Романтика ещё в военно-морском училище  пропала как-то. Девять месяцев в морях. Без берега. Жены и детей.
Как-то грустно.
Но главный инженер решил по другому, за меня. И я благодарен ему за это. Направил документы мне на повышение начальником расчёта в группу СТК (это группа Специального Технического Контроля. Сокращение СТК). Три месяца мы учились в закрытом учебном центре в Коломне. 
Потом домой, в часть в Балаклаву. Но наш корабль «Апшерон» базировался в Донузлаве. Лётчики на аэродроме в Саках. Вот так мы метались: Балаклава - Саки - Донузлав. Когда переделали под нас пароход «Апшерон» - понаехала наука из Нижнего. Им выдали автобус ПАЗ. На нём они и приехали в Балаклаву из Нижнего Новгорода. Но первый наш выход в море нам задробили. Корабль не вышел в море. Хотя всё готово было. вышел только со второй попытки.

  
На фото я. Старлей. Тропическая форма одежды. Средиземное море на «Апшерон»е. На спас жилете надпись: "«Апшерон»". 
 
 
 
Фото «Апшерон»а в Средиземном море. На корме куб, это вертолётный ангар с вертолётом Ка-27.
Мы привязывали теннисный мяч, чтобы в море не улетел. И на вертолётной площадке играли в теннис.
 
 
 

Кстати вы знаете назначение ПСК? Бригады Поисково - Спасательных Кораблей?  На «Апшерон»е была капсула со спускаемого аппарата. Спасли кого-то из космонавтов. Но не рассказывали кого. В то время режим секретности прежде всего. Капсулу просто не знали куда деть. Никто не забирал.
 
Теннис, вертолётная площадка на «Апшероне». Ангар вертолётный позади меня. 
 
 
 
 
 
Когда «Апшерон» ходил на БС в средиземку - точно год не скажу. Примерно 1996-1997.
Про наш поход, вернее у нас это называлось "экспедиция",так как "«Апшерон»" фактически являлся Научно Исследовательское Частью, сокращённо НИЧ,с военной командой. Но уже белый пароход под флагом ВМФ. В Сирии стояли в Латакии. 52-я точка, если знаете. «Севан» тоже переоборудовали. Он был белый как и «Апшерон». С ангаром для вертолёта.