ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ
 
 
 
 
Карта Персидского залива 1987-1991 гг.
 
Ирано-Иракский конфликт, "танкерная война".
 

на входе в Ормузский пролив...   

...корабли встречают танкера 

и пошли караваны...  

... в Кувейт за нефтью

 
FFG-46 USS RENTZ, наше фото в 1987 г., Персидский залив   

FFG-46 USS RENTZ   

DDG-21 USS COCHRANE   

DDG-21 USS COCHRANE - наше фото в 1987 г., Персидский залив

супертанкер, еще пустой 

это уже полный 

это уже полный 

это уже полный 

 доу   

иранский катер  

жертва войны   

иранский катер

как-то рано утром нас навестил USS Reid (FFG 30)  

затем Reid на самом малом медленно удалился 

USS Reid (FFG 30)    

еще американец

англичанин

француз

на рейде у Эмиратов 

в Оманском заливе

 
 
 
 
 Ормузский пролив
 
 Помимо подводных лодок, в Персидском заливе, периодически несли БС  одиночные  надводные корабли, в том числе и из состава Черноморского флота: в 1980 - МТЩ «Харьковский комсомолец» (капитан-лейтенант. Б.И.Рекуц).
 
 
МТЩ «Харьковский комсомолец»
 
 В 1981 году  семь месяцев в Индийском океане и Персидском заливе находился СКР «Деятельный»,
 
 
СКР «Деятельный»
 
в 1983 году - МТЩ «Вице-адмирал Жуков» (капитан 3 ранга  С.И.Гербутов).
 
 
МТЩ «Вице-адмирал Жуков»
 
      Стараясь « разрулить » ситуацию, в декабре 1980 года Москва предложила план об общем нейтралитете в отношении Персидского залива, но США его отвергли. А ситуация становилась все сложнее. В мае 1981 года иракская сторона объявила запретной зоной северную часть Персидского залива, приступив к нанесению ударов по танкерам и сухогрузам, следовавшим в иранские порты Бендер-Хомейни и Бендер-Машур.
     Но до 1984г. силы флотов Ирана и Ирака особой активности не проявляли, их действия ограничивались редкими ударами по военно-морским базам и портам, нерешительными попытками осуществить блокаду побережья своего противника. С весны 1984 г. иракская авиация приступила к нанесению ударов по танкерам с иранской нефтью, следовавшим через Персидский залив. К октябрю 1984 г. было атаковано 40 танкеров. Авиация Ирана также начала наносить удары по танкерам, перевозившим нефть из Кувейта и Саудовской Аравии. Так возникла “танкерная война”, в которую были втянуты ВВС и ВМС не только Ирана и Ирака, но и других стран. В марте 1984 г. США произвольно установили в этом районе ограничения на свободу плавания в открытом море и полетов самолетов в воздушном пространстве над ним. При этом Вашингтон угрожал применить силу в отношении тех, кто не будет соблюдать самоуправно введенные им "правила" плавания и полетов. Как отмечалось в Заявлении ТАСС от 8 марта 1984 г., действия США, предпринятые под предлогом обеспечения "свободы судоходства", на деле представляли собой попытку подтвердить империалистические притязания на Персидский залив, как еще один район американских "жизненных интересов".
В сентябре-декабре 1985г. корабли и катера иранских ВМС начали проведение досмотров и задержание судов, следовавших в страны Персидского залива с грузом для Ирака.
     В это время Советский Союз выступил с предложением возложить задачу обеспечения безопасности морских коммуникаций на военно-морские силы ООН. В начале 1987 г. примерно с аналогичным обращением к генеральному секретарю, ООН выступила и Международная палата судоходства. Но противостояние двух систем и военных блоков не позволило воплотить в жизнь данные предложения. Кувейт, озабоченный иранскими успехами на фронте стал транзитом для поставок оружия Багдаду. В ответ ВМС и ВВС Ирана стали нападать на кувейтские танкеры. Кувейт обратился за помощью к США, но американцы никак не прореагировали. Тогда в сентябре 1986 года Кувейт обратился к СССР и США с просьбой поднять флаги этих стран на танкерах. СССР дал согласие, в марте 1987 года стало известно, что 11 кувейтских кораблей получили право поднимать советский флаг. США тут же предложили ответную услугу, за что и ухватились в Кувейте, хотя и зафрахтовали три советских судна. В конце 1986г. Кувейт зафрахтовал у  СССР три танкера Новороссийского морского пароходства «Махачкала», «Маршал Баграмян» и «Маршал Чуйков» для перевозки нефти через Персидский залив. Позже два последних заменили на танкеры «Победа» и «Генерал Тюленев».
 
 
 
Танкер «Маршал Баграмян»
 
      6 мая 1987 г. в южной части Персидского залива неизвестным катером, скорей всего иранским был обстрелян сухогруз «Иван Коротеев» шедший в одиночку в порт Дамман (Саудовская Аравия), 12 мая в кувейтских водах подорвался на мине танкер «Маршал Чуйков», жертв не было, к нему сразу подошел наш спасательный корабль.
 
 
 
танкер «Генерал Тюленев».
 
      Подорвавшийся танкер удалось отбуксировать к Бахрейну,  где  он был поставлен в док на ремонт. Неизвестными катерами были обстреляны теплоходы «Советские профсоюзы» и «Иван Шепетков». Инциденты с советскими кораблями случались здесь и раньше, в сентябре 1986г. был обстрелян и задержан теплоход «Петр Емцов». Но в этот раз дело приняло серьезный оборот.
 
 
Танкер «Победа» 1981 г. постройки (СССР) DW 67980т
 
      4 июля 1987  в «Правде» опубликовано Заявление Советского правительства в связи с обострением обстановки в Персидском заливе: «Накалу обстановки объективно способствует продолжение многолетней бессмысленной войны между Ираном и Ираком. В результате события там приближаются к опасной черте, за которой региональный конфликт рискует перерасти в международную кризисную ситуацию». После всего этого СССР ввел в Персидский залив боевые корабли для обеспечения советского судоходства в Персидском заливе, и прежде всего советских танкеров, зафрахтованных Кувейтом в интересах Ирака, а также советских сухогрузов, доставляющих грузы по линии ГИУ ГКС.
      Для решения  этой задачи, был сформирован отряд боевых кораблей, который включал обычно 4 корабля - в июле 1987г. там были 3 тральщика «Снайпер» (к-3р. Н.М.Стрепко), «Курский комсомолец» (к-3р. А.А.Голодов), «Заряд» (к-л В.Королев) и 1 СКР «Ладный» (к-2р. П.Журавлев), у входа в залив, в Оманском заливе курсировал корабль управления  «Даурия» являющийся командным пунктом 8-й ОПЭСК.
     Для сравнения, под флагом США плавают семь кувейтских судов, а находится в Персидском заливе и вблизи 41 боевой корабль ВМС США в том числе 1 авианосец, 1 линкор, 5 крейсеров, 5 эсминцев, 9 фрегатов, 2 АПЛ.
 
 
 
Авианосец «Америка» США
 
 
 
Линейный корабль  «Миссури » США
 
 
 
Эсминец «Спрюенс» США  с кораблями эскорта авианосца «Америка»
 
 
КР УРО «Тикондерога» ВМС США
 
      С весны 1987 г. иранская сторона стала чаще использовать минное оружие. Советские морские мины (по западной терминологии – «Краб», АМА-1, М-70 и др.) были закуплены Ираном в Ливии, Сирии и Югославии. До этого также отмечались постановки морских мин. Но эти постановки носили эпизодический характер. На новом этапе мины ставились систематически с десантных кораблей и транспортных самолетов, как правило, в темное время суток. Ставились мины на узлах морских коммуникаций — на подходах к Эль-Кувейту, у острова Фарси и в Оманском заливе. Но после того как в сентябре 1987 г. американскими вертолетами успешно были атакованы иранский  корабль «Иран Аджр» и транспортный самолет, занимающиеся постановкой мин, минирование Персидского залива прекратилось. До прибытия в зону “танкерной войны” минно-тральных сил судоходство в Персидском заливе по существу было парализовано.
      Всего отмечено 10 случаев подрыва судов на минах. Вот как об этом вспоминает бывший заместитель командира МТЩ «Курский комсомолец» ныне капитан 1 ранга С.П.Горбачев: «По плану первая группа кораблей должна была пойти в начале января 1987 года, сразу после Нового года. Однако выход отменили, точнее, перенесли его сроки на неделю, потом на другую. Вскоре к состоянию перманентного переноса как-то тоже привыкли, хотя все соответствующие мероприятия отрабатывали по «полной схеме». Впрочем, в те времена состояние кораблей и уровень готовности моряков к выполнению любых задач соответствовали предъявляемым требованиям, поэтому пополнить запасы, доукомплектовать экипажи «открутить» контрольный выход в море проблемой не являлось .Проводить в дальний путь наш маленький отряд в составе : МТЩ -, «Курский Комсомолец»,  «Снайпер» и МПК-127 «Комсомолец Грузии»,  к памятнику  овровцам в Стрелецкой пришло множество гостей. Напутственное слово прозвучало из уст члена Военного совета - начальника Политуправления ЧФ вице-адмирала В. НЕКРАСОВА. Ветераны, как водится, вручили экипажам гильзы с Севастопольской землей. Родные всплакнули и помахали вслед отдавшим чалки кораблям. Впереди кораблей по курсу лежали воды Черного, Мраморного, Эгейского, Средиземного, Красного и Аравийского морей Индийского океана. Предстояло пройти Босфор, Дарданеллы, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, дойти до крайней Северной точки Оманского залива - Ормузского пролива.
 
 
МТЩ «Снайпер» 
   
 
МТЩ «Курский комсомолец»
 
 Мы шли на войну. Конечно, этого пока никто не осознавал. Сейчас, когда одним из главных направлений работы с моряками является морально-психологическое обеспечение боевой и учебной деятельности, в практику воспитательной работы вводятся его различные приемы, формы и методы .И хотя тогда в 1987 году воспитательный процесс, называемый партийно-политической работой, был иным, все-таки главное внимание также уделялось формированию у членов экипажа высоких политических, устойчивых морально-психологических, боевых качеств, перестройке создания моряков с мирного на военный лад. Важность этого была обусловлена тем, что район предстоящего плавания был зоной активных боевых действий и минной опасности. Сам маршрут похода проходил по уже ставшим хрестоматийным «горячим» местам Ближнего и Среднего Востока - Суэцкий канал, Синайский полуостров, Красное море, берега Аравии. Эхо войны - минувшей, настоящей и, наверное, будущей - напоминало о себе постоянно, порой, оно даже отчетливо звучало. Так, по берегам канала то там, то здесь - груды ржавого железа: обгоревшие танки, разбитые орудия, раскуроченные амфибии, в одном из мест на восточном, Синайском  берегу, еще сохранились укрепления знаменитой израильской «линии Барлева». По обоим берегам огневые точки, опорные пункты, военная техника, обложенная мешками с песком, зенитные батареи, понтоны в готовности к действию, множество военных. И несмотря на прозрачность застывшего воздуха, умиротворенную глубину бездонного неба и даже какую-то неестественную тишину этих библейских мест, все-таки приходило чувство: мгновение, и в воздухе послышится гул израильских «фантомов», а на  безжизненном  песчано-каменистом берегу, яростно рыча моторами и лязгая сталью гусениц, поднимая тучи рыжей пыли, появятся танки американского производства, выкрашенные под цвет пустыни. Кстати, в йеменском Адене, куда мы зашли через полгода, раны январских событий 1986 года зияли во всей «красе» - в порту лежащей на борту затопленный сухогруз, замершие стрелки часов на мини - «Биг-Бене», украшающем резиденцию главы государства; видны следы пожаров в разных местах города. И так - по всему маршруту, везде пахло порохом, пожаром войн, непрерывно идущих практически во всех регионах «третьего мира». Каждый из нас в отдельности и все вместе на себе ощутили все «прелести» тропиков. Все-таки мы - северяне, и это мы поняли сразу, как только столбик термометра поднялся за 40, а вскоре зашкалил за 50 и на этом остановился, в конечном счете, придя в негодность. Это - температура на верхней палубе, а внутри, в машинном отделении - под 70.Главным сражением явилась борьба за холод. Радиоаппаратура и электроника быстро перегревались, станции переставали «видеть», несение вахт становилось настоящим испытанием. Где-то месяца на два из строя вышло  более 10% экипажа сменяя друг друга, как мы тогда шутили, в «героях войны» перебывали все по очереди: сразу же началась буквально эпидемия фурункулеза. Достаточно было расцарапать маленький прыщик, получить ссадину, как они перерастали в большую проблему, ранки загнаивались, превращались в большие гнойники и фурункулы. Около десятка моряков ходили с перевязанными руками и ногами, а кое-кто даже передвигался с трудом. Слава Богу, у нас на борту находился, помимо фельдшера мичмана В. ШУЛЯЧЕНКО, прикомандированный хирург из флотского госпиталя. Адаптация к тропическому климату растянулась недели на три. Когда по приходу на Дахлак нас «принимал» в состав эскадры ее штаб, окончательно со всей отчетливостью поняли: холод и боеготовность - понятия неразрывные. Противник, с которым мы должны были иметь дело, действовал в составе легких сил, используя набегово-партизанскую  тактику. Наличие в заливе множества островов, нефтяных вышек, близость берегов, плохая видимость из-за постоянного марева от испарений, плюс к этому наличие у иранцев быстроходных катеров, вооруженных легким стрелковым оружием, гранатометами, крупнокалиберными пулеметами и безоткатными пушками, были фоном, на котором предстояло решать задачи. Кроме того, было известно: по водам залива разъезжают смертники моджахеды, которые готовы направить свои катера, начиненные десятками килограммов взрывчатки, в борт проходящего без охраны катера или сухогруза. Исходя из этого, офицеры,  возглавляемые заместителем командира эскадры, капитаном 1 ранга В.БОЯРКИНЫМ и организовывали корабельные учения и тренировки с боевыми расчетами. Манера их проведения была оригинальной и простой одновременно. Скажем, выходил БОЯРКИН на крыло сигнального мостика вроде бы покурить, а сам вынимал сигнальную ракету и пускал ее в воздух по траверзу. Реакция комендоров на наши действия должна была быть практически мгновенной - разворот стволов 25 мм установки 2М-3М и открытие огня, причем, без всяких команд. Так отрабатывалось отражение ударов средств воздушного нападения противника.
 
 
 
Заместитель  командира эскадры контр-адмирал В. Д. БОЯРКИН
 
       15 мая. Вот и «точка №1» - место якорной стоянки на пятачке 120-метровой банки в глубоководном Оманском заливе неподалеку от Ормузского пролива - поворот Персидского залива.
       17 мая в 00.40 уже при подходе к территориальным водам Кувейта у рифа Мадайри на фарватере «МАРШАЛ ЧУЙКОВ», шедший без охраны, наскочил на мину. Взрыв произошел справа по борту, ближе к носовой части. Бросили якорь. Осмотр ночью мало, что дал. А утром обнаружилось: пробоина в районе форпика размером примерно 48 кв. метров, в которую могла свободно въехать шлюпка. Топливные танки не пострадали, судно подчинялось управлению. По роковому стечению обстоятельств 17 мая произошел еще один инцидент. С 1980 года в этом районе постоянно находилась крупная группировка ВМС США, а непосредственно в заливе развернуто 109-е оперативное соединение, состоящее из 6 - 8 фрегатов и эсминцев. В него входил фрегат «СТАРК», который 17 мая получил серьезные повреждения после попадания в него двух противокорабельных ракет «ЭКЗОСЕТ» АМ-39, выпущенных «по ошибке» с самолета «МИРАЖ» иракских ВВС, что привело к гибели 37 и ранению 21 члена экипажа  (число жертв могло быть больше, т. к. одна ракета не взорвалась).
 
 
 
  
 фрегат «Старк» после поражения ПКР Экзосет АМ 39.
Борьба за живучесть и спрямление корабля вступили в критическую фазу.
 
        Эти, а также другие случаи свидетельствовали о том, что выполнять задачу обеспечения советского судоходства будет не просто.
 
 
Эсминцы США  в  Персидском   заливе
 
       22 мая - первый выход в залив. Он был кратковременным, но, пожалуй, самым запоминающимся. Все находились в напряжении, вокруг «ИВАНА ШЕПЕТКОВА» наш тральщик крутился, как наседка возле своих цыплят. К тому же в Ормузском проливе прямо к борту сухогруза подошел патрульный оманский катер. Мы уже про себя подумали: «Ну вот «оно», вот и вляпались». Более скоростной, чем наш корабль, катер, поманеврировал, с его мостика всех нас рассмотрели, пофотографировали и ушли. Мы же вздохнули с облегчением.
      После первой проводки, продемонстрировав свою дееспособность, мы стали главной «рабочей лошадкой», временно сформированной «бригады Персидского залива».
      Всего же МТЩ «Курский Комсомолец» провел 14 конвоев из 27 судов, шесть раз тральщик длительное время непосредственно находился в Персидском заливе, проводил суда и ожидал их возвращения на границе территориальных вод Кувейта или у берегов Бахрейна, Эмиратов или Катара. Самое длительное пребывание в отрыве от плавбазы при автономности корабля 15 суток составило 23 суток (с 31 июля по 22 августа), а самой сложной задачей было провождение судов ГИУ ГКЭС (Главного инженерного управления Государственного комитета по экономическим связям). Попросту говоря, это были суда, перевозившие наше оружие в Ирак. Все конвои были проведены без особых эксцессов, хотя «нервных» моментов хватало. В западной части залива в ходе каждой проводки наши акустики обнаруживали порядка 15 миноподобных предметов - контакт был довольно отчетливым. Несколько раз казалось, что нас атакуют. Однажды дело фактически чуть не дошло до стрельбы. Из залива мы выводили караван из нескольких судов. Когда уже подходили к Ормузскому проливу и  до точки №2  было  где-то часа 3 хода, как это обычно бывало, внезапно из марева тропической дымки выскочило несколько малоразмерных целей - «быстроходные катера без опознавательных знаков». Часть из них на полном ходу прорезали строй конвоя. А часть, направив свой курс прямо в борт нам и охраняемым судам, как по команде застопорили свои двигатели. Остановились они в нескольких метрах от «атакуемых» целей. Чего они добивались? Может, брали «на испуг», испытывая крепость наших нервов, а, может, просто проводили тренировки, готовясь к реальным атакам».
Одним из первых в заливе стал действовать ТЩ «Курский комсомолец» (к-3р. А.Голодов) он стал действовать в заливе почти сразу после подрыва на мине танкера «Маршал Чуйков». При проводке теплохода «Николай Морозов» тральщиком было обнаружено 19 мин.
      Был случай когда 12 иранских быстроходных катеров пытались атаковать советские суда сопровождаемые тральщиком, но активные действия нашего корабля отпугнули катера. За «Николаем Морозовым», он провел теплоход «Василий Белоконенко», танкер «Махачкала», затем без перерыва теплоход «Бакуриани».
 
 
танкер «Махачкала»
 
      В заливе ТЩ работал свыше двух месяцев, за это время пройдено 13900 миль. Примерно в этот же период произошло и очередное, после 1983 г., когда было создано объединенное центральное командование вооруженных сил США с зоной ответственности, распространявшейся на прибрежные государства Персидского залива, наращивание группировки американских ВМС. Позже под давлением янки с лета-осени 1987 г. США поддержали и их европейские союзники по НАТО, направив в залив 4 английских, 3 французских, 3 итальянских, 2 голландских и 2 бельгийских тральщика, а также многочисленные эскортные силы (всего около 80 кораблей). Осенью 1987г. проводку осуществляли СКР «Ладный», затем его сменил ЭМ «Стойкий», причем оба корабля встретились на приемке топлива у борта танкера «Иркут» у входа в залив, ТЩ «Заряд», «Снайпер». Персидский залив был разделен на две оперативные зоны, в первой от Ормузского  пролива действовали крупные корабли СКР «Ладный» и сменивший его в сентябре ЭМ «Боевой» они конвоировали суда до второй оперативной зоны, где действовали тральщики «Заряд», «Снайпер».
 
 
 
Сторожевой корабль проекта 1135 «Ладный»
 
 
 
Эсминец «Боевой»
 
       Так «Боевой» вначале провел танкер «Махачкала», и перед входом  в порт Эль-Кувейт передал его МТЩ «Заряд». Затем он вернулся  к Ормузскому  проливу, где его уже ждал теплоход «Иван Москаленко» с грузом Главного комитета по экономическим связям, а проще - с грузом авиабомб и боевой техники для иракской армии.
 
 
 
МТЩ «Заряд»
 
       Провел его по заливу и передал его МТЩ «Снайпер». После этого ЭМ лег за курс в Ормузский пролив, где его уже ждали  танкер и рефрижератор,  шедшие в Дубай для закупки воды  и  продовольствия.
      Военное противостояние в Персидском заливе не могло не привести к боевым столкновениям. С середины лета 1987г. к январю 1988г. ВМС США провели 22 операции по эскортированию зафрахтованных танкеров, при этом два танкера были повреждены: 24 июля «Бриджтон» подорвался на мине, а 16 октября «Си Айд Сити» был поврежден ракетой. США в ответ наносили удары по предполагаемым противникам, 22 сентября вертолеты атаковали иранский корабль «Иран Аджр» который как утверждали американцы ставил мины, было убито 5 и ранено 8 членов экипажа, а сам корабль был взорван коммандос после того как его покинул экипаж.
 
 
танкер  «Бриджтон»
 
        14 апреля 1988 на мине подорвался американский фрегат «Сэмюел Б.Робертс», ранено 10 моряков. В ответ американцы атаковали 18 апреля иранские корабли, потопив и повредив несколько из них.  Всего с сентября 1987 г. по июль 1988 г. таких боевых столкновений между ВМС США и Ирана было зафиксировано 8. Особенно крупное произошло 18 апреля, когда иранцы потеряли 3 корабля и 2 нефтеплатформы, а американцы - 1 вертолет.
       По состоянию на январь 1988 г., в заливе действовали ЭМ «Стойкий» (к-3р. М.Волк), БПК «Адмирал Трибуц» (к-2р. В.Еловский), МПК «Комсомолец Грузии» и ТЩ «Турбинист», кроме того там находилась плавмастерская (к-3р. А.Урбанчук) и морской буксир (В.Шатинский).
 
 
 
танкер «Аргунь»
 
       ЭМ «Стойкий» осуществлял в числе прочих проводку танкеров «Аргунь», «Память Ленина», кроме того, он сопровождал рефрижераторное судно «Слава Керчи» в порт Дубаи для пополнения запасов продовольствия для кораблей эскадры. Походы проходили в условиях приближенных к боевым, так ЭМ «Стойкий» конвоируя танкер, на траверзе порта Абу-Даби стал свидетелем, как иранские катера атаковали и подожгли греческий танкер.  А во время одного из январских рейсов прибывший в декабре 1987г. в Персидский залив тральщик «Турбинист» прямо по курсу своевременно обнаружил сорванную с якоря мину и расстрелял её. Это была не последняя мина, за два месяца работ по проводке судов обнаружили и уничтожили до десятка мин.  БПК «Адмирал Трибуц» совершил более 10 проводок, все успешно, а ведь за это время авиация и корабли воюющих сторон атаковали около 20 мирных судов.
      Большой противолодочный корабль «Трибуц»  с  18 по 23 ноября 1987 года нанес визит в Аден (Южный Йемен) и с 16 по 21 мая  1988 года по поддержанию порядка в Персидском заливе. С 22 марта 1994 года по 2001 год находился в резерве.
С 1 сентября 1987 г. по 27 февраля 1988 г. "Комсомолец Грузии" (потом МПК-127) под командованием капитана 3 ранга С.Н. Колупаева, находясь на боевой службе, охранял судоходство в районе Персидского залива во время ирано-иракского конфликта. По итогам боевой службы старшие матросы В.Н. Рожков, М.М. Кастымов и старший мичман A.M. Маруненко были награждены медалями «За отличие в воинской службе», капитан 3 ранга Н.А. Годлевский - медалью "За боевые заслуги". Позже во втором походе в 1988г. «Комсомолец Грузии» под командованием капитан-лейтенанта  А.Вохмякина осуществил 12 проводок караванов советских судов и танкеров. В начале 1988г. были  награждены знаком «За боевое траление» экипажи 3 тральщиков.
В июне 1988г. произошла замена судов осуществляющие конвойные операции пришел ЭМ «Осмотрительный» (к-2р. А.Назаров), СКР «Порывистый» (к-л Е.Крайнов) и ТЩ «Трал» и «Рулевой» (к-л.  Г.В.Сороколетов).
 
 
 
МТЩ «Трал»
 
 
 
Морской тральщик «Рулевой»
 
        3 июля 1988г. американский РКР «Винсеннес» в Персидском заливе сбил ракетой иранский пассажирский авиалайнер «А-300» с 298 пассажирами. После этого инцидента Иран активизировал удары по судам разных стран и усилил патрулирование в Ормузском проливе.
       В 1988г. в Персидском заливе  выполняли боевые задачи из состава ОВР ЧФ: МТЩ «Зенитчик» (к-3р. С.В.Никонов), «Вице-адмирал Жуков» (к-3р. В.М.Баскин),  «Рулевой» (к-л.  Г.В.Сороколетов) и «Курский комсомолец» (ст.л. С.В.Антошин). Находясь в зоне активных боевых действий в течение полугода и проводя за тралами советские суда, экипажи черноморских кораблей с поставленными задачами справились. Особенно отличился экипаж ТЩ «Курский комсомолец» (командир капитан 3 ранга А. Голодов, зам. командира по политчасти капитан-лейтенант С. Горбачев). Этот тральщик провел через миноопасные районы 16 конвоев. В 1988 г. этот корабль с командиром старшим лейтенантом С. Антошиным во второй раз выполнял задачи в Персидском заливе, проведя за тралами 32 танкера и транспорта. В 1987г. 14 членов экипажа этого тральщика были награждены боевыми орденами и медалями.
       Советские корабли не имели баз в заливе и не использовали порты прибрежных стран для пополнения запасов и отдыха личного состава. Тыловое обеспечение кораблей осуществлялось в море от вспомогательных судов – танкеров «Аргунь», «Память Ленина», рефрижератора «Карадаг». В случае ремонтных работ в заливе находится плавмастерская и спасательный буксир.  Так находившаяся в первом полугодии 1988г. в заливе плавмастерская под командованием капитана 3 ранга А.Урбанчука среди прочего оказала техническую помощь ЭМ «Стойкий», во время шторма устранила неисправность на МПК «Комсомолец Грузии» и кроме того несколько раз конвоировала наши танкеры.
 
 
 
плавмастерская  «ПМ 129»
 
        20 августа 1988г. вступило в силу соглашение о прекращении боевых действий между Ираном и Ираком. В это время проводку судов в Персидском заливе осуществляют МТЩ «Трал» и «Рулевой», кроме того в заливе находится СКР «Порывистый» и прибыла плавбаза «Иван Колышкин» для пополнения материальных запасов наших кораблей в заливе.  Тральщик «Рулевой» провел 21 конвой, прошел 16 тысяч миль, из них 550 прошел с тралом.  МТЩ «Трал» в 1988г. провел 18 конвоев из 41 судна, а СКР «Порывистый» (к-л. Е.В.Крайнов) в 1988г. провел 17 конвоев.
       В 1988г. за образцовое выполнение государственной задачи по защите судоходства в Персидском заливе всему экипажу СКР «Порывистый» Министром обороны СССР была объявлена благодарность. Командир корабля к-л Е.В.Крайнов и командир БЧ-4 к-л В.К.Серпиков были награждены орденами «За службу Родине в ВС», офицерский состав и мичманы – медалями «За боевые заслуги» и «Нахимова».
      В 1988г. в Персидском заливе  БПК «Маршал Шапошников» провел 41 судно в 19 конвоях.
 
      В октябре 1988г. СССР достиг договоренности о посещении советскими кораблями и вспомогательными судами находящихся в Персидском заливе портов Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). В порт Абу-Даби заходили с деловыми визитами МТЩ «Рулевой», госпитальное судно «Обь», корабль управления «Баскунчак», корабль управления  « Даурия»,   а  в порт Дубай – вспомогательные суда флота. Впервые в истории Советского Военно-морского флота  корабль управления «Даурия»  зашел с деловым визитом в порт  Маскат Республики Оман.
 
 
 
корабль управления «Даурия»
 
     В 1989г. в Персидском заливе  выполняли боевые задачи из состава ОВР ЧФ: МТЩ «Сигнальщик» (к-3р. И.И.Тенюх), «Харьковский комсомолец» (к-3р. А.А.Закимовский) и «Турбинист» (к-3р. М.И.Пятничук). С августа 1989г. по июнь 1990г. «ПМ-59» ТОФ поддерживала техническую готовность кораблей, решавших боевые задачи в Персидском заливе.
 
 
 
плавбаза подводных лодок  «Волга»
 
     Всего с 1987 по 1990 гг. корабли 8-й ОПЭСК в Персидском и Оманском заливах, не вступая в боевое столкновение с иранскими силами, в 178 конвоях без потерь и повреждений провели 374 торговых судна, в том числе:
 
 
ЭМ «Стойкий»- 86 судов в 44 конвоях
 
 
 
СКР «Порывистый»- 67 судов в 30 конвоях
 
 
  
ЭМ «Боевой»- 50 судов в 29 конвоях
 
 
 
БПК «Адмирал Трибуц» - 41 судно в 17 конвоях
(по другим данным  в 1988г. более 20 конвоев)
 
 
 
  БПК «Маршал Шапошников» - 41 судно в 19 конвоях
 
 
 
БПК «Адмирал Виноградов» - 22 судна в 9 конвоях
 
 
 
ЭМ «Осмотрительный» - 31 судно» в 16 конвоях
 
 
 
БПК «Адмирал Захаров»- 21 судно в 8 конвоях
(по другим данным в 1988г.  53 судна в 23 конвоях)
 
 
 
БПК «Адмирал Спиридонов»- 15 судов в 6 конвоях.
 
      Не менее активно действовали и корабли Черноморского флота.
После окончания конвойных операций, советский и затем российский флот еще некоторое время эпизодически отмечался в водах Персидского залива.
     В 1990 г. БПК «Адмирал Трибуц» (к-3р. В.П.Масько) нес службу в заливе в составе сил ООН и контролировал, в соответствии с договоренностями, соблюдение экономического эмбарго против Ирака. Экипаж проводил противодиверсионные операции, контролировал воздушное пространство. Кроме того, на  рубеже 1990-1991 годов АПЛ пр.671РТМ «Б-244» (к-1р. В.Г.Юферов), старший  на  борту  командир  дивизии ПЛ  капитан 1 ранга В.В.Исак, успешно  выполнила  задачи  разведки  и  слежения  за  кораблями ВМС  США  в  период  вооруженного  конфликта  в  Персидском  заливе.
     В 1991г. во время войны коалиции стран ООН и Ирака успешно решили задачи боевого дежурства в зоне Персидского залива экипажи БПК «Маршал Шапошников» (к-2р. В.Ю.Малкин) и «Адмирал Спиридонов».
    Помимо этого в феврале 1991г. после ухода из Эфиопии туда была переведена группа ППДС ЧФ под командованием капитана 2 ранга Леонида Губко. Наш флот не участвовал в боевых действиях. Но они должны были обеспечить безопасность нашего флота и гражданских судов, заходящих в страны залива и выходящих из них. За операции в Эфиопии и в Персидском заливе один из членов группы Александр Пархоменко был награжден медалью Ушакова.
     В октябре 1992года- первым среди российских кораблей БПК «Адмирал Виноградов» (к-2р. В.Чернявский) присоединился к объединенному военно-морскому флоту, дислоцирующемуся в Персидском заливе, для соблюдения выполнения резолюции против Ирака, принятых Советом Безопасности  ООН.
 
 
 
      В 1993 г. БПК «Адмирал Трибуц» (к-3р. С.Федосеев) нес службу в заливе в составе сил ООН и контролировал, в соответствии с договоренностями, соблюдение экономического эмбарго против Ирака. Кроме того, участвовал в выставке вооружения и военной техники в Абу-Даби (ОАЭ).
     В декабре 1993г. БПК «Адмирал Виноградов» (к-2р. В.Чернявский) и БДК «Николай Вилков» (к-3р. Г.Никитин) провели совместное учение с кораблями ВМС Кувейта.
 
 
 
БДК «Николай Вилков» (к-3р. Г.Никитин)
 
      Корабли, участвовавшие в конвойных операциях в Персидском заливе в 1987-1990гг., они находились там в среднем по
5 месяцев (1 период 1987, 2 период 01.-06.1988, 3 период с 06.1988, 4 период конец 1988 – начало 1989, 5 период 1989-1990) Список не полон и требует уточнений.
 
Боевые корабли:
 
  БПК пр.1155 «Адмирал Трибуц» (к-2р. В.Еловский) ТОФ– 2 период. До конца июня 1988года.
 БПК пр.1155 «Маршал Шапошников» (к-2р. В.М.Бутяга) ТОФ - 4 период.
 БПК пр.1155 «Адмирал Виноградов» (к-2р. С.В.Тегенцев) ТОФ - в 5 периоде (в марте 1990г. прибыл во Владивосток завершив межфлотский переход)
 БПК пр.1155 «Адмирал Захаров» (к-2р. А.В.Пискунов) ТОФ – 4 период (вернулся в базу в апреле 1989г.)
БПК пр.1155 «Адмирал Спиридонов» (к-2р. А.Н.Яковлев) ТОФ  1988
ЭМ пр.956 «Стойкий» (к-3р. М.Волк) ТОФ – 1 и 2 период.
ЭМ пр.956 «Осмотрительный» (к-2р. А.Назаров) ТОФ – 3 период.
ЭМ пр.956 «Боевой» (к-2р. Ю.М.Романов) ТОФ – 1 и 5 период.  27.08.-25.10.1987, (1989).
СКР пр.1135 «Ладный» (к-2р. П.Журавлев) ЧФ – 1 период. – август 1987.
СКР пр.1135 «Порывистый» (к-л Е.Крайнов) ТОФ – 1 и 3 период (1987,1988).
МПК пр.1124 «Комсомолец Грузии» («МПК-127») (к-3р. С.Н. Колупаева , А.Вохмякин) ЧФ – 1-2 период (01.09.1987-27.02.1988) и 4 период.
ТЩ пр.266М «Заряд» (к-л В.Королев) ТОФ – 1 период.
ТЩ пр.266М «Курский комсомолец» (с 1992г. - «Наводчик») (к-3р. А.А.Голодов, затем ст.л. С.В. Антошин) ЧФ – 1 (с мая 1987) и 1988.
ТЩ пр.266М «Турбинист» (к-3р. М.И.Батуев, в 1989- М.И.Пятничук) ЧФ – 2 период (1987) и 1989.
ТЩ пр.266М «Трал» (к-3р. В.Рогован) ТОФ – 3 период.
ТЩ пр.266М «Рулевой» (к-л. Г.В.Сороколетов) ЧФ – 3 период (1988).
ТЩ пр.266М «Снайпер» (к-3р. Н.М.Стрепко) ЧФ – 1 период с мая 1987
ТЩ пр.266М «Вице-адмирал Жуков» (к-3р. В.М.Баскин) ЧФ - 1988
ТЩ пр.266М «3енитчик» (к-3р. С.В.Никонов) ЧФ - 1988
ТЩ пр.266М «Сигнальщик» (к-3р. И.И.Тенюх) ЧФ - 1989
ТЩ пр.266М «Харьковский комсомолец» (с 1992 – «Радист») (к-3р. А.А.Закимовский) ЧФ – 1989
Вспомогательные суда:
Плавмастерская  «ПМ-129» (к-3р. А.Урбанчук) – 2 период.
Плавмастерская пр.304М «ПМ-59» ТОФ – 5 период, с августа 1989г. по июнь 1990г.
Морской буксир (В.Шатинский) – 2 период.
Плавбаза пр.1886 «Иван Колышкин» СФ - 3 период.                                                                         
Плавбаза пр.1886 «ВОЛГА»- ЧФ-1 период.
 
 
 
Гидрографическое судно «Гидролог» ЧФ -1 период-1982 год
 
 
 
 
 
эсминец «Боевой»
 
      "Эсминец «Боевой», пр.956 типа «Современный», в числе других кораблей ВМФ выполнял патрулирование в Персидском заливе в 1987-1989 годах. На протяжении всей войны торговые суда под советским флагом шли и в иракские, и в иранские порты. В Кувейт, который использовался Ираком для торговли с внешним миром, транспортами доставлялись самолеты, танки, артиллерийские орудия, различная  боевая техника, боеприпасы. Из Ирака наши танкеры 80-тысячники тип  «Маршал Баграмян» и другие, вывозили нефть на азиатско-тихоокеанский рынок и в Австралию. Аналогичные интересы в Ираке имели и американцы, и европейцы. Они охотно покупали иракскую нефть - одну из лучших в мире. Американцы сопровождали свои танкеры, мы - свои, и особенно тщательно охраняли транспорты с оружием. В Персидском заливе собрались военно-морские силы разных стран. К иранскому режиму США относились крайне враждебно и даже агрессивно, а к Ираку - покровительственно и по-дружески. Иранцы стремились всеми силами прервать иракские морские коммуникации: минированием судоходных фарватеров в мелководном Персидском заливе, набегами кораблей, налетами своей немногочисленной авиации и, особенно, атаками малоразмерных быстроходных катеров "корпуса стражей исламской революции". Эти катера с вооруженными до зубов фанатиками пытались высаживать "группы захвата" на транспорты. Для борьбы с ними на наших кораблях стали устанавливать забытое оружие - станковые пулеметы. В постоянной готовности находились и наши "группы противодействия захвату" из числа бойцов корабельного десантного взвода. Когда было известно, что транспортируется важный военный груз, в атаку на наши транспорты выходили и иранские фрегаты, но, обнаружив корабль охранения, от атак отказывались и уходили. Иногда по боевой тревоге мы находились на боевых постах по несколько суток. Обменивались взаимной информацией о плавающих минах с кораблями НАТО и минно-тральными группами ВМС США, Франции и Великобритании".
 
 
проводка конвоя  в Персидском заливе 
 
      В 1990 году Ирак захватил богатый нефтью Кувейт и вслед за этим в 1991 году последовала американская операция "Буря в пустыне", изгнавшая иракские войска с кувейтской территории. Поистине, "от любви до ненависти - один шаг"… Президентом США в то время был Джордж У.Буш (старший). С тех пор американо-иракские отношения были напряжены до предела. Теперь уже Ирак заявил, что Америка является его врагом номер один. Хусейн всю жизнь искал себе достойного противника, и наконец обратил против себя самую могучую державу мира. Цель была достигнута. После этого были бомбардировки Багдада в 1998 году уже при президенте Клинтоне. Пошло в ход высокоточное оружие, позволяющее ракете или бомбе влететь в то окно в здании, которое ей предписано. Такие войны - превосходный полигон для испытания новых образцов оружия. Что касается причин войны США против Ирака, начавшейся в 2003 году, то не нужно забывать рухнувших Нью-йоркских небоскребов. Такое не прощается. Смешно думать, что этой операцией управлял Усама бен Ладен из афганских пещер. Понимают это и американцы. Им приходится воевать с невидимым врагом и подозревать всех. Этому - не позавидуешь.