Розин Александр.
              Советский флот на острове Маврикий.
 
     Маврикий государство расположенное на острове Маврикий и островах Родригес, Агалега и архипелаге Каргадос-Карахос в западной части Индийского океана,  с общей площадью всего лишь в 2040 кв.км и разнородным по национальному составу населением, немногим превышающим 1 млн.человек. Маврикий, часто называемый по этническому признаку большинства его жителей, выходцев из Индостана, “маленькой Индией”, является в то же время неотъемлемой частью африканского региона. Предпринятые голландцами в XVII веке попытки колонизации острова закончились неудачей, и с 1722 г. Маврикием завладели французы, чье колониальное господство длилось до 1810 г., когда британский флот в конечном итоге одержал победу над французским гарнизоном и остров стал колонией Великобритании.
     12 марта 1968 г. Маврикий стал независимым государством в рамках Содружества. Подписанный в этот же день договор об обороне закрепил за Великобританией право обеспечивать не только внешнюю, но "в случае необходимости" и внутреннюю безопасность М., использовать имеющиеся на острове английские военные объекты, аэропорты, оснащать национальные службы безопасности и полиции. 17 марта 1968 г. СССР установил с новым государством дипломатические отношения. Первым послом СССР, вручившим верительные грамоты главе молодого государства С.Рамгуламу, был В.Рославцев. Представительским главой острова был английский генерал-губернатор, а фактическим - премьер-министр маврикийского правительства. В феврале 1969 г. в Порт-Луи было открыто советское посольство. В том же году было подписано первое межправительственное Соглашение о культурном и научном сотрудничестве, ознаменовавшее собой начало формирования договорно-правовой базы развития двухсторонних отношений.
     Закрытие летом 1967 г. Суэцкого канала после прошедшей арабско-израильской войны вынудило судоходные компании отправлять свои грузы вокруг мыса Доброй Надежды, и это резко повысило значимость Мадагаскара, Коморских и Сейшельских островов, и Маврикии которые находились на торговом пути. Маврикийское правительство всегда подчеркивало свою лояльность по отношению ко всем иностранным гостям, будь то дипломаты, коммерсанты, туристы и военные. Экипажам кораблей, в том числе и военным Маврикий всегда оказывал все знаки гостеприимства, снабжая их запасами воды и продовольствия, предоставляя возможность хорошо отдохнуть, ведь за это платили твердой валютой. Так в ноябре 1970 г. министр иностранных дел Маврикий Г.Дюваль заявил, что он приветствовал бы создание на острове военно-морской базы Великобритании, чтобы «обеспечить продовольствием и работой население Маврикия». Средства обслуживания порта Порт-Луи на острове Маврикий привлекали Советский Союз в связи с развертыванием в Индийском океане значительного количества специальных кораблей обслуживавших космическую программу СССР. Так в 1968 г. в течение нескольких месяцев НИС «Боровичи» (начальник экспедиции (НЭ) – Г.Ф.Самохин, капитан (КМ) – Н.А.Бурковский), «Моржовец» (НЭ – Н.Н.Ремнев, КМ – В.Я.Радченко) и «Невель» (НЭ – Б.А.Самойлов, КМ – Г.А.Семенов) несколько раз заходили в Порт-Луи для пополнения продуктов, воды и отдыха людей. Кроме того советский флот в это время начал активно осваивать Индийский океан и был не прочь воспользоваться гостеприимством. Уже 3-7 апреля 1969 г. в Порт-Луи с первым официальным визитом пришел отряд советских кораблей в составе  РКР «Адмирал Фокин» (капитан 1 ранга В.Суриков), БРК «Гневный» (капитан 2 ранга А.Я.Тимошенко)  и танкера «Алатырь». В следующем году советско-маврикийские контакты получили дополнительное развитие.
     В июле 1970 г. в стране находилась советская делегация во главе с заместителем министра рыбного хозяйства СССР С.А.Студенецким, в результате ее работы 14 июля 1970г. СССР заключил с Маврикий соглашение «О сотрудничестве в области морского рыболовства». По нему СССР обязался продать несколько траулеров и подготовить несколько сотен граждан Маврикии для работы на них. За это Маврикий предоставил советским рыболовным судам портовое обслуживание, а также право посадки на своей территории коммерческих самолетов, доставлявших экипажи на советские рыболовные суда. Договор заключили, после того как в аналогичных просьбах отказали Англия, Норвегия и Швеция.
     В апреле 1972 г. во время краткосрочного визита премьер-министра С.Рамгулама в Москву были установлены первые контакты на правительственном уровне, а летом следующего года состоялся официальный визит главы Маврикия в Москву.       Межпарламентские связи между двумя странами начали осуществляться с 1978 г., когда Маврикий посетила делегация Верховного Совета СССР. Ответный визит маврикийской парламентской делегации в Москву состоялся в 1980 г. В 70-е годы был подготовлен и подписан целый ряд соглашений: в сентябре 1973 г. — Соглашение о воздушном сообщении и в апреле 1974 г. — Соглашение о сотрудничестве в области рыболовства; в 1977 г. — Протокол о взаимном признании дипломов о получении образования и ученых степеней; в 1979 г. — межправительственное торговое соглашение. В августе 1984 г. официальные представители двух стран поставили подписи под Консульской конвенцией. На этой договорно-правовой базе между СССР и Маврикием и строились отношения, которые в силу объективных причин не были широкоформатными, но были неизменно ровными и дружественными. 30-летняя история межгосударственных отношений двух столь различных стран не знала резких взлетов и падений, хотя периоды оживления и застоя были ей знакомы. Займы и кредиты небольшому острову СССР не предоставлял, а Порт-Луи, естественно, продолжал ориентироваться на традиционные связи с бывшими метрополиями.
     В семидесятых наши корабли почти каждый год посещали Порт-Луи. Помимо официальных визитов строго регламентированных протоколом, намного больше было деловых визитов для отдыха экипажей и пополнения запасов.
      С 1969 г. по 1977 г. советские корабли 24 раза посетили Маврикий. В 1969 г. – 1 раз, в 1970 г. – 7, в 1971 г. – 1, в 1972 г. – 1, в 1974 г. – 2, в 1975 г. – 1, в 1976 г. – 1.  По другим данным советские корабли в 1973 г. в порт заходили 11  кораблей, в 1974 г. – 16 кораблей, а за пять месяцев 1975 г. – 11 кораблей, в их числе был и отряд судов принимавший участие в устранении последствий урагана «Жервез».
     19-23 апреля 1970 г. туда пришел отряд кораблей в составе РКР «Адмирал Фокин», ЭМ «Блестящий» и танкер «Вишера».
     10-15 июля 1972г. пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала А.А.Трофимова в составе 2 эсминцев и танкера.       17-24 декабря 1973 г. пришел отряд кораблей под флагом первого заместителя командующего ТОФ контр-адмирала В.П.Маслова в составе КР «Адмирал Сенявин», ЭМ «Способный» и ПЛ пр.641.
     А 14-19 октября 1974 г. возвращаясь после завершения траления Суэцкого залива, в порт пришел отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга Л.Е.Двиденко в составе КР ПЛО «Ленинград», БПК «Скорый» и танкера «Борис Чиликин». Наши корабли были желанными гостями, и местные жители всегда проявляли к ним неподдельный интерес. Так в октябре 1974 г. наши корабли посетили свыше 5 тысяч местных жителей, а премьер-министр Сивусагур Рамгулам в книге почетных гостей крейсера «Ленинград» написал: «Мне всегда доставляет удовольствие посещение советских военных кораблей, а особенно противолодочного крейсера «Ленинград», потому что он носит имя, которое близко и дорого нашим сердцам. Советские моряки привезли к нам дружбу всего советского народа, и мы очень рады этому». Знаменательно, что в городском парке местными жителями был, воздвигнут бюст Владимиру Ильичу Ленину. Советские моряки в свою очередь также поддерживали хорошие отношения с населением. В стране из-за религиозных убеждений населения местный госпиталь испытывал значительные трудности с донорством, и во время визита кораблей отряда Л.Е.Двиденко, по просьбе госпиталя 50 советских моряков сдали 12,5 литров своей крови. Газеты писали: «… многие больные маврикийцы будут благодарны советским морякам за оздоровительную русскую кровь, которая будет струится в их сердце». Кроме того, еще 50 моряков по собственной просьбе на ферме Рос-Белле (или Гоз-Белль) помогли местным жителям рубить сахарный тростник, чем также заслужили уважение местных жителей.
     Американские отряды кораблей в 1973-1975 годах дважды посещали Порт-Луи. Первый раз в августе 1974 г. отряд во главе с крейсером УРО «Чикаго» нанес визит с целью повлиять на советско-маврийские переговоры по поводу базирования наших кораблей на Маврикий, при этом «Чикаго» приняв на борт нескольких маврикийских правительственных должностных лиц, совершил двухдневный круиз к острову Родригес. Второй раз американцы так же как и наши участвовали в устранении последствий урагана в феврале 1975 г.
     6-7 февраля 1975 г. два дня и три ночи над островом бушевал сильный тропический ураган «Жервез» (Cervaise). Скорость ветра порой достигала 174 миль в час, стране был причинен колоссальный ущерб. Погибли десятки люди, многие были ранены, полностью были уничтожены сотни домов и десятки кораблей, были повреждены морские причалы. 10 тысяч человек остались без крова, были разрушены и завалены вырванными с корнем деревьями сотни километров дорог, линий электропередач. Вышло из строя водоснабжение и телефонная связь. Остров замер в руинах, жизнь на нем почти остановилась.  На Маврикии тогда работало восемь иностранных дипломатических миссий, и свою помощь в ликвидации последствий урагана предложили СССР, Франция и США. Это была видимо одна из первых совместных гуманитарных операций военно-морских флотов противостоящих блоков, хотя они и действовали по отдельности.
     Американские и французские корабли, находились в период циклона в районе Мадагаскара и оттуда направились к острову. 9 февраля 1975 г. американский быстроходный универсальный транспорт снабжения «Camden» (Камден) AOE-2 прибыв первым в Порт-Луи приступил к оказанию помощи жертвам бедствия.  10 февраля на остров прибыл французский авианосец «Клемансо» (Clemenceau) Атомный ударный авианосец «Enterprise» (Энтерпрайз) CVAN-65, атомный ракетный крейсер «Long Beach» (Лонг-Бич) CGN-9 и эскадренный транспорт снабжения «Mars» (Марс) AFS-1  присоединился к спасательным операциям на следующий день. Персонал кораблей провел более 10000 человек-часов на работах по восстановлению подачи воды, электричества, телефонной связи, на расчистке дорог и развалин. Были выделены вертолеты для доставки медицинского оборудования, продовольствия, в том числе 10000 фунтов сухого молока, 60000 галлонов питьевой воды, в пострадавшие районы. Сумма на которую американцы оказали помощь составила более чем 300.000 долларов. Кроме того США передали 25.000 долларов на помощь жертвам циклона. «Enterprise» (Энтерпрайз) отбыл 16 февраля.
     Прибытие отряда американских боевых кораблей расценивалось правительством Маврикия как демонстрация силы. Следуя политике стран Индийского океана, стремящихся к превращению этой зоны в мирную и безъядерную, правительство Маврикия предложило американскому отряду покинуть территориальные воды страны. А 17 февраля ушел и французский авианосец «Клемансо». Днем 11 февраля «Энтерпрайз» прибыл на рейд острова.    
     СССР также не остался в стороне от помощи. В телеграмме главы Советского правительства народу и правительству Маврикия говорилось: «В связи с постигшим Вашу страну стихийным бедствием... примите выражение самого глубокого сочувствия... Передайте наши самые искренние соболезнования семьям, пострадавшим в результате этого бедствия». Одним сочувствием дело не ограничилось.
     Находившийся в это время в северной части Индийского океана отряд советских кораблей из состава 8-й оперативной эскадры, которой командовал контр-адмирала Николай Яковлевич Ясаков, поспешил на помощь пострадавшим, хотя находились в 2400 милях от острова. 11 февраля крейсер «Дмитрий Пожарский» снялся с якоря и направился к острову Маврикий. На переходе состоялось общекорабельное партийное собрание, на котором говорили о том, как обеспечить безаварийный ход до постановки на якорь в Порт-Луи, сформировать ремонтно-восстановительный отряд из лучших специалистов, подготовить личный состав к выполнению интернационального долга в незнакомой стране. Ремонтно-восстановительный отряд имел пять взводов по 35 человек в каждом. Партийная прослойка в нем составляла 25%. Взвод разбили на пятерки, поставив во главе офицера или хорошо подготовленного старшину. Командир одобрил предложение – прибыть в пункт назначения на день раньше. Обеспечить выполнение этой задачи можно было при условии развития максимального возможного хода и строгой экономии запасов топлива: корабль-заправщик не успел выйти в точку встречи. 
     Вечером 15 февраля на рейде у острова встали наши корабли. Кстати, во многих упоминаниях об участии советских моряков в помощи говорится, что они пришли на остров 11 февраля, эта ошибка идет с публикации в книге Г.Аммон «Морские памятные даты». М. 1987 г. стр370. Нет полной ясности и о составе советских кораблей пришедших на помощь. Однозначно говорится о крейсере  «Дмитрий  Пожарский» (бортовой № 837, капитан 2 ранга Ф.Н.Громов), экспедиционном  океанографическом  судне «Севан»  и  танкере  «Полярник» (в ряде публикаций его ошибочно называют «Полярный»). В разных публикациях упоминаются еще два корабля. В статье Купреенко В. «Участие советских моряков в ликвидации последствий тропического циклона на острове Маврикий» в журнале «Морской сборник» № 2 2005 г.  – поисково-спасательный корабль «Ямал» (пр.596П, 1967 г.) Черноморского флота, обеспечивавший в Индийском океане космическую программу. И в очерке истории Тихоокеанской эскадры в журнале «Тайфун» № 3 1999 г. говорится о присутствии там плавмастерской «ПМ-125», но что это за корабль непонятно.
     Сразу после прибытия «Дмитрия Пожарского», корабль посетил посол СССР на Маврикии Н.Бандура. Он рассказал о последствиях тропического циклона, о характере предстоящих работ. Требовалось выделить на работы дополнительно 150 человек и приняться за ремонт оборудования линий электропередач и телефонной связи. В срочном порядке спасательный отряд из 300 наших моряков, со своими инструментами, материалами, питанием был направлен в глубь острова в места, наиболее пострадавшие от стихи.
     16 февраля первые лучи тропического солнца застали наших моряков на местах работ. Местное население еще не знало о прибытии советских моряков и принимало их то за французов, то за американцев, то за англичан. Наверное, поэтому маврикийцы равнодушно смотрели на большую колонну людей с инструментами, шедшую по городским улицам. К сожалению, в первый день (это было воскресенье) некоторые представители частных компаний не явились к месту работ, не дали нужных заявок. Пришлось назначать в отдельные пункты вместо одной две группы. Наиболее предприимчивые представители фирм, подавшие вначале заявку на 15-20 человек, сразу увеличили ее до 50-60 человек. Основную массу людей сразу направили на восстановление линий высоковольтных передач. Но лестниц для подъема на столбы хватило только на две группы. К исходу первого дня группа старшего лейтенанта В. Валигуры сумела ввести в строй холодильник министерства рыбного хозяйства. Инициативно действовал комсомолец С. Малахов. Дополнительно к своему плановому заданию он отремонтировал холодильную установку, в которую было загружено 25 тонн рыбы. С особым нетерпением ждали прихода наших спасателей в национальном госпитале. Именно сюда поступила часть крови, безвозмездно сданная членами экипажа крейсера «Ленинград» во время его недавнего визита в Маврикий. Теперь госпиталь был лишен электроэнергии из-за падения опор, и наши морякам надо было все исправить. Здесь подлинный трудовой героизм продемонстрировала бригада под руководством старшего лейтенанта В. Смирнова. Под палящими лучами солнца моряки неистово крушили базальтовый грунт, роя котлованы под опоры линий связи и электропередачи, поднимали опоры, тянули провода. Это о них, восхищенно сказал министр общественных работ Абдул X. Осман: «С вами не только планируешь работу, но и выполняешь ее в срок». Госпиталь получил электроэнергию в кратчайший срок.
     Первый день внес некоторые коррективы в организацию деятельности групп. К 18.30 личный состав отряда возвращался на корабль, руководители отряда и групп сдавали письменный отчет командованию корабля о проведенных работах, об отличившихся моряках. В передовиках были старшины 1 статьи В.Чалых, Н.Юшков. Проявились и просчеты. Оказалось невозможным обеспечить регулярное питание и подвоз воды во все группы, так как они работали в разных точках острова, на большом удалении друг от друга. Непрактичной оказалась для матросов и старшин объявленная форма одежды. На вид темно-синяя роба выглядела красиво, но под тропическим солнцем сильно нагревалась. Приходилось ее снимать и работать под палящими лучами по пояс раздетыми. Затем встала необходимость придать каждой группе переводчика, поскольку маврикийского языка никто не знал.
     Самоотверженный труд наших людей быстро изменил к ним отношение островитян. Теперь уже никто равнодушно не взирал на советских моряков. Жители встречали советских моряков улыбками и поднимали руки в знак приветствия, шоферы машин не лезли напролом через колонну, как было в поначалу, они терпеливо ждали, когда пройдут по улице русские. Молва о доброте и трудолюбии наших людей быстро распространилась по стране. Если раньше нашим морякам кое-где не доверяли ответственную работу, пытались использовать их на вспомогательных операциях, то вскоре все стало по другому. Вот что рассказал старший матрос Дудин: «Выделили нас 9 человек для постановки столбов линии электропередач в одном из районов города. Как только начали мы копать ямы, сразу же собралась толпа местных жителей. Они о чем-то громко спорили, показывая на нас руками. Было жарко, пот лил ручьем. И вдруг ко мне подошел пожилой мужчина и спросил: «Кто вы? Французы, англичане или американцы?» я ответил, что мы – советские моряки. Он начал нам жать руки и что-то восторженно говорить. От толпы отделились несколько парней и куда-то ушли. Вернулись они минут через десять и стали угощать нас кока-колой. Когда мы закончили работы, нас тепло проводили». Улучшение отношений к советским морякам, привело к улучшению организации труда. Меньше стало простоев, почти во всех группах появились переводчики из числа специалистов, проходивших обучение в СССР. Наши моряки, как обычно, перекрывали дневное задание в два-три раза. Маврикийцы поначалу не верили в то, что можно выдержать такой темп.                       
     Группа мичмана И.Сисько производила ремонт гражданского госпиталя в центре столицы. Ураган снес крышу здания, сильные дожди мешали качественно выполнить задание. Четверо суток энергично работали десять матросов и старшина боцманской команды. Они ежедневно перевыполняли план и покрыли более 400 кв.м. железной крыши, заново настелили потолок. Вместе с боцманской командой трудилась бригада маврикийских специалистов. Увлеченные примером советских моряков, они остались работать даже в воскресный день. Обе бригады за это время подружились, вместе обедали, помогали друг другу. Затем бригада была направлена на ремонт психиатрической лечебницы. До этого здесь работали англичане, но они не справились с заданием. За три дня группа И.Сисько отремонтировала крыши нескольких корпусов больницы.
     23 февраля, в День Советской Армии и Военно-Морского Флота, состоялась торжественная церемония возложения венка к памятнику В.И.Ленину в городском парке Порт-Луи. В ней участвовали более 150 матросов, старшин, офицеров и почетный караул крейсера. 
     Приближался срок окончания работ. Правительство Маврикия через советского посла обратилось к правительству СССР с просьбой продлить стоянку крейсера до 1 марта. Это пожелание было выполнено. В оставшиеся дни работа шла высокими темпами. Во многих поселках вновь зажглись электрические лампочки. Так, на одной из улиц, где работала группа мичмана П.Хайличенко, как только появился свет, население выбежало из домов и кинулось обнимать наших моряков. Жители дарили им сувениры, пожимали руки, говорили слова благодарности. Смущенные и растроганные, русские моряки в ответ спели нашу «Катюшу».
     Многое успел сделать аварийно-спасательный отряд за 12 дней. Корабельные электрики смотали свыше 200 километров оборванных проводов, заменив их новыми. Было восстановлено 106 километров линий электропередач (из них высоковольтных – 62 километра), 126 километров линий телефонной сети. Наши моряки очистили от завалов 12 километров дороги, укрепили дамбу на реке Литл-Ривьер, расчистили от завалов большое количество домов, из них 423 подключили к электропитанию. Полностью восстановили два населенных пункта, пустили в строй холодильник министерства рыбного хозяйства, трансформаторную подстанцию. Руками наших ребят был полностью восстановлен гражданский госпиталь. На крейсере организовали безвозмездную передачу 32 литров крови сданных 130 советскими моряками органам здравоохранения Маврикии. В качестве единовременной помощи остров получил в дар от нашей страны 25 тонн рыбы и большую партию медикаментов.
     Работа советских спасателей, в целом поддержка оказанная нашей страной, вызвали глубокую благодарность всех маврикийцев. Наше посольство в те дни было буквально завалено их телеграммами и письмами. В своих приказах посольство пофамильно отметило перед командованием ВМФ моряков, проявивших себя на этой "боевой" дружественной вахте. На борту крейсера "Дмитрий Пожарский" для журналистов и политических деятелей Маврикия военные моряки устроили пресс-конференцию, о которой писала не только местная, но и западная пресса. Премьер-министр Маврикия заявил: «Советские моряки привезли к нам дружбу всего советского народа… Мы очень довольны помощью советских военных моряков, их трудолюбием и примерным поведением». Итог проделанной работе подводила телеграмма члена Политбюро ЦК КПСС, Министра обороны СССР Маршала Советского Союза А.А.Гречко: «Выполняя задачу по оказанию помощи Маврикию в ликвидации последствий, вызванных циклоном, матросы, старшины и офицеры крейсера «Дмитрий Пожарский» показали свое высокое понимание задач, политическую зрелость, организованность и большое трудолюбие, что способствовало дальнейшему развитию советско-мавриканских отношений.
   За образцовое выполнение задачи, высокую организованность, большое трудолюбие обьявляю благодарность всем участникам, выполнявшим работы…»
     Взаимовыгодное сотрудничество между нашими странами продолжалось и в дальнейшем. В апреле 1979 г. Маврикий посетил отряд кораблей во главе с ТАКР «Минск» совершающие межфлотский переход на ТОФ.  
     Участник перехода Игорь Стрюков вспоминал об этом: «… подходим к  Порт-Луи, столице островного государства Маскаренские острова, острову Маврикий. Ориентировочное время прибытия 26 апреля в 07.00. Сегодня вечером с формировали пятерки для посещения города. Это значит, что на берег сходят четыре матроса и офицер. Офицеры тоже разбиты на пятерки. Время пребывания на берегу разбито на две смены, первая смена с 09.00 до 13.00, вторая- с 13.00 до 18.30. Мы как офицеры штаба сходили на берег на две смены, но также были разбиты на пятерки. Каждому старшему выдали Инструкцию о посещении иностранных портов. Вечером начфин корабля каждому выдал причитающую сумму денег-рупии. Привожу эту инструкцию целиком. 
                                                                       
      ИНСТРУКЦИЯ 
Старшего группы военнослужащих СССР, уволенных на берег в иностранном порту 
   1.Старшими групп назначаются офицеры и мичманы из состава партийно-комсомольского актива, обладающие высокими морально-политическими качествами, после сдачи установленных зачетов. 
   2.Старшие групп несут полную ответственность за действия и поведение личного состава на берегу. 
   3.Форма одежды офицеров при нанесении официальных визитов должностными лицами -парадная или парадно-выходная; во время приемов и обедов - форма, указанная в программе и приглашении. Если указания о форме одежды отсутствуют, то на приемы и обеды устанавливается повседневная форма одежды вне строя. При деловых заходах форма одежды определяется командиром отряда советских военных кораблей (корабля). Форма одежды всего личного состава при увольнениях, на экскурсиях и других массовых мероприятиях - объявленная форма дня, первого срока, с орденскими планками и нагрудными знаками. 
   4.Переход групп осуществляется по тротуарам вольным шагом, соблюдая правила уличного движения. 
   5.В случае провокационных действий по отношению к нашим военнослужащим немедленно (подачей соответствующих команд) из членов групп создается строй и группа строем возвращается на корабль. 
   6.Старший группы отвечает за: 
- подготовку групп к сходу на берег; 
- поведение каждого военнослужащего на берегу; 
- дисциплину, поведение и соблюдение правил движения в иностранном порту; 
- соблюдение и уважение местных обычаев, традиций, порядка, этикета; 
- немедленный доклад дежурному по кораблю о возвращении группы на корабль и имеющихся замечаниях на берегу. 
   Старший группы обязан: 
   7.Иметь при себе список личного состава группы и ценных вещей, номера телефонов советского посольства(консульства)и дежурного по отряду, сигнал экстренного возвращения на корабль, краткий разговорник на языке пребывания. 
   8.Знать в лицо, фамилию, имя, отчество каждого члена группы, а также наличие у них часов, фотоаппаратов и других ценных предметов, зарегистрированных на корабле. 
   9.Знать, где стоит корабль и как называется место стоянки. 
Пресекать любые попытки личного состава вступать в любые сделки с местным населением, связанные с обменом или продажей вещей. 
   При обнаружении попыток обмена кем-либо из группы необходимо немедленно изъять предметы обмена, группу возвратить на корабль, а вещи сдать командиру корабля. 
   Не разрешать отлучаться по любым надобностям. 
   Не допускать приобретения личным составом любых спиртных напитков ( в том числе и пиво). 
   В случае нарушения личным составом группы правил поведения или неповиновения немедленно возвратить всю группу на корабль, а о случившемся доложить командиру корабля и дежурному по отряду кораблей. 
   В случае , если кто-либо из состава группы умышленно старается оторваться от группы, нарушает установленный порядок, проявляет неповиновение- принять меры, вплоть до применения физической силы с целью возвращения на корабль нарушителя. 
   10.Контролировать покупки личного состава, не разрешать покупать литературу, порнографические открытки и изделия. 
   11.Строго следить за выполнением Памятки советскому военнослужащему, уволенному на берег в иностранном порту. 
   12.Доложить командиру, дежурному по кораблю о прибытии группы, произведенных покупках, представить их к осмотру, а также о расходе иностранной валюты личным составом группы. С разрешения дежурного по кораблю старший отпускает личный состав в кубрик, а сам докладывает о впечатлениях, проведении, покупках, расходах валюты и другие вопросы командиру корабля и его заместителю по политчасти. 
   13.Знать места на берегу, которые могут посещать уволенные на берег матросы, существующие в государстве положения, ограничивающие фотографирование, санитарное состояние данного порта и объявить об этом курсантам. 
   14.Знать сигнал немедленного возвращения на корабль, порядок и срок возвращения, местные правила и обычаи. 
   15. Проверить, чтобы у всех матросов были документы удостоверяющие личность. 
   16. Знать адреса и номера телефонов представителей советского посольства или консульства. 
Начальник политического отдела 
 
     26 апреля. В 08.00 бросили якорь в 18 кабельтовых от порта столицы Порт-Луи. Пока наблюдаем город с палубы. Погода стоит отличная, на небе ни облачка. В 14-00 нам дали "добро" на сход, и через 15 минут мы уже все(офицеры нашей группы) сидели в баркасе, направляющемся в порт. Место для стоянки кораблей выбрали очень, хорошее, в 10-15 минутах хода до порта. На рейде, кроме кораблей нашего отряда, стоят-10 кораблей и судов под разными флагами. Центр города - это порт, куда стекаются все улицы В порту нас встретили энергичные полицейские, в основном, индусы, в строгой серой форме, поприветствовали нас. Город небольшой, в порт упирается очень красивый кокосово-пальмовый бульвар, вдоль бульвара стоят несколько памятников каким-то незнакомым людям. Но что нас поразило это в одном из парков стоит бюст В. И Ленина. Как он туда попал и что там делает, неизвестно. Говорят, что кто-то сделал подарок городу. Всего лишь несколько солидных зданий, пожалуй, банки, а остальное все одно-двухзтажные здания, улочки узкие и сплошные магазинчики и лавчонки. Хозяева, в основном, японцы, китайцы и индусы. 
     На улицах много разнообразного люда. Над городом громоздятся горы с характерными острыми очертаниями. На всех улицах - импровизированные базарчики. Тут апельсины, ананасы, бананы, помидоры, огурцы, и всякая всячина. Юркие мальчишки сразу нас окружают, блестят глазами и выпрашивают сувениры. Конечно, даем каждому что есть. Просят пуговицы, фуражки, кокарды. Еле-еле выходим из этой толпы. Так вот и двигаемся от магазина к магазину, но только смотрим, денег сегодня нам не дали, вот и глазеем. 
     В городе встречали французских офицеров, но как-то проходили встречными курсами и все. А вот возвращались на корабль уже под вечер( 18.30) видим на встречу нам на катере под французским флагом - большая группа офицеров с сопровождающего нас фрегата. При подходе к ним уменьшили ход, по мегафону поздоровались и на английском языке спросили: «Почему рано возвращаетесь?». Пока мы переводили, думали, что ответить, они уже отошли в сторону берега далеко от нас. А на следующее утро, на подходе к пирсу порта, мы снова на встречном курсе увидели тех же офицеров. На этот раз и мы, и они просто дружно хохотали по поводу разного подхода к отдыху и использованию тропической ночи в гостеприимном городе. Им все это казалось странным, а нам — до обидного обычным... Да, нам непозволительно находиться в постороннем порту после захода солнца. 
     По прибытию на корабль узнали радостную весть, сегодня будут выдавать деньги –рупии. Так что завтра пойдем в город с деньгами. 
     27 апреля. 07.30 командир эскадры, командир корабля и небольшая группа офицеров штаба была принята президентом государства. На приеме присутствовал командующий 7 флотом США, он специально прилетел на этот прием, чтобы участвовать во встрече с нашим командованием. Как потом нам рассказывали, что американский адмирал очень уговаривал нашего адмирала пустит его на «Минск». Состоялся примерно такой разговор: 
- « Господин адмирал можно посетить Ваш корабль хотя бы на час, хотя бы только побывать в Вашей каюте и выпить с Вами чашечку кофе, - говорил американский адмирал. Я вчера облетел Ваш корабль и неплохо его знаю». 
- « Не могу, это территория Союза ССР, а у Вас нет визы», - отшучивался адмирал Варганов А.Ф, но американец все настаивал. 
«Мы не политики, мы - моряки и должны в море помогать друг другу и взаимодействовать». 
«Мы моряки и политики, ну что это Вам даст побывать в моей каюте? Да мы здесь с Вами можем выпить, и не только кофе, именно за дружбу, за флот и море». Ответил Варганов В.Ф. 
- «Господин адмирал я взамен моего посещения Вашего корабля, подгоню к острову Сокотра авианосец, Вы все равно туда идете (откуда он знал?), поставлю его там на неделю и делайте с ним, что хотите, и конечно разрешу всем Вашим офицерам посетить авианосец «Мидуэй»- сказав это, решил нас заинтересовать. 
     К разговору подключился наш посол, подумывая, о том чтобы по дипломатическим каналам запросить Москву, может
разрешат. Но, увы и ах, — не разрешили. И наш адмирал был непреклонен и американец ушел огорченным. 
     Видимо, неудовольствие от встречи сохранялось у него несколько дней. Иначе как объяснить события, которые
произошли 7 мая. 
     К сожалению, в этот день нам так и не удалось сойти на берег. Весь день толкались на палубе, но схода так и не было. 
     28 апреля. 07.00 объявили построение, тех кто сегодня идут на берег и в 08.00 последний раз разрешили сход в город, но уже с деньгами. 
     В 08.30 дружной толпой мы двинулись за ворота порта и бегом по магазинам. В этот день со всех кораблей было увольнение на берег. Было такое впечатление, что мы находимся на Приморском бульваре города Севастополь в воскресный день. Повсюду были видны наши моряки. Продавцы магазинов нас просто затаскивали в магазины и предлагали весь товар который был у них. Самое интересное было то, что в магазинах можно торговаться, что сильно привлекало наших покупателей. Потратили все деньги которые были, и даже предлагали и наши рубли. Мы конечно, попробовали пиво и отвели душу, купили разные сувениры и всякие шмотки, в общем кто во что горазд. Погода была очень жаркая, мы ходили в форме черные брюки, фуражка правда белая и рубашка с коротким рукавом. Но все равно, ходили но пояс мокрые. И на наше счастье в полдень попали под тропический ливень, дождь шел как из ведра. Мы не стали его пережидать, а пошли под проливным дождем, времени терять, жалко, как всегда пребывание на берегу строго ограничено. Вот мы всей группой пошли по улицам, в это время превратившимся в мощные реки. Шли по колено в воде и, видимо, выглядели смешно, ибо многие прохожие что-то нам кричали вслед. Но шли уверенно, чтобы не опоздать на катер, промокли до нитки, но пришли вовремя. Вот так попрощались с Порт-Луи.
В 18.40 снялись с якоря и легли курсом на банку Судан, там нас ждал транспорт для погрузки продовольствия.».
     9-16 сентября 1980 г. РКР «Владивосток» с танкером  «Ахтуба», под флагом командира 85 ОПбНК капитана 1 ранга М.П.Храмцова осуществил визит в Порт-Луи. С прибытием кораблей в Порт-Луи, командир отряда нанес протокольные визиты премьер-министру Республики Маврикий С. Рамгуламу, мэру города Порт-Луи (племяннику премьера) и Чрезвычайному и Полномочному Послу СССР на Маврикии И.И.Сафронову. Флагманский корабль посетили Посол И.И.Сафронов, консул В.И.Романюк и сопровождающие их лица. Посол И.И.Сафронов устроил в честь капитана 1 ранга М.П.Храмцова, командиров кораблей и офицеров прием и обед. Посольство организовало спортивные состязания между командами отряда кораблей, посольства, консульства и города. Большинство членов посольства и консульства с семьями посетили РКР «Владивосток».
     10 марта 1981 г. для участия в праздновании Дня независимости в Порт-Луи с официальным визитом прибыл крейсер «Александр Суворов» под флагом командира 8-й ОПЭСК контр-адмирала М.Хронопуло. на переходе крейсер дозаправился топливом от танкера Приморского морского пароходства «Ленинское знамя». На рейде Порт-Луи, во внутренней гавани к моменту прихода туда «Александра Суворова», уже стояло много кораблей под флагами разных стран, также прибывших на празднование, в том числе французский фрегат, американский эсминец, японский СКР. По случаю праздника губернатор острова устроил для гостей, в том числе моряков иностранных флотов, официальный прием, во время которого главе Маврикий гости дарили подарки. Так, американский флагман от имени правительства США подарил островной республике чек на два миллиона долларов, а командир 8-й ОПЭСК – модель крейсера «Александр Суворов». Поэтому позже, когда губернатор Маврикия фотографировался на память с гостями,  посол США сидел рядом с главой Маврикия, а советский – стоял на заднем плане среди других гостей «меньшего калибра». И это для наших моряков было крайне обидно, ибо память о самоотверженной бескорыстной помощи советских моряков крейсера «Дмитрий Пожарский» в 1975 г. в ликвидации последствий урагана «Жервез» оказалась короткой.
     В  конце  80-х  годов  правительство  острова  Маврикий  собиралось  покупать  советскую  военно-морскую  технику, представитель  страны  ездил  на  Сейшельские  острова,  где  советские военные  советники  показали  им  и  технику,  и  выучку  обученных  сейшельских  моряков. После  этого  для  ВМС  Маврикий  в январе 1990 г. были  приобретены  2 построенных  в  Феодосии патрульных  катера  проекта  1400МЭ - «Рескюр» и  «Ретревер», которые находятся в строю и сейчас.
 
Литература:
·         Аммон Г. «Морские памятные даты». М. 1987. стр370.
·         Асатур А.Н. «На острове Маврикий» Журнал «Международная жизнь» № 4 1998г.
·         Гарамов Ю. капитан 1 ранга «Верность традициям». «Красная звезда» 06.03.1975г.
·         Гречко Я. Капитан 1 ранга «На помощь пришли советские моряки». «Красная звезда»
·         Григорьянц Б. капитан 1 ранга «Маврикий помнит». «Красная звезда» 23.01.1975г.
·         Гришанов В.М. «Все океаны рядом» Москва «Воениздат» 1984г. стр200-201.
·         Грязнов А.А. капитан 1 ранга «Воспоминания Советника командующего ВМС Республики Сельшельских островов». Журнал  «Тайфун» № 1 2001г.  стр45.
·         Демидов М.В. капитан 2 ранга «Очерк истории Тихоокеанской эскадры». Журнал «Тайфун» № 3 199г. стр13.
·         Заблоцкий В.П. «Крейсеры “холодной войны”» М. Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г. стр164.
·         Каушик Девендра «Индийский океан, проблемы безопасности» перевод с английского Москва «Прогресс» 1976г.
·         Колчин А. капитан 1 ранга «"Спасибо!" – говорят маврикийцы». «Красная звезда» 12.03.1975г.
·         Купреенко В. «Участие советских моряков в ликвидации последствий тропического циклона на острове Маврикий». Журнал «Морской сборник» № 2 2005г.
·         Павленко О. «К 35-летию полета корабля “Зонд-5”». «Новости космонавтики» с сайта www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/250/39.shtml 
·         Перепелица А. капитан 2 ранга, Грачев Ю. капитан 3 ранга «Маврикийцы благодарят за оказанную помощь». Журнал «Морской сборник» стр58-61.
·         Струков Игорь полковник в запасе «Через четырнадцать морей и три океана на ТАКР “Минск”» с сайта http://www.randewy.ru/pam/minsk9.html 
·         Richard Remnek «SOVIET POLICY IN THE HORN OF AFRICA: THE DECISION TO INTERVENE» January 1980
·         С сайта http://drozd-cruiser.ucoz.ru/load/4-1-0-4
 
Розин Александр.