Розин Александр.
 
8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.
Хроника боевой службы.
 
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18
19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32
 
 
24. Начало 1973 г. и ирако-кувейтский кризис.
 
     В начале 1973 г. в Индийском океане продолжали действовать корабли под общим командованием командира 10 оперативной эскадры ТОФ контр-адмирала Владимира Сергеевича Круглякова, командиром штаба был капитан 1 ранга О.А. Матвеевский.
     С 14 до 20 января 1973 г. отряд кораблей под командованием контр-адмирала В.С.Круглякова в составе крейсера «Адмирал Сенявин», ЭМ «Скрытный» и ПЛ «Б-427» нанесли визит в Бомбей (Индия). 8-13 февраля  в Массауа (Эфиопия) с официальным визитом пришел ЭМ «Скрытный». 
     15-21 марта отряд кораблей под командованием контр-адмирала В.С. Круглякова в составе КР  «Адмирал Сенявин» (бортовой номер 052), МТЩ  выполнили дружественный визит в  Могадишо (Сомали). Это был первый визит большого советского боевого корабля в Могадишо, с января-февраля 1972 г. В отличие от визита 1972 г., о посещении сомалийцы объявили публично. Были устроены приемы на крейсере и на берегу. Моряки сходили на берег в светлое время суток при обычных ограничениях. Во время этого визита 16 марта на борту крейсера побывали 1-й заместитель командующего сомалийской национальной армией бригадный генерал Абдулла Мохамед Фадил и командующий ВМС Сомали подполковник Мохамед Геле Юсуф.
     В марте  1973 г. в Индийском океане впервые начал нести боевую службу СКР пр.159 (по классификации НАТО - Petya) «СКР-128» (бортовой 802, к-3р. Н.Г. Дубодел).
     С 2 по 7 апреля  советские корабли в соответствии с достигнутой договоренностью нанесли визит в кенийский порт Момбаса. Отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга О.А. Матвиевского в составе эсминца «Скрытный» и МТЩ. О визите еще 1 апреля сообщила «Красная звезда». 4 апреля командующий ВМС Кении Кимаро посетил эсминец «Скрытный». В ходе беседы между советскими офицерами и командующим ВМС Кении Кимаро высказался за дальнейшее развитие дружеских отношений между Советским Союзом и Кенией. В ходе пятидневного визита командование отряда принял в Найроби министр обороны Кении Джеймс Гичуру. Тепло прошли встречи с жителями Момбасы, проявившими большой интерес к визиту советских моряков.
     Следующий визит в Ирак вызвал немало разговоров так как совпал с приграничным конфликтом между Ираком и Кувейтом.
     3-11 апреля 1973 г. крейсер «Адмирал Сенявин»  вместе с СКР пр.159 «СКР-128» и танкером «Владимир Колечицкий», под командованием капитана 1 ранга В.В. Никифорова, заходил с официальным визитом в порт Умм-Каср. Корабли отряда посетил находившийся с визитом в этой стране в составе советской делегации главком ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков. Обычный, в общем, то визит вызвал бурную реакцию и многочисленные инсинуации в прессе.
     Все дело было в застарелом приграничном споре, оставленном в наследство колонизаторами. После получения независимости от Великобритании в 1930 г. молодое иракское государство всячески стремилось упрочить свои внешнеполитические позиции. Одним из шагов в этом направлении должно было стать вступление Ирака в Лигу Наций. Однако стране-кандидату предварительно требовалось подтвердить наличие у нее четко определенных государственных границ. В этой связи 10 августа 1932 г. премьер-министра Ирака Нури Саид направил британскому резиденту в Кувейте письмо, в котором описал линию прохождения иракско-кувейтской границы. Это описание являлось фактической констатацией существовавшего положения дел и не вызвало возражений у тогдашнего шейха Кувейта Ахмеда аль-Джабера. В послании генсеку Лиги Наций правительство Ирака также не заявило о наличии у него территориальных споров с южным соседом. Однако формальное признание Багдадом линии границы не означало ее фактического признания. Ирак всячески уклонялся от демаркации пограничной линии, а уже в 1934 г. совершил первое нарушение границы с Кувейтом. В последующие годы эти нарушения продолжались. Более того, иракские власти выдвигали требования по изменению в свою пользу различных участков границы.
     4 октября 1963 г. стороны подписали протокол, подтверждавший статус иракско-кувейтской границы, установленный в 1932 г., в т. ч. подтверждалась принадлежность Кувейту прибрежных островов Варба (Warba)  и Бубиян (Bubiyan). Однако Ирак не прекращал выдвигать претензии на отдельные части кувейтской территории, в первую очередь на острова Варба и Бубиян и район южнее иракского порта Умм-Каср.  Особенно после того как в 1961-1967 гг. там был построен новый морской торговый порт Умм-Каср, рассчитанный на грузооборот до 450 тыс. т в год, и способный  принимать суда с осадкой до 10 м. Новый порт развивался как альтернатива Басре который легко мог быть заблокирован иранским флотом контролировавшим реку Шатт-аль-Араб. Иракцы требовали от Кувейта уступить им полосу береговой линии, окружающей пограничный пост Эль-Самта (Al-Samitah)  и острова Варба и Бубиян которые находились на входе канала ведущего в Умм-Каср.
Отказ Кувейта вести диалог, в 1967 г. привел к пограничному конфликту между двумя странами. Вторично пришедшие к власти в Ираке в июле 1968 г. баасистское правительство отказалось признавать законность соглашении от 4 октября 1963 г. в части касающейся статуса границы. В Багдаде претендовали на новую пограничную линию южнее Умм-Каср, остров  Варба и северную часть острова  Бубиян. При этом Ирак предложил Кувейту значительно большую по площади территориальную компенсацию за счет своих земель в районе южной границы. С. Хусейн выступил с идеей передачи Ираку в аренду на 99 лет островов Варба и Бубиян. Иракцы также просили разрешения проложить нефтепровод через территорию эмирата.
     На все эти предложения кувейтская сторона отвечала категорическим отказом, не желая поступиться даже сантиметром своей земли. Причем данная позиция отражала мнение не только правительства, но и всех общественно-политических сил страны.
     Напряженность на границе росла. В декабре 1972 г. иракцы начали строить дорогу к порту через спорную территорию и увеличили численность войск на этом участке границы. Переговоры в феврале 1973 г. завершились безрезультатно, обе стороны не желали отступать.
     Утром 20 марта 1973 г. иракские военные напали на кувейтский пограничный пост Самта, захватили его и удерживали его до 4 апреля. В ходе атаки погибло более 20- кувейтских солдат. Арабские страны поддержали Кувейт, Саудовская Аравия сконцентрировала войска на границе с Ираком, Бахрейн и Иордания предложили Кувейту разместить свои войска и технику на его территории. Иран подверг жесткой критике действия иракских властей. США и Великобритания, заняли нейтральную позицию, американцы заявили что у них нет никаких рычагов давления на Багдад, а англичане не чувствовали что существует серьезная угроза Кувейту.
     21 марта 1973 г. радио Багдада передало заявление министерства внутренних дел Ирака, в котором указывалось, что 20 марта иракское пограничное подразделение, проводившее учения на иракской территории, подверглось  нападению кувейтского подразделения. Иракцы были вынуждены в целях самозащиты открыть ответный огонь. Далее в заявлении отмечалось что столкновение произошло в тот момент, когда обе страны прилагают усилия к укреплению своих отношений. В этот же день,  ТАСС опубликовал официальную иракскую версию пограничного инцидента, обвинив Кувейт в нападении. Но за исключением этого краткого сообщения в советских средствах массовой информации больше не было, ни одного упоминания о кризисе.
     21 марта в Москву с визитом прибыла иракская делегация во главе с заместителем председателя Совета революционного командования и заместитель генерального секретаря руководства Баас - Саддама Хусейн. 24 марта он возвращается из Москвы, в совместном коммюнике подчеркивалась советская поддержка национализации иракскими властями нефтяной промышленности.
    30 марта в «Красной звезде» было опубликовано сообщение: «Главнокомандующий Военно-Морским Флотом Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков по приглашению Министерства обороны Иракской Республики посетит с визитом Ирак в первой половине апреля с. г.» Визит Горшкова был приурочен к первой годовщине советско-иракского соглашения о Дружбе и сотрудничестве, которая отмечалась 8-9 апреля. В страну его с супругой пригласил в начале марта 1973 г. командующий ВМС Ирака Абдо эль Дейри, с подачи представителя Главного инженерного управления ГКЭС Геннадия Харитонова.
     Сразу после начала конфликта стали появляться статьи о косвенной причастности СССР к кризису, так 30 марта выходящая в Бейруте (Ливан) газета вышла с кричащими заголовком «Ирак захватывает Кувейтские острова для советских кораблей» (IRAQ AFTER KUWAIT ISLANDS FOR SOVIET SHIPS). 
     США так же искали следы причастности советского флота к поддержке пограничного столкновения, уже после визита С.Г.Горшкова и отряда кораблей в порт Умм-Каср. Так 19 июля 1973 г. госдепартамент направил телеграммы в американские посольства в Ираке, Кении, Сомали с целым перечнем вопросов для выяснения советской причастности. В числе вопросов значилось, не был ли крейсер «Адмирал Сенявин» срочно направлен в Ирак, вместо визита в Момбасу в апреле, было ли известно о визите советских судов в Умм-Каср до их прибытия, советский визит был запланирован или устроен спонтанно. К концу августа 1973 г. американское посольство в Багдаде, ответило на ряд вопросов, в частности они сообщили, что о визите не сообщалось заранее, и о нем стало известно только после прибытия Горшкова, не было никаких свидетельств, что визит был запланирован или торопливо устроен, Горшков как полагали, был приглашен Саддамом Хусейном во время его нахождения в Москве, и он был приурочен к годовщине советско-иракского договора.
     3 апреля три советских военных  корабля - артиллерийский крейсер пр.68бис (по классификации НАТО - Sverdlov) «Адмирал Сенявин», СКР пр.159 «СКР-128», танкер «Владимир Колечицкий», под командованием командира 202-й бригады противолодочных кораблей капитана 1 ранга Всеволода Викторовича Никифорова прибывают в порт Умм-Каср. При швартовке крейсера произошел инцидент с иракским катером. Крейсеру для швартовки выделили маленький участок у стенки, командир крейсера просил дать больше места, но это исполнено не было, капитан пошел на риск и в результате навалился на стоящий там же у стенки торпедный катер, ранее переданный нами в состав иракских ВМС. У катера был немного погнут борт и выведен из строя один торпедный аппарат.
     4 апреля адмирал С.Г. Горшков с супругой прибыл в Ирак с небольшой группой адмиралов и офицеров на специальном самолете ТУ-134. Вместе с ними прилетели консультанты ВМФ. Старшим был консультант командующего ВМС Ирака капитан 1-го ранга Луговской. У трапа самолета его встречают командующий ВМС Ирака бригадир Абдо фль-Дери, посол Советского Союза в Ираке В.А. Лихачев, высшие офицеры иракских вооруженных сил. Программа была плотная. Сам факт приезда С.Г. Горшкова в Ирак был ответственным политическим шагом, направленным на расширение советско-иракского военно-технического и политического сотрудничества.
    В этот же день его принял Президент Ирака Ахмед Хасан аль-Бакр, кроме того  4 апреля он встречается с иракским министром обороны Хаммадом Шехабом.  5 апреля Горшков посещает Мосули Al-Hadr на севере Ирака.
     4-5 апреля 1973 г. иракские войска оставили кувейтскую территорию.
     5 апреля кувейтская газета Ar-Ra'y Al-Amm сообщает что советские военные корабли как и военно-морские суда Великобритании или США двигаются в северную часть залива, в то время как саудовские войска сконцентрированы близко от кувейтско-иракской границы. В газете сообщалось об интенсивных операциях западной авиации по всей северной части залива с территории Кувейта, и авиабаз в восточной части Саудовской Аравии.
     6-8 апреля шли переговоры между Ираком и Кувейтом по проблемам границы.
7 апреля Горшков прибывает в Басру и посещает штаб военно-морских сил и береговой охраны. Там командующий иракским флотом Абдо-эль-Дейри организовал прогулку по реке Шатт-Эль-Араб на бывшей королевской яхте. 8-9 апреля Горшков посещает порт Умм-Каср. В отличие от всех других пунктов посещения, о посещении порта не объявлялось. Уже после окончания визита 20 апреля о посещении Умм-Касра Главнокомандующим ВМФ СССР рассказал участник визита капитан 1 ранга В. Синегубов, хотя о присутствии там наших кораблей все равно не говорится: «В Умм-Касре Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков встретился со многими нашими специалистами, помогающими иракцам в создании судоремонтной базы в бассейне Басра - Умм-Каср, и их семьями. Произошла задушевная беседа. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом внимательно интересовался условиями жизни и работы, рассказал о трудовых достижениях советского народа.»
     В Умм-Касре Главком подошел к Абдо эль Дейри, извинился в связи с инцидентом и сказал, что советский ВМФ берет на себя все издержки, связанные с ремонтом катера. Он попросил представить список необходимых для ремонта запчастей и материалов, добавив, что «мы сюда командируем специалистов-ремонтников и все будет в порядке». Абдо эль Дейри  ответил: «Товарищ Главнокомандующий! Считайте, что этого инцидента не было и никаких проблем нет. Мы сами восстановим катер, и забудьте об этом - в жизни все случается!» Главком поблагодарил Абдо эль Дейри, и инцидент был исчерпан, хотя уже после окончания визита иракская сторона все же выставила счет за ремонт катера.
     На «Сенявине» был устроен прекраснейший прием с участием ансамбля Тихоокеанского флота.
     9 апреля Горшков возвращается в Багдад "после двухдневного посещения района Басры." 10 апреля  Саддам Хусейн принимает Горшкова. 11 апреля Горшков отбывает из Багдада в Москву. 11  апреля советские военно-морские корабли отбывают из Ирака.
     5 мая 1973 г. из Читтагонга (Бангладеш) на буксирах ушли в СССР «БТ-338» бортовой номер 730 (к-л. Н. Завадский) и «БТ-279» бортовой 739 (к-л. Е. Миляускас). На «БТ-279» с конца лета 1972 г. на скуловой части кор­пуса начался процесс отслоения стеклопластикового покрытия,  и ему были ограничены выходы на траление, а на «БТ-338» разорвало блок главного двигателя. При этом произвели рокировки экипажей, выслуживших срочную службу матросов (дембелей) перевели на идущие в Союз корабли, а более молодых по сроку службы на их места на остающихся тральщиках.
 
Литература.
  • «Визит советских кораблей» «Красная звезда» 05.04.1973 г.
  • «До свидания Кения!» «Красная звезда» 10.04.1973 г.
  • Заблоцкий В.П. «Крейсера “холодной войны”» М. Коллекция. Яуза. ЭКСМО, 2008 г.
  • «К визиту советских военных кораблей в Кению» «Красная звезда» 01.04.1973 г.
  • Касатонов И.В. «Флот  вышел  в  океан». М. «Андреевский флаг» 1996 г.
  • Кожурин В.П., Молчанов В.А. «Фарватер снова чист» СПб, «Гангут» 2014 г.
  • «По приглашению министерства обороны Ирака»  «Красная звезда» 05.04.1973 г.
  • «Отъезд на родину» «Красная звезда» 12.04.1973 г.
  • «С визитом в Ирак» «Красная звезда» 30.03.1973 г.
  • Синегубов В. капитан 1 ранга «На древней земле Ирака» «Красная звезда» 20.04.1973 г.
  • Харитонов Геннадий «Багдадские "заморозки"» Московский Парнас, 2004 г.
  • Юрченко В. П. «Иракско-кувейтские отношения: будет ли свет в конце тоннеля?»
  • Anne M. Kelly «THE SOVIET NAVAL PRESENCE DURING THE IRAQ-KUWAITI BORDER DISPUTE: MARCH-APRIL 1973» June 1974
  • «BEIRUT PRESS ON IRAQ- KUWAIT DISPUTE» 1973 March 30, 16:16 (Friday)  сайта <http://www.wikileaks.org/plusd/cables/1973BEIRUT03694_b.html>
  • DEREK VERRALL «THE DEVELOPMENT OF THE SOVIET NAVY SINCE WORLD WAR II» Canberra May, 1977
  • SOVIET OFFICIAL NAVAL VISIT TO MOGADISCIO 1973 March 21, 10:50 (Wednesday) <http://www.wikileaks.org/plusd/cables/1973MOGADI00393_b.html>
  • «SOVIET NAVY ROLE IN IRAQ-KUWAIT CONFLICT IN SUPPORT OF A NAVY STUDY OF THE POSSIBLE ROLE OF THE» 1973 July 19, 02:00 (Thursday) с сайта<http://www.wikileaks.org/plusd/cables/1973STATE141619_b.html>
  • «SOVIET NAVY ROLE IN IRAQ-KUWAIT CONFLICT» 1973 August 27, 00:00 (Monday)  с сайта <http://www.wikileaks.org/plusd/cables/1973BAGHDA00449_b.html> 
Розин Александр. 
 
Розин Александр.
 
8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.
Хроника боевой службы.
 
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18
19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32
 
 
25. БС 1-й смешанной бригады кораблей ТОФ.
 
Огромная благодарность Николаю Логинову рассказавшему о службе 1-й смешанной бригады кораблей ТОФ.
 
     Весной 1973 г. было решено направить на боевую службу в Индийский океан экспериментальную  1-ю смешанную бригаду ТОФ, под единым командованием предстояло действовать различным классам кораблей, эсминцам, сторожевикам, тральщикам, десантным кораблям, подводным лодкам и вспомогательным судам. От прочих экспериментальная бригада отличалась еще и сроком, на который корабли отправлялись корабли - 12 месяцев в Индийском океане, а с учетом времени перехода - 13 месяцев.  Командиром 1-й смешанной бригады кораблей ТОФ был назначен капитан 1 ранга Асеев Владислав Петрович, начальник штаба капитан 1ранга Ф.Ф.Хасанов, начальник политотдела капитан 1 ранга Х.Г.Мензулов. Обязанности начальника разведки бригады, офицера связи и переводчика (нештатно) было возложено на помощника начальника 4-й группы (обработки данных радиоэлектронной разведки) 128 центра РЭР разведки флота Карева Владимира Анисимовича.
     28 апреля 1973 г. флагманский корабль смешанной бригады «БДК-66» (бортовой 342, потом 344, к-2р. В.А.Поздняков) имея на борту штаб бригады во главе с командиром, вышел из своей базы в бухте Новик (о.Русский, Владивосток). На борту десантного корабля также была размещена усиленная рота морской пехоты - командир майор Осипенко, начштаба капитан Гуляев, замполит капитан Сикорский,  в его составе была 3 танковая рота, командир роты ст. л-т Костылев Г.П., командир взвода лейтенант Клементьев В.М., 30 человек личного состава. Помимо этого на корабле разместили роту водолазов и полроты матросов с буквой М на боевом номере, этих всех высадили в Читтагонге.
     Почти одновременно с БДК из своих баз вышли остальные корабли смешанной бригады - 25 апреля эсминец пр.56  «Дальневосточный комсомолец» (бортовой 450, к-3р. Н.И.Малинка),  29 апреля МТЩ пр.264А «Т-9» с 1975 г. «Приморский комсомолец» (бортовой 349, к-3р. Г.Ф.Устименко, старший в походе командир 146 дивизиона тральщиков 47 БР ОВР Яков Малый) и другие.
     Перед Корейским проливом все корабли собрались, флагманский «БДК-66», эсминец  «Дальневосточный комсомолец», СКР пр.159 «СКР-141» (бортовой 803, к-3р. А.П.Белокуров), одна подводная лодка пр.641 «Б-143» (к-2р. Р.И.Писарский), два тральщика пр.264А (один из них «Т-9» с бортовым 349, а второй с бортовым 300), и танкер «Алейск». В проливной зоне за нашими кораблями следовал южнокорейский фрегат.
     В Филиппинском море от военного танкера  «Владимир Колечицкий» который возвращался во Владивосток взяли топливо. БДК взял на буксир «Приморский комсомолец» чтоб тот сэкономил моторесурс, но при заводке буксирного троса тот порвался и покалечил на БДК боцмана мичмана Горбунова и матроса Никитина. Боцман отлежался в течение месяца на корабле, а матроса отправили на «Колечицком» во Владивосток. После прохода Сингапура отряд стал опекать фрегат ВМС США «Brumby» (FF-1044), он так  все 14 месяцев и следовал за кораблями бригады с небольшими перерывами.
     Пройдя Малаккским проливом корабли бригады вошли в Индийский океан, направились в Бенгальский залив, там в Читтагонге  с «БДК-66» высадили водолазов и медиков. После направились вБерберу (Сомали) и уже после захода туда корабли разошлись по своим планам, после выполнения поставленных задач вновь соединялись.
К примеру «БДК-66» перевозил из Адена боевые подразделению Южного Йемена с пушками и танками на остров Сокотра для замены гарнизона, обратно в Аден перевезли бывшие на острове части. Летом 1973 г. на БДК сменили бортовой номер, о подобном «маневре» стало мне известено впервые, что бы в ходе боевой службы изменяли номер. Тем не менее, «БДК-66» вышел в поход с бортовым номером  342, а уже в ходе БС переделали на 344.
     В июле 1973г. «БДК-66» с новым бортовым номером 344 из Адена в Мукалла за три рейса перебросил три танковых роты (30 танков Т-34) к границе с Оманом. Там впервые в истории Аравии было осуществлено их десантирование, а затем и 400-километровый марш в Тамуд. Т-34 десантировались на необорудованное побережье, не обошлось без накладок, первый танк нахлебался воды и его на берег пришлось вытаскивать с помощью морпеховского плавающего транспортера ПТС, с остальными все прошло гладко. Танковые подразделения значительно усилили дислоцированную там пехотную бригаду и в целом - оборону нефтеносных районов Тамуда.
Естественно подобную операцию западные авторы не могли обойти вниманием. Но они ей придали  иную окраску, в частности они сообщал, летом 1973 г. советский десантный корабль класса Alligator осуществил переброску ряда подразделений армии Южного Йемена из Адена в восточную часть страны в районы, пограничные с Оманом, с целью поддержки действий повстанцев в провинцииДофар (Dhofar).
     В исследовании Shulsky A.N., Dismukes B., Petersen Ch.C., Kelly A.C. «Coercive naval diplomacy, 1967-1974» 1979 г. авторы  отмечали: «Эти перевозки обеспечивала почти вся советская Индийская эскадра, перешедшая в Аденский залив», при этом авторы обращали внимание на то, что «эти действия не получили широкой огласки».
     В августе 1973 г. буксиры «Старательный» и «Диомид» доставили в Аден (НДРЙ) два средних десантных корабля пр.770МА (классификация НАТО - Polnochny) «СДК-44» бортовой 395 и «СДК-45» бортовой 396, из состава ТОФ для передачи ВМС НДРЙ. Там они получили бортовые номера 136 и 138.
     17 августа 1973 г.  советское НИС «Дмитрий Менделеев» прибыл в кенийский порт Момбаса для пополнения запасов топлива и отдыха 159 человек находящихся на борту. Это сугубо гражданское судно Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской Академии Наук как и ему подобные приравнивались западными журналистами к военным. Выйдя 27 июня из Владивостока в 10-й рейс   (начальник экспедиции В.И. Войтов) направилось в Индийский океан где исследовались оптические характеристики вод, их рассеивающие и поглощающие свойства, зависящие от наличия взвеси и растворенной органики. Впервые определены наклоны короткопериодных внутренних волн. Сделав промежуточную остановку в порту Freemantle в Западной Австралии оно продолжило путь по 21 широте до Маскаренских островов а потом в южном направлении до Момбасы. Весь рейс должен занять 105 дней и должен закончится через Сейшельские острова, Коломбо и Сингапур.
     6 октября 1973 г. началась очередная арабо-израильская война. Египетские войска форсировали Суэцкий канал и прорвали оборонительные укрепления израильтян на Синайском полуострове. С самого начала главной задачей ВМС Египта на Красном море было блокирование перевозок в израильский порт Эйлат, куда до начала боевых действий поступала основная часть ввозимой в Израиль нефти из Ирана. Уже в начале августа 1973 г. египетские эсминцы «Suez» и «Al Zaffer» под общим командованием коммодора Мустафы Кемаля Мансура перешли в Аден, и уже в 14.00 6 октября они вышли в море с целью блокады Баб-эль-Мандебского пролива. Эсминцы, сменяясь, несли патрульную службу в проливе вплоть до окончания конфликта, останавливая и досматривая проходящие суда, причем в ряде случаев действовали весьма агрессивно (так, в частности, одним из эсминцев было обстреляно американское торговое судно «La Salle»). Для обеспечения базирования кораблей в районе, удаленном на 1000 миль от Суэца, египтянами было привлечено несколько гражданских судов.
     Также в Баб-эль-Мандебском проливе заблаговременно еще до начала боевых действий были развернуты обе находящиеся в Красном море египетские подводные лодки, которые в качестве передовой базы использовали Порт-Судан. Египетским кораблям помогало десантное судно ВМС  Южного Йемена, весь флот этой страны состоял из двух противолодочных судов, двух минных тральщиков и трех десантных судов. 
     В первую ночь войны (с 6 на 7 октября) через блокадный дозор проскочил шедший из Персидского залива израильский танкер «Samson». На входе в Красное море он был безуспешно атакован одной из египетских подводных лодок, выпустившей две или три торпеды, ни одна из которых не попала в цель. «Samson» благополучно прибыл в Эйлат.
     После этого контроль был усилен. Египтяне остановили 200 судов в Баб-эль-Мандебском проливе и только четырем позволили пройти в порты Судана или Йемена. Из Израиля в обратном направлении прошло одно судно -  японский фрахтовщик «Kuo Maro», которому позволили пройти через блокаду, другие тринадцать судов предпочли отстояться до конца войны, так как  Израиль полностью отказался до окончания боевых действий от судоходства в свои красноморские порты, целиком переориентировавшись на порты Средиземного моря. В силу этого за весь период блокады египетские корабли так и не смогли задержать или потопить ни одно вражеское судно, хотя сами по себе блокадные действия, бесспорно, достигли поставленной цели.
     Москитный флот ВМС Египта - ракетные и торпедные катера, вел себя крайне пассивно, инициативу в действиях у берегов Синайского полуострова полностью перехватили катера ВМС Израиля - пять быстроходных сторожевых катеров типа Dabur, вооруженных лишь 20-мм автоматами и 12,7-мм пулеметами.
     После 16 октября прорыв израильских войск на западный берег Суэцкого канала и надвигающаяся катастрофа 3-й египетской полевой армии открывали возможность практической реанимации планов высадки израильских частей к югу от Суэца, но их реализация была остановлена 25 октября перемирием.
     К этому времени советская смешанная бригада в Индийском океане состояла из двадцать одного судна,  включая семь боевых кораблей - эсминец «Дальневосточный комсомолец», дизельную торпедную подводную лодку пр.641 «Б-143», два СКР пр. 159 «СКР-128» и «СКР-141», двух тральщиков пр.264А (в том числе «Т-9»), одного десантного судна «БДК-66», 6 вспомогательных судов и 8 судов задействованных в судоподьемных работах в Бангладеш.
     Советские корабли никакого участия в конфликте не принимали. Более того в это время наиболее боеспособная часть из них была далеко от Красного моря. 8-14 октября 1973 г. отряд  кораблей под командованием капитана 1 ранга Асеева, в составе эсминца «Дальневосточный комсомолец» и СКР «СКР-141» посетили с визитом порт  Коломбо (Шри-Ланка). При этом «СКР-141» демонстрировался руководству Шри-Ланки, так как они собирались приобрести новые корабли для своего флота. А 18-24 октября ЭМ «Дальневосточный комсомолец» нанес визит в Мадрас. (Индия).
     Во время кризиса американские военно-морские силы в Индийском океане насчитывали три боевых корабля - флагманский корабль «La Salle» (AGF-3) (переделанный десантный транспорт  док), ракетный  эсминец «Charles F.Adams» DDG 2 и фрегат «McCandless» DE 1084, кораблями командовал адмирал  Hanks.  С 15 октября по 15 ноября 1973 г. эсминец «CHARLES F. ADAMS» (DDC-21) выполнял задание командования в Красном море и Аденском заливе. За отлично выполненную работу экипаж был удостоен благодарности от министра ВМС. 24 октября  американское грузовое судно «LaSalle» плавающее под либерийским флагом и шедшее из порта Джидда (Саудовская Аравия) в Джибути, радировало что в Баб-эль-Мандебском проливе египетский эсминец, осуществлявший блокадные действия произвел несколько выстрелов для его остановки. После этого судно возвратилось в эфиопский порт Массауа. В это время эсминец «CHARLES F. ADAMS»  был во французском порту Джибути, на Красном море, и когда после получения сообщения об инциденте он хотел покинуть порт, отправившись на помощь судну, французские власти предотвратили его отъезд из порта и тем самым возможное столкновение между американским и египетским флотами.
     После этого инцидента и после объявления американским руководством повышенной боевой готовности третьего уровня, начальник штаба ВМС США адмирал Э. Зомуолт рекомендовал 25 октября переместить в Индийский океан из состава 7-го флота авианосную группу. 29 октября, как часть американских действий, чтобы увеличить ее готовность для военных операций на Ближнем Востоке, авианосец «Hancock» CVA-19 в сопровождении 5 кораблей, четырех боевых - ракетный эсминец «Lynde McCormick» DDG-8, ракетный фрегат «Preble» DLG-15, фрегаты «Bagley» DE-1069, «Gray» DE-1054 и танкера «Kawishiwi» AO-14 пройдя через Малаккский пролив вошли в Индийский океан. Как было заявлено, АУГ направлялась в район Персидского залива, и ее развертывание как первоначально сообщалось было ответом на советское наращивание в Средиземном море. В виду смехотворности этого аргумента, позже от этой причины отреклись и объявили направление кораблей обычной демонстрацией флага.
     Когда авианосная группа вошла в Индийский океан большая часть советского отряда была задействована в отслеживании его деятельности. В этом участвовали – эсминец  «Дальневосточный комсомолец», БДК, два танкера, один тральщик и подводная лодка пр.641.  Так 9 ноября эсминец «Дальневосточный комсомолец» находился в 6 милях от авианосца «Hancock». Оба советских  сторожевых корабля занимались своими задачами, один у Мальдивских островов, второй у о.Сокотра.
     Помимо американской АУГ в регионе находились и другие корабли стран НАТО, Франции, Великобритании, Голландии. Голландские суда провели военно-морские учения с отрядом британских кораблей - крейсером вертолетоносцем «Tiger» C-20, противолодочным фрегатом «Rhyl» F-129, атомной субмариной «Dreadnought» S-101 и кораблем обеспечения «Regent». После чего англичане 5-9 ноября нанесли визит в Порт-Луи (Маврикий). Британский адмирал на пресс конференции 6 ноября заявил, что этот визит не имеет никакого отношения к советским судам ни к действиям американского авианосца.
     Ответом на развертывание американской АУГ, стало появление в Индийском океане советской корабельной группы в составе крейсера пр.58 бис «Адмирал Сенявин» и БПК пр.61 «Способный», 2 торпедных ПЛ класса «Фокстрот» и ПЛАРК класса «Эхо-2» в дополнение к уже находившимся там эсминцу, 2 СКР, 1 десантному кораблю, 2 тральщикам, 1 дизельной подводной лодки и 10 вспомогательным кораблям.
     12 ноября крейсер «Адмирал Сенявин» (бортовой 832, к-2р. В.П.Затула), БПК пр.61 «Способный» (бортовой 109, к-3р. А.А.Колесников) и танкер «Черновцы» прошли Малаккским проливом, но оставались в восточной части Индийского океана вместо того, чтобы присоединиться к АУГ во главе с «Hancock» в Аравийском море.
Развертывание крейсера «Адмирал Сенявин» у западных авторов связывалось с противодействием деятельности американской авианосной группировки во главе с  авианосцем «Hancock», у нас же он считался учебным, так как на нем проходили практику курсанты двух военно-морских училищ. В сентябре - декабре 1973 г. курсанты четвертого курса штурманского факультета КВВМУ вместе со своими соучениками по ТОВВМУ им. С. О. Макарова, которыми руководил капитан 1 ранга П.П.Янчарук, приняли участие в большом морском походе по Индийскому океану. Первая часть плавания проходила на борту плавбазы «Бахмут» по маршруту Владивосток - Индийский океан - архипелаг Чагос. Вторая часть - на борту крейсера «Адмирал Сенявин» по маршруту архипелаг Чагос - Порт- Луи - Фортюн - Аден - Бомбей - Малаккский и Сингапурский проливы - Владивосток. Более четырех месяцев длился поход, который образно назвали морским семестром, ставший для курсантов настоящей школой плаванья: они прошли 32.000 миль, физически окрепли, закалились, лучше познали море. А главное - получили хорошую штурманскую подготовку, ознакомились с навигационно-гидрографическими особенностями центральной части Индийского океана, Аденского залива, Аравийского и Лаккадивского морей,  провели отличную астрономическую практику.
     Реально  для противодействия американским кораблям были направлены подводные лодки. Детали последующего развертывания субмарин скудны, насколько известно 30 ноября  1973 г. в Индийский океан прибыли две дизельные подлодки пр.641 (класс Foxtrot) в том числе «Б-427» (бортовой 874) и 1 декабря одна ПЛАРК пр.675 (класс Echo) «К-116» с 273 экипажем под командованием Г.Д.Агафонова, две недели находилась в порту Бербера (Сомали).  ПЛАРК вооруженная крылатыми ракетами  вошла в Индийский океан, сопровождаемая двумя вспомогательными судами.
     После этого смешанная бригада имела в своем составе - один артиллерийский крейсер «Адмирал Сенявин», БПК «Способный», два СКР, три ДПЛ пр.641 и одну ПЛАРК пр.675 до конца февраля 1974 г. когда один БПК «Способный», одна подлодка пр.641  и ПЛАРК покинули Индийский океан.
     Как сказано выше американский авианосец в основном находился в Аравийском море у входа в Персидский залив, но корабли его сопровождавшие действовали и в районе Африканского Рога, так 29 ноября ракетный эсминец «Lynde McCormick» DDG-8 и  фрегат «Bagley» DE-1069 пройдя транзитом Баб-эль-Мандебский пролив вошли в Красное море и прибыли с визитом в порт Массауа(Эфиопия) где и находились несколько дней, пока 4 декабря не вернулись в Аденский залив, так как деятельность АУГ в Индийском океане завершалась. Авианосец «Hancock» CVA-19 с кораблями сопровождения, проведя в Индийском океане 41 сутки, 8 декабря покинул регион.
     Но до того как «Hancock» ушел отсюда, туда 1 декабря прибыл новый отряд кораблей - авианосная группа- авианосец «Oriskany» CVA-34 с четырьмя кораблями охранения: ракетный эсминец «Buchanan» DDG-14, ракетный фрегат «England» DLG-22, фрегаты «H.E. Holt» DE-1074, «R.E. Peary» DE-1073 и многоцелевой транспорт снабжения «MARS» AFS-1. Помимо них в регионе работали и другие корабли флота, так танкер «Ashtabula» AO-51  в декабре 1973 г. снабжал авианосцы «Hancock» и  «Oriskany», и целый ряд других кораблей, поход он завершил 5 января
1974 г.
     4 декабря в  Аденском заливе советский сторожевой корабль пр.159А (по классификации НАТО - Petya) прошел перед танкером ВМС США «Ashtabula» (AO-51), а затем тренировал своих артиллеристов наводя на него оружие. Американцы заявили протест, советский военно-морской атташе позже отклонил жалобу.
     Плавбаза «Бахмут» 6 декабря 1973 г. пересекла экватор на 83 градуса 10 минут восточной долготы.
     8-10 декабря отряд советских кораблей нанес визит в Басру (Ирак).
     17-24 декабря   с официальным дружественным визитом в Порт-Луи (Маврикий) пришел отряд кораблей под командованием первого заместителя командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом вице-адмирала Владимира Петровича Маслова в составе КР «Адмирал Сенявин», ЭМ «Способный» и ПЛ пр.641 «Б-427» (бортовой номер 874). Визит был результатом приглашения премьер-министра Сивизсагуру Рамгуламу во время его визита в Москву в сентябре 1973 г. Кроме того Рамгуламу пригласил посетить страну и министра обороны маршала Гречко, видимо этим объясняется высокое звание руководителя визита.
     С 17 по 24 декабря 1973 г. в Умм-Каср (Ирак) с официальным визитом находился пришел отряд кораблей в составе ЭМ «Дальневосточный комсомолец», ПЛ и транспорта, под командованием В.Асеева. Это второй советский визит в Ирак в течение декабря.
     Фактически с осени 1973 г. началось непрерывное нахождение американских ударных групп в районе Индийского океана. Созданные в 1948 г. ближневосточное оперативное соединение ВМС США с  базой в Бахрейне (Персидский залив) имевшее в составе, как правило до пяти кораблей (два эсминца, десантное судно, корабль-транспорт и штабной корабль), как утверждали американцы не относилось к силам действующим в Индийском океане. С марта 1964 г. корабли 7-го флота США стали время от времени заходить в воды Индийского океана. С вынужденным уходом Англии из районов к «востоку от Суэца» Вашингтон начал заполнять якобы образовавшийся в регионе «вакуум» собственными вооруженными силами. Весной 1970 г. в Индийском океане были проведены крупные военно-морские учения США.
 
Присутствие ВМС США в Индийском океане в 1968-1973 гг. (судо-дни)
Класс корабля
1968
1969
1970
1971
1972
1973
Авианосцы
6
0
5
6
23
80
Крейсеры, эсминцы, минные тральщики
1382
1006
867
669
944
1312
Десантные корабли
0
0
0
183
23
18
Вспомогательные корабли
210
281
219
329
424
672
Торпедные катера и корабли охранения
190
28
155
146
23
72
Ударные торпедные подводные лодки
0
0
0
14
8
79
Всего
1788
1315
1246
1347
1445
2233
 
 
Количество дней проведенных боевыми кораблями США и СССР в Индийском океане в 1968-1971 гг.
Страна/годы
1968
1969
1970
1971
1972
1973
США
1788
1315
1246
1347
1445
2233
СССР
1760
3668
3579
3804
8840
9000
 
     Если сравнивать время нахождение кораблей военно-морского флота США и СССР в Индийском океане, то по количественному фактору СССР  превосходил США, но это кажущееся превосходство, так как советские силы,  развернутые в регионе  на 50-60 % состояли из вспомогательных кораблей флота обеспечивающих несение службы боевым кораблям. А период 1972-1973 гг. связан еще и с операцией по очистке портов Бангладеш, на которые пришлось более 60 % всех судо-дней. Кроме того на нахождение  американских кораблей в Индийском океане влияло участие флота в войне во Вьетнаме. Тогдашний министр обороны США М. Лэйрд заявил, что «когда закончится вьетнамская война, то будет больше средств для более крупных операций в Индийском океане». Что и стало заметно в конце 1973 г.
 
Литература.
  • Воспоминания Николай Логинов с «БДК-66».
  • «Калининградское высшее военно-морское училище» Янтарный сказ, 1998  г. стр32,72.
  • Каушик Д. «Индийский океан: проблемы безопасности». М., 1976 г.
  • Киличенков А.А. «"Холодная война" в океане. Советская военно-морская деятельность 1945-1991 гг. в зеркале зарубежной историографии» Москва, 2009 г.
  • Крутских А.В. «Политика США в Индийском океане» Наука, 1984 г.
  • Павлов А.С. «Эскадренные миноносцы проекта 56» Якутск. Сохаполиграфиздат, 1999 г.
  • Чернышев Евгений Владимирович «Южный Йемен. Мемуары военного советника» 15.11.2007г. с сайта <http://artofwar.ru/c/chernyshew_e_w/text_0020.shtml>
  • Экзетер «Боевые действия на море в ходе арабо-израильской войны 1973 г.» «Альманах Войны». № 1 (2) декабрь 2002 г.
  • Allen Marvin Stout «THE SOVIET NAVAL INDIAN OCEAN SQUADRON RAISOM D’ ETRE: ACTION OR REACTION?» September 1983
  • «CARRIER TASK GROUP IN INDIAN OCEAN» 1973 November 9, 10:10 (Friday) с сайта <https://wikileaks.org/plusd/cables/1973PORTL01054_b.html>
  • David Winkler  «Cold War at Sea: High-Seas Confrontation Between the United States and the Soviet Union» Naval Inst Press, 2000
  • DEREK VERRALL «THE DEVELOPMENT OF THE SOVIET NAVY SINCE WORLD WAR II» Canberra May, 1977
  • «DIA REQUEST FOR INFORMATION ON SOVIET MARITIME ACTIVITY 1973»  21 Августа, 16:27 (Вторник) <http://www.wikileaks.org/plusd/cables/1973STATE165682_b.html>
  • Edgar O'Ballance «NO VICTOR, NO VANQUISHED. The Yom Kippur War» с сайта <www.hativa14.org.il/_Uploads/dbsAttachedFiles/Edgar_Oballance.pdf>
  • «HANCOCK TASK FORCE» 1973 November 10, 04:50 (Saturday) с сайта <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1973STATE222589_b.html>
  • Heidi S. Phillips «HOST PRESS COVERAGE OF SOVIET NAVAL VISITS TO ISLAMIC COUNTRIES, 1968 - 73» June 1976
  • Joseph F. Bouchard “Use of naval force in crises: a theory of stratified crisis interaction” Stanford University, 1988
  • «PURCHASE OF SHIP BY SRI LANKA NAVY» 1973 October 10, 11:45 (Wednesday) с сайта <https://wikileaks.org/plusd/cables/1973COLOMB02552_b.html>
  • «Ships Sent to Indian Ocean» Oakland Tribune, Monday, October 29, 1973,  Page 1
  • «USS CHARLES F. ADAMS DDG-2 FIRSTS AND SIGNIFICANT EVENTS, AWARDS AND COMMENDATIONS»
  • «VISIT TO MAURITIUS OF SOVIET NAVAL TASK GROUP» 8 Января 1974, 10:13 (Вторник) <http://www.wikileaks.org/plusd/cables/1974PORTL00013_b.html>
  • С сайта <http://en.wikipedia.org/wiki/USS_Ashtabula_(AO-51) >
  • С сайта <http://homepage.ntlworld.com/jksonc/docs/bancoult-d16d.html>
  • С сайта <http://3tankista.ru/istoricheskaya-spravka/istoriya-150-tp-55-dmp>
Розин Александр.