ОПЕРАТИВНЫЕ ЭСКАДРЫ:
 
1.Средиземноморская 5-я оперативная эскадра
 
   Вскоре после окончания арабо-израильской войны 1967 г. для противодействия ВМС США в Средиземном море, сбора информации об израильских войсках и оказания помощи Египту была сформирована Средиземноморская оперативная эскадра. Ее командный пункт размещался на крейсере "Дзержинский", стоявшем с группой кораблей в Порт-Саиде.
    Для несения боевой службы привлекались корабли Черноморского, Балтийского и Северного флотов. В  результате стало очевидным, что в Средиземном море необходимо иметь на постоянной основе разведывательные, ударные, противолодочные корабли и подводные лодки. И уже с 1966-го в нем стали нести боевую службу смешанные эскадры кораблей Черноморского флота.
Условия для осуществления такой деятельности в Средиземном море были тяжелыми – военно-морских баз у СССР за рубежом не было. Приходилось доставлять кораблям продовольствие, топливо и воду из портов и баз, расположенных в Крыму. Отстаивались корабли на открытых якорных стоянках вне территориальных вод в районе островов Крит, Мальта, в Тунисском заливе, в заливе Мерса-Матрух и других местах.
   Постепенно количество наших кораблей на боевой службе увеличивалось. Требовалось объединить их усилия и совершенствовать всю организацию управления ими.
   Ветераны флота помнят, как в мае 1966 года в Средиземное море вышла первая эскадра кораблей с нештатным командиром и штабом, сформированным из офицеров штаба и управления ЧФ. Основу его составили офицеры-операторы. Командиром эскадры был назначен капитан 1 ранга Игорь Николаевич Молодцов, возглавлявший дивизию кораблей ОВРа. Штаб эскадры вышел на крейсере “Слава”. Молодцов “остался за бортом истории”. Поэтому целесообразно восстановить справедливость и сказать о нем несколько добрых слов.
   Игорь Молодцов родился в 1920 году. В 1941 г. окончил ЧВВМУ и все годы Великой Отечественной войны – с 1941-го по 1945-й – воевал на кораблях Северного флота. В послевоенные годы (до 1955 г.) он был начальником штаба, а затем командиром бригады эскадренных миноносцев Северного флота. В 1959 г. переведен на Черноморский флот командиром бригады эскадренных миноносцев, а с 1961-го по 1963 г. возглавляет оперативный отдел, становится первым заместителем начальника штаба флота.
Однако море его не отпускало, и по личному решению командующего флотом адмирала Серафима Евгеньевича Чурсина  Молодцов возвращается на корабли, до 1966 г. служит командиром дивизии кораблей охраны водного района. В 1966 г. ему присваивается звание контр-адмирал, и он назначается начальником кафедры тактики ВМФ Военно-морской академии. К сожалению, жизнь его оборвалась слишком рано, и он умер в 1968 году в г. Ленинграде в возрасте всего 48 лет...
   Адмирал Молодцов был настоящим моряком, принципиальным, порядочным, честным офицером и человеком. Он не признавал фальши, лжи, понимал людей, их нужды, проявлял заботу о подчиненных. И что особенно характеризует Игоря Николаевича как волевого командира – его умение принимать быстрые решения, не боясь ответственности за их последствия. Вот такой офицер и командир и возглавил первую смешанную эскадру Черноморского флота, действовавшую в Средиземном море.
   Первая эскадра ЧФ вышла на боевую службу в Средиземное море в мае 1965 г. На крейсере “Слава” располагались командир и штаб эскадры. С выходом в море Молодцов стал незамедлительно заниматься сколачиванием штаба, состоящего из офицеров органов управления флота, отрабатывать организацию и документацию по деятельности и управлению эскадрой. Это было абсолютно новое дело, приходилось все создавать заново, и с этой работой штаб под руководством Молодцова справился успешно. На походе систематически проводились занятия по изучению театра и военно-морских сил средиземноморских государств. Для рекогносцировки Проливной зоны и наблюдения за деятельностью авианосных групп были сформированы группы наблюдения и записи. В результате был собран богатый материал, который затем постоянно пополнялся.
   В июле 1965 г. произошла смена командования и штаба эскадры. Командиром эскадры был назначен капитан 1 ранга Александр Никифорович Коротеев, а начальником штаба для сохранения и передачи накопленного опыта остался капитан 1 ранга Борис Васильевич Шкулев. Капитан 1 ранга Молодцов и часть штаба вернулись в Севастополь.
   14 июля 1967 года была сформирована штатная Средиземноморская эскадра с непосредственным подчинением Главкому ВМФ. Ее первым командиром стал контр-адмирал Б. Петров.
    Основной состав надводных сил этой эскадры составляли корабли Черноморского флота. Тыловое и техническое обеспечение также было возложено на Черноморский флот.
   С созданием Средиземноморской эскадры Черноморский флот на четверть века вышел в океан и непосредственно влиял на обстановку в Восточном Средиземноморье, на ее стабилизацию в период арабо-израильских войн и многочисленных конфликтов в этом регионе. Американские газеты писали: “Когда советские эсминцы и подводные лодки вошли в Средиземное море, это принесло быстрые успехи советской дипломатии”.
   В состав эскадры в Средиземном море от Черноморского флота входили бригада боевых кораблей, 1–2 подводные лодки, ряд вспомогательных судов, 2–3 разведывательных корабля и корабль управления. Одновременно в нее входили корабли, дизельные и атомные подводные лодки Северного флота. В начале боевой службы к решению задач также привлекались корабли Балтийского флота.
 
 
ПЕТРОВ Борис Федорович (1914-1984)
 
   Дальнейшее развитие событий со всей очевидностью подтвердило важнейшее значение постоянного присутствия наших кораблей в Средиземном море. В июне 1967 года стала формироваться Средиземноморская эскадра ВМФ, командиром которой был назначен контр-адмирал Борис Петров, первым заместителем – контр-адмирал Н. Рензаев и начальником штаба – капитан 1 ранга В. Платонов. Политотдел эскадры возглавил капитан 1 ранга Н. Журавков. Штаб эскадры состоял из опытных офицеров, набранных в основном с Северного и Черноморского флотов. “Командир эскадры контр-адмирал Борис Петров был удивительным человеком, – так характеризовал его вице-адмирал в отставке Михаил Крылов, – прекрасным моряком, грамотным руководителем, с ним очень легко и приятно было работать. Эскадра формировалась настолько быстро, что, кроме директивы, никакие дополнительные документы, регламентирующие ее деятельность, на корабли не поступили. Пришлось срочно, частичными указаниями, создавать хоть какое-то подобие системы управления кораблями эскадры. “Дзержинский” стоял в то время на бочках в Суэцком канале напротив здания Управления каналом. Рядом находились три больших противолодочных корабля, а у причала – несколько десантных кораблей, доставивших в Порт-Саид усиленный батальон морской пехоты. Боевая техника – танки, бронемашины и батальон – разместилась на берегу в готовности отразить нападение израильтян. Линия фронта проходила очень близко – фактически по Суэцкому каналу, точнее, по левому берегу канала в районе города Порт-Саид. Условия для людей и техники сложились неблагоприятные. Стояла невыносимая жара, днем воздух нагревался до +40–45 градусов, ночью температура не опускалась ниже +25 градусов. Крейсер “раскалялся” как сковородка. В ту пору никаких кондиционеров не существовало, и у берега стоянка приносила людям адовы муки. В море было чуть прохладнее. В боевых постах царила неимоверная духота, но моряки держались стойко и не роптали. Спать в кубриках и каютах было невозможно. После 22.00 матросы и офицеры устраивались на верхней палубе, кое-кто – на надстройках, ну а связисты – на сигнальном мостике. Флаг-связисту эскадры “выделили” наиболее уютный уголок около антенны теплопеленгатора. Отдых длился весьма условные 2–4 часа, да и то не каждую ночь. Одеты все моряки были в тропическую форму, включающую в себя тонкую хлопчатобумажную куртку синего цвета с короткими рукавами и шорты. Полагающиеся легкие кожаные тапочки подвезли позже. На качество питания никто не сетовал, но через 2 месяца моряки стали гораздо стройнее. Из-за жары и перенапряжения многие потеряли по нескольку килограммов веса, но силы служивый народ сохранил. Все были молоды, энергичны и верили, что этот тяжкий труд вдали от Родины не напрасен. Боевая служба в Средиземном море была не просто напряженной. Она была тяжелой, особенно для офицеров управленческого звена. Режим плавания определялся Главным штабом ВМФ. Обычно флагманский корабль 5 месяцев непрерывно находился в море, после чего следовал один месяц отдыха в Севастополе. “Дзержинский” не раз попадал в такой цейтнот. Никаких баз в Египте или Сирии у советского флота тогда не было. Правда, в Александрии для эскадры выделили небольшой “ковш”, где могли одновременно находиться лишь несколько кораблей и 2–3 подводные лодки. При этом электроэнергия на борт не подавалась, разве что иногда корабли заправлялись водой. 2–3 месяца непрерывного плавания со стоянками на якоре в открытом море выдержать мог не каждый корабль. Даже крейсеру это было трудно, поэтому корабли эскадры начали практиковать заходы в порты Алжира, Югославии, Сирии хотя бы на несколько дней. Вице-адмирал Борис Федорович Петров был первым командиром Средиземноморской эскадры кораблей ВМФ и командовал ею в период 1967–1969 годов.
   Почти полвека отдал он службе в Военно-Морском Флоте и большую часть этих лет был корабельным офицером: штурманом крейсера и гидрографического корабля, флагманским штурманом отряда легких сил и бригады крейсеров Черноморской эскадры в годы Великой Отечественной войны, а после войны – командиром эсминца и крейсера. Затем, уже будучи в адмиральском звании, Б. Петров до середины 70-х годов командовал корабельными соединениями на Тихом океане, на Балтике и в Средиземном море. В 1967 году, когда в условиях обострившейся обстановки на Ближнем Востоке было принято правительственное решение о создании Средиземноморской эскадры кораблей ВМФ, ее первым командиром был назначен контр-адмирал Б. Петров. Учитывая большой опыт службы на эскадрах, высокую теоретическую подготовленность Б. Петрова, Главком ВМФ С. Горшков на эту должность выдвинул именно его. Были назначены также ближайшие помощники командира эскадры: заместитель контр-адмирал Н. Рензаев, начальник штаба эскадры капитан 1 ранга В. Платонов, начальник политотдела капитан 1 ранга Н. Журавков, заместитель по электромеханической части капитан 2 ранга Е. Кобцев, а также основной костяк штаба и политотдела.
   14 июля 1967 года командир эскадры контр-адмирал Б. Петров вступил в командование эскадрой, а впервые развернутый на большом противолодочном корабле “Комсомолец Украины” командный пункт эскадры принял управление всеми силами ВМФ, действующими в Средиземном море.
   14 июля 1967 года стало днем рождения Средиземноморской эскадры ВМФ. С созданием эскадры корабли Черноморского, Балтийского и Северного флотов на четверть века вышли в Средиземное море для выполнения задач боевой службы в составе эскадры. Нахождение кораблей эскадры и ее управления в Средиземном море на постоянной основе непосредственно повлияло на обстановку в Восточном Средиземноморье, на ее стабилизацию в период войн и конфликтов в этом регионе.
   Первому составу командования штаба и политотдела эскадры пришлось начинать все с нуля: от организации функционирования до всех нюансов управления силами и выполнения ими задач боевой службы с разработкой необходимых боевых документов.
Командир эскадры Б. Петров, возглавив одно из самых боевых объединений ВМФ, применил на практике все то, над чем работал в академии, разрабатывая методы использования сил флота. Много сил, энергии и умения, инициативы, творчества вложил он в налаживание организации и действий своего детища. Разработанный под его руководством алгоритм функционирования всего “организма” эскадры надежно действовал все дальнейшие годы боевой службы. В 1970 году обогащенный опытом руководства эскадрой, став уже вице-адмиралом, Б. Петров вновь возвратился в Ленинград для продолжения службы в Военно-морской академии первым заместителем начальника академии – с корабельной службой пришлось попрощаться по состоянию здоровья.
Слушатели академии очень тепло отзывались о Б. Петрове. Командующий ЧФ адмирал М. Хронопуло вспоминает о нем как о вдумчивом компетентном адмирале, умелом организаторе и воспитателе, заботливом командире, скромном принципиальном коммунисте, сыгравшем большую роль в успешном становлении офицеров флота.
   Сам Борис Федорович считал, что работа в академии позволила ему в какой-то степени выполнить свой долг, который стоит перед каждым на склоне лет, – передать нелегко доставшийся опыт следующим поколениям военных моряков, помогать совершенствованию тех, кто стоит на мостиках боевых кораблей.
   Борис Федорович умер в 1984 году. Он был похоронен на севастопольской земле, где начиналась его служба на Черноморском флоте, с которым он прошел всю войну. Стоит в Севастополе на кладбище Коммунаров памятник из черного гранита, надпись на нем гласит: “Вице-адмиралу профессору Петрову Борису Федоровичу от Министерства обороны СССР”.
   О вице-адмирале Б. Петрове осталась не только память как о выдающемся военачальнике, но и написанная им книга “В боях и походах” (Из воспоминаний военного моряка). Эта книга о том главном, чему посвятил свою жизнь военный моряк Б. Петров, – служении Родине. Она была издана в 1988 году уже после смерти автора.
 
 
Порт Саид
 
   В последующем командный пункт и штаб, как правило, размещались либо на флагманском корабле, либо на плавбазе подводных лодок.
 
 
Легкий крейсер пр. 68-бис «Дзержинский»
1948 – 1988
                       3 декабря 1947 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 декабря 1948 года заложен на заводе № 444 в Николаеве, спущен на воду 31 августа 1950 года, вступил в строй 18 августа 1952 года и 30 августа 1952 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. В период с 15 октября 1957 года по 24 декабря 1958 года модернизирован и перестроен на "Севморзаводе" в Севастополе по проекту 70-Э и 3 августа 1961 года переклассифицирован в учебный КРЛ.
С 20 по 26 августа 1964 года нанес визит в Констанцу (Румыния), с 10 по 14 июля 1967 года - в Порт-Саид (Египет), с 9 по 12 августа 1969 года - в Варну (Болгария), с 26 по 30 апреля 1971 года - в Гавр (Франция),
с 14 по 18 декабря 1971 года - в Латанию (Сирия), с 30 июня по 4 июля 1977 года - в Тунис,
с 20 по 25 октября 1978 года - в Пирей (Греция) и с 16 по 20 ноября 1978 года - в Стамбул (Турция).
С 5 по 30 июня 1967 года и с 5 по 24 октября 1973 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 19 февраля 1980 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой, а 12 октября 1988 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 9 февраля 1988 года расформирован.
Водоизмещение: 14700/16300 т. Размерения 210/205x22/21/4x6.76/7.26 м
Вооружение - 12 - 152/57, 12 - 100/56, 32 - 37/67, 2x5 ТА
Бронирование - толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях - 20 мм.
Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой - 100 мм.
Боевая рубка: бок - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм, запасной командный пункт - 10 мм. Труба защиты проводов - 50 мм. Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки - 10 мм, КДП - 13 мм, кожухи дальномеров - 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты - 10 мм. Бронеканалы - 10 м.
Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов - 125 мм. Рулевое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту сверху.
Механизмы 2 турбины типа ТВ-7 суммарной мощностью 118,000 - 128,000 л.с., 6 котлов типа КВ68, 2 винта диаметром 4,58 м. Скорость 33,1 узла. Дальность плавания 9000 миль.
 Экипаж 1.200 человек.
Проект 70Э
Водоизмещение: полное 16800, стандартное 13650 т; мощность 2х55 000 л.с.
 Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК С-75 ("Волхов"), 3х3 152-мм МК-5бис, 6х2 100-мм СМ-5-1 и 16х2 37 мм В-11 орудий
 
     До этого управление одиночными кораблями в зоне Средиземного моря (условное название - 14-я эскадра) осуществляла оперативная группа, размещавшаяся на одном из небольших кораблей. Первую такую группу возглавил капитан 1 ранга Молодцов, командир дивизии охраны водного района ЧФ. С созданием полноценной группировки 14-я эскадра стала официально именоваться 5-й Средиземноморской оперативной эскадрой ВМФ СССР. Первым командующим стал контр-адмирал Петров. Командование соединением непосредственно подчинялось главнокомандующему и Главному штабу ВМФ. Состав эскадры по надводным кораблям периодически менялся за счет сил трех флотов - Северного, Балтийского и Черноморского. Подводные лодки штатно принадлежали Северному и Черноморскому флотам; их экипажи также периодически менялись. Постоянными оставались только командование и штаб эскадры. Пунктов и мест базирования фактически не было. Отдельные корабли получили право заходить в египетские порты Александрию и Порт-Саид. Они находились в высокой степени боевой готовности и имели разрешение на применение оружия для самообороны, как против американцев, так и против израильтян.
 
Порт Саид
 
 
 
2.  8-я оперативная эскадра - начало создания
1974 – 1975 г.г.
 
       Рассказывает кандидат исторических наук капитан 1 ранга Михаил Слинкин - бывший офицер штаба 8-й оперативной эскадры ВМФ СССР (1984 г.):
 
                  - Наша 8-я оперативная эскадра (опэск) вышла на боевую службу в Индийский океан еще в августе 1967 года. Тогда она именовалась как эскадра кораблей специального назначения. Постоянным местом базирования эскадры стал остров  Сокотра (НДРЙ). В 1971 году  в связи с конфликтом между Индией и Пакистаном 8-я опэск в составе группы надводных кораблей и подводных лодок с целью демонстрации присутствия и наблюдения за развитием событий была направлена в Аравийское море, а также в зону Персидского залива.
                   По договоренности с правительством Южного Йемена противолодочное обеспечение кораблей стали осуществлять отдельные авиаотряды самолетов Ил-38 из состава ВВС Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов.
                  Присутствие в Индийском океане в конце 1971 - начале 1972 гг. отряда кораблей эскадры под командованием контр-адмирала В. Кругликова явилось сдерживающим фактором в разрастании индо-пакистанского конфликта.
 
 
 
 
вице-адмирал В.С.Кругляков
 
           Не стала исключением и война между Ираном и Ираком. С ДРЕВНИХ времен считалось, что военно-морские силы являются не только одним из важных средств вооруженной борьбы, но и эффективным инструментом политики. Именно в этом качестве проявлял себя отечественный Военно-морской флот в послевоенный период вплоть до начала 90-х гг. Возможности его воздействия на военно-политическую обстановку советское руководство ощущало особенно остро тогда, когда было необходимо оказать помощь или содействие. При этом следует подчеркнуть, что непосредственного участия в локальных войнах и вооруженных конфликтах корабельные группировки ВМФ СССР не принимали. Крупные оперативные группировки ВМФ направлялись в различные акватории Мирового океана для решения лишь "отдельных" задач - для демонстрации силы в противовес американским или натовским группировкам и поддержания необходимого баланса сил в зонах возможных или уже прошедших вооруженных столкновений; постоянного наблюдения за морской активностью противоборствующих сторон в локальной войне или вооруженном конфликте; обеспечения защиты районов собственных рыбных промыслов и охраны коммуникаций торгового судоходства.
 
 
 
Легкий крейсер пр. 68-бис «Дмитрий Пожарский»
1952 – 1990
          31 августа 1951 года зачислен а списки кораблей ВМФ и 31 февраля 1952 года заложен на заводе № 189 в Ленинграде (заводской № 445),  спущен на воду 25 июня 1953 года, вступил в строй 31 декабря 1954 года и 31 января 1955 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 24 февраля 1955 года перечислен в состав СФ, а 7 сентября 1955 года после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток - в состав ТОФ.
С 21 по 26 июня 1956 года нанес визит в Шанхай (Китай), с 28 по 31 марта 1968 года - в Мадрас ис 3 по 6 апреля 1968 года - в Бомбей (Индия), с 17 по 24 апреля 1968 года - в Могадишо (Сомали),с 11 по 19 мая 1968 года - в Умм-Каср (Ирак), с 25 мая по 2 июня 1968 года - в Карачи (Пакистан),с 5 по 9 июня 1968 года - в Бендер-Аббас (Иран), в июне 1968 года - в Аден (Южный Йемен) и с6 по 11 июля 1968 года - в Коломбо (Шри Ланка). В период с 25 апреля 1969 года по 23 октября 1970 года и с 1 февраля 1980 года по 1 января 1985 года прошел на "Дальзаводе" во Владивостоке капитальный ремонт, 30 января 1979 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен во Владивостоке на отстой, а 5 марта 1987 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 16 сентября 1987 года расформирован и в 1990 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.
 
Водоизмещение 14700/16300 т. Размерения 210/205x22/21/4x6.76/7.26 м
Воружение - 12 - 152/57, 12 - 100/56, 32 - 37/67, 2x5 ТА
Бронирование - толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях - 20 мм.
Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой - 100 мм.
Боевая рубка: бок - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм, запасной командный пункт - 10 мм. Труба защиты проводов - 50 мм. Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки - 10 мм, КДП - 13 мм, кожухи дальномеров - 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты - 10 мм. Бронеканалы - 10 м.
Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов - 125 мм. Рулевое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту сверху.
Механизмы 2 турбины типа ТВ-7 суммарной мощностью 118,000 - 128,000 л.с., 6 котлов типа КВ68, 2 винта диаметром 4,58 м.
Скорость 33,1 узла Дальность плавания 9000 миль.
 Экипаж 1200 человек.
 
               В 1971 г. в связи с конфликтом между Индией и Пакистаном 8-я (Индийская) оперативная эскадра ВМФ СССР в составе группы подводных лодок и надводных кораблей под руководством контр-адмирала Круглякова была направлена в Аравийское море с целью демонстрации присутствия и наблюдения за развитием событий в его акватории, а также в зоне Персидского залива. Постоянным местом базирования эскадры стал остров Сокотра.
 
 
остров  Сокотра (НДРЙ)
 
          По договоренности с правительством Южного Йемена с аэродрома Аден противолодочное обеспечение кораблей эскадры стали осуществлять отдельные авиаотряды самолетов Ил-38 из состава ВВС Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов.
С уходом в 1974 г. американских войск из Вьетнама для военно-морского присутствия в южных морях Тихого океана в составе ВМФ формируется 17-я оперативная эскадра с базированием в порту Камрань (Вьетнам).
 
 
порт    Камрань   Вьетнам
 

 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
День добрый!
 
Хочу внести маленькую поправку:
 
эм "Скрытный" из состава 173 БПК КВФ ТОФ в 1972 - 1973 году нес боевую службу в зоне Индийского океана в составе 10 ОпЭск ТОФ под командованием адмирала Круглякова, после ухода крейсера "Адмирал Синявин" (а на борту был и адм. Кругляков) сначала в Басру (НДРЮЙ) для обеспечения визита ГК ВМФ, затем в базу, походный штаб эскадры под командованием кап.2 ранга Матвеевского перешел на эсминец "Скрытный".
 
Соответственно, в Массауа (Эфиопия) эсминец ходил под вымпелом адмирала Круглякова (знаю не со слов, а доводилось лично докладывать телеграммы в любое время дня и ночи, хотя много ли их было за время захода...).
 
Эсминцем в то время командовал кап.2 ранга Маслянинов, старший помощник как.3 ранга Харчук.
 
Данные не из архивов, а из личного дела, так как в том походе был в составе экипажа эсминца с первого и до последнего дня похода.
 
С уважением,
Зинкевич Виктор.