Розин Александр.
 
8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.
Хроника боевой службы.
 
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18
19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32
 
12. 1970 г. активность службы возрастает.
 
     Продолжалось совершенствование организации ведения боевой службы в Индийском океане. С декабря 1969 г. на БС там  находился постоянно один эсминец, с середины 1970 г. там же на службе находился и БДК, а с октября 1970 г. и морской минный тральщик. По крайней мере, в двух случаях в 1970-1971 гг. тральщик приходил и уходил с БС с субмариной пр.641, видимо выполняя роль судна поддержки подводной лодки.
     По заявлению заместителя обороны Великобритании 11 марта 1971 г. в период с 1968 г. до начала 1970 г. максимальное число советских кораблей, наблюдаемых в Индийском океане, составляло 6 единиц: 3 надводных корабля, 1 ПЛ и 2 вспомогательных корабля, помимо их там находились - вспомогательный танкер, 3 гидрографических корабля и 6 более мелких судов.
     Дизельные подлодки, активно работая в океане, нечасто  привлекались к заходам в иностранные порты. По западным данным, четыре подводные лодки, действовавшие в океане в 1970 г. сделали шестью визитов, тогда как семь надводных боевых кораблей выполнили  27. Подводные лодки из всех военных кораблей наименее подходили для демонстрации флага, будучи визуально не впечатляющими и слишком тесными для посещений.
     В январе-феврале 1970 г., советские военные корабли посетили Ходейду (ЙАР), Аден (НДРЙ) и Массауа (Эфиопия) в ходе круиза в Красном море.  Отрядом кораблей командовал начальник штаба 10-й оперативной эскадры капитан 1 ранга С.Е. Коростелев.
     19 февраля 1970 г. в Индийский океан для несения БС прибыл эсминец пр.56 «Бесследный» (бортовой номер 440, к-2р. Демышев Г.А.). 15-25 апреля принимал  участие в маневрах «Океан». Во время БС выполнил заход в иностранный порт для высадки больного. Матрос Сергей Шерстобитов  в походе тяжело заболел и потерял  сознание. Его доставили в иностранный госпиталь. Но когда матрос пришел в сознание и услышал чужую речь, то первым делом потребовал доставить его домой, в Советский Союз.  Эсминец в Индийском океане находился до 27 июня.
     В апреле 1970 г. для несения БС в Индийском океане пришел большой отряд советских кораблей:  РКР «Адмирал Фокин» (бортовой  831, к-1р. В.В. Суриков), БРК «Упорный» (бортовой 986, к-2р. В.И. Новокшонов), БПК «Одаренный» (бортовой 570), «БДК-77» (бортовой 564,  к-2р. А.А. Вдовиченко), ПЛАРК пр.675 «К-7» (к-2р. Г.А.Xватов) и ДПЛ пр.641 «Б-8» (к-2р. Виталий Алексеевич Смирнов). В немалой степени развертывание такого отряда было связано с предстоящими военно-морскими маневрами «Океан».
     Пришедший на РКР «Адмирал Фокин» заместитель командующего 10-й оперативной эскадры капитан 1 ранга Игорь Иванович Вереникин возглавил отряд кораблей и 8 месяцев руководил ими.За этот период корабли осуществили заходы в порты 14 стран, там И.И.Вереникин встречался с Индирой Ганди, с Бандаранаики, другими прогрессивными лидерами Ближнего Востока. В его честь устраивались светские приемы в Индии, Пакистане, Ираке, Сомали и на Цейлоне. Боевая служба запомнилась не только напряженными морскими буднями, но и некоторыми «нештатными» ситуациями. В Пакистане, например, пополняли запасы продовольствия и получили вместо привычной говядины… верблюжатину. На второй день похода к Индии матросские желудки от этого «деликатеса» взбунтовались. И тогда флагман Вереникин, имевший приказ ни в один порт за время этого перехода не входить, объявил по эскадре… кулинарный конкурс на лучшее приготовление блюд из рыбы. А в качестве приза пообещал победителям отпуск домой. Контр-адмирал долго удивлялся тогдашнему неожиданному открытию, что из обычной морской рыбы можно, оказывается, приготовить не менее сотни вкусных блюд. И каких только диковинок тогда не придумали матросы! Жареная, пареная, вареная, вяленая, соленая, под самыми немыслимыми (но необычайно вкусными!) соусами водоплавающая живность на несколько дней похода полностью решила продовольственную проблему. Командир сдержал слово и лучших «кулинаров» по возвращении на родную базу отправил в 10-дневный отпуск.
     Прибывшая подлодка «Б-8»  только что вышла из ремонта, на нее посадили более подготовленный экипаж под командованием капитана 2 ранга В.А.Смирнова, старшим в поход шел  начальник штаба – заместитель командира 182 БПЛ капитан 2 ранга А.П. Алхименко. Пребывание в Индийском океане затянулось почти на пять месяцев. Походы чередовались со стоянками на якоре и боевой подготовкой. После одного из учений, завершившемся «атакой» конвоя вероятного противника, плавбаза «Иван Вахромеев»  и подводная лодка были направлены в Персидский залив с дружеским визитом в иракский порт Умм-Каср.  Стоянка в Умм-Касре была недолгой. Вскоре состоялся заход в порт Карачи. Здесь моряков ожидал прием у главного военно-морского начальника, интересные экскурсии по городу. После небольшого отдыха, заправки топливом и продовольствием плавбаза и подводная лодка отправились в разные районы боевой службы. 
     Выполняла межфлотский переход на ТОФ южным путем, в феврале - июле 1970 г. плавбаза «Иван Вахромеев» бортовой 988. Маршрут -  Севастополь (Чёрное море), Босфор (Средиземное море), Гибралтар (11 марта - Атлантический океан), Экватор (21 марта - ПРАЗДНИК НЕПТУНА), Мыс Доброй Надежды (ЮАР - 31 марта, Индийский океан), заход в Сомали - Могадишо (17 апреля - 5 мая), Архипелаг Чагос (5 раз переходили экватор), Персидский залив, заход в Ирак (Басра), заход в Пакистан (Карачи - 13-17 июня), ловили космический аппарат, Малаккский пролив (10 июля), Сингапур (10 июля).
В апреле (2 апреля уже там) 1970 г. эсминец пр.56 «Бесследный» совместно с «БДК-77» нанес визит в Аден.
     В апреле- мае 1970 г. несколько боевых советских кораблей посетили порты Сомали в тот момент, когда новый режим опасался возможного государственного переворота, поддержанного имперскими властями  Эфиопии. 27 апреля 1970 г. в Могадишо было объявлено о разоблачение заговора против режима. Заговорщики предположительно пытались развязать конфликт с Эфиопией, чтобы отвлечь армию, и в это время свергнуть режим Сиада Барре. СССР использовал находившиеся в Сомали свои корабли для демонстрации поддержки существующей власти.  17 апреля, за десять дней до объявления о разоблачение заговора, два советских боевых  корабля - ПБПЛ пр.1886 «Иван Вахрамеев»  и ДПЛ пр.641 «Б-8», под общим командованием капитана 1 ранга С.Е.Коростелева пришли в Могадишо для пятидневного официального визита. Моряки участвовали в спортивных соревнованиях с сомалийскими военными. Советский посол сопровождал команды судов на прием, данный командующими родами войск. Моряки также встретились с президентом Сомали и многочисленными другими высокопоставленными местными государственными служащими. Одновременно с ними 17 апреля в порт Бербера прибыл БРК пр.57-бис «Упорный» (к-2р. В.И.Новокшонов). Хотя суда, как намечалось, должны были уйти 22 апреля, но не последовало никаких объявлений об их отъезде, вопреки обычной практике при официальных посещениях. Эти посещения совпали с началом советских военно-морских учений ОКЕАН, и сопровождались многочисленными посещениями портов страны следующие две недели. Субмарина пр.641 оставалась в Могадишо до 2 мая, плавбаза до 5 мая. Присутствие этих военно-морских судов во время периода внутренней нестабильности еще раз продемонстрировало степень  советской поддержки Сиада Барре. В этом отношении присутствие советских боевых кораблей в сомалийских водах в ходе маневров ОКЕАН было самым удобным. Конечно, наши боевые корабли не могли бы удержать потенциальных контрреволюционеров в случае их атаки на правящий режим, но они продемонстрировали поддержку и дали время генералу Сиаду Барре чтобы произвести чистку от нежелательных элементов. Эксплуатировал ли Сиад Барре советское военно-морское присутствие, чтобы достигнуть своих собственных целей, или Кремль использовал флот, чтобы спасти Барре, не известно. В любом случае, простое присутствие советских военно-морских кораблей в сомалийских портах, в конце 1969 г. и весной 1970 г., сыграло значительную роль во внешней политике Москвы к режиму Сиада Барре. Использование военно-морской дипломатии поспособствовало укреплению советско-сомалийской дружбы, которая достигла высшей точки в 1974 г. с подписанием Договора о дружбе и сотрудничестве.
     18 апреля 1970 г. в советских газетах с ссылкой на ТАСС была напечатана заметка «К визиту отряда советских военных кораблей в Государство Маврикий», в ней говорилось что с 19 по 23 апреля отряд кораблей в составе ракетного крейсера «Адмирал Фокин», эсминца «Блестящий» и танкера «Вишера» по приглашению правительства Государства Маврикий посетит с дружественным визитом Порт-Луи. Нет ясности, был, осуществлен визит в указанные сроки, указанными кораблями или нет. В  сообщении о ходе маневров «Океан» 19 апреля сообщалось  «…по сообщениям из походных штабов отрядов, в океане маневрируют ракетный крейсер «Адмирал Фокин», эскадренный миноносец «Блестящий» и другие корабли.» Да и рассказа в газетах об визите не было, хотя почти все из объявленных в печати визитов освещались.
     В апреле-мае 1970 г. в рамках маневров "Океан" ПЛАРК пр.675 «К-7»  первой из советских ПЛА совершила поход в Индийский океан с целью проверки боеготовности КР после длительного плавания в тропических условиях. В начале апреля 1970 г. «К-7» (к-2р. Xватов Г.А., старший на борту ЗКД 26-й ДиПЛ к-1р. Ю.Джанелидзе) вышла из залива Стрелок (Приморье), переход в район стрельб впервые осуществлялся совместно с надводным кораблем БПК «Отважный» в едином строю в надводном положении до Южно-Китайского моря. Малаккский пролив ПЛАРК прошла в надводном положении, выйдя погрузилась и 300 миль двигалась самостоятельно до точки встречи с БПК, затем совместное плавание до Сейшельских островов, а потом совершили переход в район  о. Сокотра, откуда осуществила ракетную стрельбу.  Как вспоминал адмирал Геннадий Александрович Хватов: «…эта стрельба требовала хороших операторских навыков и четкости в действиях всего экипажа. Плечо стрельбы, как у нас говорят, очень короткое (стрельба проводилась на минимальную дистанцию), раздумывать некогда: открыл визир, обнаружил цель и тут же давай команду на ее захват, на поражение. Целеуказания мы получали от самолетов Ту-95РЦ. 0ни вылетали из Подмосковья курсом на Ташкент, а затем по международным коридорам - в район Сокотры.
     Почему выбрали дистанцию стрельбы всего порядка 100 км? Обзор, который делали Ту -95РЦ и выдавали нам прямо "картинкой", позволял определять, что в опасной зоне никого постороннего нет. Так вот, возможности морской авиации по обеспечению безопасности стрельбы как раз "вкладывались" в эти 100 км.
Когда первая пара самолетов прошла, мы запросили "добро" на стрельбу. Не знаю, почему, но у руководителя стрельбы появились сомнения, и он поначалу отказал. Стали ждать вторую пару. А у них трансляция сорвалась. Что делать? Принимаю решение стрелять по данным, полученным ранее, благо, они еще не успели устареть, да и правила стрельбы позволяли так поступать. А мой экипаж мог гарантировать точное наведение ракет. Ради этого ведь К-7 и шла сюда. Словом, пуск!
     Попадание двумя ракетами было точным. Мишень разлетелась на мелкие кусочки. Стрельба подтвердила, что наши противокорабельные крылатые ракеты очень надежны в любых условиях и есть смысл заниматься их усовершенствованием. Кстати, в Индийском океане, по моим данным, крылатыми ракетами наши лодки больше не стреляли.» Геннадий Александрович Хватов скромно умолчал об одной существенной сложности, возникшей перед пуском ракет на той стрельбе. Как вспоминал Юрий Пронин, тогда командир БЧ-1 «К-7», сложность была вызвана тем, что на радиолокационном изображении, полученном от ТУ-95РЦ, вместо трёх ожидаемых РЛС-отметок (надувной мишени и двух кораблей охранения района: РКР «Адмирал Фокин» и ЭМ «Блестящий») просматривались 4 отметки (как потом выяснилось 4-ая - иностранное судно). Это вызвало сомнения в безопасности проведения стрельбы у контролёра (представителя РАУ КТОФ кап.1 ранга Павлова), имевшего право запрещения стрельбы. Однако, к моменту контакта с ТУ-95РЦ Юрий Пронин достаточно точно определил направления на «Фокин» и «Блестящий» по радиопеленгам на их приводные радиомаяки. После нанесения целей-отметок по данным РЛС самолёта и пеленгов на корабли охранения на карту все цели были уверенно опознаны, в опасной зоне кораблей и судов не было, т.е. стрельба была безопасна. Командир в жёстких условиях времени при непредвиденных обстоятельствах сумел не только грамотно оценить обстановку, но и убедить в этом контролёра. Для контроля командир БЧ-1 выдал на КП БЧ-2 пеленг и дистанцию стрельбы с карты. Далее всплытие в позиционное положение, пуск. Задача была успешно выполнена. Некоторое время ПЛАРК ещё находилась в Индийском океане на БС, в ряде зарубежных изданий 70-х годов говорилось, что атомоход класса Echo-II (пр.675) выполнил заход в порт Бербера. В реальности ничего подобного не было, первый заход в Берберу был выполнен атомоходами в 1974 г., а тогда за визит видимо приняли нахождение в надводном положении «К-7» вблизи острова Сокотра, после того как на ней произошла авария - вырвало кингстон хододильной машины Э-500. Капитан 2 ранга в отставке Тамарин Александр Яковлевич, тогда командир группы дистанционного управления «К-7» вспоминал: «Трюм 9 отсека стал быстро заполняться забортной водой. Сыграли боевую тревогу, продули главный балласт, всплыли в позиционное положение, дали воздух в отсек для подпора. Однако, если бы не старшина команды трюмных мичман Селенский, трудно сказать, чем бы это все закончилось… Он схватил аварийный клин и, нырнув, умудрился им заделать пробоину.
     Через несколько дней по инициативе того же Селенского была выполнена уникальная операция по ремонту кингстона. Предстояло разобрать его, открыв забортное отверстие диаметром 80 мм. Для этого собрали гигантский «пластырь» из брезентовых чехлов и канатами завели его снаружи в район кингстона. В отсеке создали воздушный подпор, равный забортному давлению и извлекли кингстон, открыв забортное отверстие.
     В условиях качки пластырь работал как невозвратный клапан - при крене ПЛ на аварийный борт его прижимало к корпусу ПЛ, при крене на другой борт давление в отсеке становилось меньше наружного столба воды, и пластырь пропускал наружу пузырь. Операция была выполнена быстро и четко под руководством ком. БЧ-5 Пронькина А. Е.
     Тем не менее запустить холодильную машину было невозможно, так как все ее электрооборудование побывало под водой. В кормовых осеках была страшная жара - носовая машина Э-350 вынужденно работала на весь корабль. Особенно досталось турбинистам.
     Возвращались домой в надводном положении долгих три недели. Вместо обещанных высоких наград командир ПЛ получил орден Красного Знамени ( рассчитывал - Героя), замполит - орден Красной Звезды, а мы все - по юбилейной медали.» Возвратились домой  вместе с БПК «Одаренный». Поход ПЛ длился более трех месяцев, за ракетную стрельбу Главком ВМФ вручил экипажу Почетную Грамоту.
     Три советских военных корабля - БПК пр.61 «Одаренный», ЭМ пр.56 «Блестящий», третьим был либо танкер «Вишера», либо ПЛАРК «К-7» (хотя она по некоторым данным прошла 12 мая???) проходили через Малаккский пролив 21-22 мая 1970 г. возвращаясь во Владивосток.
     После завершения маневров «Океан», 27-31 мая 1970 г. в Умм-Каср (Ирак) нанес визит отряд из трех кораблей в том числе ПБПЛ «Иван Вахрамеев», ПЛ «Б-8»,  под командованием Игоря Воронкова. Командир отряда встречался с иракскими официальными лицами, при этом в беседах он заявил что советские люди поддерживают борьбу арабского народа с Израилем и империалистами. Это был единственный визит наших боевых кораблей в Ирак в этом году.
     В мае 1970 г. через Индийский океан проследовал БРЗК «Приморье» (к-1р. Борис Герасимович Иванов) выполнявший межфлотский переход с ЧФ на ТОФ, вокруг Африки. 25 апреля вышли из Севастополя и 4 июня пришли во Владивосток.
     Как сообщали иностранные корреспонденты советское научно-исследовательское судно пр.224 «Ю.М. Шокальский»  было замечено 8 августа 1970 г., приблизительно в 50 милях к югу от острова Диего-Гарсии в архипелаге Чагос. Судно позже прибыло в Сингапур 20 августа и оттуда ушло во Владивосток.
     В начале сентября 1970 г. советский десантный корабль «БДК-13» посетил остров Сокотра (Южный Йемен). В ноябре 1970 г. британская газета «Санди телеграф» сообщила, что это советское десантное судно, прибыв на Сокотру, приняло участие в создании советской базы с «радио-мачтами». В последующем это сообщение было растиражировано газетами западных стран, Японии и Соединенными Штатами.  Несмотря на опровержения руководителей Южного Йемена, разговоры вокруг советской базы на острове Сокотра не прекращались. В конечном итоге МИД НДРЙ в январе 1971 г. пошло на необычный шаг, оно организовало для дипломатического корпуса и иностранных корреспондентов, в том числе и корреспондента лондонской «Times» поездку на остров Сокотра. Гостям предоставили возможность облететь весь остров и осмотреть что им захочется. Никакой советской базы или иного советского присутствия естественно не было обнаружено. Только в районе деревень Кабуб и Сук были замечены остатки военного «присутствия» Великобритании, остатки заброшенного аэродрома и казармы. 
     В конце сентября или в начале октября 1970 г. в Индийский океан пришла дизельная субмарина пр. 641 «Б-213» (к-2р. Донат Ильич Герасимов) которая выполняла межфлотский переход южным путем с Балтики на ТОФ с несением БС в Индийском океане. За время перехода и БС выполнила заходы в Конакри (Гвинея) и Бербера (Сомали), во Владивосток прибыла 16 февраля 1971 г. завершив 200 суточный переход. По непроверенным данным во время перехода имела бортовой номер 054.
     7 октября 1970 г. через Малаккский пролив в Индийский океан прибыла дизельная субмарина пр. 641 «Б-135» (к-2р. Л.П. Малышев) из состава 182 БПЛ. Старшим на борту был командир 182 бригады ПЛ контр-адмирал  Игорь Васильевич Кармадонов, только что получивший адмиральское звание. По прибытии в район Сейшельских островов он убыл на эсминец «Возбужденный», став старшим морским начальником в зоне Индийского океана. БС продолжалась 8 месяцев, в ходе нее пришлось выполнять стрельбы экспериментальными «тропическими» торпедами, и  ремонтные работы, которые считались только под силу судоремонтному заводу. Самая сложная работа была по приварке разболтавшегося подшипника баллера вертикального руля на зыби южнее Мальдивских островов. Сварщик и его помощник стояли по горло в воде, а Игорь Иванович Гордеев и командир БЧ-5 Леонтий Порфирьевич Басенко, стоя на корме до предела сдифферентованной на нос лодки, следили, чтобы их не накрыло волной, и вовремя отключали сварочный аппарат. К стати, сварка была выполнена так качественно, что флагманский механик по прибытии на Камчатку долго отказывал субмарине в аварийном доке. Экипаж заходил в 1971 г. в Персидский залив, ходил по городу Басра в Ираке.
     19 октября 1970 г. в «Нью-Йорк Таймс» вышел материал, в котором констатировался факт лидирующей роли советского флота в Индийском океане. В заметке под заголовком «Советское военно-морское наращивание в Индийском океане», утверждается что по мнению американских военных аналитиков, Советский Союз становится главной военно-морской силой в Индийском океане, в Красном и Аравийском морях, после того как Великобритания оставляет свои ВМС к востоку от Суэца.
     В ноябре 1970 г. состоялся последний облет Луны беспилотным «Зондом-8». В сентябре 1970 г. часть кораблей космической эскадры пришла в Индийский океан, в том числе и ЭОС «Тамань». В сентябре ЭОС «Баскунчак» и «Диксон» посетили порт Момбаса (Кения).  С прибытием в район сбора кораблей 8-й эскадры и Тихоокеанского флота началась подготовка к поисковой операции. В это время в космосе находилась запущенная 20 октября 1970 г. космическая станция "Зонд-8" с двумя манекенами космонавтов на борту. Она облетела Луну и должна была приводниться в Индийском океане 27 октября.
     В районе наиболее вероятного приводнения "Зонда-8" была сосредоточена группа ЭОС во главе со штабным кораблем «Семен Челюскин». Руководил операцией командир 8-й эскадры контр-адмирал А. Трофимов. От места наиболее вероятного приводнения спускаемого аппарата по направлению трассы движения с северо-запада на юго-восток были выставлены четыре судна эскадры. «Тамань» заняла самую северо-западную точку в шести сутках хода к югу от Бомбея.
     Капитан 1 ранга в отставке Владимир Василевский, командир ЭОС «Тамань» в 1968-1974 гг. вспоминал: «Операция проводилась около 20 часов по местному времени, в темное время суток. На "Тамани" объявили боевую тревогу, усилили визуальное и техническое наблюдение.
     В указанное время в направлении постоянно корректируемой номинально-посадочной трассы появилась яркая летящая "звезда" - спускаемый аппарат вошел в плотные слои атмосферы. Через некоторое время "звезда" погасла и раздался хлопок - это раскрылся парашют. На этапе парашютного спуска поисковой аппаратурой был зафиксирован работающий радиомаяк спускаемого аппарата и определено направление на него.
     "Тамань" начала движение к точке приводнения СА. Через некоторое время слева по курсу судна появилась огненная вспышка - это сработали двигатели мягкой посадки аппарата. Вскоре последовал доклад радиометриста радиолокационной станции: "Слева по курсу цель. Дистанция 10 кабельтовых". С подходом к спускаемому аппарату на дистанцию около одного кабельтова были включены и направлены прожекторы: "Зонд-8" качался на небольшой океанской волне. Возбуждение личного состава, находившегося на верхней палубе, было настолько велико, что раздалось радостное, громкое "Ура!".
     В процессе описываемых событий шли постоянные доклады в ЦУП и на штабной корабль. При визуальном обнаружении спускаемого аппарата было доложено руководству и запрошено "добро" на подъем. Однако от "Челюскина" поступило приказание: "Ждать моего подхода".
     Через 15 минут ЦУП запросил: "Доложите ваши действия". После чего командир эскадры отдал мне приказание приступить к подъему спускаемого аппарата. Для этой цели на "Тамани" были подготовлены специальная команда под руководством помощника командира корабля капитан-лейтенанта Г. Дьяконова и корабельный катер.
     Катер с командой был спущен на воду и приступил к выполнению задания в соответствии с требованиями специальной инструкции. Оно заключалось в следующем: подойти к "Зонду", завести на верхний люк аппарата "паук" (специальный трос для подъема корабельным краном), отбуксировать СА к борту судна для подъема на борт.
     Однако с подходом катера к спускаемому аппарату выяснилось, что парашют при приводнении не отстрелился и катер винтом запутался в его стропах. Получив доклад об этом, я принял решение подходить судном к катеру. Маневр был выполнен, катер с аппаратом находился у левого борта, в районе подъемной стрелы крана. Стропы парашюта были обрезаны, "Зонд" поднят и установлен на специальный ложемент. Операция по подъему аппарата на борт судна с момента спуска катера заняла 42 минуты. О выполнении этой операции мы доложили по команде и сразу же произвели замер уровня радиации СА. Она была в норме.
      Через некоторое время к месту дрейфа "Тамани" подошли другие ЭОС, в том числе и штабной корабль. Командир эскадры принял решение: "Челюскину" подойти к "Тамани", чтобы забрать "Зонд". Но погода начала ухудшаться, волнение моря - усиливаться, и нам с трудом удалось принять техническую группу из трех работников космического КБ, которые сразу приступили к работе с аппаратом. На следующее утро "Зонд" был переправлен на борт "Семена Челюскина", который взял курс на Бомбей, откуда самолетом спускаемый аппарат был доставлен по назначению.»  3 ноября «Семен Челюскин» прибыл в Бомбей, где «Зонд-8» был перегружен на самолет и отправлен в Москву.
     С января по ноябрь 1970 г. корабли ВМФ СССР шесть раз посетили индийские порты Бомбей и Вишакхапатнам, это были обычные посещения. К примеру в этот же период Индию военные корабли США посетили 7 раз, Великобритании 5 раз, Иран 2 раза, Франция – 1 раз.
     12-14 ноября 1970 г. ЭОС «Диксон» посетил с визитом  порт Таматаве Малагасийская Республика (Мадагаскар). БС с 22 июля 1970 г. по 9 января 1971 г.
 
Литература.
  • Алхименко А. П. «Совместная служба и незабываемые встречи с Виктором Антоновичем Николаевым» с сайта <http://www.geroi-vmf.ru/nikolaev_alhimenko.html>
  • Бевз С.А. «Хроника Тихоокеанского флота» Журнал «Тайфун»  № 1 2000 г. стр10-18.
  • Василевский Владимир  «Луна - "Тамань"» «Крымское эхо»  09.04.2011 г.
  • Гвоздев Юрий «”Утка”, погребенная на Сокотре» «Красная звезда» 21.01.1971 г.
  • Глазырин Максим «Летопись русской славы»
  • Гордеев И.И. «Забытым героям дизельного флота посвящается» «Независимое военное обозрение» 03.06.2016 г.
  • Гришанов В.М. Все океаны рядом — М.: Воениздат, 1984 г. стр152-153.
  • «К визиту отряда советских военных кораблей в Государство Маврикий» «Красная звезда» 18.04.1970 г.
  • Каушик Девендра «Индийский океан, проблемы безопасности» перевод с английского Москва «Прогресс» 1976 г.
  • Конкин А.А. «Флот и космос»
  • «Накануне активных действий» «Красная звезда» 19.04.1970 г.
  • «Победивший океанские глубины или Мгновения жизни адмирала Вереникина» «Новая газета» (Ульяновск) 29.07.2005 г. с сайта <http://ulpressa.ru/2005/07/29/article6896/>
  • Тамарин Александр Яковлевич «Цена шплинта» 07 Июнь 2010 10:30 с сайта <http://avtonomka.org/vospominaniya>
  • Урбан Владимир «Подводная застава в Индийском океане» «ВПК» № 29 (145) за 2 августа 2006 г.
  • Allen Marvin Stout «THE SOVIET NAVAL INDIAN OCEAN SQUADRON RAISOM D’ ETRE: ACTION OR REACTION?» September 1983
  • DEREK VERRALL «THE DEVELOPMENT OF THE SOVIET NAVY SINCE WORLD WAR II» Canberra May, 1977
  • Geoffrey Jukes “The Indian Ocean in Soviet naval policy” 1972
  • Heidi S. Phillips «HOST PRESS COVERAGE OF SOVIET NAVAL VISITS TO ISLAMIC COUNTRIES, 1968 - 73» June 1976
  • James M. McConnell «THE SOVIET NAVY IN THE INDIAN OCEAN» August 1971
  • William Augustine Nurthen «SOVIET  STRATEGY  IN THE RED SEA BASIN» March 1980
  • С сайта <http://3tankista.ru/istoricheskaya-spravka/istoriya-150-tp-55-dmp> 
Розин Александр. 
 
Розин Александр.
 
8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.
Хроника боевой службы.
 
 
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18
19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32
 
13. Корабли ВМФ СССР в 1970 г. на БС в Индийском океане.
 
Начало БС в Индийском океане
Конец БС в Индийском океане
Время на БС (меся
цев)
Тип и проект судна (по классификации НАТО)
Название/ бортовой номер/ командир
Посещение иностранных портов
Примечание.
Январь 1970 г.
Март 1970 г.
2
ДПЛ пр.611 (Zulu 5)
 «Б-73» СФ / Лира / к-2р. Б.В.Рудых, второй экипаж к-2р. Б.С.Петрушихин
Дар-эс-Салам (Танзания)
Поход  по  программе  международного  геофизического  года. Вышла из Полярного, в Атлантике к лодке присоединился обеспечивающий теплоход «Эстония» и танкер «Елгава».  ПЛ имела открытое наименование «Лира». Южным путем пришла в Индийский океан, должны были встретится с ПЛ «Вега» но не получилось. В Танзании сменился экипаж на второй, вернулась в Атлантику продолжив поход, потом вПолярный.
19 февраля 1970 г.
27 июня 1970 г.
4
ЭМ пр.56 (Kotlin)
«Бесследный»/ 440 / к-2р. Демышев Г.А.
Аден (Южный Йемен) (c БДК № 564) апрель
Бербера (Сомали) (cБДК № 564)
БС с 3 февраля по 9 июля 1971 г.
19 февраля 1970 г.
20 марта 1970 г.
1
танкер
«Полярник» /  В.А.Никитенко
 
 
 
 
 
ПСК пр.596П(Vytegrales)
«Ямал» / к-2р. Л.И. Карпенко
Аден (Южный Йемен) март
 
Апрель 1970 г.
30 июня 1970 г.
3
БДК пр.1171 (Alligator)
«БДК-77» / 564 / к-2р. А.А.Вдовиченко
Аден (Южный Йемен) (c ЭМ № 440)  апрель
Бербера (Сомали) (cЭМ № 440)
«БДК-77»  с 12.10.1972 г. «50 лет шефства ВЛКСМ».
Выполнял межфлотский переход на ТОФ южным путем, на борту усиленная рота морской пехоты 106 полка морской пехоты ТОФ, под командованием подполковника Л.К.Березкина.  БС с 31.01. по 20.08.1970 г.
3 апреля 1970 г.
24 июня 1970 г.
3
РКР пр.58 (Kynda)
«Адмирал Фокин» / 831 / к-1р. В.В.Суриков
Порт-Луи (Маврикий) 19-23 апреля ?
Бомбей (Индия) май-июнь
 
3 апреля 1970 г.
30 июня 1970 г.
3
БРК пр.57-бис (Krupny)
«Упорный» / 986 / к-2р. В.И.Новокшонов
Бербера (Сомали) с 17 апреля
 
 
3 апреля 1970 г.
22 мая 1970 г.
1
БПК пр.61 (Kashin)
«Одаренный»  / 570 /
 
Для участия в маневрах «Океан», обеспечивал деятельность и стрельбы ПЛАРК «К-7».
3 апреля 1970 г.
12 мая 1970 г.
1
ПЛАРК пр.675 (Echo-II)
«К-7» /  к-2р. Г.А.Xватов
 
Для участия в маневрах «Океан», впервые ракетные стрельбы в Индийском океане с борта ПЛАРК. Старший на борту ЗКД 26-й ДиПЛ к-1р. Ю.Джанелидзе. В ряде западных публикаций говорилось о посещении ПЛАРК порта Бербера в мае, участники похода этого не подтверждают.
3 апреля 1970 г.
21 мая 1970 г.
1
СМТ пр.577 (UDA)
«Вишера»
Порт-Луи (Маврикий) 19-23 апреля
Сингапур
 
Апрель 1970 г.
16 июня 1970 г.
2
ТР пр.502Р (Mayak)
«Ульма»
Сингапур
 
31 марта 1970 г.
10 июля 1970 г.
4
ПБПЛ пр.1886 (Ugra)
«Иван Вахрамеев» / 988 /
Могадишо (Сомали) 17 апреля-5 мая
Умм-Каср(Ирак) 27-31 мая 
Карачи (Пакистан) 13-17 июня
Выполнял межфлотский переход на ТОФ южным путем февраль-июль 1970 г.
Апрель 1970 г.
8 июля 1970 г.
3
ДПЛ пр.641 (Foxtrot)
«Б-8» / к-2р.В.А.Смирнов
Могадишо (Сомали) 17 апреля – 2 мая
Умм-Каср(Ирак) 27-31 мая  
Карачи (Пакистан) 13-17 июня  
 
Май 1970 г.
Май 1970 г.
 
БРЗК пр.394Б
«Приморье» /к-1р. Б.Г. Иванов
Нет
Межфлотский переход с ЧФ на ТОФ вокруг Африки с 25 апреля по 4 июня 1970 г.
Июнь 1970 г.
30 июля 1970 г.
1
БМТ пр.563 (Kazbek)
«Гродно»
Бомбей (Индия)
Басра (Ирак)
Умм-Каср(Ирак)
 
***
2 октября 1970 г.
***
СМТ пр.160 (Altai)
«Ижора»???
Сингапур
 
3 августа 1970 г.
1 февраля 1971 г.
6
ЭМ пр.56 (Kotlin)
«Возбужденный» / 420 /
Аден (Южный Йемен)
Бербера (Сомали)
Порт Судан (Судан)
Умм-Каср(Ирак)
БС с 17 июля 1970 г. по 8 февраля 1971 г., обеспечивал подъем космического аппарата «Зонд-8».
18 августа 1970 г.
1 февраля 1971 г.
5,5
БДК пр.1171 (Alligator)
«БДК-13» / 361 / к-2р. Н.С.Суворин
Аден (Южный Йемен)
Бербера (Сомали)
Порт Судан (Судан)
Умм-Каср(Ирак) 5- января
БС с 07.07.1970 г. по 18.02.1971 г., на борту  рота морской пехоты 390 полка морской пехоты ТОФ, командир майор В.А.Жиляев. Обеспечивал подъем космического аппарата «Зонд-8».
1970 г.
 
 
ЭОС пр. 850 
«Семен Челюскин» /
Мале(Мальдивская республика)
Штабной корабль, на борту командир 8-й эскадры контр-адмирал А. Трофимов. Октябрь 1970 г. - "Зонд-8"
 
 
 
ПСК пр.596П (Vytegrales)
«Тамань» / В.Василевский
 
Октябрь 1970 г. - "Зонд-8"
 
 
 
ПСК пр.596П (Vytegrales)
«Баскунчак»
Момбаса (Кения) сентябрь.
Октябрь 1970 г. - "Зонд-8"
Сентябрь (примерно) 1970 г.
Ноябрь (примерно) 1970 г.
 
ПСК пр.596П(Vytegrales)
«Диксон» ЧФ
Момбаса (Кения) сентябрь.
ТаматавеМалагасийская Республика (Мадагаскар) 12-14 ноября
БС с 22 июля 1970 г. по 09.01.1971 г. Октябрь 1970 г. - "Зонд-8"
17 октября 1970 г.
4 февраля 1971 г.
4
МТЩ пр.264 (Т58)
«Т-9» / 317 / к-л. И.Т.Рыбин
Бербера (Сомали)
Умм-Каср(Ирак) 5- января
«Т-9» с 1975 г. «Приморский комсомолец», первым из МТЩ ТОФ выполнил БС в Индийском океане. БС с 01.10.1970 г. по 22.02.1971 г.
Сентябрь (октябрь) 1970 г.
4 февраля 1971 г.
 
ДПЛ пр.641 (Foxtrot)
«Б-213» /  к-2р. Д.И.Герасимов
Бербера (Сомали)
Выполняла межфлотский переход на ТОФ южным путем, в походе 200 суток, во Владивосток прибыла 16 февраля 1971 г.
7 октября 1970 г.
Март (апрель) 1971 г.
 
ДПЛ пр.641 (Foxtrot)
«Б-135» / к-2р. Л.П. Малышев
Умм-Каср(Ирак) 5- января
Вышли из Владивостока 19 сентября 1970 г., БС продолжалась 8 месяцев примерно по апрель 1971 г.
 
 
Розин Александр.