Хроника «минного кризиса»
 в Красном море в 1984г.
 
 
 
   В 1984 году произошли два серьезных инцидента на море связанные с незаконным минированием водных путей в международных и территориальных водах. Почти три десятка кораблей и судов получили повреждения, среди экипажей были убитые и раненые. В одном случае виновник «минного кризиса» был установлен – им оказался «оплот демократии» США, виновника второго установить не удалось, противоположные стороны обвиняли друг друга, но так как доказательств ни у одной стороны не оказалось, каждый остался при своем мнении.
   Из-за обострения ирано-иракского конфликта и растущей напряженности в районе Персидского залива число судов, проследовавших через Суэцкий канал за май-июнь 1984г. по сравнению с апрелем, сократилось в среднем на 10 процентов. Вслед за этим канал получил еще один серьезный удар.
   В начале июля в Суэцком заливе и Красном море на минах начали подрываться транспортные корабли. 9 июля подорвалось на мине первое судно, оно было советское - контейнеровоз ЧГМП «Кнуд Есперсен» (класса Po-Po, датской постройки (B&W) 1979г., 8815брт).
   26 июля в СССР с официальным ответным визитом прибыл командующий ВМС НДРЙ майор А.А.Мухаммед, 27 июля он встретился с ГК ВМФ СССР Адмиралом Флота Советского Союза С.Г.Горшковым.  На встрече обсуждались и таинственные взрывы в Красном море, и как результат сразу после отъезда командующего ВМС НДРЙ началась подготовка отряда траления к выходу в район Красного моря.
   А ситуация на Африканском Роге осложнялась, сообщения о подрывах следовали одно за другим.  В течение 27 июля три судна японское «Meyo Maru» (17380 брт), либерийское «Medea Sey» (14136 брт) и панамский контейнеровоз «Este» (4627 брт). На следующий день28 июля еще три – панамское «Bigoringe ХII» (846 брт), испанский танкер «Valencia» (77604 брт) и кипрское судно «Linera» (9485 брт).  Три из них были  зафрахтованные американскими компаниями, два грузовых и танкер, принадлежащий Amoco (компания - Standard Oil of Indiana), были повреждены к югу от входа в Суэцкий канал.
   30 июля западные средства массовой информации объявили главными подозреваемыми в установке мин Ливию и Иран. Иран имеет на вооружении несколько типов морских мин: собственного изготовления типа  Myam и советского производства полученных через Ливию, Сирию и Югославию (по западной терминологии – «Краб», АМА-1, М-70 и др.) Ливия имеет на вооружении также несколько типов морских мин, в том числе итальянского и советского производства.
   31 июля в Красном море от подрывов получили повреждения еще два судна -  «Peruvian Riffer» (6010 брт) с  Багамских островов и китайское «Hyu Yang» (9913 брт). В этот же день правомусульманская организация "Аль-Джихад" заявила, что это она установила 190 мин в Суэцком заливе  и у южного входа в Красное море, чтобы наказать "империалистов" за их одобрение расширения ирано-иракской войны. Директор Суэцкого канала опроверг сообщения, что канал был заминирован. Египетские власти осуществили остановку нескольких иранских судов, для поиска на них минных устройств на подходах к каналу.
   1 августа, после подрывов ряда судов и заявления организации "Аль-Джихад" туда была направлена первая небольшая в 15 человек американская команда экспертов минной войны.
   2 августа четыре судна были повреждены минами в Красном море, страховое агентство Lloyd  сообщило, цитируя  капитана Голландского судна,  что он попал в минном поле. Одно из судов было сильно повреждено. Всего в этот день подорвались греческое «Crete Corall» (11849 брт), турецкое «Margul» (5918 брт), судно из ГДР «George Schuman» (7723 брт) и северокорейское «Dai Hong Dan» (6608 брт). И в продолжение к этому списку 3 августа пострадал китайский контейнеровоз «Tang He» (1982г., 16108 брт). Большинство взрывов мин произошло в 20-200 метрах от судов на глубине от 100 до 300 метров. Корабли получили повреждения различной степени, от легких, до серьезных.
   4 августа советские люди узнали о подрывах на минах кораблей разных стран, в газете "Правда" был помещен материал собственного корреспондента «Правды» В.Пересада - «Взрывы в Суэцком заливе»: "В Суэцком заливе Красного моря, через которые следуют суда, пользующиеся Суэцким каналом, произошло несколько взрывов.
 
проводка каравана через Суэцкий канал
 
    Глава администрации канала М. Эззат  Адиль категорически опроверг версию западной печати, поспешившей объявить, что, мол, причиной взрывов могут быть мины, оставшиеся после ближневосточной войны 1973 года, а также исключил возможность наличия минных устройств в Суэцком канале. По имеющимся данным, взорвавшиеся заряды были значительно меньшей мощности, чем стандартные военно-морские мины, и находились ближе не к створу канала, а к зоне, где при участии западных компаний ведется морская разведка нефти. Как стало известно, ответственность за взрывы в Суэцком заливе взяла на себя нелегальная правомусульманская организация "Аль-Джихад", представитель которой уведомил об этом по телефону агентство "Франс Пресс" в Париже. Поскольку под таким названием действуют религиозно-политические группировки в ряде стран Ближнего и Дальнего Востока - ее национальная принадлежность осталась невыясненной. Звонивший  заявил, что установка взрывных устройств,  произведена  "в знак протеста против действий тех империалистических сил, которые используют в своих интересах ближневосточную нефть и в то же время способствуют раздуванию ирано-иракского конфликта. В заявлении для журналистов премьер-министр АРЕ К. X. Али подтвердил, что взрывы имели место не в Суэцком канале, а в заливе, который простирается к югу от канала и частично входит в зону международных вод. Он сказал, что правительство расследует причины взрывов. Как здесь отмечают, ирано-иракский вооруженный конфликт обуславливает сохраняющуюся напряженность в регионе, вследствие чего стали возможны случаи установки мин в Красном море, препятствующих нормальному судоходству". («Правда» 04.08.1984г.) Согласно заявлению представителя "Аль Джихад" в Красном море было установлено около 190 минно-взрывных устройств. Между тем, обозреватели арабских газет поставили под сомнение возможность минирования обширных участков моря подпольной организацией, которая вряд ли располагает собственным морским транспортом и соответствующими техническими средствами. По их мнению, вероятнее всего, установку мин произвело прошедшее по трассе судно какого-то государства. Выяснением обстоятельств взрывов в Египте занялась специально созданная правительственная комиссия.  Печать ближневосточных стран высказала различные предположения по поводу того, кем разбросаны мины и кому это выгодно. В связи, с чем обратило на себя внимание комментарий  газеты "Аль-Фаджер", издающейся в Объединенных Арабских Эмиратах. В нем подчеркивалось, что на подобные террористические действия способны, прежде всего, Соединенные Штаты Америки, которые стремятся распространить напряженность, раздуваемую ими в Персидском заливе, еще на один крупный регион. СССР тоже не мог оставаться в стороне.
 
выступает Командующий КЧФ  адмирал Калинин А.М.
 
   Командующий ЧФ адмирал А.М.Калинин получил распоряжение от ГК ВМФ СССР адмирала флота С.Г.Горшкова подготовить группировку кораблей для направления в район Красного моря для участия в минно-поисковой операции.
 
 
                        Большой десантный корабль проекта 1171 "Илья Азаров"
(до 25 мая 1982 года - "БДК-104")
           (после 10 января 1996 года - украинский БДК а затем транспорт "Ровно"["Рiвне"])
1969 – 2004
Заложен на ССЗ "Янтарь" в Калининграде 17 октября 1969 года. (заводской номер 300, группа 3)
Спущен на воду 31 марта 1970 года. Вступил в строй 10 июня 1971 года и вошел в состав ЧФ.
Корабль передан Украине (бортовой номер U401) и переоборудован в войсковой транспорт. (бортовой номер U762).Летом 2004 года находился в Керчи на ремонте при отсутствии финансирования.
Согласно распоряжение Кабинета Министров Украины N 875-Р от 30 ноября 2004 года подлежит исключению из состава ВМСУ.
 
Водоизмещение: 3040/4650 т. Размерения: длина - 113.1 м, ширина - 15.6 м, осадка - 4.5 м.
Силовая установка 2*4500 л.с. дизели 58А-3, 2 винта .Вместимость 47 единиц техники и 440 чел
Вооружение: 1 х 2 - 57-мм ЗИФ-51Б, ЗУР "Стрела", 2*30 122 мм ПУ НУРС МС-73"Град-М"
Скорость хода 16.5 узла, дальность плавания 4800 миль при 16 узлах.
Экипаж 69 человек.
 
 
Противолодочный крейсер "Ленинград"
1965 - 1995
Заложен 15 января 1965 года на нулевом стапеле Николаевского судостроительного завода № 444 имени И.И.Носенко.
Спущен на воду 31 июля 1966 года. Военно-морской флаг поднят 15 декабря 1968 года.
Приемный акт подписан 22 апреля 1969 года.
В 1974 году корабль участвовал в разминировании Суэцкого залива.с 10 апреля 1977 по 18 сентября 1978 года корабль проходил средний ремонт на ЧСЗ в Николаеве.
В июне 1980 года крейсер в рамках дальнего плавания вокруг Европы на Балтику и обратно побывал в Ленинграде C 5 августа по 9 сентября 1985 года проходил текущий ремонт на Севморзаводе (г.Севастополь), а затем на ЧСЗ в Николаеве (с 25 декабря 1985 по 25 августа 1987 года)
24 июня 1991 года корабль исключили из состава флота, а в канун нового года окончательно расформировали экипаж.
Церемония спуска флага прошла 5 декабря 1992 года, после чего разукомплектованный крейсер отбуксировали в глубь Северной бухты - к причалам Троицкой балки. Там "Ленинград" простоял еще несколько лет, пока в ночь на 24 августа 1995 года его не увели на буксире в Индию, где предполагалась разделка корабля на металл.
 
Водоизмещение: стандартное 11920 т., полное 15280 т. Размерения 189.0/176.0x34.0x7.5/7.7 м.
Воружение: 14 вертолетов (12 Ка-25ПЛ, 1 Ка-25ЦУ и 1 Ка-25ПС), РПК-1 "Вихрь", 2 РБУ-6000, 2x5 533мм ПТА-53-1123, ЗРК М-11 "Шторм", 2x2 57 мм ЗИФ-72 (АК-725).
Механизмы 2 ГТЗА ТВ-12 и 4 паровых котла КВН-95/64, мощность ГЭУ 90000 л.с. 2 винта. Скорость полного хода 28,5 узлов. Дальность плавания около 9000 миль.
Экипаж 130 офицеров, 160 старшин и 410 матросов.
 
 
     Флагман – крейсер ПЛО «Ленинград» и для его охраны БПК «Красный Крым» из состава 30-й дивизии надводных кораблей,МТЩ «Зенитчик» и «Дизелист» из 418 дивизиона 92 бригады траления ОВР ЧФ, БДК «Илья Азаров», ГИСУ «Океан», водолазное судно «ВМ-413» и суда обеспечения – СМТ «Иман» и танкер грузинского пароходства «Гори». Возглавил отряд тральных сил начальник штаба 30-й дивизии надводных кораблей капитан 1 ранга Константин Бурковский.
 
 
Большой противолодочный корабль проекта 61 "Красный Крым"
1968 – 1996
23 февраля 1968 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1712),
спущен на воду 28 февраля 1969 года и 9 февраля 1970 года зачислен в списки кораблей ВМФ,
вступил в строй 15 октября 1970 года и 20 октября 1970 года включен в состав КЧФ.
с 15 по 19 мая 1971 года и с 1 по 29 февраля 1972 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.
с 3 по 7 июля 1975 года нанес визит в Тулон (Франция), с 14 по 19 октября 1976 года - в Сплит (Югославия), с 5 по 9 августа 1977 года - в Констанцу (Румыния), с 12 по 16 августа 1985 года -в Тунис и с 11 по 14 июня 1990 года - в Таранто (Италия). В период с 6 октября 1978 года по 28 августа 1983 года прошел на "Севморзаводе" в Севастополе капитальный ремонт.
1 июня 1992 года корабль переклассифицирован в СКР, и он числится в составе 30-й  дивизии надводных кораблей с бортовым номером 814 , 4 июня 1993 года "Красный Крым" исключен из состава ВМФ.
 С 11 февраля 1994 года расформировывается экипаж гвардейца, с корабля демонтируют вооружение и оборудование, а последний командир "Красного Крыма" - капитан 2 ранга А.Ю. Ломов спускает с него флаг.
Вскоре СКР продают на слом в Индию. 3 апреля 1996 года в 16.00 обреченный фрегат был выведен из бухты буксиром "Гепард". С 30 июня 1970 года корабль носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного крейсера ЧФ.
 
Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м.
Мощностъ ГТУ 4х 18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.
Вооружение: 2x2 ПУ ЗРК "Волна", 2x2 76,2-мм АК-726 орудия, 1x5 533-м ТА, 2x12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.
 Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.
 
 
 
 
МТЩ «Зенитчик»
 
 
МТЩ «Дизелист»
 
 
МТЩ «контр-адмирал Хорошкин»
 
    На месте к отряду с ЧФ должны присоединиться корабли ТОФ – МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин» и БМТ «Владимир Колечицкий». Общее число занятых в тралении военнослужащих было около 3000 человек.
 
 
БМТ «Владимир Колечицкий»
 
    5 августа в центральной части Красного моря (18,25N 40,10E) подорвался крупнотоннажный либерийский танкер «Olympic Energy» («Олимпийская Энергия»), получивший крупную пробоину в левом борту. Его повреждения оказались самыми серьезными  в ряде взрывов на водном пути, где было повреждено, пять других судов с четверга – 2 августа.
 
 
     Саудовские вертолеты сняли с дрейфующего танкера 22 члена экипажа. До этого корабли подрывались в Суэцком заливе и у входа в Баб-эль-Мандебский пролив. Но как впоследствии оказалось, таинственные мины были не причастны к этому случаю. Решив воспользоваться суматохой, экипаж сам умышленно подорвал свое судно с целью получения страховой премии.
   6 августа в районе Красного моря подорвался советский рыболовецкий траулер «Бастион» (633брт) с рыбой.  Но  достоянием гласности этот эпизод стал позднее. Только 11 августа страховая компания Ллойд сообщила о его подрыве.  К слову сказать, информация о подрыве китайских и японского судна тоже была обнародована спустя некоторое время. «Бастион» был вторым, после контейнеровоза «Кнуд Есперсен», советским судном пострадавшим от подводных взрывов. Но нельзя обойти вниманием и того, что встречается информация о трех советских судах пострадавших от мин в этот период в этом районе.  В книге «65 лет на страже Родины. История краснознаменного соединения кораблей охраны водного района главной базы черноморского флота». Второе издание. - Владимир, 2004г. Говорится. что в августе 1984 года в Красном море подорвался на мине также советский БМРТ «Малахов курган». В общем, информация эта нуждающаяся в проверке.
   6 августа Египет обратился к США, Англии и Франции за помощью, в устранении минной опасности.
   7 августа в Москве Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов принял прибывшего в СССР Министра обороны НДРЙ бригадного генерала Салеха Муслеха Касема. И их беседа касалась ситуации вокруг «минного кризиса» в Красном море, особенно у побережья Южного Йемена .Несмотря на оптимистичные заявления египетских властей, что взрывы не сказались на судоходстве в Суэцком канале, в середине августа интенсивность движении упала до 42 судов в день против нормы 60 судов. Египет, как и в конце 60-х – начале 70-х годов оказался под угрозой на неопределенное время потерять канал, а вместе с ним и источник поступлений в казну. Ежегодно им проходило около 22000 судов под флагом более 100 государств мира, что только в 1983-1984 финансовом году дало Египту 1,1 миллиард долларов чистой прибыли.  Соединенные Штаты сообщили о своем активном участии в расследовании причин взрывов в Красном море и направлении своих кораблей. Франция и Англия сообщили также о своем участии в операции поиска мин. Иранское правительство опровергло, свою причастность к минированию.
8 августа с целью обеспечения дополнительной безопасности навигации, египетские власти проводят выборочный досмотр судов следующих через Суэцкий канал. Так египетские патрульные корабли остановили и обыскали два иранских торговых судна. Значительная часть красноморского побережья АРЕ патрулируется группой военных кораблей-тральщиков. Согласно сообщениям западных агентств ливийское судно стало главным, подозреваемым в минировании.  Только 8 августа было сообщено, что на минах здесь подорвались 2 китайских торговых корабля (31 июля и 3 августа), вместе с ними общее число подорвавшихся судов достигло 15 единиц.
   9 августа между США, Англией и Францией начались консультации по вопросу о переброске воинских формирований в Египет, для обезвреживания Суэцкого залива. Англия направила в зону Суэцкого залива из  восточной части Средиземного моря 4 тральщика. Для поиска мин там  уже находятся 4 египетских тральщика, американское гидрографическое судно «Харкнесс» и 4 вертолета-тральщика.  В этот же день было сообщено, что в заливе подорвалось и японское судно (27 июля).   9 августа корабли отряда траления на ЧФ получили боевой приказ. Согласно приказу следовало провести работы по разминированию Красного моря южнее параллели 15º, у островов Дахлак, в Баб-эль-Мандебском проливе, а также по просьбе правительств ЙАР и НДРЙ на подступах к порту Ходейда и Аден. Выход на боевую службу – 18 августа. Получалось,  что на всю подготовку отводилось всего 9 суток, срок просто ничтожный. Обычно для подготовки корабля к дальнему походу требовалось 45 суток, на случай внезапности – 15 суток.
   10 августа из Тулона вышли 3 боевых корабля ВМС Франции из них 2 тральщика, они направились в район Красного моря. К ним в скором времени должен присоединиться еще одно судно из Бреста. В Красном море находится один советский тральщик. Президент Египта Мубарек заявил, что он закроет Суэцкий канал для судов угрожающих свободному судоходству. Египетская газета «Аль Ахрам» обвинила в минировании Иран и Ливию. Эти страны отвергли обвинение и в свою очередь обвинили – США. По сообщениям из Тегерана премьер-министр Ирана М. Хосейн Мусави выступил с заявлением, в котором отверг намеки западной прессы на причастность Ирана к установке мин в Красном море. Кроме того, иранский духовный лидер Хомейни также опроверг причастность Ирана в минировании и  выступил с осуждением членов правительства,  которые ранее высказывали одобрение минированию Суэцкого залива и произошедшим взрывам.  В коммюнике иранского МИД говорится - ответственность за эту акцию. была возложена на США и Израиль. В нем говорится, что именно американский агрессор, который уже продемонстрировал свои варварские цели минированием портов Никарагуа, совместно с Израилем осуществил заговор, направленный на дестабилизацию обстановки в Красном море и усиления в регионе своей военно-морской группировки.
   Утром 11 августа у южного входа  в Красном море, приблизительно в 150 милях к северу от Баб-эль-Мандебском пролива, на мине подорвалось польское грузовое судно «Юзеф Любицкий» («Jozef Wybicki» 8 644брт), повреждено машинное отделение. Это 17 судно, подорвавшееся в этом районе, в их числе корабли СССР, ГДР, КНДР, КНР. Из ВМБ Рота (Испания) вышел десантный вертолетный корабль-док «Шривпорт» LPD 12 с 3 вертолетами-тральщиками на борту. Перед этим ему пришлось в экстренном порядке высадить находящихся на борту морских пехотинцев и загрузить вертолеты-тральщики. Корабль пересек Средиземное море и прошел  Суэцкий канал в рекордное время, чтобы участвовать в операции «Интенсивный Взгляд».
 
 
 
    12 августа в Каире состоялась встреча Президента Египта  Хосни Мубарака и его министра обороны с иракским министром иностранных дел Тариком Азизом, чтобы обсудить проблему минирования вод Красного моря. Азиз  - обвиняет Иран в установке мин.  При этом следует учитывать, что именно Ирак проводил минирование вод и иранских портов в Персидском заливе, а Иран в этот период там постановок мин не осуществлял.  Франция направила в Красное море дополнительно 2 тральщика. Египет попросил прислать свои корабли Италию, свою помощь предложили Греция и Голландия.
   13 августа Саудовская Аравия сообщила о своей просьбе к США оказать помощь в ликвидации мин в Красном море. США и Египет сообщили о снятии  ранних обвинений, что Иран является ответственным за минирование. В немалой степени. это связано с перемещением паломников через канал к месту поклонения в Мекке.  Как сообщили информагентство АП, Пентагон принял решение направить в район Красного моря еще 3 вертолета-тральщика, которые будут работать у портов Саудовской Аравии, они отправлены в дополнение к 4 вертолетам-тральщикам отправленных приблизительно неделей ранее для помочи египетским усилиям по поиску мин в Суэцком заливе. Группу вертолетов сопровождают 100 американских военнослужащих, которые как планируется, будут размещены на направляющемся в Красное море из Индийского океана корабле ВМС США «Делассел».
 
 
 
    15 августа вечером в южной части Красного моря на мине подорвалось кипрское судно «Тиополис» (Theoupolis) в 11765 тонн, большие повреждения в машинном отделении. Это 18 судно, пострадавшее от мин.  По официальным данным страхового отдела Ллойда из Лондона с 9 июля по 15 августа в регионе подорвалось 18 судов, из них 4 - в Суэцком заливе, а 14 - в Баб-эль-Мандебском проливе и Красном море.  В числе поврежденных были греческие, турецкие, восточногерманские, польские, датские, китайские и японские суда. Судоходные компании многих государств мира, обеспокоенные взрывами, стали избегать Суэцкого канала. Сокращение грузооборота привело к закрытию в регионе даже некоторых портов. Так, находящийся на большой торговой дороге (Стамбул, Суэц, Сингапур) порт Аден (НДРЙ) после подрыва там двух судов, из-за опасности повторных взрывов оказался блокированным, заходить туда не решались, не смотря на проводившееся усиленное патрулирование территориальных вод Южным Йеменом.  В этой связи нелишне будет вспомнить, что Южный Йемен вызывал большое раздражение у США и его союзника в этом регионе Саудовской Аравии из-за его тесных контактов  с СССР.
 
Плавбаза подводных лодок «Волга» ЧФ
 
    Незадолго до начала «минного кризиса», летом 1984г. в НДРЙ  прибыл главком ВМФ СССР С.Г.Горшков, в районе Адена он провел советско-йеменские морские учения. За тем Горшков на встрече  с руководством НДРЙ наметил постройку маневренной базы для советских подводных лодок в Адене, и заключил на 30 лет договор о сотрудничестве.  Все это не могло не остаться без внимания американской администрации. ЦРУ при президенте Рейгане продолжило тайные полувоенные акции  в этом районе, начатые еще при Картере.
 
         
 
Главком ВМФ Адмирал Флота СССР С.Г.Горшков на борту  БПК «Ташкент» в порту Аден
 
     При этом американская разведка направляла группы для совершения диверсий с целью парализовать экономику страны. Так в марте 1982г. группа из 13 йеменцев, субсидированная ЦРУ и направленная в страну для организации диверсий была захвачена. Эта акция проводилась совместно с разведкой Саудовской Аравии. На допросе йеменцы признались, что их подготовкой руководило ЦРУ. На суде диверсанты признали себя виновными в нелегальном ввозе взрывчатки с целью разрушения нефтяных установок и других важных объектов, они также признали, что их субсидировало ЦРУ. Так что нельзя исключать, что именно ЦРУ опять могло осуществить минирование в Баб-эль-Мандебском проливе и в районе Адена. Ведь после огласки фактов минирования портов Никарагуа агентами ЦРУ, на заседании комитета по внешней разведке советник президента по национальной безопасности Роберт Макфарлейн подводя итоги инциденту с минированием, заявил: «Вы должны смотреть в будущее и, основываясь на опыте прошлого, сделать все, чтобы не повторять тех же ошибок, если придется столкнуться с подобной ситуацией». Мусульманская экстремистская группа, которая утверждает, что минировала Красное море, угрожала вновь показать свою силу "еще раз", после того как  конвой из 5 британских и французских минных тральщиков и двух судов поддержки, прошел через Суэцкий канал, направляясь в Суэцкий залив. В Вашингтоне, Пентагон сказал, что океанографическое судно ВМС США, находящееся в Красном море для поиска мин натолкнулся на подозрительные объекты, но как оказалось.  это был железный хлам.
   16 августа в Красное море через Суэцкий канал прошел американский  десантный вертолетный корабль-док «Шривпорт», несущий на борту  3 вертолета-тральщика и 200 военнослужащих. Он присоединится к прошедшим вчера 5 английским и 2 французским военным кораблям, туда же переброшены 4 американских вертолета-тральщика и 120 военнослужащих.
 
 
    17 августа 3 вертолета-тральщика ВМС США с «Шривпорта» начали операцию «Интенсивный Взгляд» (Intense Look) по поиску мин у порта Джидда (Саудовская Аравия). Они пытаются выяснить, что является причиной 22 подводных взрывов в Суэцком заливе и Красном море, с начала июля 19 из них  привели к повреждению  коммерческих судов. Британские и французские минные корабли также принимают участие в поиске.   Иран предупредил, что он примет ответные меры, если его суда будут подвергать обыскам  в Суэцком канале.
   Из Севастополя в Красное море вышли БДК «Илья Азаров» с тральным имуществом (шнуровые заряды, боекомплекты гранат, артиллерийские снаряды, стрелковое оружие, снаряжение для водолазов) и ГИСУ «Океан» с группой специалистов-гидрографов для развертывания на берегу и на кораблях теодолитных постов и штурманским оборудованием, предназначенным для точной координации боевого траления. Раздельный выход отряда кораблей был из-за того, что СССР имел право проводить через Босфор и Дарданеллы в сутки не более трех вымпелов. Заявка на проход через проливы подавалась через МИД за семь суток.
   18 августа операция по поиску мин идет полным ходом, в северной части моря поиск ведут 4 британских ТЩ, в южной части – вертолеты-тральщики ВМС США, из порта Джидда для траления вышли 2 французских тральщика. В скором времени из Англии ожидается прибытие транспортного самолета с водолазами.
 
 
Большой десантный корабль проекта 1171 "Илья Азаров" (до 25 мая 1982 года - "БДК-104")
(после 10 января 1996 года - украинский БДК а затем транспорт "Ровно"["Рiвне"])
1969 - 2004
Заложен на ССЗ "Янтарь" в Калининграде 17 октября 1969 года. (заводской номер 300, группа 3)
Спущен на воду 31 марта 1970 года. Вступил в строй 10 июня 1971 года и вошел в состав ЧФ.
Корабль передан Украине (бортовой номер U401) и переоборудован в войсковой транспорт. (бортовой номер U762)
Летом 2004 года находился в Керчи на ремонте при отсутствии финансирования.
Согласно распоряжение Кабинета Министров Украины N 875-Р от 30 ноября 2004 года подлежит исключению из состава ВМСУ.
 
Водоизмещение: 3040/4650 т. Размерения: длина - 113.1 м, ширина - 15.6 м, осадка - 4.5 м.
Силовая установка 2*4500 л.с. дизели 58А-3, 2 винта. Скорость хода 16.5 узла, дальность плавания 4800 миль при 16 узлах.
Вместимость 47 единиц техники и 440 чел.
Вооружение: 1 х 2 - 57-мм ЗИФ-51Б, ЗУР "Стрела", 2*30 122 мм ПУ НУРС МС-73"Град-М".
 Экипаж 69 человек.
 
   Из Севастополя вышел в Красное море ПКР «Ленинград» (к-1р. А.Н.Васильев) совместно с БПК "Красный Крым" (к-2р. И.В.Пашков) под командованием НШ 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. В поход на крейсере пошли 2 вертолета «Ми-14БТ» с отстыкованными лопастями на полетной палубе и  5 - «Ка-25БТ» из 872-го ОПЛВП и 5 – «Ка-25ПЛ» из 78 ОКПЛВП.
   Кроме того на ПКР «Ленинград» в Красное море вышла и группа боевых пловцов отряда, в составе 10 человек под командованием капитана 3 ранга А.А.Кононенко.
   19 августа 3 американских вертолета-тральщика ведут к поиск мин в прибрежных водах Саудовской Аравии, 4 вертолета-тральщика и 4 египетских тральщика работают в Суэцком заливе. Мин не обнаружено.  Франция к 2 находящимся в Суэцком заливе кораблям направила еще 2 корабля.
   21 августа в порту Марселя (Франция) французская таможня и военная полиция обыскала ливийское грузовое судно «Ghat» которое обвиняется в постановке мин в Красном море.
   Это единственное ливийское судно прошедшее 6 июля из Средиземного моря через Суэцкий канал и задержавшееся в водах в течение двух недель в начале июля. По прибытию в Триполи команда на нем была заменена на другую. Позже после обнаружения британскими водолазами мины, американские аналитики заключили, «Ghat» вышел с военной командой, включая командира ливийского минного дивизиона, и сделал более длинный, чем обычно рейс  к порту Асэб (Эфиопия) и обратно, в ходе которого и установили мины. Однако твердых фактов не было, и даже после осмотра судна французами обнаружить их не удалось, и корабль отбыл по своему маршруту.
 
 
 
  
 
Суэцкий канал
 
    21 августа через Суэцкий залив в южную часть Красного моря прошел советский тральщик, он присоединиться к находящемуся там тральщику.
   Утром 22 августа в Красное море из порта Специя направились 3 итальянских боевых корабля, 2 тральщика «Лото», «Кастаньо» и судно поддержки, с 300 моряков. Первоначально правительство Италии, учитывая горький опыт «многонациональных сил» в Ливане, осторожно отнеслось к предложению направить свои корабли в Красное море. Однако после встречи США итальянского министра иностранных дел Дж. Андреотти с президентом США Р.Рейганом оно изменило свое отношение и в срочном порядке подготовилось к отправке кораблей.  Сейчас здесь находится 3 американских корабля и 7 вертолетов-тральщиков, 5 английских кораблей, 3 французских корабля. В район движутся еще 3 корабля ВМС Франции.  Король Саудовской Аравии Фахд предостерег против нарушений территориальных вод государства. Выступая на открытии одной из военно-морской базы на Красном море, Фахд заявил, что его страна выступает против какого-либо вторжения в прибрежные воды королевства, будь то с моря, суши или воздуха.
   14.00 ПКР «Ленинград» и БПК "Красный Крым" вошли в Порт-Саид, перед этим они подзаправились топливом и водой от танкера «Гори».
   23 августа в 2.00 ПКР «Ленинград» и БПК "Красный Крым" снялись с бочек, и пошли в составе каравана по Суэцкому каналу. В 8.30 встали на якорь в Горьком озере – пропускали встречный караван. В 13.45 продолжили движение и в 17.00 вышли в Суэцкий залив. Всего, начиная с субботы – 18 августа через Суэцкий канал прошли 5 советских кораблей идущих в южную часть Красного моря, для поиска мин у берегов ЙАР, НДРЙ и Эфиопии.
 
проход судна Суэцким каналом  
 
   Кроме того, 18 боевых кораблей еще 4  стран: США, Англии, Франции и Италии соединяют свои силы, чтобы   очистить жизненный водный путь от находящихся там мин.
   23 августа ПКР «Ленинград» и БПК "Красный Крым" в точке «рандеву» в Красном море встретились с БДК «Илья Азаров», МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин» и БМТ «Владимир Колечицкий». Весь отряд двинулся к острову Дахлак. Через восемь часов после соединения сигнальщики обнаружили первую мину. По мине дали оповещение, а корабли произвели маневр уклонения. После инцидента, Бурковский приказал днем поднимать в воздух вертолеты и разведывать курс движения.
 
фрегат ВМС США «Джон Л.Холл»
 
   Для наблюдения за отрядом рядом пристроился фрегат ВМС США «Джон Л.Холл». До острова Дахлак отряд дошел без происшествий. Мины на переходе больше не встречались. Вскоре отряд встретил МТЩ «Дизелист».
25 августа в Вашингтоне официально объявлено, что администрация Рейгана приняла решение направить в Красное море авианосец  «Америка».
 
авианосец  «Америка»
 
    Народное бюро по внешним связям Ливии осудило развернувшуюся в западных средствах информации антиливийскую кампанию, при этом в опубликованном заявлении подчеркнуто, что ответственность за установку мин в Красном море несут США и их сателлиты, которые пытаются таким образом создать угрозу арабским странам.
      26 августа в районе Красного моря уже в течении недели идут поиски мин, но пока безрезультатно. Командующий британского отряда Энтени Чилтон заявил, что поиски могут продлиться около трех месяцев.  С 26 августа советская группировка тральных сил следовала к острову Дахлак за МТЩ «Дизелист» и «Контр-адмирал Хорошкин» которые поставили тралы, вертолеты вели разведку и противоминное наблюдение. Всего до острова Дахлак вертолеты поднимались в небо 24 раза.
 
МТЩ «Дизелист»
 
   28 августа к этому времени на минах подорвались 18 судов, но идущие вторую неделю поиски мин к пока не привели к результату. Голландия объявила о посылке в район Красного моря 2 минных тральщиков «Хаарлем» и «Харлинген», они вышли из Ден Хелдера.  Отряд советских кораблей вошел в территориальные воды Эфиопии. Фрегат США «Джон Л.Холл» вынужден был остановиться на границе территориальных вод. ПКР «Ленинград» со своим эскортом втянулся в пролив Массауа северный. Вечером группировка тральных сил прибыла на рейд ПМТО Дахлак, которым командовал капитан 1 ранга Владимир Александрович Пляшечников.
 
МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин»
 
   29 августа в Порт-Саид (Египет) пришли 3 итальянских боевых корабля - 2 тральщика «Лото», «Кастаньо» и корабль обеспечения.
    2 сентября в Суэц (Египет) пришел американский авианосец «Америка» в сопровождении 4 других военных кораблей ВМС США. Авианосец пройдет Суэцким каналом, возвращаясь в Средиземное море.
 
МТЩ «Зенитчик» (к-3р. С.В.Никонов)
 
    К советскому отряду у Дахлака присоединился МТЩ «Зенитчик » (к-3р. С.В.Никонов), вышедший из Севастополя значительно позже основного ядра тральной группировки. Корабли отряда пополняли запасы от БМТ «Владимир Колечицкий», проводили планово-предупредительный ремонт. Вертолеты Ка-25БТ выполняли разведывательные полеты, в сутки по шесть вылетов с периодичностью 4 часа. Всего за время стоянки у острова Дахлак было совершено 24 вылета. Мины не обнаружены.
   6 сентября советский отряд пополнив запасы до 60 суток снялся с якоря и направился на боевое траление в воды НДРЙ. К этому моменту по политическим мотивам руководство ЙАР отказалось от помощи СССР в  тралении фарватеров у острова Зухар, Б.Ханиш (47х8 миль). Госдеп и Пентагон опровергли сообщение о том что США и их союзники в ближайшие 10 дней завершат операцию по «поиску мин» в Суэцком заливе и Красном море. Представитель США заявил, что «не установлено никакой определенной даты».
   7 сентября Египет принял ряд мер, направленных на обеспечение безопасной навигации в Красном море. Теперь капитаны кораблей идущих Суэцким каналом обязаны сообщать обо  всех грузах на борту. Кроме того проводится выборочный досмотр судов.
   8 сентября утром советские корабли подошли к терводам НДРЙ. Тральщики «Контр-адмирал Хорошкин» (с КП корабельной тральной группы) и «Дизелист» шли в строю уступа, за ними в кильватер следовал БПК «Красный Крым» с корабельной подрывной командой, готовой в любой момент расстрелять или подорвать обнаруженную мину, далее шел БДК «Илья Азаров», за ним – ПКР «Ленинград», ГИСУ «Океан», «ВМ-413». Выносной пункт управления вместе с офицерами штаба располагался на БДК «Илья Азаров». Исследовав подходный фарватер и внешний рейд порта Аден, корабли мин и взрывоопасных предметов не обнаружили. В 9 часов утра БДК «Илья Азаров» встал на якорь в районе подходного буя порта Аден.
 
 
 рейд порта Аден НДРЙ
 

 

 Аден в 2003 г.

 

     мало что изменилось     


заправка пресной водой  

 

рейд порта Аден, также и мы здесь стояли на бочках

 


в порту Аден 1984-85 гг.   

 

в порту Аден 1984-85 гг.   

 

          рыбацкая шхуна     

 

пассажирский перевозчик

 

     в порту Аден 1984   

    в порту Аден 1984   

 

Аден (тогда НДРЙ), 1984 г.     

 

    пассажирский причал

               таможня  

 где-то рядом с таможней

там же     

За покупками

 
 
 
   Другие корабли остановились неподалеку. Когда на борт БДК поднялся советник командующего ВМС НДРЙ капитан 1 ранга Алексей Миронов, план траления окончательно прояснился. Первоначально планировалось. что район подходов к порту Аден советские корабли и вертолеты протралят с 4 до 8 октября, но так как корабельная тральная группа прошла через район, который согласно плану следовало обследовать, и не обнаружила там мин, сроки работы скорректировали. К этому моменту стало ясно, что торговые суда подрывались не на специально выставленных минных полях, а на взрывных плавающих ловушках, разбрасываемых диверсантами в судоходных районах. Тактика траления изменилась и запас шнуровых зарядов на БДК «Илья Азаров» утеряла свою ценность.  Навигационно-гидрографическое обеспечение тральных сил планировалось осуществить с использованием развернутых на берегу РНС БРАС и «Рым-Б». Но в связи с тем, что в начале сентября Главный штаб ВМФ запретил высадку на берег каких-либо групп обеспечения, было принято решение обеспечивать координирование кораблей и вертолетов с помощью космических навигационных систем (КНС) «Цикада» и «Парус». В промежутках между определениями по КНС использовались навигационные способы координирования, и главным образом – с помощью радиолокационных станций. В необходимых случаях в качестве ориентиров использовались зависающие в определенных точках вертолеты. В соответствии с принятым командованием ВМФ решением основная тральная деятельность группировки ограничилась контрольными разведывательными поисками мин.
 
 
порт Аден НДРЙ
   Когда советская группировка подошла к Адену, западные страны активно вели  траление в ходе операции «Intense Look». К началу сентября американцы протралили южную часть Суэцкого залива (200 миль2 за 22 суток). В операции участвовали 3 корабля – гидрографическое судно «Харкнесс», десантный транспорт-док «Шривпорт», штабной корабль «Ла Салль», 7 вертолетов-тральщиков типа «RH-53D» и свыше 1500 военнослужащих. Противоминные вертолеты выполняли обследование Суэцкого канала, действуя с десантного вертолетного корабля-дока с использованием новых противоминных систем AN/AQS-14 с гидролокатором бокового обзора. С обнаружением миноподобных объектов вертолеты или сбрасывали буи для их обозначения, или наводили тральщики искатели мин для их поиска, классификации и уничтожения.
 
 
 
 Штабной Корабль: AGF 3 "La Salle"
Экипаж: 440 человек + 60 штаб
Длина: 158 м Ширина: 26 м
 Водоизмещение: 14.650 т
ЭУ: 2 паровых котла, турбины, 2 линии вала, 24.000 л.с.
Скорость: 20 узлов
Вооружение: 2 арт.системы Mk.15 Phalanx (CIWS), 4 установки Mk.38 ~ 25 мм machine gun system
Авиация: легкий вертолет
 
 
    Разведку мин на фарватерах портов Джидда и Янбу вертолеты выполняли с использованием зрительных средств, а уничтожение мин – с использованием неконтактных тралов типа Мк104, Мк105 и Мк106. Вертолетное траление Баб-эль-Мандебского пролива вертолеты выполняли с использованием неконтактного трала типа Мк106. За 165 часов работы в буксировочном режиме с противоминными системами противоминные вертолеты обследовали акваторию канала и залива общей площадью около 200 кв. миль. В ходе обследования было обнаружено более 30 миноподобных объектов, однако морских мин обнаружено не было.; англичане 4 тральщика «Кирклтон», «Гейвингтон», «Боссингтон», «Уилтон» и танкер «Эндвер» – северную часть Суэцкого залива (500 миль2 за 23 суток); итальянцы 2 тральщика «Лото», «Кастаньо» и корабль обеспечения – южную часть Суэцкого залива (15 миль2 за 9 суток) обнаружили  и исследовали 480 миноподобных предметов, но все они оказались металлическим барахлом на океанском дне; французы 4 тральщика «Канто», «Домпер» (с 15 августа в районе траления) и «Эридан», «Кассиопе» (с 26 августа), транспорт «Изард» и водолазный катер. Поиск и траление в районе портов Джидда, Янбу, в южной части Суэцкого залива и Баб-эль-Мандебского пролива (25 суток). Они обнаружили и уничтожили в южной части Суэцкого залива 9 донных неконтактных мин находящимися на грунте с войны 1973г.; корабли АРЕ 10 морских и 2 рейдовых тральщика – центральную часть Суэцкого залива (450 миль2 за 22 суток), мин не обнаружили. Общая площадь протраленных участков (без порта Джидда) составляла 1165 миль2.По приходу в Аден согласно договоренности два вертолета «Ми-14БТ» пилотируемые майорами Владимиром Пушкаревым и Василием Шихата покинули «Ленинград» и перебазировались на сухопутный аэродром Эль-Анад (в 50 км от Адена), однако все управление их воздушной работой шло с ПКР «Ленинград». На всякий случай крейсер оставался запасной посадочной площадкой.
   Работы с сухопутного аэродрома с одной стороны вызывали облегчение, с другой – полеты усложнялись. Чтобы поднять с аэродрома Эль-Анад «Ми-14БТ», следовало включиться в график международных авиатрасс, решить вопросы заправки, разведки, охраны и т.д. Кроме того, полет вертолета осуществлялся через пустыню в жаре, среди песков, что вызывало дополнительные проблемы с эксплуатацией техники. Траление походного фарватера к порту Аден производилось один день. Экипажи вертолетов выполнили: «Ка-25БТ» - 18 вылетов, «Ми-14БТ» - 4. После работы вертолетов к замеченным сверху «предметам» подходили либо тральщики, либо БПК «Красный Крым». Все подозрительные плавающие предметы уничтожались. Советские моряки были удивлены, когда на поверхности моря был обнаружен начиненный взрывчаткой авиационный буй – «поплавок» производства СССР.    9 сентября внутренний рейд порта Аден был открыт и начал принимать торговые суда.
 
 
порт Аден  
 
   Советские корабли (кроме тральщиков) вошли на внешний рейд Адена и бросили якоря. Мористее стал БПК «Красный Крым», затем остановился ПКР «Ленинград», с таким расчетом, чтобы видеть, чем занимаются тральщики, и ближе к берегу замерли БДК «Илья Азаров» и «ВМ-413». Группа советских офицеров нанесла визит командующему ВМС НДРЙ, им был капитан 3 ранга Ахмед Абдулла Мухаммед.
   10 сентября советская тральная операция в районе Адена   продолжилась, два тральщика вышли на фарватер военных кораблей (ФВК-1) и начали работать большими корабельными тралами с заглублением 10 метров. Вертолеты «Ми-14БТ» проходили в это время техосмотр.
 
 
 
     После обеда на КП прибыл командир эскадры контр-адмирал Феликс Громов, так как отряд находился в зоне ответственности его эскадры. Но за все время работы группы помощь от него была крайне скупа и давалась с трудом. 11 сентября два тральщика продолжили работы на ФВК-1. Третий –  «Зенитчик» – из-за неисправности главного двигателя отстаивался. На ФВК-2 на осмотр акватории вылетели «Ка-25БТ». Траление ФВК-1 и ФВК-2 были полностью закончены к 24.00. Привязку «к местности» осуществляли теодолитные посты, развернутые на ПКР «Ленинград» и ГИСУ «Океан». От порта Аден до острова Перим были протралены четыре полосы – оба фарватера чисты. Это была заслуга МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин» и «Дизелист». Вертолеты «Ка-25МТ» тралили участки моря с 11 сентября, а «Ми-14БТ» - с 12 сентября. В районе траления морскими и воздушными средствами обнаружены и уничтожены более 10 взрывных устройств неизвестной государственной принадлежности. Среди устройств морских мин не было.
   12 сентября  в 15 милях от входа в Суэцкий канал один из британских тральщиков обнаружил мину неизвестной конструкции, её подняли и на мелком месте разоружили водолазы, на это у них ушло шесть дней. Секцию с неконтактным взрывателем доставили в Лондон для анализа. По их заключению это была видимо экспортная версия советской  мины с объединенным магнитным, акустическим, и ударным спусковым механизмом. Кроме того, она видимо положена была недавно. Мина имела 190-200 кг взрывчатки, хотя могла вместить до 680 кг. Английские специалисты сделали вывод, что цель минирования – создание психологической угрозы и нанесение легких повреждений судам без их уничтожения. Аналогичные по смыслу (но не по типу) мины «хлопушки» использовали и американцы при минировании портов Никарагуа в начале года.
   14 сентября из Москвы самолетом был доставлен «спецгруз» для МТЩ «Зенитчик». Сразу же начался восстановительный ремонт.
 
 
 
      15 сентября в последний день траления «Ленинград» подошел ближе к порту Аден и принял на борт пару вертолетов «Ми-14БТ» с аэродрома Эль-Анад. На вертолетах прилетела вся обеспечивающая группа во главе с полковником Юрием Ососковым. В 16.00 на крейсер прибыл министр обороны НДРЙ бригадный генерал Али Касем, командующий ВМС НДРЙ капитан 3 ранга Ахмед Абдулла Мухаммед. Их сопровождали главный военный советник генерал-майор Ю.Воробьев и капитан 1 ранга А.Миронов. Министр обороны ознакомился с кораблем и поблагодарил моряков за хорошую работу.  Деятельность трального отряда советских кораблей в отличие от операции траления 1974 года в Суэцком заливе, на этот раз не освещалась средствами массовой информации Советского Союза и осталась фактически неизвестной для граждан страны.
   16 сентября министр обороны АРЕ А.Абу Газаля заявил, что ряд военных кораблей стран участвующих в «операции по разминированию» Красного моря покинет территориальные воды Египта до конца сентября. Официальный представитель Пентагона М.Бэри подтвердил, что этим сроком ограничивается, в частности, период «работ», которые ведут поиск мин в Красном море ВМС США. Наличие в Красном море большого количества боевых судов западных стран привело к тому, что на неопределенный срок отложена запланированная на 16 сентября конференция министров иностранных дел красноморского бассейна.
 
 
порт Джибути
 
    17 сентября западными представителями было объявлено, что поиск мин в Красном море и Суэцком заливе закончится через две недели, американцы собираются свернуть операцию через два дня. В ходе поисков обнаружена только одна мина неизвестной конструкции, и несколько мин на грунте оставшиеся от войны 1973г. Египетские власти заявили, что сегодня обнаружена еще одна старая мина.
   19 сентября в Суэцком заливе на мине подорвалось пассажирское судно из  Саудовской Аравии «Белкис I» («Belkis I» 3114брт) вышедшее для перевозки мусульманских паломников. В момент взрыва шло без пассажиров, повреждений не получило. Это был первый и последний подрыв с 15 августа, после начала широкомасштабного поиска мин.
   В двадцатых числах сентября американцы закончили операцию по поиску мин, 25 сентября десантный вертолетный корабль-док «Шривпорт» получивший благодарность от президента, был направлен к побережью Ливана где вновь обострилась обстановка в составе отряда кораблей, в их числе был и авианосец «Америка». На борту «Шривпорта» уже находилось морские пехотинцы из 22-го амфибийного соединения, и корабль обеспечивал экстренную эвакуацию раненых.
 
 
Авианосец « Америка » США в Суэцком канале
 
    Завершив траление, отряд советских кораблей две недели отдыхал в Адене. К этому времени по приказу сверху группировку тральных сил расформировали. Тральщики и вспомогательные суда с отдохнувшими экипажами ушли по своим делам. До 28 сентября в Адене оставался отряд боевых кораблей в составе ПКР «Ленинград», БПК «Красный Крым», водолазного судна «ВМ-413», танкера «Иман» и группы противодиверсионных сил и средств. Группа боевых пловцов под командованием капитана 3 ранга А.А.Кононенко успешно справилась с поставленными задачами. Был приобретен опыт работы боевых пловцов в экваториальной зоне, где наблюдался перегрев организма боевого пловца под водой, а также опыт работы в водной среде кишащей акулами.
   После окончания пятидневных сборов в Индийском океане отряд боевых кораблей ЧФ взял курс в Средиземное море, а затем следовало возвращаться в Севастополь. С главным штабом ВМФ связи небыло, так как командир отряда напрямую замыкался на командира Индийской эскадры и лишь изредка доносил состояние дел на КП штаба Черноморского флота.
   На эскадре закончился корабельный мазут, который был необходим ПКР «Ленинград» для большого перехода. Остальные корабли обеспечивались дизельным топливом. О нехватке мазута для вертолетоносца капитан 1 ранга Константин Бурковский доложил контр-адмиралу Феликсу Громову. По расчетам командира БЧ-5, при благоприятных условиях плавания мазута ПКР "Ленинград" хватало бы только до Порт-Саида. Далее, если у Порт-Саида крейсер будет поджидать наш танкер - заправка может из-за шторма не получиться. Если же шторм будет сильный - возникнут опасения насчет остойчивости "Ленинграда" - ведь все нижние цистерны будут пусты. На что Громов Бурковскому ответил: "Наполнить топливные цистерны забортной водой!". Такое решение флотоводца удивило многих. Когда "заботливый" совет Громова доложили по команде адмиралу Калинину, информация о состоянии топливных цистерн "Ленинграда" из штаба Черноморского флота поступила в Главный штаб ВМФ и вернулась на крейсер в виде приказа - следовать в Красное море. Здесь, у острова Дахлак, противолодочный крейсер заправился мазутом и питьевой водой от МВТ "Иман".
   В конце октября отряд боевых кораблей возвратился в Севастополь. Корабли встречал командующий ЧФ адмирал Алексей Калинин и члены Военного совета флота. Многие моряки приказом Главкома были награждены знаками "За боевое траление".
   Такие же знаки получили авиаторы:
 
 
ЛЁТНЫЕ ЭКИПАЖИ:
1. Командир отряда майор О. Ф. Шумаков, штурман отряда капитан А. А. Ломакин
2. Командир экипажа капитан Я. Я. Насыров, штурман экипажа капитан В. А. Попов
3. Командир экипажа капитан В. А. Сидоренко, штурман экипажа капитан А. В.   Кузнецов
4. Командир экипажа майор В. И. Цыбулин, штурман экипажа капитан Л. М. Курдовер
 
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭКИПАЖИ:
Начальник ТЭЧ отряда вертолетов Ка-25бшз майор Н. А. Воробьев
капитан В. А. Комаров
    капитан Ю. Ю. Юрченко
капитан В. Ф. Ваганов
  капитан В. Д. Тормасин
 
   Командира группировки тральных сил капитана 1 ранга Константина Бурковского  Главком наградил персонально ценным подарком - биноклем.
   МТЩ «Дизелист» (к-3р. В.И.Кищин) и «Зенитчик» (к-3р. С.В.Никонов) продолжали выполнять задачи боевой службы до 20 октября 1984 года.
   3 октября представитель Государственного департамента Алан Ромберг (Alan Romberg) сказал, что не удалось добыть никаких  доказательств, что Ливия установила мины в Красном море, где, по крайней мере, 19 судов были повреждены взрывами в течение трех месяцев. Но он  добавил, что имеется убедительное свидетельство, указывающее, что Ливия была вовлечена в постановку мин у входов в Красное море.  Египетские должностные лица заявили, что хотя найденная 12 сентября британским минерами мина имеет явно советское происхождение, но они не склонны подозревать СССР в установке мин.
   В июле-сентябре 1984г. в Красном море и на подходах к Суэцкому заливу на минах поставленных неизвестной страной подорвались и получили повреждения 16 - 19 судов (три факта повреждения по американским данным  были несколько сомнительны) принадлежащих 15 странам, в том числе СССР.  В ходе западной поисковой операции было обнаружено 10 мин, из них 9 обнаруженных французскими тральщиками -  были донными неконтактными минами
находящимися на грунте с войны 1973г., а вот последняя обнаруженная англичанами была одной из «виновниц» кризиса, но она не пролила свет на виновника кризиса.
 
Список судов пострадавших от мин в июле-сентябре 1984г. в районе Красного моря.
 
1. 9 июля контейнеровоз «Кнуд Есперсен» 8815 брт СССР
2. 27 июля «Meyo Maru» 17380 брт Япония
3. 27 июля «Medea Sey» 14136 брт Либерия
4. 27 июля контейнеровоз «Este» 4627 брт Панама
5. 28 июля «Bigoringe ХII» 846 брт Панама
6. 28 июля танкер «Valencia» 77604 брт Испания
7. 28 июля «Linera» 9485 брт Кипр
8. 31 июля «Peruvian Riffer» 6010 брт Багамские о-ва
9. 31 июля «Hyu Yang» 9913 брт Китай
10. 2 августа «Crete Corall» 11849 брт Греция
11. 2 августа «Margul» 5918 брт Турция
12. 2 августа «George Schuman» 7723 брт ГДР
13. 2 августа «Dai Hong Dan» 6608 брт КНДР
14. 3 августа контейнеровоз «Tang He» 16108 брт Китай
15. 6 августа рыболовецкий траулер «Бастион» 633брт СССР.
16. 11 августа грузовое судно «Jozef Wybicki» («Юзеф Любицкий») 8644брт  Польша.
17. 15 августа танкер «Theoupolis» («Тиополис») 11765брт Кипр.
18. 19 сентября пассажирское судно «Belkis I» («Белкис») 3114брт Саудовская Аравия.
Всего 221 178 брт
.
   Сюда не входит подорванный экипажем 5 августа танкер «Olympic Energy» («Олимпийская Энергия») Либерия.
Неясна история с  БМРТ «Малахов курган» СССР.
   Небольшие разночтения в собственниках, так по некоторым сведениям одно из судов было датским, но это могло быть также как и у панамского контейнеровоза «Este» фактический владелец был из Сингапура.