8-я оперативная эскадра кораблей.
 
    Взаимодействие центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю. Гагарина с Черноморским флотом началось в 1963 году, когда начали отрабатываться варианты посадки спускаемых аппаратов на воду. Тогда летом в районе п. Феодосия группой космонавтов (В. Быковский, Б. Волынов и пять женщин-космонавтов) были выполнены прыжки с парашютом с приводнением на поверхность моря. Обеспечение безопасности работ и эвакуация космонавтов с водной поверхности осуществлялась командой военно-транспортного судна «Иргиз» Феодосийской ВМБ. Первая же тренировка космонавтов по действиям после посадки на море была проведена летом 1969 года.
   Для обеспечения выполнения программы космических исследований Луны в апреле 1967 года в соответствии с приказом ГК ВМФ было сформировано нештатное управление эскадры и определен корабельный состав сил для поиска и подъема космических объектов, приводнившихся в Индийском океане.
   Первое упоминание о 8 ОПЭСК это то, что образованная в 1967 г. как соединение кораблей специального назначения, в 1968 г была сформирована Черноморская Эскадра Специального назначения.
   В августе 1967 г. вышла на боевую службу в Индийский океан 8-я эскадра кораблей специального назначения под командованием   контр-адмирала Ховрина Николая Ивановича,  а к январю 1968 г. были сформированы 7-я оперативная эскадра на Северном флоте и 10-я - на Тихоокеанском.
 
 
 
командир  8 эскадры контр-адмирал Ховрин  Н.И.
 
   Постановлением Совета Министров СССР в состав сил эскадры были выделены от Балтийского морского пароходства 6 лесовозов проекта 596, от Министерства Морского флота – танкер «Ханой». Выделенные суда и корабли в период с марта по май 1967 года прошли переоборудование на судоремонтных заводах страны. В результате выполненных работ плавбаза «Виктор Котельников» и суда проекта 596 были оснащены радиотехнической аппаратурой поиска космических объектов, средствами для их подъема, а также вертолетными площадками и комплексами для базирования вертолетов Ка-25пн.
   Для обеспечения космических программ создавались корабли поисково-измерительного комплекса. В 1967 г. на заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде и на Выборгском судостроительном заводе  корабли поисково-измерительного комплекса пр. 1918 "Селена-1" переоборудовали четыре лесовоза пр. 596 водоизмещением около 9300 т (ЦКБ "Балтсудопроект", главный конструктор П. С. Возный). Одновременно несколько лесовозов было переоборудовано для поисковых целей по пр. 596П. Позднее, в 1976-1978 гг., четыре лесовоза пр. 596 переделали на заводе им. А. А. Жданова в корабли поисково-измерительного комплекса пр. 1929 "Селена-2" (ЦКБ "Балтсудопроект", главный конструктор Б. П. Ардашев): ЭОС Апшерон, Диксон, Донбасс, Даурия, Баскунчак, Севан, Тамань, Ямал, ТН Ахтуба, КУ С. Челюскин; и работала она в Индийском океане.
   1 сентября того же года управление эскадры было подчинено командиру Черноморской эскадры контр-адмиралу Леоненкову  В.М.
 Выделенные корабли и суда размещались на своих флотах, а в специальном отношении подчинялись эскадре. Через год постоянным местом базирования эскадры cтaл Севастополь, с подчинением командующему Черноморским флотом.
   В сентябре 1968 года специально созданному соединению была поставлена первая задача по обеспечению запуска и посадки космического корабля «7К-Л1» № 9;  которая  в открытой печати именовалась «Зонд-5».Руководство силами было возложено, на командира Черноморской эскадры контр-адмирала Леоненкова В.М.
 
 
   С 1 ноября 1968 года управление Черноморской эскадры начало прием лесовозов в состав Военно-Морского  Флота, которые были оборудованы и переведены в класс экспедиционно-океанографических судов и получили названия: «Апшерон», «Диксон», «Донбасс», «Даурия», «Баскунчак», «Севан», «Тамань», «Ямал». Танкер «Ханой» был переименован в танкер «Ахтуба». Комплектование экипажей возлагалось на Черноморский, Северный, Балтийский и Тихоокеанский флоты. Таким образом, к концу 1968 года было завершено формирование постоянного состава Черноморской эскадры специального назначения.
 
Директива ГШ ВМФ СССР № ОМУ/1/98001СС-1968 года
Сформировать 8 эскадру специального назначения Черноморского флота.
 
  В сентябре 1970 года черноморской эскадре была поставлена задача - силами КУ «С. Челюскин», ЭОС «Диксон», «Баскунчак», «С. Дежнев», «Донбасс», «Тамань», ЭМ «Возбуждeнный», БДК-13, ТН «Гродно» во взаимодействии с ТУ-95РЦ авиации Северного флота обнаружить и поднять в Индийском океане космический корабль «7К-11» №14 «Зонд-8», в кратчайший  срок, но не позднее чем через 6 часов после приводнения доставить в п. Бомбей.
   В 1970 году  руководил операцией командир Черноморской эскадры контр-адмирал Трофимов А. А.
 
 
 
   Этап полетов «Зондов» завершился, однако корабли эскадры продолжали успешно выполнять другие задачи в Индийском океане, проводили тренировки космонавтов и испытания новой космической и спасательной техники в Черном море. 
   Образованная в 1967 г. как соединение кораблей специального назначения -  8-я эскадра в 1968 г. была переформирована в 8-ю оперативную эскадру и, переподчиненная командующему ТОФ, приступила к несению боевой службы в Индийском океане. 
   С 1972 года ЦПК начал проводить систематическую подготовку космонавтов на Черном море к действиям на месте вынужденной посадки в экстремальных условиях.
   К испытаниям КА и тренировкам космонавтов были привлечены: 3 Управление 8 ГНИКИ ВВС, РКК «Энергия», ММЗ «Звезда», 7 ГНИИИАКМ ВВС, ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
   Первым кораблем обеспечения от ПСС ЧФ – ЭОС «Севан».
   По результатам этих испытаний были разработаны «Временная программа и методика тренировок космонавтов по действиям после посадки на море», по которым в этот же год в Феодосийском заливе были проведены тренировки четырех экипажей, готовящихся к полетам по программам ДОС и ДОС №2 в составе: А. Леонов – В. Кубасов; В. Лазарев – О. Макаров; А. Губарев – Г. Гречко; П. Климук – В. Севастьянов.
   На этот раз их тренировки обеспечивал ЭОС «Тамань». Руководителем тренировок был летчик-космонавт СССР, дважды герой Советского Союза, генерал-майор авиации А. Николаев.
       Тренировки космонавтов, специалистов ПСС ЧФ и сборы по вопросам организации поисково-спасательного обеспечения и действий в случае приводнения КА на воду проводились ежегодно. Для этого специалисты флота откомандировывались в центр подготовки космонавтов, ЦУП, РКК «Энергия», ММЗ «Звезда», космодромы, аэродромы сил обеспечения полетов КА и другие организации.
       Кроме совместного проведения тренировок, в период с 1972 по 1987 года, специалисты ЦПК совместно с ПСС Черноморского флота участвовали в испытаниях образцов космической и поисково-спасательной техники и учебно-методических сборах по обеспечению подготовки космонавтов, проводимых на базе Крымской ВМБ (озеро Дон-Узлав).
      Проводились и испытания катера пр.14010 для ПСК Ил-76К, экспериментальные исследования по оценке жизнедеятельности экипажа в СА и после покидания его при волнении моря 5 баллов, испытания спасательного катера на воздушной подушке «Барс».
В 1974 году штаб эскадры был переведен в подчинение Тихоокеанскому флоту г.  Владивосток.
 
Директива ГШ ВМФ СССР № 730/1/00268 от 12 марта 1974 года
Сформировать с 1 сентября 1974 года 8 оперативную эскадру кораблей, подчинённую Ком ТОФ  -   в/ч 31107.
 
 
Приказ Ком ТОФ № 0051 от 22.07.74г  о назначении управления 8 ОПЭСК.
 
 
   Из судов эскадры была сформирована Черноморская 3 бригада кораблей поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов.
   В 1974 году на базе Черноморской  ЭСН сформирована 36 Бригада поисково-спасательных кораблей  (ПСК): Апшерон, Диксон, Донбасс, Даурия, Баскунчак, Севан, Тамань, Ямал.  
          Командир Черноморской 36 бригады  ПСК - капитан 1 ранга Гоман  Ю. В.
          В 1984 году   36 бригада ПСК  вошла в АСС ЧФ.
          Расформирована в 1996году.
   Одной из задач этой бригады было обеспечение безопасности полетов пилотируемых космических кораблей типа «Союз» С возможной их посадкой в северо-западной части Черного моря, а также проведение морской части испытаний новой космической техники и морской подготовки экипажей космических кораблей. Только в период с 1972 по 1981 год силами черноморцев была обеспечена подготовка более 30 экипажей космонавтов.
   Термоизоляцию оболочки корабля испытывали конструкторы на макетах "Бурана", которые было решено сажать на воду, чтобы не повредить теплозащитные плитки. Макеты представляли собой уменьшенную копию "Бурана", сделанную из легких сплавов, начиненную телеметрической аппаратурой и защищенную от воздействия высоких температур термостойкими пластинами. Шасси макет не имел.
   Задача моряков состояла в том, чтобы обнаружить приводнившийся макет и с чрезвычайной осторожностью поднять его на палубу поисково-спасательного корабля, не повредив этих самых плиток, над которыми буквально дрожали представители конструкторских организаций.
   Для несения боевой службы привлекались корабли  Тихоокеанского, Черноморского  флотов. В  результате стало очевидным, что в Индийской океане и Красном  море необходимо иметь на постоянной основе разведывательные, ударные, противолодочные корабли и подводные лодки.
    Боевая служба в Индийском океане и Красном  море была не просто напряженной. Она была тяжелой, особенно для офицеров управленческого звена. Режим плавания определялся Главным штабом ВМФ. Обычно флагманский корабль 5-6  месяцев непрерывно находился в море, после чего следовал на  отдых в Севастополь.
   Условия для людей и техники сложились неблагоприятные. Стояла невыносимая жара, днем воздух нагревался до +40–45 градусов, ночью температура не опускалась ниже +25 градусов. Корабль управления  “раскалялся” как сковородка. В ту пору никаких кондиционеров не существовало, и у берега стоянка приносила людям адовы муки. В море было чуть прохладнее. В боевых постах царила неимоверная духота, но моряки держались стойко и не роптали. Спать в кубриках и каютах было невозможно. Одеты все моряки были в тропическую форму, включающую в себя тонкую хлопчатобумажную куртку синего цвета с короткими рукавами и шорты,  легкие кожаные тапочки . На качество питания никто не сетовал, но через 2 месяца моряки стали гораздо стройнее. Из-за жары и перенапряжения многие теряли по нескольку килограммов веса, но силы служивый народ сохранил. Все были молоды, энергичны и верили, что этот тяжкий труд вдали от Родины не напрасен.
   Первому составу командования штаба и политотдела эскадры пришлось начинать все с нуля: от организации функционирования до всех нюансов управления силами и выполнения ими задач боевой службы с разработкой необходимых боевых документов. Штаб напряженно трудился все 24 часа в сутки. Непрерывно отслеживалась обстановка по своим силам и силам вероятного противника, офицеры несли оперативное дежурство и вахту, производился анализ обстановки и принимались решения. Четыре раза в сутки этот мозговой центр эскадры в полном составе во главе с командующим и его заместителями собирался вместе. Действовала строгая система контроля над постоянной готовностью своих сил. Накопленный большой опыт использования оружия и техники на кораблях в экстремальных условиях гарантировал успех.
 
 
капитан 1 ранга Юрий Борисович Приз
 
   “Как во времена моего предшественника, так и в годы моей службы БЧ-1 остро недоставало офицеров, – говорил командир БЧ-1 крейсера в 1968–1972 годах капитан 1 ранга в отставке Юрий Борисович Приз. – Что это означало, особенно в длительном плавании? У всех боевых частей существовали сменные вахты, плановый отдых, а в БЧ-1 таковые отсутствовали. Между тем обстановка требовала постоянного пребывания штурмана на мостике. Следовал ли корабль проливами, обходил ли острова, банки, выполнял ли задачи боевой службы – всегда нужна была сиюминутная и точная информация о местоположении корабля. Чтобы выдавать ее командиру по первому требованию и рекомендовать правильный курс, приходилось буквально жить у штурманского стола, спать урывками, питаться, когда время позволяло, – и все это на протяжении суток, а то и недель. Такая служба выматывала основательно”.
   В обязанности БЧ-1 входили и метеорологические наблюдения. Каждые четыре часа фиксировались направление и сила ветра, температура воздуха и морской воды, осадки, влажность воздуха, оценивались визуальная видимость и облачность. Все эти природные факторы влияли как на маневры корабля, так и на характер артиллерийского боя, поэтому отслеживались постоянно.
На руле тоже “стояла” БЧ-1. Электрогидравлические системы обычно получали команды из боевой рубки. Но так как управление крейсером многократно дублировалось, то в случае боевых повреждений был возможен перенос управления в ЗКП, центральный штурманский пост и, наконец, в самом худшем случае – в рулевое отделение.
   В труднейших условиях постоянного пребывания в открытом море эскадра несла службу по защите Родины на дальних подступах. Личный состав мужественно преодолевал все трудности, осознавая важность и необходимость этого дела. В зной и холод, в шторм и непогоду, с огромным напряжением физических и моральных сил люди несли вахты, поддерживая корабли в постоянной боевой готовности.
   Боевая деятельность  8  эскадры практически всегда проходила в сложной международной военно-политической обстановке на театре. Нередко даже маневрирование кораблей ВМС США в открытом море носило опасный, явно провокационный характер. Особенно в сложном положении оказывались корабли эскадры, выполнявшие задачи в зоне вооруженных конфликтов в условиях фактического противостояния с силами вероятного противника.
   Чувствовали ли мы, эскадренники, себя героями этих событий? Нет, конечно. Было чувство добросовестно исполненного долга. Все боевые распоряжения Главкома выполнены без накладок и замечаний. Командиры соединений и кораблей действовали грамотно и решительно. Экипажи с честью вынесли колоссальные нагрузки длительного противостояния в условиях плавания – почти месяц по боевой готовности № 2, все время на ходу, в том числе и полными ходами, неся ходовые вахты в две смены. Было чувство удовлетворения от исполненного интернационального долга. Была гордость за свою Родину. Укрепилась уверенность в том, что, если бы начались фактические боевые действия, наши люди проявили бы лучшие боевые качества.
   За период боевой деятельности  эскадры через боевую службу прошли многие сотни кораблей, в том числе и новейших по тем временам проектов (от МТЩ и МПК до ракетных и противолодочных крейсеров, а также тяжелые авианесущие крейсера, тяжелые атомные ракетные крейсера), которые на практике подтвердили свои боевые и технические возможности. Десятки тысяч офицеров и сотни тысяч личного состава приобретали опыт боевой деятельности и морской практики в условиях непосредственного соприкосновения с вероятным противником и участия в локальных войнах в качестве воинов-интернационалистов.
   Боевая служба на 8  эскадре была серьезной школой для всего личного состава, матросов, старшин, мичманов и офицеров кораблей, практической проверкой профессионализма руководящего состава. Многие высококвалифицированные специалисты управления, штаба и политотдела эскадры, проявив талант незаурядных организаторов, впоследствии заняли ответственные посты во флотских и центральных органах ВМФ.
Первый командир эскадры вице-адмирал Н.И. Ховрин после службы на эскадре занял пост заместителя командующего Черноморского флота, впоследствии  Командующего  Черноморским флотом, получил звание адмирала.
Командир эскадры вице-адмирал В. Леоненков был назначен командиром ЛенВМБ, получил звание адмирала.
Командир эскадры контр-адмирал  В.С. Кругликов назначен 1 заместителем командующего Северным флотом, получил звание вице-адмирала.
Командир эскадры - контр-адмирал Н.Я. Ясаков – был назначен  1 заместителем командующего  Тихоокеанским  флотом, получил звание вице-адмирала.
Командир эскадры - контр-адмирал Хронопуло М.Н. - был назначен  командующим Черноморским флотом, стал адмиралом.
Командир эскадры - контр-адмирал Громов Ф.Н. - был назначен  первым заместителем командующего Северным флотом. впоследствии и Главнокомандующим Военно-Морским флотом, получил звание адмирала.
Командир эскадры - контр-адмирал Паромов Р.В. был назначен начальником вспомогательного флота ВМФ, получил звание вице- адмирала.
Командир эскадры - контр-адмирал Сергеев В.Н. был назначен командиром Новороссийской военно-морской базы, получил звание вице-адмирала.
Начальник штаба эскадры - контр-адмирал Устименко Ю.Г. был назначен командиром 7 оперативной эскадры кораблей Северного флота 29.10.1991 – 15.10.1992г., затем 1 заместителем командующего Северным флотом, получил звание вице-адмирала.
Командир эскадры - контр-адмирал Береговой Н.Н.  в звании вице-адмирала уволен в отставку после сокращения эскадры.
Заместитель командира эскадры - контр-адмирал Бояркин В.Д. был назначен начальником управления кадров ТОФ.
Флагманский связист эскадры - капитан 1 ранга Колодкин Б.Н. был назначен начальником связи Северного флота, получил звание контр-адмирала.
Заместитель командира эскадры по ЭМС - капитан 1 ранга Бирилло Н.Н. был назначен в госприемку, получил звание контр-адмирала.
Флагманский штурман эскадры - капитан 1 ранга Худояров Е.П. был назначен главным штурманом ТОФ, получил звание контр-адмирала.
Начальник разведки эскадры - капитан 1 ранга Федоров В.М. был назначен начальником разведки ВМФ, получил звание вице-адмирала.
Начальник тыла эскадры - капитан 1 ранга Михайлов  Ю.Г. был назначен начальником тыла ВМФ,  получил звание вице-адмирала.
   Боевая деятельность этого уникального объединения ВМФ до сих пор не обобщена и вообще о боевой деятельности эскадры мало что напечатано. Раньше – по причине секретности, а затем, на мой взгляд, по причине лености ветеранов. В печатных изданиях, кроме заезженных фраз: такой-то корабль 8 раз выходил на боевую службу или офицер Иванов 10 раз участвовал в боевой службе, толком ничего не сказано. Что такое боевая служба, для чего и как она выполнялась, нынешнее поколение  моряков и широкая общественность часто понятия не имеют. Но не все еще потеряно, пока живы ветераны. Они цепко держат в своей памяти опыт боевой службы.
   “ФЛОТ” – понятие многоплановое. Но его всегда связывают с кораблями. Именно их наличие определяет статус любой державы как морской, способной не только осваивать прилегающие к ее территории шельф и водные просторы, но и отстаивать на них свои интересы, а если необходимо, то и эффективно защищать. Общепризнано: визитной карточкой великих морских держав являются боевые корабли океанской зоны, способные решать комплекс различных задач в удалении от своих баз. Обладать таким флотом Россия стремится на протяжении уже более трехсот лет. И реальным воплощением этого стремления как раз и стала 8 оперативная  эскадра, наработки моряков которой не должны быть забыты.
    В этот период в состав эскадр стали включаться десантные корабли с подразделениями морской пехоты со штатным вооружением на борту.
   Будем объективны: сегодня, к сожалению, в силу целого комплекса причин, мы не можем даже говорить о возможности постоянного присутствия в океанской зоне не только эскадр, но даже ОБК. И хотя, по большому счету, “время эскадр”, насчитывающих десятки единиц, прошло, “время канонерок” отнюдь не кануло в Лету – с помощью флота и сегодня можно и должно решать державные задачи, сочетая опыт с новыми формами и методами воздействия на геополитическую ситуацию. В этом отношении и применим опыт  8 оперативной  эскадры в контексте развития “индийской  школы” мореплавания и подготовки современных кадров профессионалов.
   И потому обобщение, анализ деятельности эскадры  в 60–90-е годы – одна из важнейших задач, которую еще можно решить. Сегодня многие “эскадренцы” по-прежнему не теряют связей с флотом. И этот фактор, этот шанс необходимо использовать в полной мере.