Эвакуация  ПМТО
 
     В феврале 1991 г. эфиопские войска потерпели полное поражение в Эритрее. Советские военнослужащие на островах Дахлак были поставлены перед необходимостью самим защищать свои объекты, находящиеся на чужой территории. В связи с этим советское правительство приняло решение: построенные нами объекты – мастерские, склады, док – передать по остаточной стоимости Эфиопии, подписав соответствующий договор.
 
 
Первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР
Адмирал флота И.М.Капитанец.
 
      С этой миссией в феврале 1991 г. в Аддис-Абебу вылетела группа офицеров во главе с первым заместителем Главнокомандующего ВМФ СССР Адмиралом флота И.М.Капитанцем. После ознакомления с обстановкой, заслушивания доклада флотских представителей, прибывших с островов Дахлак, было выработано одно предложение: в течение трёх суток совместно с эфиопской стороной подготовить договор о передаче ей объектов на островах Дахлак и продлении соглашения о заходах советских кораблей в порты на Красном море (Массауа). В период этого пятидневного пребывания в Эфиопии на севере обострилась обстановка, сепаратисты развернули поход на Аддис-Абебу. Правительственные войска отступали, неся потери. По этому поводу глава Эфиопии Менгисту Хайле Мариам пригласил главу делегации для передачи послания М.Горбачеву с просьбой о немедленной военной помощи. В последний день пребывания договор о передаче объектов и имущества на островах Дахлак был подписан, и делегация вернулась в Москву. По возвращению через МО СССР И.М.Капитанец сделал доклад М.Горбачеву о результатах поездки и о просьбах руководства Эфиопии.
     После подписания договора была разрешена эвакуация ПМТО. Тем более, что накануне разведка эфиопской правительственной армии проинформировала командование ПМТО о том, что командование сепаратистов приняло решение о высадке десанта на Дахлак с целью захвата складов боеприпасов и имущества, находившегося там. Для этой цели они провели несколько тренировочных учений на одном из островов в Красном море.
 
 
плавмастерская «ПМ-156»
 
      В это время после ремонта в Польше из Лиепаи на Тихоокеанский флот возвращалась плавмастерская «ПМ-156» (командир капитан 3 ранга Трифимов Сергей Вадимович, начальник мастерской Смирнов Борис Сергеевич, старший на переходе   капитан 2 ранга Соляник А.С., командир ПБ "Камчатский Комсомолец"). На рейде Дахлака она заправилась водой от танкера «Шексна» и двинулась домой на Камчатку, пожелав собратьям с «ПМ-129» всего хорошего.
 
 
Экипаж «ПМ - 156» на Дахлаке
 
    Но через 1-2 часа после начала движения плавмастерскую развернули и вернули обратно.
 
    Затем на борт взяли штурмана «ПМ-129» Владимира Ивакина, других офицеров и под охраной и дымовой завесой МПК пошли на о.Нокра. Экипаж «ПМ-156» неожиданно для себя оказался на переднем крае "неизвестной" войны.
 
                                        Главный инженер «ПМ-156» Горчаков Александр Владимирович вспоминает:
«В проливе к б. Мус-Нефит нас обстреляли, мы шли последними за "Шексной", долбили, похоже, по ней! Все снаряды перелетали и взрывались на другом берегу. Было страшно! На мостике и открытых БПБП оставили только офицеров, я дежурил на юте и никого не пускал на палубу. Отшвартовались к пирсу ПМ-129, дня 2 "братались", а потом началась погрузка в трюмы и на верхнюю палубу, венец всему   два ЗИЛ-130 наверх и на рейд в б.Мус-Нефит до темноты». Из интервью командира отряда ПДСС Леонида Губко газете «Факты»: «…. наши корабли решено было снимать. Не добровольно, конечно, а после ультиматума двух объединившихся к тому времени группировок: если до 18 часов не сниметесь, мы расстреляем вас прямой наводкой... Техники мы тогда бросили на миллионы! Оставили всё, кроме оружия и плавсредств. Выход нам все же перекрыли, и мы застряли там на три дня, в течение которых остров превратился в месиво. Потом всё же вышли через бухту Мус-Нефит».
 
 
ПМ - 129
 
      6 февраля 1991 г. в 7 часов утра пришёл приказ о начале эвакуации. В нём предписывалось уйти с Нокры в Аден под видом учений по экстренной эвакуации. В срочном порядке на все имевшиеся в распоряжении суда и корабли, в том числе плавмастерскую «ПМ-129», десантный корабль «БДК-101», морской тральщик «Дизелист», началась погрузка имущества и личного состава.
 
 
морской тральщик «Дизелист»
 
 В суматохе вдруг вспомнили, что по просьбе побывавшего вчера на Нокре губернатора Дахлака на другой остров отправлен специалист, чтобы помочь в сооружении укрытия от бомбёжек для гражданского населения, пришлось предпринять экстренные меры для его возвращения. Эвакуация длилась 4,5 часа. Специалиста привезли буквально перед самым отходом. Последними с острова уходили охранявшие базу от подводных  диверсантов бойцы Черноморского отряда ПДСС – 6 человек, в том числе командир отряда капитан 2 ранга Леонид Губко, старшина 1 статьи Руслан Евтушенко и Александр Пархоменко.
 
катер на подводных крыльях проекта 206М «Т-72»
 
      А из кораблей уходил последним катер на подводных крыльях проекта 206М «Т-72» (бортовой 353) Балтийского флота, которым командовал Андрей Прокопчик, на переходе он прикрывал конвой кораблей до самого Адена. В 11.30 все корабли и суда, загруженные под завязку людьми и имуществом, вышли на внешний рейд и пошли в Аден.
 
 
БДК 101
 
      В интервью Леонида Губко газете «Факты» он говорил, что из-за шторма затонул малый десантный корабль и новенький малый буксир, не рассчитанные на такую волну. Едва успели забрать экипаж. Реально единственной потерей был плашкоут.
 
 
 Плашкоут на буксире  уже начинает тонуть
 
         
Ещё на плаву
 
И вот печальный конец
 
 
      Плашкоуту не повезло - практически на рейде Адена он набрался воды из-за волнения (не шторма) и начал тонуть. Сначала мы тащили его под бортом, но его сильно било и его взяли на буксир. Когда надежды не осталось пом. к-ра Рудин А.Г. в моём присутствии перерубил буксир топором! Засекли координаты, записали в журнал, включили по "верху" гимн СССР и проводили частицу страны и ВМФ! Экипаж этой единицы был с нами, расстроились все!
     Слово участнику тех событий, главному инженеру «ПМ-156» Горчакову Александру Владимировичу: «Уже после выхода через пролив нам прицепили к борту то ли плашкоут, то ли МДК. Это как назвать – скорее первое, но в него погрузили совершенно новую пожарную машину на базе ЗИЛ-130, полную пенообразователя! Наш мех бился в истерике, очень хотел все слить нам, но не дали и как оказалось позже - напрасно.
 
«ПМ-156»
 
 
«ПМ-129»
      А ПМ-129 буксировала действительно малый буксир! Ну а потом путь домой (валютным ходом), разгрузка во Владивостоке и домой!».
 
 
БПК «Василий Чапаев»
 
      В Адене (НДРЙ) группу ППДС срочно пересадили на тихоокеанский БПК «Василий Чапаев» и отправили... в Персидский залив. Многие моряки-участники этих событий были награждены. Офицеры МТЩ «Дизелист» ЧФ были награждены государственными наградами: командир корабля капитан 3 ранга В.Е. Каманин - орденом Красной Звезды, заместитель командира по политической части старший лейтенант А.А.Оборкин, помощник командира старший лейтенант Д.Г. Шайхутдинов и командир БЧ-5 капитан-лейтенант В.А. Какора - орденами "За службу Родине в ВС СССР" III степени, старшие лейтенанты С.Н. Ризатдинов и А.В. Сазонов, мичманы В.М. Кукушкин, Н.П. Козачук, В.Н. Варада, А.А. Оленин, В.Э. Рыбалкин, И.А.Белокопытов, A.M. Кукодинец, .А. Клепиков - медалями "За боевые заслуги".
 
 
МТЩ «Дизелист»
 
      По некоторым данным, с 1975 по 1991 гг. в Эфиопии побывало (по линии МО СССР) 11143 советских граждан, в том числе 79 генералов, 5997 офицеров, 1028 прапорщиков, 3374 сержанта и солдата и 665 рабочих и служащих СА и ВМФ.  Точное число погибших в Эфиопии в 1977-1991 гг. советских военных специалистов и солдат до сих не опубликовано, по последним данным за весь период пребывания погибли (умерли) 79 человек, ранены – 9, пропали без вести – 5 и пленены 3 человека. Входят ли сюда моряки, погибшие в боях с сепаратистами на море и на ПМТО   неизвестно.
     Последующие события показали, что эвакуировались мы вовремя. В начале 1991 г. мятежники начали заключительное наступление против правительственных сил, идя на юг по побережью Красного моря, и к началу апреля они подошли к воротам порта Асэб. В то же самое время они заключили союз с другими группами мятежников (EPRDF) и, направив по крайней мере восемь своих бригад в EPRDF, помогли им  в военных операциях в провинции Гондэр и Gojam. К концу апреля EPLF контролировал почти всю Эритрею за исключением городов Кэрэн, Асмэра и Асэб. Накануне краха правившего в Эфиопии режима, весной 1991 г. отмечены успешные пуски повстанцами ПЗРК «Стрела», вычеркнувших из списка ВВС Эфиопии ещё 2 МиГ-23: один - 30 марта, другой - 14 мая. 15 мая 1991 г. заключительные крупные победы были достигнуты EPRDF на Dese и Kmbolcha, где была захвачена штаб-квартира  3-ей эфиопской армии. 19 мая  эритрейские повстанцы нанесли очередное поражение эфиопским подразделениям в сражении при Дэкэмхаре, в 40 км к югу от Асмэры. Несколько дней спустя, 21 мая, Менгисту Хайле Мариама оставил Аддис-Абебу и сбежал в Зимбабве, оставив временное правительство. 22 мая, по сообщению радиостанции партизан, 27 офицеров ВМС Эфиопии запросили политического убежища в Йемене. Вторая Революционная Армия с 120000 солдатами сдалась в Асмэре 24 мая, в тот же день сдался гарнизон Керен. Гарнизон в порту Асэб сдался после ультиматума на следующий день - 25 мая. 3 РКА типа «Оса» были потоплены. НФОЭ фактически взял под свой контроль всю территорию Эритреи. Остатки флота Эфиопии частично ушли в Саудовскую Аравию и в йеменский порт Мука, где около 4 тысяч военных, находящихся на кораблях, попросили убежища у властей этой страны. В Йемен из порта Асэб ушли 24 корабля. Йеменские власти сообщали, что среди них два фрегата, поставленных из СССР. В числе ушедших в Йемен было учебное судно «Эфиопия», СКР «F-1617», МТЩ пр. 266М, БТЩ пр.1265, 2 АК пр.1400МЭ «Р-206», «Р-207», два патрульных катера типа Swiftships 105 - «Р-203», «Р-204».
     Утром 28 мая 1991 г. войска EPRDF, наконец, вошли в Аддис-Абебу. В июле 1991 г. EPRDF и несколько других оппозиционных групп установили переходное правительство Эфиопии. Таким образом, закончилась шестнадцатилетняя гражданская война: Эритрея отделилась от Эфиопии в 1992 г. и была признана как независимая страна год спустя.
     После того, как война закончилась, база на архипелаге Дахлак была закрыта и расформирована. Но прежде чем отступить, эфиопские солдаты разрушили всю аппаратуру как военного, так и гражданского назначения, разбили и потопили патрульные лодки, корабли и плавающий док – всё, что могло быть использовано эритрейцами. Ныне два крана бывшего плавающего дока поднимаются над уровнем моря в северном проливе между островом Нокра и Дахлак Кебир, в то время как остальная часть дока и затонувшие корабли – место обитания рифовых рыб, кораллов и голубых и черных  пятнистых скатов.
     Русские оставили здесь действующую офицерскую баню на 20 человек, которая является удивительным явлением в одном из самых жарких регионов на Земле, где температура бывает выше + 50 о С !!
     Позднее корабли, которые перешли в Саудовскую Аравию, были переданы флоту Эритреи. А те, которые укрылись в Йемене, в 1993 г. перешли в Джибути - 16 судов были поставлены там на якорь. Постепенно часть судов, стоящих в Джибути была распродана в счет оплаты портовых расходов, в том числе в 1995 г. – СКР «F-1617», МТЩ пр. 266М, БТЩ пр.1265, 2 АК пр.1400МЭ «Р-206», «Р-207», два патрульных катера типа Swiftships 105 - «Р-203», «Р-204». В 1996г. Эфиопия помогла Эритрее во время обострения её отношений с Йеменом, сдав в аренду четыре вертолёта (назад они не вернулись) и позволила Эритрее купить некоторые из остающихся эфиопских военно-морских судов. В 1997 г. ввиду окончательной потери выхода к морю остатки флота Эфиопии было решено продать, на тот момент он насчитывал около 200 человек, один ракетный и два патрульных катера, два тральщика, один десантный корабль и одно вспомогательное судно.