Розин Александр.
 
8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1982 г. - 1986 г.
 
13. Хроника БС в 1986 г.
 
На начало года на боевой службе (БС) находились - 1 БПК пр.1155 (НАТО - Udaloy) «Адмирал Спиридонов» (капитан 2 ранга С.А.Долмет), 1 МТЩ  пр.266М (НАТО - Natya) «Запал» (бортовой 705, капитан-лейтенант А.Н. Гончаров) и 1 БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)  «БДК-101». Подводный флот был представлен 1 ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-427» (к-3р. И.И.Фокин).
7 января завершив БС Индийский океан покинул  БПК пр.1155 (НАТО - Udaloy) «Адмирал Спиридонов» (капитан 2 ранга С.А.Долмет) выполняющий межфлотский переход на ТОФ с несением БС в Индийском океане.
 
Аденская мясорубка.
В январе 1986 г. корабли эскадры оказались в эпицентре вооруженной борьбы в Южном Йемене (НДРЙ). К январю 1986г. разногласия в руководстве правящей Йеменской социалистической партии (ЙСП) достигли апогея и  президент Али Насер Мухаммед решил кардинально покончить с противостоянием. В разработке детального плана участвовали министр внутренних дел, начальник Генштаба Абдалла Алейва, командующий ВМС НДРЙ капитан 3 ранга Ахмад Абдалла аль-Хасани. 13 января  президент назначил заседание Политбюро в здании ЦК и там его  охранники расстреляли почти всех его противников. Были убиты Али Антар, Салех Муслах и Али Шае. Абдель Фатах был тяжело ранен, но при попытке эвакуировать его через район Стимео он пропал без вести. Спастись члены Политбюро Али Салем аль-Бейд и Салем Салех Мухаммад.  Переворот был хорошо подготовлен но его сгубила случайность. На утро 13 января были назначены "политзанятия" во всех госучреждениях и воинских частях с целью собрать всех в больших классах (естественно, без оружия) и провести разделение, своих выпускали - не своих оставляли под арестом, а потом начинали уничтожать. Наиболее опасных - почти сразу, как и партийных функционеров из «не своего лагеря». Но реализацию плана неожиданно нарушил командир танковой бригады  опоздавший на совещание в Министерство обороны. Случайно избежав расправы, он переоделся в гражданское платье и на другой машине (автомобиль комбрига знали и искали) вернулся в Салах Эд-Дин (30 км от Адена). По его приказу 96 единиц бронетанковой техники (Т-62, БТР и ПТ-76) пошли на Аден, причем плавающие танки пошли на столицу морем, через залив. В район расположения штаба флота, от которого до здания политбюро - рукой подать. В Адене начались вооруженные столкновения противоборствующих сторон. Различные части вооруженных сил присоединялись к различным сторонам. ВМС весь и часть ВВС выступили на стороне президента. Так командование ВВС в Адене выступало за президента, в штаб ВВС были вызваны командиры двух авиационных бригад не являвшимися сторонниками президента  и они были  зверски убиты, одним из них был Бакиль Хашим. Но авиация на авиабазе Аль-Анаде оказалась с оппозицией. Истребители MiG-23BNs которые базировались в Аль-Анаде  были брошены в бой против поддерживавших президента ВВС. В конечном итоге, почти 75 % ВВС НДРЙ (PDRYAF) были выведены из строя в ходе боев и противостояния, включая два истребителя MiG-21, подстреленные в Зинджибаре (Zinjibar).
Все решилось после того как в Адена пришли танки Хейсама Касема (командующий БТВ) и пехота Мусанны Мусаида (командующий Аль-Анадским направлением) и завязали сухопутно-морское сражение между танками сторонников Фаттаха и ракетными катерами их противников.
Йеменский флот представлял немалую силу в то время - 22 корабля, в том числе дивизион ракетных катеров, 2 танковые роты и бригада морской пехоты. Ракетные катера, как самая мобильная система, активно использовались во время переворота, артиллерией уничтожили дом Аль-Антара (первого заместителя президента НДРЙ). «Р-123» один пытался остановить своими пушками бронетанковую колонну, шедшую атаковать Генштаб по берегу бухты. Он успешно подбивал бронетранспортеры, а при попадании в танк, оглушенный и контуженый, экипаж танка бросил машину и колонна останавливалась. Крупнокалиберные береговые батареи, установленные еще англичанами, развернув башни, били своими тяжелыми снарядами по танкам, по ним же били и ракетные катера. По низколетящим самолетам била зенитная артиллерия кораблей и ПЗРК «Стрела». Только в первый же день было сбито 3 самолета.  В свою очередь первоначально танки и береговые огневые точки сдержанно вели огонь по флоту из-за наличия большого числа иностранных гражданских судов  в гавани. Но во вторник 14 января, на второй день боев, они открыли огонь по кораблям Военно-Морского флота. Из-за этого несколько гражданских судов и яхт прибывших 12 января  попали под перекрестный огонь, и большинство из них получили повреждения такелажа. По данным агентства Ассошиэ́йтед Пресс на 15 января в гавани Адена по меньшей мере 4 торговых судна были подожжены. 13-14 января попала под перекрестный огонь на рейде Адена и была потоплена британская 43-футовая яхта «Innocent Bystander», а японский балкер под панамским флагом «Sanko Daffodil» был поврежден, два члена его экипажа были ранены. 15 января вертолетом там был обстрелян индийский сухогруз «Kanishka». 
Флоту тоже досталось.  СДК пр.770МА бортовой номер 138 был атакован штурмовиками Су-7Б и поражен ракетами в результате он  сгорел и был выброшен  на берег. РКА «Р-23» был выброшен на песчаную отмель у берега и брошен экипажем. Поняв, что борьба проиграна часть кораблей - 2 СДК и катер ушли в порт Массауа (Эфиопия).
Так как большинство бронетехники и пехотных частей оказалось на стороне погибшего Исмаила, то им удалось выиграть борьбу за столицу. Как только фракция Исмаила стала побеждать, Мухаммед  отправился в Эфиопию и попросил чтобы Менгисту предоставил ему оружие и солдат. Менгисту отказал, и Мухаммед был вынужден  возвратиться в НДРЙ.  Хотя он пытался сплачивать своих сторонников в провинции Абьян, но его действия были неудачными, и он вынужден был бежать 24 января в ЙАР. Только тогда сторонники Исмаила объявили, что их лидер погиб во время боев. Гражданская война стоила жизни 13000-17000 человек, включая  военных и гражданских жителей, а до 65000 человек бежали в ЙАР.
В момент начала боев на рейде Адена из кораблей эскадры находился только танкер Тихоокеанского флота «Владимир Колечицкий» (капитан Геннадий Иванович Киреев) прибывший суда в этот же день с десятью тысячами тонн топлива и с тысячей бочек бензина на палубе. Помимо него там стояли советские торговые и рыболовные суда, балкер «Зоя Космодемьянская» ЧМП, ролкер «Смоленск», «Павел Антокольский». Все они подвергались нешуточной опасности, в ролкер «Смоленск» попал снаряд и ранил второго механика. 
В штаб эскадры который располагался на черноморской плавбазе пр.1886 (НАТО - Ugra) «Волга» у о.Сокотра,  из Адена поступила телеграмма от капитана танкера «Колечицкий», о том, что в городе идет бой, снаряды летят через танкер, один корабль в порту уже потоплен.
Командир эскадры контр-адмирал Паромов Р.В.  приказал повернуть «Волгу» в Аден, танкеру была дана команда рубить швартовы и начинать выходить из порта. Через сутки ПБПЛ «Волга» подошла к приемному бую Адена, встала на якорь.
Командир эскадры контр-адмирал Паромов приказал спустить шлюпку и помощнику начальника штаба по авиации полковнику Туманову отправиться на разведку в порт, чтобы прояснить обстановку. Когда катер скрылся за молом,  возле корабля по обоим бортам неподалеку упали снаряды. А по радиосвязи на корабль передали чтобы корабль отошел в нейтральные воды, в противном случае по нему будет открыт огонь на поражение. Плавбаза «Волга» развернулась и отошла в нейтральные воды, дожидаясь катер с полковником Тумановым. Через несколько часов к кораблю подошел катер и полковник Туманов поспешил на доклад к командиру эскадры контр-адмиралу Паромову, сообщив, что в Йемене произошла попытка  государственного переворота, президент Мухамед своими соратниками вырезал политбюро  и попытался разоружить сухопутные войска, но у него ничего не вышло. Войска, верные премьеру танковыми колоннами вошли в город и начали подавлять путч, разразилась настоящая война которая угрожала жизни тысяч советских людей находившихся в стране.
По западным данным в стране находились тогда приблизительно 2000 советских советников, 8000-10000 советских специалистов и членов их семей  и 400 кубинцев.
Командование эскадры доложив в Главный штаб ВМФ обстановку, получили команду осуществлять эвакуацию советских людей из страны, для чего использовать все имеющиеся средства и привлекая проходящие суда. Из ПМТО на Дахлаке был срочно вызван тральщик пр.266М (НАТО - Natya) «Запал» (бортовой 705, капитан-лейтенант Гончаров Александр Николаевич), поставлен в бухте и через него стали эвакуировать людей на суда. В боевой обстановке, во время обстрелов личный состав проявляя мужество и героизм принимал гражданских специалистов, женщин с детьми и партию за партией переправлял на гражданские суда стоявшие на внешнем рейде порта Адена. Всего его экипаж вывез из  порта Аден 1500 советских и более 3000 иностранных граждан.
Через сутки командование эскадры получило команду из советского посольства подойти и забрать их и семьи, так как боевые действия велись непосредственно возле посольства, и оно было частично разрушено. Корабль управления «Волга» перешел в новую точку и встал на якорь. Запросив по радио воюющие стороны о разрешении подойти к берегу и эвакуировать советское посольство, получили добро и твердые гарантии, что огонь открываться не будет. Подогнали судно поближе к берегу, спустили шлюпки и начали эвакуацию.
В операции был задействован и подошедший БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)  «БДК-101». Морские пехотинцы под командованием майора Тихончука В.В., капитана Виктора Шеремета и лейтенанта Сергея Александровича Захарюка различными путями в течение десяти суток в условиях уличных боев, эвакуировали около 7 тысяч иностранных специалистов в том числе подданных Великобритании и Франции, представителей дипломатических и других миссий. Из этого количества 2,5 тысячи были нашими соотечественниками. Все выводимые и вывозимые люди из Йемена грузились на любые проходящие мимо суда. При выполнении боевой задачи морские пехотинцы обошлись без потерь в живой силе и технике.
16 января в Джибути на борту судна «Павел Антокольский» были доставлены эвакуированные из Адена люди в том числе 11 яхтсменов иностранцев спасенных в гавани Адена моряками советского ролкера «Смоленск» и в море переведенные уже на «Павел Антокольский».
17 января 3 советских судна вышли из  Адена приблизительно с  1000 эвакуированных, главным образом с советскими гражданами и доставили их в Джибути.
19 января эвакуируемые из Адена люди в том числе иностранцы были высажены в Джибути с советского грузового судна «Скульптор  Голубкина» (ЧМП), 21 января туда доставлены на лихтеровозе «Стахановец Ермоленко» (БМП) 589 советских, венгерских, чехословацких и восточногерманских граждан.
В операции  по эвакуации из НДРЙ совместно с советскими судами участвовали французские суда и британские корабли.    
Британский фрегат «Jupiter» F-60  прибыв 16 января в Аден помогал эвакуировать британских подданных из Южного Йемена и обеспечил связь между яхтой «Британия» и берегом. В Адене из иностранных боевых кораблей к берегу разрешили подойти королевской яхте «Britannia» которая на время становилась госпитальным судном и вспомогательному судну британского флота RFA «Brambleleaf»  по тому что оно не несло цветов британского военного корабля. Яхта «Britannia» приняла приблизительно 450 человек с берега в Адене к середине дня 18 января, после чего она была вынуждена отступить под артиллерийским и снайперским огнем. Из 450 человек, 38 были  британцами. 81 французский подданный был тогда передан на французское судно, а остальные эвакуированы на «Britannia» в Джибути. 19 января яхта «Britannia» вернулась и в 35 милях к северо-востоку от Адена и забрала еще  209 человек, из них 18 были британцами. Они прибыли в Джибути, после передачи их на фрегат «Jupiter». Но на следующий день разразившийся шторм лишил экипаж «Britannia»  возможности проводить полноценную спасательную операцию, эвакуировали еще 15 британских подданных из Little Aden. В это время на берегу были развернуты линии связи для связи с несколькими британскими военно-морскими судами. По этим каналам связи предоставленных Би-Би-Си сообщалось эвакуируемым  где им собраться на побережье что бы быть вывезенными. Эта работа координировалась британскими и советскими дипломатами. 20 января британский эсминец  «Newcastle» D-87 и британское грузовое судно «Diamond Princess» пришли к району в 300 милях к востоку от Адена около города Эль-Мукалла (Al Mukalla) и отсюда эвакуировали приблизительно 250 человек, еще  на следующий день несколько десятков в Little Aden.  После этого было решено что  эвакуация завершена и все суда отошли от берегов, но в это время было получено радио сообщение что еще  800 человек нуждаются в эвакуации. Установив связь с британским консулом  этих людей направили в Little Aden куда подошли суда чтобы взять их на борт. В операции «Operation Balsac» по эвакуации иностранцев из охваченного гражданской войной Южного Йемена участвовали следующие британские корабли: королевская яхта «Britannia», судно обзора HMS «Hydra», RFA «Brambleleaf» и грузовое судно MV «Diamond Princess»,  операцию прикрывали эсминец «Newcastle» D-87 и фрегат «Jupiter» F-60.  
19-28 января 1986г. со стороны ВМС Франции в эвакуации участвовали четыре судна, фрегат «De Grasse», два авизо «Victor Schoelcher» F-725 и «Doudart de Lagree» F-728 и плавмастерская «Jules Verne» A-620 на борту которой были размещены три вертолета 1 «Пума» и 2 «Алуэтт  III» (в Джибути она вернулась 25 января).
В январе 1986г. американцы также направили в район йеменского побережья корабли Middle East Force, включая флагманское судно «La Salle» для потенциальных операций по эвакуации. Но они оставались в стороне не вмешиваясь в события, и доверив эвакуацию иностранцев британским и французским союзникам.
Нет точных данных о количестве эвакуированных, в  одних публикациях говорится о 4500 человек  эвакуированных из Адена, 1500 советских и более 3000 иностранцев, в других о 10 тысячах - 8 тысяч советские граждане и 2 тысячи иностранцев.
 
26 января через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыл БПК пр.1134 Б (НАТО - Kara) «Таллин» (бортовой 547, капитан 3 ранга В.Кобелев).
2 марта завершив БС Индийский океан покинула ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-427» (к-3р. И.И.Фокин). В феврале начала переход в Камрань. 26 сентября из Камрани  убыла во Владивосток. 
5-6 марта пройдя Малаккский пролив в Индийский океан прибыла американская АУГ во главе с атомным авианосцем «Enterprise» CVN-65.
13 марта два советских разведывательных самолета Ил-38 у индийских берегов вел поиск авианосной группы, и обнаружили “группу обмана” к юго-западу от «Enterprise», но (по-видимому) не саму авианосец.
19-20 марта АУГ во главе с атомным авианосцем «Enterprise» CVN-65 провел “воздушную и наземную демонстрацию” для ключевых пакистанских лидеров. Русские, и индийцы проявили более чем мимолетный интерес к учениям: первые послали пару Ил-38 из Аль-Анада, которые сделали по одному заходу в "усиленном строю", а вторые послали Ил-38, сделав не менее четырех заходов у «Enterprise»  всего через две минуты после второго советского захода.
22 марта АУГ во главе с атомным авианосцем «Enterprise» CVN-65 бросил якорь у о. Аль-Масира (Оман), вышел из своей якорной стоянки во время дневной вахты 24-го числа, вернулся ранним утром следующего дня и снова был в пути во второй половине дня 25 марта, вернувшись ранним утром 26-го. Стоя на якоре в Аль-Масире, «Enterprise» снова оказался под наблюдением советских Ил-38 из Аль-Анада.
31 марта самолеты атомного авианосца «Enterprise» CVN-65 наблюдали на якорной стоянке Шу-аб (Shu-ab) у острова Сокотра советские корабли - крейсер класса Kara (БПК пр. пр.1134Б) «Таллин» (бортовой 547), плавбазу класса Ugra (пр. 1886) «Волга», танкер класса Boris Chilikin (пр.1559В) и разведывательное судно класса Mertkr. 1 апреля  русские Ил-38 пролетели над «Enterprise»  едва ли  не в 1000 ярдах. А американский атомный ракетный крейсер «Arkansas» CGN-41, тем временем, сделал “проход” через якорную стоянку Сокотры, и снимки показали, что русские все еще там на якоре.
31 марта завершив БС Индийский океан покинул  МТЩ  пр.266М (НАТО - Natya) «Запал» (бортовой 705, капитан-лейтенант Гончаров Александр Николаевич). В ходе БС заходили в Аден и на ПМТО Дахлак, домой пришли 22 апреля. За успешное выполнение поставленных задач командир корабля награждён орденом «Красная звезда», зам. командира по п/ч, командир БЧ-2-3, командир ЭМБЧ медалями «За боевые заслуги», несколько человек матросов медалями Ушакова.
14 апреля через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыл СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Ревностный» (бортовой 603, капитан 3 ранга А.Г.Коломейцев). На БС вышли в начале февраля, были  на ПМТО Камрань.
16 апреля атомный авианосец «Enterprise» CVN-65 был разведан двумя русскими Ил-38, вылетевшими из Аль-Анада, причем русские пикировали по левому борту судна с носа до кормы на высоте 1500 ярдов в западной части Аденского залива. Сам авианосец с 11 апреля был направлен к о.Сокотра где вел наблюдение и контролировал морское движение в стратегически важном Баб-эль-Мандебском проливе.
18 апреля завершив БС Индийский океан покинул  БПК пр.1134 Б (НАТО - Kara) «Таллин» (бортовой 547, капитан 3 ранга В.Кобелев).
21 апреля российские Ил-38 из Эль-Анада совершили разведывательный полет в Аденском заливе в 150-200 ярдах от «Enterprise», когда тот осуществлял "воздушные" операции в Бербере (Сомали).
25 апреля атомный авианосец «Enterprise» CVN-65  получил приказ направиться в Средиземное море в связи с кризисом в Ливии. В конце 26 апреля он прошел через Баб-эль-Мандебский пролив с атомными ракетными крейсерами «Arkansas» CGN-41 и «Truxtun» CGN-35. Вечером 28 был у Суэца и 29 апреля прошел Суэцким каналом став первым атомным авианосцем который его пересек.
29 апреля через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыл БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «50 лет шефства ВЛКСМ» (к-л. Куц Александр Павлович) на борту батальон морской пехоты 390 ПМП ТОФ под командованием м-р Мартыненко Е. В. На БС вышли 14 апреля.
В мае через Суэцкий канал из Индийского океана ушла черноморская ПБПЛ пр.1886 (НАТО - Ugra) «Волга». В мае она уже прибыла в Севастополь.
В конце весны - начале лета  через Суэцкий канал на БС в Индийский океан пришел черноморский поисково-спасательный корабль пр.596П (НАТО - Vytegrales) он же корабль управления «Тамань» (бортовой 504, командир Шевцов Валерий Романович). До прихода в Индийский океан, 21 марта командный пункт 5 Средиземноморской эскадры во время начала конфронтации США и Ливии был переведён на КУ «Тамань»  и направлен в точку № 52, находящейся в 50 милях севернее Ливии. Вероятно он находился там и во время повторных ударов американских ВВС по Ливии в апреле.
8 июня через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыла ПЛАРК пр.675МК (НАТО - Echo II) «К-23» (к-1р. А.С.Шевелев).
11 июня завершив БС Индийский океан покинул  БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)  «БДК-101» на борту рота морской пехоты 390 ПМП ТОФ под командованием м-р Тихончук В. В. К месту дислокации прибыли 24 июня.
В июле 1986 г. в порт Виктория (Сейшельские острова) в связи с напряженной обстановкой в стране заходил на неделю БДК «50 лет шефства ВЛКСМ» (к-л. Куц А.П.), на борту была рота морских пехотинцев, танковая рота, взвод обеспечения. Командир десанта майор Мартыненко Е. В., начальник штаба морпехов  Колычихин, командир танковой роты Старостин Сергей. Участник похода старшина команды электриков БДК, мичман Геннадий Александрович Естехин вспоминал: «… заходили в июле 1986 как раз попали на празднования дня ВМФ. Приезжал посол наш, и министр обороны республики поздравлять нас. Разговоры ходили что обстановка была напряженной вот мы и заходили.».
22-26 июля 1986 г. в п.Массауа (Эфиопия) с визитом находился БДК «50 лет шефства ВЛКСМ», визит возглавлял контр-адмирал Н.Н.Береговой. На борту БДК побывали несколько сот жителей города. Они ознакомились с фотоэкспозицией и книжной выставкой, рассказывающими о первой в мире стране социализма. Советские моряки дали для населения концерты художественной самодеятельности, которые прошли с большим успехом, участвовали в товарищеских спортивных мероприятиях. Возглавлявший визит контр-адмирал Н. Береговой, группа офицеров корабля встретились с партийным и административным руководством Массауа.
6 августа через Суэцкий канал на БС в Индийский океан пришло черноморское гидрографическое судно пр.862/II «Донузлав». Вело комплексные океанографические исследования, осуществляли необходимые замеры глубин, гидрометеорологические наблюдения.
С 20 по 27 августа 1986 г. в порту Мадрас (Индия) с визитом находился учебный  корабль - ПБПЛ пр. 188бУ (НАТО - Ugra) «Бородино» (бортовой 129, капитан 1 ранга А.Г. Зозуль). Командир похода - заместитель начальника ТОВВМУ им. С.О. Макарова капитан 1 ранга М.П. Храмцов.
23 августа через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыл МТЩ  пр.266М (НАТО - Natya) «Контр-адмирал Хорошкин». На БС находился по весну-лето 1987 г.
В начале сентября 1986 г. Иран остановил и обыскал, два советских судна в Персидском заливе. Это было первое задержание советских кораблей  здесь с тех пор как иранский флот начал искать грузовые суда несущие военный груз в Ирак с начала 1985 г., а Советский Союз являлся одним из главных поставщиков оружия для Ирака. Во вторник 2 сентября, иранские военные корабли, преследовали теплоход «Петр Емцов» (ЧМП, 11750 тонн) в южной части  Персидского залива и вынудили его зайти  в иранский порт Бендер-Аббас. Судно шло из черноморского порта Николаев в Кувейт, 22 августа прошли Суэцким каналом, в Ормузском проливе приблизительно в 30 милях к северо-западу от Дубай иранский военный корабль приказал судну остановиться, пригрозив открыть огонь. Советский капитан повернув судно попытался убежать, иранское судно продолжило преследование повторно пригрозив открыть огонь. После этого судно остановилось, на борт высадился иранский спецназ. Базирующееся в Токио морское агентство сообщило, что японские корабли в этом районе сообщили о получении сообщения SOS от судна, в котором говорилось, что экипаж иранского военно-морского катера поднялся на борт судна для осмотра примерно в 5 милях от иранской военно-морской базы в Фатехе. Его вынудили его зайти  в иранский порт Бендер-Аббас, там оно было обыскано, его грузом оказались строительные материалы для Кувейта, а не поставки в Ирак. По этому оно было освобождено через 36 часов после задержания. Иран прервав молчание по поводу инцидента, в среду 3 сентября объявил, что его военно-морской флот перехватил советский теплоход «Петр Емцов» по подозрению в перевозке грузов в Ирак, врага Ирана в войне в Персидском заливе. Иранский военно-морской персонал "осматривал коносамент судна" после его перехвата, сообщило официальное иранское информационное агентство IRNA поздно вечером в среду. Советский Союз в четверг 4 сентября выразил протест в связи с захватом Ираном грузового судна в Персидском заливе, заявив, что судно находилось в международных водах и у него возникли проблемы с двигателем, когда он был взят на абордаж. В тот же день оно было освобождено и взято на буксир другим советским кораблем.
Кроме того 4 сентября иранцы задержали второе советское судно «Титов», после короткого досмотра его в водах залива, оно продолжило путь. Западные эксперты были удивлены действиями Ирана в отношении советских судов, ведь отношения между Тегераном и Москвой улучшалась, и Иран возобновил продажи природного газа  Советскому Союзу что было отмечено как успех иранской дипломатии. Реакция СССР тоже оказалась сдержанной, тем более что  задержанные суда были отпущены, а их команды целы.
Вокруг этого инцидента родилось несколько «ошеломительных историй» которые фактически не имеют под собой ничего общего. Наиболее ярко одна из них описана в книге Юрия Романова «Боевые мили. Хроника жизни эскадренного миноносца “Боевой”»: «Собственно “танкерная война” началась для советского ВМФ в сентябре 1986 года, когда на командном пункте 8-ой оперативной эскадры ВМФ, базировавшейся в зоне Индийского океана, была получена радиограмма от капитана теплохода “Петр Ямцов”: “Захвачен иранским катером. Требуют следовать в Иран. Механик разобрал машину, хода не имею. Пытаются взять на буксир. Прошу помощи. Капитан сухогруза Ненашев”. Штаб и командный пункт эскадры размещались на корабле управления “Тамань”. Эскадренный миноносец, входивший в состав эскадры, получил приказ силой оружия освободить захваченный советский теплоход, что и выполнил через три часа. Захватчики поспешно сбежали.»
Когда точно корабли эскадры начали сопровождать наши торговые суда в Персидском заливе не совсем понятно. По данным публикации «В Персидском заливе. Пламя над волнами.» капитана 2 ранга Турченко С. в феврале 1988 г. в газете «Красная звезда» - советское корабли вошли в Персидский залив в сентябре 1986 г. после того, как был обстрелян теплоход «Петр Емцов».  Однако западные средства информации дают более точные рамки конец сентября с двадцатых чисел. 4 октября командующий Военно-морскими силами США на Ближнем Востоке контр-адмирал Хэл Бернсен (Hal Bernsen) заявил что советские военные корабли впервые вошли в Персидский залив - «На прошлой неделе в заливе были советские суда, и я полагаю, что советское присутствие может быть направлено на защиту советских торговых судов от воздушных атак». Так же он  сказал, что не знает, будет ли советское присутствие постоянным, и называл это присутствие «чем-то новым.»
Первым из кораблей эскадры приступил к конвоированию наших судов в заливе СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Ревностный» (бортовой 603, капитан 3 ранга А.Г.Коломейцев). Провел  4 конвоя. На борту находился штаб 85 ОПБНК. Перед каждым конвоем, комбриг убывал на борт теплохода, проводил инструктаж по маршруту перехода. Позже к этой миссии присоединился и морской тральщик пр.266М (НАТО - Natya) «Контр-адмирал Хорошкин».
7 октября через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыл СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Порывистый» (бортовой 641, к-3р. С.С. Шишкин).
1 ноября через Суэцкий канал  в Индийский океан пришло госпитальное судно пр.320А (OB/ OB) «Обь» (капитан 2 ранга Ленский Виктор Иванович). Оно выполняло переход с Балтики, где оно находилось на ремонте в г.Гданьск (Польша) с 11 марта 1985 г. по 5 марта 1986 г. Шли через Суэцкий канал. 
6 ноября завершив БС Индийский океан покинул  СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Ревностный» (бортовой 603, капитан 3 ранга А.Г.Коломейцев).
С 12 по 24 ноября в порту Виктория (Сейшельские острова) с визитом находился  БДК «50 лет шефства ВЛКСМ» (к-л. Куц А.П.) с морпехами на борту. В порту он стоял рядом с американским и французскими военно-морскими судами. На Сейшелы пришли через месяц после сорвавшегося военного переворота. Участник похода старшина команды электриков БДК, мичман Геннадий Александрович Естехин вспоминал: «Второй раз да зашли в ноябре 1986.  … вместе с нами заходили американцы, плавбаза обеспечения кажется, но они там были не долго, 2 дня. Пока они стояли нас на берег не пускали. Морпехов в город выпустили по черной форме показать, что на борту есть морпехи но на западе раздули что чуть ли не высадка была. А мы просто ходили по городу отдыхали, на посольском автобусе возили нас на городской пляж мы купались и загорали, потому, что в море находились 9 месяцев и нам разрешили зайти на Сейшелы на отдых. … на берег выходили часто, каждый день до обеда и после обеда нас выпускали и морпехов тоже.»
23-25 ноября с визитом в порту Бомбей (Индия) находились три советских вспомогательных корабля - гидрографическое судно пр.862/II «Донузлав» (Donuslav) ЧФ, морской буксир  пр.745 «МБ-105» и судно которое я не сумел идентифицировать называемое - «Deresan».
29 ноября завершив БС Индийский океан покинул ПЛАРК пр.675МК (НАТО - Echo II) «К-23» (к-1р. А.С.Шевелев). В ходе БС пополняли запасы у о.Сокотра. После ухода из Индийского океана базировались на ПМТО Камрань, всего БС продолжалась 290 суток и завершилась в феврале 1987 г.
6 декабря  через Суэцкий канал на БС в Индийский океан пришел  БДК пр.1174 (НАТО - Ivan Rogov) «Иван Рогов» (бортовой 113, капитан 2 ранга Гороховский Владимир Григорьевич) на борту батальон морской пехоты 390 ПМП ТОФ под командованием капитана Оселедец Е.В. Корабль выполнял переход с Балтики, где с мая 1982 г. по декабрь 1985 г. был на заводе «Янтарь» в текущем ремонте и модернизации,  морские пехотинцы с ТОФ на Балтику прибыли самолетом в августе 1986 г., 15 октября они загрузились на борт БДК и 10 ноября вышли на нем из Балтийска.
6 декабря завершив БС Индийский океан покинул  БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «50 лет шефства ВЛКСМ» (к-л. Куц Александр Павлович) на борту батальон морской пехоты 390 ПМП ТОФ под командованием м-р Мартыненко Е. В. К месту дислокации прибыли 27 декабря.
8-12 декабря в Бомбее с визитом находились черноморские корабли - ЭОС пр. 850 «Фаддей Беллинсгаузен» и «Василий Головнин».
В период с 8 декабря 1986 г. по 17 февраля 1987 г. БДК пр.1174 (НАТО - Ivan Rogov) «Иван Рогов» (бортовой 113)  находился на острове Нокра (архипелаг Дахлак, Эфиопия) где был пункт - материально технического обеспечения (ПМТО) в/ч 90245, и морские пехотинцы в составе взвода охраны, выполнял задачи по обеспечению безопасности базы от диверсионных операций сепаратистов.
21 декабря через Суэцкий канал из Индийского океана ушло черноморское гидрографическое судно пр.862/II «Донузлав».
В декабре через Суэцкий канал на БС в Индийский океан пришел черноморский поисково-спасательный корабль пр.596П (НАТО - Vytegrales) он же корабль управления (КУ) «Даурия» (бортовой 506). Сменил КУ «Тамань».
В конце декабря госпитальное судно пр.320А (OB/ OB) «Обь» (капитан 2 ранга Ленский Виктор Иванович) находилось с визитом в порту Коломбо (Шри-Ланка), где и встретило Новый 1987 год.
 
Розин Александр.